Авторы:
Усманова Алёна Павловна
Постнова Павлина Валентиновна
Попова Ольга Владимировна
Аннотация
Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ЗПР.
А.П.Усманова, О.В.Попова, П.В.Постнова.
В материале отражён системный подход к планированию и проведению занятий с детьми среднего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Материал ориентирован на достижение стандарта дошкольного образования.
Статья адресована практическим работникам специальных (коррекционных) дошкольных учреждений: учителям-дефектологам, воспитателям, психологам, учителям-логопедам. Данное планирование может быть использовано для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с четырёх - пяти лет с задержкой психического развития.
Статья:
Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ЗПР в условиях ДОУ.
А.П.Усманова, О.В.Попова, П.В.Постнова.
Современные методы дифференцированной диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на профилактику вторичных нарушений.
Без оказания своевременной психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развитии, мешают его социальной адаптации.
В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие ребенка, не в полной мере реализуются возрастные возможности. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие в целях обогащения развития, совершенствования психических процессов, обеспечивающих психологическую готовность к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает специальные организованные формы активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного учреждения.
Опыт дошкольного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития говорит о том, что преодоление ЗПР во многом зависит от организации коррекционно-воспитательного процесса со стороны взрослого.
Изучив ряд программ, методических рекомендаций и исследований специалистов, работающих с детьми с ЗПР и собственного опыта работы, мы составили программу «Коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (с 4 до 7 лет).
Целью программы является подготовка ребенка к началу систематического школьного обучения.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
Коррекционные:
- восполнение пробелов, предшествующего развития;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- коррекция недостатков в сфере познавательной деятельности;
- коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- предупреждение школьной дезадаптации.
Образовательные: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.
Воспитательные:воспитание организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; воспитание взаимопомощи, доброжелательности.
По структуре программа включает:
- введение, где даётся психолого-педагогическое обоснование, доказывается необходимость издание данной работы;
- объяснительную записку, в которой обосновывается содержание основных направлений работы и коррекционно-развивающих задач;
- изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы на три этапа обучения.
На основе этой программы мы составили перспективный тематический план коррекционно-развивающей работы для детей средней группыпо разделам (см. Приложение № 1)
1. Формирование целостной картины мира.
2. Развитие речи.
3. ФЭМП.
4. Сенсомоторное развитие.
Система работы по данному плану предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение одной-двух недель, что даёт возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности детей с ЗПР, и обеспечивает более прочное его усвоение. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательно-воспитательный процесс детей с особыми образовательными потребностями.
При поступлении в коррекционную группу дети имеют разный практический опыт и разный уровень подготовленности. Поэтому первые две недели сентября посвящены педагогическому обследованию детей для выявления их индивидуальных особенностей, их начального уровня знаний и умений. Это можно выявить с помощью совместных игр, пробных индивидуальных занятий, наблюдений. Обследование в конце первого полугодия позволяет проанализировать динамику развития и обучения каждого ребёнка. Следовательно, скорректировать и план дальнейшего развития.
Темы и содержание занятий разработаны с учётом методических рекомендаций С.Г.Шевченко.
Список литературы.
1.Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития» коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР. Москва ,1999г.
2. Борякова Н.Ю. «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с ЗПР». Москва, 2003г.
3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект)» методическое пособие. Москва, 2004г.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». Москва, 2001г. 5. Касицына М.А. «Рисующий гномик». Москва, «Гном и Д», 2005г
6. Касицына М.А., Смирнова В. Д. «Дошкольная математика. 1-й год обучения». Москва, 2001г.
7. Касицына М.А., Смирнова В. Д. «Дошкольная математика. 2-й год обучения». Москва, 2001г.
8.Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. ОНР занятия с детьми с 4-5 лет». Москва, «Мозаика-синтез», 2007г.
9. «Занятия по развитию речи в детском саду» п/р О.С. Ушаковой. Москва, «Совершенство»,
2001г.
10..Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР».- Книга 1,2 - М.: Школьная Пресса, 2004г.