Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Аннотация к методической разработке «Что нам даёт сквернословие»

Автор:
Михайлова Елена Николаевна

Аннотация:

Духовно-нравственное воспитание стало неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. В методической разработке рассматривается проблема сквернословия среди учащихся начальной школы и предлагается путь  решения этой проблемы.

Статья:

Цель: исключить использование детьми в речи бранных слов.

Задачи:

  • выяснить причины сквернословия ;
  • провести разъяснительную работу с учащимися и родителями.

Методы: беседы, анкетирование, совместное мероприятие с родителями.

Ожидаемые результаты: после полученной информации и проведённой работы дети должны перестать употреблять в речи бранные слова.

 

 

Я работаю учителем начальных классов. У меня 25 учеников, из них 19 мальчиков и 6 девочек. Такой состав учащихся создаёт определённые трудности в работе: дети подвижные и шумные. Но это всё мелочи. В последнее время я всё чаще стала замечать, что несколько учащихся моего  класса  употребляют бранные слова в общении со своими одноклассниками. Дети стали жаловаться на это, да и сама я несколько раз была свидетелем сквернословия. На замечания нарушители дисциплины реагировали адекватно, обещали больше этого не делать, понимая, что это плохо,  но проходило какое-то время и всё повторялось снова. Родители этих учащихся были поставлены в известность, но только разводили руками, не зная, что делать. Мною была изучена  литературу на тему «Почему дети сквернословят». Из разных источников стало ясно, что причин сквернословия может быть несколько:

  • ребёнок не понимает значения слов;
  • это способ привлечения внимания;
  • подражание и стремление быть на кого-то похожим;
  • влияние телевидения;
  • компенсация неуспешности;
  • желание отомстить;
  • употребление в коллективе, в котором общается ребёнок;
  • проблемы в семье.

Причина непонимания значения слов была сразу мною исключена, так как дети 9-10 лет хорошо понимают то, что говорят. Компенсация неуспешности тоже как-то не подходит, потому что я стараюсь во всём найти положительные стороны, и за малейший прогресс ребёнок поощряется, на это были настроены и родители с самого начала обучения. Семьи учащихся я знаю достаточно хорошо, и пока ни одна семья не вызывала тревоги. Я сознательно не стала работать с этой группой учащихся отдельно.

 

 

Первый шаг, который я решила сделать, это провести беседу  на тему «Что такое сквернословие» на уроке русского языка при изучении темы «Сложные слова»

На доске запись:

Из всех видов разрушительного оружия,
Которое способен придумать человек,
Самое ужасное и сильное – слово.
Слово разрушает незаметно.
П. Коэльо

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Дети высказали своё мнение, ответы получились самые разные.)

-Может ли слово быть ужасным и разрушительным?

(Да, может.)

-Вспомните ситуации, в которых, по вашему мнению, слова что-то разрушили.
(Обиделся на друга, перестали дружить.)

-Почему говорят, что слово разрушает незаметно?

(Потому что, если мы подерёмся - это видно, а скажем обидное слово-этого сразу не видно, человек может обидеться не сразу или не показать обиды.)

- Сегодня мы постараемся с вами разобраться, что же такое «сквернословие».

-Запишите это слово в тетради и разберите его по составу. Что у вас получилось?

 (Это слово сложное, состоит из двух корней-скверн и – слов, т.е. скверное слово.)

- А как вы считаете, какие слова называются скверными?

 (Ругательные, на которые обижается человек, слова, которые в обществе не принято употреблять.)

- Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, ругательство, мат. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

- Давайте выясним по словарям значение этого слова.

Дети делятся на две группы: одна группа работает со словарём Ушакова, другая - Даля.

После подготовки учащиеся зачитывают статьи слов (учитель в процессе работы договаривается с детьми, до каких пор они будут зачитывать статьи, т. к статья Даля достаточно большая)

Толковый словарь русского языка Ушакова:

СКВЕ'РНА, ы, мн. нет, собир., ж. (церк.-книжн., теперь ритор. презрит.). Всё гнусное, мерзкое; пороки.

Толковый словарь  Даля:

СКВЕРНА - ж. сквер м. вост: мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное.

- Вам нравятся значения этого слова?

(Нет.)

-По-моему, только после этого,  бранные слова не стоит употреблять ни в речи, ни в мыслях - это всё самое плохое.

 

 

Вторым шагом я предложила детям ответить на вопросы анкеты «Моё отношение к сквернословию» анонимно, выбрав самый подходящий для них ответ из предложенных вариантов. Попросила их быть предельно честными.

 

 

  Анкета для учащихся  «Моё отношение к сквернословию»

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

·         на улице

·         в школе

·         по телевизору

·         от знакомых взрослых

·         дома

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

·         да, влияют

·         нет, не влияют

·         затрудняюсь ответить

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

·         мне стыдно

·         испытываю гордость

·         мне всё равно

·         я не ругаюсь

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

·         мне стыдно

·         испытываю гордость

·         мне всё равно

·         я не ругаюсь

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

·         злость

·         доброту

·         радость

·         ничего

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

·         хочешь привлечь внимание

·         подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

·         желаю отомстить кому-то

·         от обиды

·         получается случайно

·         я не ругаюсь

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

·         да

·         нет

·         мне всё равно

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

·         от меня самого

·         от других

·         от меня не зависит

·         затрудняюсь ответить

 

После обработки были получены следующие результаты:

1. Где чаще всего ты слышишь брань?

( результаты про школу меня шокировали, есть над чем поработать и мне, и родителям, а дома никто не ругается…?)

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

( надо будет убедить и затрудняющихся, и заблуждающихся, что влияет)

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

 

 

( кому-то всё равно, это плохо)

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

( хорошо, что нет равнодушных и испытывающих гордость)

5. Что, по твоему мнению, что  выражает лицо человека, который сквернословит?

( да, всё - таки часть детей недопонимают проблему)

6. Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

( значит, месть и обида присутствуют; надо же, внимание пытаются привлечь…)

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

(достичь необходимо 100% отрицательного ответа)

8. А как ты думаешь, от кого зависит красота и чистота твоей речи?

(хорошо, что большинство детей понимают зависимость)

 

 

Третьим шагом на собрании родителям было предложено ответить

 практически на те же самые вопросы.

 

 

Анкета для родителей.

Обведите наиболее подходящий для Вас ответ.

1.Как Вы думаете, где чаще всего Ваш ребёнок слышит брань?

·         на улице

·         в школе

·         по телевизору

·         от знакомых взрослых

·         дома

2. Как Вы думаете, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

·         да, влияют

·         нет, не влияют

·         затрудняюсь ответить

3. Как вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали сверстники?

·         ему стыдно

·         испытывает гордость

·         ему всё равно

·         он не ругается

4. Как Вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали  взрослые?

·         ему стыдно

·         испытывает гордость

·         ему всё равно

·         он не ругается

5. По Вашему мнению, какие чувства выражает лицо человека, который сквернословит?

·         злость

·         доброту

·         радость

·         ничего

6. Как Вы думаете, какую цель преследует Ваш ребёнок, когда сквернословит?

·         хочет привлечь внимание

·         подражает кому-то и стремится быть похожим на него

·         желает отомстить кому-то

·         от обиды

·         получается случайно

·         он не ругается

7. Как Вы думаете, хотел бы Ваш ребёнок, чтобы его друзья и люди, окружающие его, сквернословили?

·         да

·         нет

·         ему  всё равно

8. Как Вы думаете, от кого зависит чистота и красота Вашей речи?

·         от меня самого

·         от других

·         от меня не зависит

·         затрудняюсь ответить

 

Результаты опроса родителей.

1. Как Вы думаете, где чаще всего Ваш ребёнок слышит брань?

( про улицу и школу почти совпало)

2. Как Вы думаете, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

(некоторые родители тоже заблуждаются)

3. Как вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали сверстники?

4. Как Вы думаете, какие чувства испытывает Ваш ребёнок, когда понимает, что его брань услышали  взрослые?

5. По Вашему мнению, какие чувства выражает лицо человека, который сквернословит?

(ну, родители дают…)

6. Как Вы думаете, какую цель преследует Ваш ребёнок, когда сквернословит?

7. Как Вы думаете, хотел бы Ваш ребёнок, чтобы его друзья и люди, окружающие его,  сквернословили?

(это радует)

      8. Как Вы думаете, от кого зависит чистота и красота Вашей речи?

(и это радует)

 

 

Четвёртый шаг. После обработки всех результатов итоги  были доведены до сведения детей и родителей. Я предложила провести совместное мероприятие

 « Что нам даёт сквернословие?» Для подготовки к этому мероприятию родители и дети были разделены на группы (в группу входили родители вместе со своими детьми). На группы делились по своему желанию. Было предложено следующее:

  1. Подобрать материал об истории возникновения сквернословия.
  2. Подобрать материал о влиянии сквернословия на здоровье.
  3. Подобрать пословицы и поговорки о сквернословии.
  4. Нарисовать, как выглядят лица людей, которые сквернословят.
  5. Подобрать материал о том, что говорит христианская религия о сквернословии.

Родители активно готовились вместе с детьми, нашли очень интересные материалы.

Они постоянно консультировались со мной по поводу содержания материала.

На мероприятие был приглашён батюшка, речь которого с огромным вниманием слушали и родители, и дети. Каждая выступающая группа в конце выступления подводила итог и высказывала своё мнение по теме мероприятия. Получилось, что плюсов у сквернословия нет, оно наносит человеку только вред.

Пришли к выводу: раз сквернословие-это плохо, то и делать этого не нужно.

Дети стали ругаться  меньше.

 

 

Шаг пятый. Через какое-то время снова собрались вместе с родителями и детьми за «Столом переговоров». Решили в классе принять Закон, запрещающий сквернословие. За нарушение закона следует наказание:

  1. Фотография нарушителя помещается на «Доску не почёта»  (или  «Доска позора») с соответствующей надписью.
  2. Сообщается родителям, что их ребёнок нарушил закон.
  3. Родители запрещают ребёнку на 2 недели то, чем ему нравится заниматься больше всего (для большинства детей самым «страшным» наказанием  было лишиться компьютера, это мы выяснили за столом переговоров).

Ещё на собрании, с родителями тоже был заключён негласный договор, ведь, положа руку на сердце, взрослые тоже в своей речи зачастую употребляют «крепкое словцо», и если мы хотим чтобы наши дети этого не делали, то и сами не должны этого делать.

 

 

Р.S. Прошло уже достаточно много времени после принятия Закона. «Доска не почёта» пуста. Всё  получилось!

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010