Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Литературное чтение. Программа «Начальная школа 21 века». 2 класс

Автор:
Насибова Багиля Аясбаевна

Аннотация:

Урок построен с использованием современной технологии – ИКТ, толкового словаря В.Даля, энциклопедии, учебника и рабочей тетради. Цель урока и учителя: ознакомить учащихся с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»; показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать доброе отношение к природе. Учителем создана проблемная ситуация – определить тип текста и найти отличие от другого типа текста. Учащиеся опираясь на свои наблюдения , новый материал урока , под руководством учителя находят ответы на вопросы учителя. Материал урока может пополнить знания учащихся, развить речь детей, совершенствовать навыки чтения, способствовать воспитанию доброго отношения к природе. Аннотация составлена автором (SC – 4681) Б.А. Насибовой, отличником народного просвещения победителем конкурса лучших учителей РФ, учителем начальных классов высшей категории «СОШ п. Горный » Саратовская область.

Статья:

Тема: « Г.Скребицкий, В. Чаплина  «Как белочка зимует» (научно- познавательный рассказ).

Цели: ознакомить учащихся с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»; показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать  доброе отношение к природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, толковый словарь В.Даля, слова на карточках (натуралист, орнитолог, научно-познавательный рассказ), энциклопедия «Живой мир»         К. Стокли. М., «РОСМЭН» 1999., слайды, учебник и рабочая тетрадь для учащихся 2класса. 

Ход урока.

      1.Организационный момент.

                      Сегодня урок необычный у нас.

                      Готов к нему, вижу, каждый из вас.

                      Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

                      За парты садитесь, пора начинать.

2. Проверка домашнего задания.

 Выразительное чтение стихотворения Н.Некрасова «Саша» (отрывок) с.142-143 учебника. Подведение итогов.

       3.Изучение нового материала.

- Необычен урок тем, что я хочу сейчас, когда в природе поздняя осень, пригласить вас на короткую  заочную прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время прогулки мы побеседуем с вами, проведём наблюдения, возможно, кто- то из вас сделает для себя открытие и полюбуемся красотой зимнего леса и природой.  (Звучит спокойная музыка для релаксации. Проецируется  на экран картина зимнего леса).

-Ребята, скажите, можно ли  встретить в зимнем лесу человека?

-Кто это может быть? (лыжник, охотник, фотограф)

- А можно  встретить в лесу  орнитолога, натуралиста? Кому непонятны значения этих слов? Давайте найдём значения слов в толковом словаре В. Даля.  (Работа со словарём. Слова на карточках выставляются на магнитную доску).

- Можно ли услышать голоса птиц? Каких?

-А сейчас отгадайте мою загадку.

                                      Кто по ёлкам ловко скачет

                                      И влезает на дубы.

                                      Кто в дупле орехи прячет,

                                      Сушит на зиму грибы?

-Что вы узнали из загадки о белке? ( Проецируется картинка с изображением белки в рыжей шубке).

- Кто может описать внешний вид белочки? (Проецируется  изображение белки в серой шубке).

- Объясните, почему изменился цвет шубки.

-А знаете ли вы, где живут белки? (Проецируется гнездо белки).

-Рассмотрите жильё белочки, расскажите, как построено её  гнездо.

-Молодцы, ребята! Вы внимательны и наблюдательны, поэтому ваши ответы верные. Много интересного вы узнаете, прочитав рассказ Г.Скребицкого и В. Чаплиной «Как зимует белочка». (Проецируются портреты писателей,внизу заголовок рассказа).

4.  Рассказ читает учитель.

-Вы прослушали текст. Какой это текст? Это текст - описание? (В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом).

Это текст – повествование? (Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло).

- Тогда, что же это за текст? Давайте попытаемся найти ответ в самом тексте.

- Прочитайте заголовок текста. О чём будет этот рассказ? ( О том, как зимует белочка).

- Сколько в тексте абзацев? (4). Прочитайте 1-й абзац.

-О чём здесь рассказывается? ( О том, что белочке  зима не страшна).

-2-й и 3-й абзацы прочитайте самостоятельно.

-Что вы здесь узнали? Узнали, как устроено гнездо белочки. Прочитайте, как устроено гнездо. Совпали ли наши наблюдения  со сведениями авторов?  Авторы текста – натуралисты, знатоки природы.

В своём рассказе они  не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.

4 - абзац прочитаем цепочкой. - О чём мы узнали  в этом абзаце?       (Узнали, как зимует белочка).

Кто сможет подвести итог  нашей работы?  ( Мы познали много сведений  о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений,  данные  изучены учёными, в данном случае натуралистами.)

- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями? (Научно- познавательный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.

Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком  художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках ( показываю).

 Физминутка.

5.Выполняется задание №3 на странице 145 учебника.

-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова – белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка.)

-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.

 6. Самостоятельная работа.

 -Выполните задания № 1-2 на странице 70 в рабочей тетради.

7. Рефлексия.

- Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,«На уроке мне было…»

 8. Домашнее задание.

 Задания на выбор – 1. чтение и подробный пересказ текста ,

                                      2. решить кроссворд в рабочей тетради на с

                                      3. прочитать другой научно – познавательный рассказ.

Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за работу. Прогулка в зимний лес завершилась. Красота зимнего леса и новая встреча с прекрасным дала нам заряд бодрости и напомнила о добром отношении ко всему  окружающему миру.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010