Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Обучение грамоте, 1 класс

Автор:
Черникова Ирина Леонидовна

Аннотация:

Черникова Ирина Леонидовна,
 учитель начальных классов
МОУ «Емецкая средняя общеобразовательная
школа имени Н.М.Рубцова»
Холмогорского района Архангельской области.

Обучение грамоте 1 класс
Тема:       Знакомство с буквами Щ, щ.
Задачи:  - Познакомить с новыми буквами.
               - Формировать представление детей о новом     
                  звуке, как о глухом мягком непарном звуке.
               - Формировать навыки чтения, работы с текстом, умение фантазировать.
               - Формировать навыки работы ученика с персональным компьютером.

Статья:

Тема: Знакомство с буквами Щ, щ.
Задачи: 
•    Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о новом звуке, как о глухом мягком непарном звуке.
•    Формировать навыки чтения, работы с текстом, умение фантазировать.
•    Формировать навыки работы ученика с персональным компьютером.
Оборудование: Мультимедийный аппарат, пк ученика, пк учителя, УМК «Начальная школа « Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия», м/м приложение к «Русской азбуке» иллюстрации, карточки, учебник «Русская азбука» Горецкий В.Г.

Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Мы начнём урок.
- Обычно на уроке мы отправляемся с вами в какое-нибудь  путешествие. А  сегодня пойдём на конкретное дело. А вот куда мы пойдём, вы узнаете, отгадав ребус.
(< Рисунок 1>)
- Правильно, мы пойдём на рыбалку! Поднимите руки те, кто был на рыбалке. Сегодня вы будете нашими помощниками и консультантами.

II.Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Каким должен быть рыбак?
- Сейчас проверим, какие вы умные, смышленые.
Игра «Налови рыбку»
У вас на столе лежит рыбка, на ней - буква. На доске – два ведёрка. В первое ведро нужно положить рыбку с той буквой, которая обозначает звонкий согласный звук, а во второе ведро – глухой согласный звук. (м, ж, з, б, с, ш, п, т, х)
(< Рисунок 2>)  (< Рисунок 3>)
- Какие здесь есть буквы- подружки? (ж-ш, з-с)
- Как мы их называем?

III. Постановка темы и цели
- Сегодня мы с вами постараемся выловить рыбу, в названии которой есть новая для вас буква.

IV. Работа над новым материалом
1. Выделение звука
- Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, какую рыбу будем ловить.
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь - в котел попала.
(Щука)
- Кто из вас видел щуку? Что вы о ней знаете?

2. Рассказ учителя.
Щука довольно крупная рыба. Длина её может достигать 1,5 метров, а масса- 60 килограммов. Тело имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Щука – чрезвычайно прожорливая хищница. Питается в основном рыбой, но её добычей могут быть и мелкие грызуны, например, мыши или кроты, попавшие в воду. Может она охотиться на мелких водоплавающих птиц. Зубы у щуки острые мелкие, направленные внутрь пасти.
(Приложение 1)

3. Работа над схемой слова
- Составьте у себя на парте схему слова щука. (индивидуальные звуковые схемы)
- Какой звук вы слышите в начале слова? Каким цветом обозначили? Почему?
Вывод:  звук [щ] – согласный глухой, всегда мягкий

4. Знакомство с буквами Щ, щ.
- Звук  [щ] обозначается буквой щ. На что похожа буква?

5.Работа на ПК ученика УМК  обучение грамоте урок 14 задание 5
- Сейчас каждый из вас сам выловит щуку!

Физминутка
Рыбки плавали, купались
В тёплой свеженькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То нырнут, то окунутся,
То зароются в песке.

6. Чтение слогов
- Что заметили? С какими гласными буквами нет слогов? (э, я, ю)

7. Работа над правилом
- ЩА – пиши с буквой а
- ЩУ – пиши с буквой у

8.Чтение слов
- Прочитайте слова по схеме.
(< Рисунок 4>)
- Чем похожи эти слова? ( ЩУ)
- Что их объединяет? (тема- рыбалка)

V.Закрепление
1.Работа в учебнике. Беседа по иллюстрации
- Отгадайте загадку, о каком сказочном герое идёт речь?
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?
- Как зовут героя? Из какой сказки? (Емеля «По щучьему велению»)
-Откройте учебник, посмотрите на иллюстрацию на странице 186-187.
- О чём мечтал Емеля? А ведь в настоящее время, благодаря, техническому прогрессу, его мечты сбылись!
Вода сама приходит в дом - водопровод.
Сани сами возят дрова – грузовая машина.
Передвигаться в тепле – комфортные легковые автомобили.

2. Работа над скороговорками.
- Прочитай первую скороговорку.
- Какой звук повторяется чаще всего?
- Что узнали об этом звуке?
- Прочитайте вторую скороговорку.
- Кто такой лещ?
- Почему этих рыб не сыщешь в роще?

3. Рассказ о леще
- Что знаете об этой рыбе?
Длина тела средней рыбы 40-70 см. Масса – 5-6 кг. Тело сжато с боков. Водится в озёрах, реках. Держится группами в глубоких местах.
(Приложение 2)

4. Работа над стихотворением. Работа на ПК ученика
- Про щуку вы сегодня уже много узнали, а вот чем любят заниматься лещи, вы узнаете из стихотворения.
- Откройте файл. Ваши стихотворные строчки, как леска на удочке, запутались. Надо их распутать – определить порядок и пронумеровать. Подсказка на странице 187.
(< Рисунок 5>)

Физкультминутка
Движения под песню «Любитель рыболов»
(Приложение 3)

5. Чтение слов
- Прочитайте слова на странице 187.
- Что общего?
- Что узнали о букве Щ?
- Какие слова  сегодня ещё не звучали?
- Что обозначают слова чаща, щегол?
Чаща – густой частый лес.
Щегол – певчая птица.
                       

VI. Формирование навыка работы на пк
- Хитрая щука приготовила для вас ещё одно задание на внимание.
             УМК обучение грамоте урок 14 задание 6

VII. Подведение итогов урока
- Хоть, по- настоящему мы рыбы не наловили, но рыбалка оказалась очень полезной.
- Что нового узнали на уроке?
- С какой буквой познакомились?
- На память об уроке вам в подарок рыбка. Если вы захотите, то можете её раскрасить в золотистый цвет и пусть она исполнит ваши самые заветные желания.
(< Рисунок 6>)

Спасибо за урок!

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010