Автор:
Лавринович Наталья Александровна
Урок чтения в 6 классе «Праздники и приметы народного календаря. Март»
Лавринович Н.А., учитель русского языка.
Статья:
Тема урока: Праздники и приметы народного календаря. Март
Тип урока: изучение нового
Цель: познакомить учащихся с приметами народного календаря месяца марта;
задачи:
- отрабатывать навык правильного чтения;
- корригировать и развивать воображение, мышление учащихся на основе работы с текстом; развивать связную и устную речь;
- воспитывать любовь к природе
Оборудование: учебник, доска, слова для словарной работы, народные приметы
Методы и приемы: дидактическая игра,словарная работа,речевая разминка, чтение «про себя», анализ текста, работа с приметами,
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Раз, два, три - слушай и смотри,
-Три, два, раз - мы начнём сейчас! -Какое главное правило на уроке? (Умей слушать других).
II. Подготовка к восприятию нового материала.
а) «Игра с загадками».
-Ребята, у вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня ...
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле...
Закружит она метель,
Принесёт с собой капель,
Вмиг сосульки с крыш собьёт,
Снег повсюду уберёт,
Ручейками зажурчит,
Ярче солнцем заблестит.
И капризна и красна
Долгожданная...
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Она придет вслед за зимой,
Тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна.
А как зовут ее? ...
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
-О каком времени года говорится в данных загадках?
(Весна)
III. Объявление темы и целей урока.
– Тема нашего урока «Праздники и приметы народного календаря. Март» (на доске записана тема урока).
IV. Изучение нового материала.
-Перед тем, как послушать рассказ, проведём словарную работу (работа организована наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его и говорят, как они его понимают, затем учитель дает правильное толкование слова)
Протальник
Солнечник
Капельник
Проталины
а) Чтение текста учителем.
- Послушайте и подумайте, какие изменения происходят в природе с приходом марта?
б) Проверка восприятия.
-Какие изменения происходят в природе с приходом марта? (беседа с учащимися)
в) Чтение текста учащимися «про себя».
-Прочитайте текст «про себя».
-Обратите внимание, на народный календарь.
Речевая физминутка.
г) Чтение текста учащимися вслух.
V.Закрепление материала
Анализ прочитанного текста.
- Какие изменения происходят в природе с приходом марта?
- Как март в народе называют?
- Когда прилетают грачи и скворцы?
- Когда можно увидеть жаворонков?
- Что происходит 26 марта?
- Какой цветок зацветает 30-31 марта?
- Какие еще весенние месяцы вы знаете?
- А кто знает приметы о весне?
(На доске заранее записаны приметы о весне)
- Увидал грача –весну встречай.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже.
- Прочитайте весенние приметы, постарайтесь их запомнить.
(Убираю заключительную часть примет).
-Вспомните, что означает то или иное явление.
(Дети по памяти восстанавливают весенние приметы).
-Я думаю, что знание весенних примет и наблюдательность пригодятся вам в жизни.
VI. Домашнее задание.
-Учебник, стр. 167-168, приготовить рассказ о марте
VII. Итог урока.
-Подведение итога урока
(Выставление оценок учащимся).