Автор:
Каменева Вера Владимировна
Сценарий внеклассного мероприятия по технологии «Шоу платков»
Цель: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Руси.
Наши девушки живут в современном мире, но умение заниматься рукоделием и сейчас остается актуальным. Платок в женской одежде всегда был необходим. Он согревал и украшал, защищал от ветра, холода, дождя, с его помощью можно было отличить девушку от замужней женщины, а мама всегда у нас ассоциируется с большой и теплой шалью. Ведь мать всегда хранительница семейного очага, вот поэтому платок передавался из поколения в поколение и хранили его женщины, как талисман семейной жизни. И самой дорогой подарок для женщины на Руси был красивый платок или шаль.
Статья:
Сценарий внеклассного мероприятия по технологии «Шоу платков»
Цель: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Руси.
Атрибуты: Платки и шали, прялка, веретено, крючки, спицы, пряжа.
(на стульях в центре зала сидят девушки в накинутых на плечи платках и шалях разных форм и расцветок, видов и занимаются рукоделием: вяжут крючком и спицами, прядут)
Ведущий: Традиция шить, вышивать, вязать существует давно. В семье этому ремеслу обучали девочек с малых лет, девушки к 15 годам должны были приготовить приданное: постельные принадлежности, одежду себе и своему будущему мужу и его родным. Поэтому, если девушка не умела рукодельничать, значит, она была ленива и не могла быть хорошей женой и хозяйкой.
Наши девушки живут в современном мире, но умение заниматься рукоделием и сейчас остается актуальным. Платок в женской одежде всегда был необходим. Он согревал и украшал, защищал от ветра, холода, дождя, с его помощью можно было отличить девушку от замужней женщины, а мама всегда у нас ассоциируется с большой и теплой шалью. Ведь мать всегда хранительница семейного очага, вот поэтому платок передавался из поколения в поколение и хранили его женщины, как талисман семейной жизни. И самой дорогой подарок для женщины на Руси был красивый платок или шаль.
Давайте поговорим о самом близком нам человеке, это маме.
1 девушка: Как была б я мастерица, (сидит за прялкой)
Ведущий: Перва молвила девица.
1 девушка: Я б для матушки родной
Соткала платок цветной.
Чтобы розы расцветали,
Сам он был бы набивной.
Ведущий: Цвет и узор платка, их размеры и манеры сочетания с головным убором во многом были обусловлены той или иной местности. Платки завязывали концами вперед и назад, закалывали под подбородком, раскладывали на спине, укрепляли на вершине головного убора. Обычными для платка были квадратные или треугольные формы. Платки и шали были неотъемлемой частью народного женского костюма, как повседневного, так и праздничного.(рисунок №1)
(девушки показывают, как можно было носить платки)
2 девушка: Как была я мастерица (встает и разводит руками)
Ведущий: Втора молвила девица
2 девушка: Я б для матушки родной
Достала бы шаль такую,
Чтобы в мире процветала
Всеми красками блистала. (садится)
(показ слайдов с видами павлопасадских платков)
Ведущий: Во второй половине XIX века в связи с отказом крестьянок многих губерний от старинных головных уборов, которые сохранились только как свадебные, роль платков и шалей в костюме неизмеримо возросла. Развитие этого процесса было ускорено ещё и потому, что отечественная текстильная промышленность начала поставлять на рынок самые разные платки и шали – от самых дорогих, удовлетворяющих самый изысканный вкус русской знати, до дешевых, доступных малосостоятельным семьям. Уже к середине XIX века многие текстильные мануфактуры специализировались на выпуске платков и шалей для определенных сословных групп. Можно только удивляться фантазии, выдумке, разнообразию узоров, созданных талантливыми русскими мастерами для этой незаменимой части народного костюма. Изделия каждой фабрики выделялись своим цветом и характером орнамента.
Для лета крестьянки имели шелковые и тонкие шерстяные шали и платки с тканным или набивным узором. Среди них особую популярность приобрели «Павловские шали» из г. Павловский Пасад Московской губернии. Яркие павловские шали фабрики Лабзина и Грязнова с букетами и гирляндами из садовых цветов неоднократно удостаивались наград на отечественных и международных выставках. Так на Международной выставке 1889 года в Париже они получили бронзовую медаль, а на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде были награждены высшей наградой – Большим гербом.
Современные павлопасадские платки и шали поражают звонким колоритом со смелым сочетанием ярких тонов и красотой узора, где преобладает изображение розы. Были здесь и восточные, так называемые «турецкие» узоры, однако основным всегда оставался растительный орнамент.(рисунок №2)
3 девушка: Как была я мастерица (вяжет спицами)
Ведущий: Третья молвила девица.
3 девушка: Я б для матушки родной
Ничего не пожалела,
Вечерами б всё корпела
И связала плат пуховый
Очень легкий, не тяжелый
(показ слайдов с видами пуховых платков)
Ведущий: Более 100 лет назад начал развиваться оренбургский пуховый платок. В многочисленных воспеваниях и описаниях платки обязательно укажут на здешние раздольные поля, снежные, вьюжные зимы. Может быть они пробудили фантазию, вдохновили платочниц на искусное вывязывание кружевных узоров. Каждая мастерица всякие платки вяжет теплые и ажурные. Каждая паутинка – это 2-3 недели кропотливой работы, а то и больше, в зависимости от опыта. Больше всего ценятся платки целиком ручной вязки. Легкий, нежный, пушистый платок вобрал в себя все три цвета, которые свойственны оренбургским платкам: белый, серый и светло-серый. Красота его достигалась не только за счет рисунков, ног за счет сочетания этих цветов.
(показ платков девушками)(рисунок №3)
4 девушка: Как была я мастерица (вяжет крючком)
Ведущий: Четвёрта молвила девица.
4 девушка: Я б для матушки родной
Совила платок резной.
Чтоб узор там расцветал
Всех на свете радовал.
Ведущий: Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали простые вещи, причем занимались этим только мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Пастухи придумали воздушные петли – основу вязания крючком.
Мы носим одежду связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания и отделке. И нет ничего лучшего, как связать шаль своими руками и подарить её своей маме.
(показ шалей связанных своими руками)(рисунок №4)
Ведущий: Все вы правы мастерицы
Наши школьные девицы.
А теперь давайте вместе мы покажем как в нашем современном мире находится место платку и палантину .(рисунок №5,6)
(девочки показывают, как сейчас можно носить платок и косынку)