Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Рабочая программа по чтению для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Автор:
Лавринович Наталья Александровна

Аннотация:

Аннотация

 Рабочая программа по чтению для 5 класса специально (коррекционной) школы VIII вида. Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2001.-Сб.1.

 

                                                                                                                       Лавринович Н.А., учитель русского языка   

 

2014-12-11

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Коррекционная педагогика, Модуль:Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I-VIII видов

       

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по чтению для 5 класса

 специальной коррекционной школы VIII вида

 

 

 

 

                                                                                                                                   выполнила

учитель русского языка

 Лавринович Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по чтению для 5 класса    составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2001.-Сб.1.        

  Программа рассчитана на 5 класс 136 часов  (4 ч. в неделю), в том числе на внеклассное чтение отводится -9 часов.

Содержание рабочей программы по чтению направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе ОГСКОУ СКОШ № 1 г. Черемхово. Программа содержит материал почтению  помогающий  обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для  социальной адаптации. Содержание обучения по чтению имеет практическую направленность. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Цель: развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

  • формировать у обучающихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • Ø осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе через нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы.

Рабочая программа построена по принципу коррекционной направленности: на уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

  Ведется работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц. На уроках внеклассного чтения формируется  читательская самостоятельность школьников, обсуждаются прочитанные произведения, коллективно составляются краткие отзывы о книгах.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, согласно федерального перечня учебников, рекомендованных, допущенных Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:

-учебники:

  1. 5 класс: «Чтение» Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. З.Ф. Малышева. – М.: «Просвещение», 2006г.;

-методическое пособие для учителя:

  1. А.К.Аксенова. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студ.дефектол. фак.педвузов. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель,2009. – 208с.

Преобладающей формой текущего контроля выступает пересказ текстов разных жанров, чтение стихотворений и прозаических произведений наизусть и устный опрос. Рабочая программа по чтению является одним из важных общеобразовательных предмет, который готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к  непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Объем техники чтения (количество знаков): 45-60 слов;

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся  по их уровню усвоения программного материала по классификации В.В. Воронковой. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству обучающихся. Учитывая особенности усвоения программного материала школьников,  в рабочей программе определены группы обучающихся, чтобы облегчить усвоения основного программного материала.

 

Группы обучающихся,

характеристика группы

Классы (общая численность в группе)

ФИ учащихся

Класс

Кол-во человек

Фамилии

I группа

Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью. Полученные знания и  умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II группа

В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III группа

Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментальный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно. При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связанны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV группа

Учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно- следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты освоения  чтения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности  и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение навыками смыслового чтения текстов  различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

В результате изучения чтения  обучающиеся

5 класса  должны

Знать:

-наизусть 6-8 стихотворений

Уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

 

Содержание программы

 

5 класс (4ч. в неделю)

Устное народное творчество.

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О друзьях – товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».

Спешите делать добрые дела.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик»,В. Осеева «Бабка»,А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо».

О животных.

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,  С. Михалков «Будь человеком».

Из прошлого нашего народа.

О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель» (отрывки), Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,  Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Из произведений зарубежных писателей.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок),
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),  Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Внеклассное чтение

Русские народные сказки, В. Бианки «Лесная газета», В. Бианки «По следам», В. Осеева «Васек Трубачев и его друзья»,  В.Осеева «Волшебное слово», Б.
Житков «На льдине», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», А.Гайдар «Чук и Гек», сказки Г.Х.Андерсена.

Проверка знаний, умений обучающихся

Знания и умения обучающихся по чтению оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих  и итоговых письменных работ, практических работ.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

Ставится ученику, если он:

А)  обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4»

Ставится ученику, если он: 

А) дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;

Б) допускает некоторые ошибки в речи;

В) при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3»

Ставится, если он:

 А) обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;

Б) допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ученику за устные ответы не ставится.

Оценка за технику чтения

Оценка «5»

 Ставится ученику, если он:

А) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;

Б) выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя;

В) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

Г) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

Д) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

Е) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

         Оценка «4»

 Ставится ученику, если он:

А) читает, в основном, правильно, бегло;

Б) допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, предающих интонацию, логических ударений;

В) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

Г)  допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

Д) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

Е) допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

Ж) опускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки;

З) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3»

 Ставится ученику, если он:

А) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;

Б) допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

В)  выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

Г)  делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

Д) затрудняется назвать главных  действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

Е) отвечает на вопросы и  пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

Ж) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ученику за технику чтения не ставится.

Итоговая оценка знаний, умений обучающихся

            1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним балом.

2.  При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им навыками чтения.

3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, техники чтения, чтения наизусть, пересказа текстов.

Календарно-тематическое планирование по классам

5 класс                                                                              

Четверть

Количество часов

I

31

II

32

III

40

IV

32

Год

135

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студ.дефектол. фак.педвузов. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл.: в 2-х сб.-М.: ВЛАДОС.-2001.-Сб.1
  3. Долгих Л.Ю. Дидактика специальной коррекционной школы VIII вида: учебное пособие.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.универ., 2009.-303с.
  4. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: «Просвещение», 2006г.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010