Автор:
Елисеева Антонида Петровна
Доброе слово, что ясный день
Внеклассное мероприятие имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Данное занятие поможет формировать у детей представление о доброте, как о важном человеческом качестве; стимулировать стремление ребенка совершать добрые поступки. учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.
Елисеева Антонида Петровна
2014-12-26
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Дошкольное и начальное школьное образование, Модуль:Начальная школа
Статья:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емелькинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие для учащихся
начальных классов
«Доброе слово, что ясный день»
Учитель начальных классов:
Елисеева Антонида Петровна
Цели:
1) повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг другу, моделируя нужные ситуации;
2) познакомить с правильной манерой произнесения волшебных слов – голосовой интонацией;
3) обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
Оборудование
1. Рисунок – карта «Город Волшебных слов» с названиями пунктов: «улица Добрых слов», «Тупик Вредных советов», «Парк сказок и пословиц», «Весёлая полянка», «Аллея игр», «Площадь Добра»
2. кукла, фломастеры.
3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
4. Карточки с «вредными» советами
5. Карточки для слов.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись песни о дружбе.
8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.
Ход занятия
- Чтение стихотворений (ученики читают стихи)
Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»-
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста
Отменить что ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду
Простите, я больше не буду.
Учитель:
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов. Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писателя В. Осеевой «Волшебное слово».
- Скажите, какое волшебное слово сказал старичок Павлику?
- А помогло ли ему это слово?
- Как надо было произносить волшебное слово?
Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на самом деле их много.
Мы начинаем путешествие с улицы Добрых слов. Для начала проведем небольшую викторину: проверим, какие волшебные слова вы знаете.
(Дети называют волшебные слова)
Учитель:
- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Многое зависит от того, как они сказаны: грубо и невежливо или спокойно и приветливо. Если сказано грубо и невежливо, тогда они престают быть «волшебными».
- Посмотрите, кажется, мы попали в тупик Вредных советов.
- Скажите, что в этих советах неправильного, вредного. Как, по-вашему, надо поступить в данных ситуациях.
(Учитель читает вслух советы)
1. Если ты пришёл к знакомым – не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
2. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
3. Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
4. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Если, что надо, кричи громче всех.
5. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал.
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
6. Девчонок надо никогда нигде не замечать,
И не давать проходу им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
7. Если к маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Учитель:
- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок и пословиц. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта – признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра над злом. («Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка» и другие). Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках.
(Чтение пословиц о добре)
- Добро творить - себя веселить.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Все любят добро, да не всех любит оно.
- От добра до худа один шаг.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
- Кто добро творит, тому Бог отплатит.
- Никакое худо до добра не доведёт.
- Добро не умрёт, а зло пропадёт.
- Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
- Доброта без разума пуста.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Доброму человеку, что день, то и праздник.
- В добре жить хорошо.
- Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.
- Древо познания добра и зла.
- Доброму добро, а худому пополам ведро.
- Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Учитель:
- Мы попали на Веселую полянку. Веселая полянка не отпустит нас, пока не решим две задачи. В условиях есть кое-какие ошибки, найдите и исправьте их.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
(Не надо кричать, а вежливо спросить «который час?», употребить слово «пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо»).
- Девочка возмущенно пожаловалась маме:
- Во дворе мальчишка такой невежа, зовёт меня Галкой.
- А ты как его зовёшь? – спросила мама.
- Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
(Девочка должна звать мальчика по имени).
Учитель:
- Мы остановимся на Аллее игр. Проведём игру. Я стану читать рассказ, а вы вставляете нужные слова.
- Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь ……. (пожалуйста). Женщина вежливо поблагодарила Вову ……. (спасибо). Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу, же сказал ……(извините).
- А теперь мы оказались на улице Театральная. Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба,
От слова тёплого… (Спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (Добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (Спасибо)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь,… (Здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим… (Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (До свидания)
Стихотворение “Слушай хорошенько” (с куклой) (читает ученица)
Слушай хорошенько,
Кукле я сказала,
Полно наряжаться,
Это баловство.
“Здравствуйте”, при встрече
Взрослым говорят,
За подарки, помощь,
Всех благодарят.
Ты уже большою
Девочкою стала,
А ещё не знаешь
Ровно ничего.
Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети,
Всегда так поступают
Будь и ты такою,
И тебя тот час,
Попрошу зачислить,
В первый класс
Стихотворение “Ежели вы вежливы” (читает ученик)
1. Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи
Вы место, без сомнения,
Уступите старухе.
2. Ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3. Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем,
Трещать, как две сороки.
4. И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите,
Без просьбы, то есть сами.
5. И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей.
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
6. И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее
Вы будете защитником,
Перед сильным не робея.
Учитель:
- Наше путешествие подходит к концу. Оно завершится на главной площади города – площади Добра.
- По какому городу мы с вами путешествовали? С какими вежливыми словами встретились? На прощанье всем хочется сказать только хорошие слова.
1 ученик.
Много славных дел ждёт нас впереди, но прежде всего мы должны врасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и справедливыми.
2 ученик.
Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.
3 ученик.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни друзьям, ни родителям нашим. Надо стараться всегда и во всём быть полезным людям.
Учитель:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек- это тот, кто любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
Надо, надо очень добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Песня «Улыбка»