Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Воспитание нравственности через сюжетно-ролевую игру

Автор:
Примаченко Евдокия Алексеевна

Аннотация:

Игра является важнейшим средством воспитания детей. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет. В этой работе показано какую роль в жизни современных детей оказывает сюжетно-ролевая игра, приводится личный опыт работы в этом направлении, даются рекомендации родителям о том, как играть с собственными детьми. Предоставлена практическая работа: конспект игрового занятия «Почта».

Статья:

« … Только благодаря правильному воспитанию с  раннего детства

происходит закладка нравственных качеств личности ребенка.»

В.А.Сухомлинский

 

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего развития личности ребенка.

В структуре игры, как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

Тема игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например семья,  поликлиника, магазин, почта и т.п.).

Сюжет определяют события, которые изображаются в игре в определенной последовательности. Внутри одной темы могут реализовываться разнообразные сюжеты. Например, игра в магазин может быть игрой в овощной магазин, продовольственный, универсам или супермаркет и т.п. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям- образам. Оно зависит, прежде всего, от близости темы личному опыту ребенка. Если ребенок не владеет соответствующими представлениями, сюжет игры развиваться не будет. Важным является также согласованность ролей в игре. Это предполагает наличие у детей понимания друг друга, умение взаимодействовать друг с другом. Однако эти вопросы не являются результатом спонтанного развития ребенка, а требуют особого руководства со стороны взрослых.  Формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения- быть, как взрослый.

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые и являются источником общения. Общение взрослых с ребенком должно быть педагогически ценным, только тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.

Игра - один из  видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях нравственного  воспитания и обучения дошкольников, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым  в предлагаемые игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Самые любимые игры дошкольников - это игры совместные. Ребенок тянется к обществу сверстников. Чем старше становится ребенок, все более коллективный характер приобретает игра.

Вся моя жизнь прошла в общении с детьми. Учитывая мой жизненный опыт, могу сравнить воспитание детей  нашего поколения и нынешнего. Хочется отметить, что разница в воспитании очень большая. Войдя в автобус, видишь, как мама с сумками стоит, а ребенок, который в состоянии и  постоять, сидит; как подросток обзывает свою мать, бабушку, требуя купить ему абсолютно ненужную вещь; как ребенок жестоко избивает беззащитное животное. Сколько проблемных детей, которые в раннем возрасте уже начинают выпивать, курить, употреблять наркотики. Хочется исправить это, помочь детям стать на путь истинный, правильный ; объяснить родителям, что ребенок растет не сам по себе . Он,- веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья,- это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви и мудрости. Те, кто хочет справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего , на себя. Поэтому, работая в дошкольном учреждении воспитателем, я решила глубже работать над темой «Нравственное воспитание детей», чтобы хоть как-то помочь родителям и детям. По самообразованию работала над темой «Развитие общения дошкольника со сверстниками, взрослыми», «Отношение дошкольников к личности воспитателя», «Развитие нравственности через сюжетно-ролевую игру», «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» , кружковая работа тоже связана с нравственным воспитанием детей «Нравственное воспитание через театрализованную деятельность детей».

И убедилась в правоте высказываний наших известных педагогов, что «воспитывать ребенка нужно уже в утробе матери», а с первых лет жизни ребенка необходимо формировать  у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.

Наблюдения за детьми группы показали, что дети  играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх детей  в настоящее время наблюдается много негатива, дети отображают вредные привычки родителей, неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. Я сделала вывод, что у детей нет еще своего жизненного опыта – они только повторяют в своих играх то, что видят вокруг себя.

Сегодня словосочетание «дошкольник и игра» снова входит в моду. Считается хорошим тоном говорить: «Вот раньше дети играли, а теперь…» Но давайте будем честными и признаемся, что игра в дошкольном образовании всегда была Золушкой, к ней редко относились достаточно серьезно. Даже, когда говоришь родителям, что ребенок сегодня играл замечательно, то слышишь : «А каким делом он сегодня занимался?» Это происходит потому, что родители люди серьезные, занятые и никогда с детьми ни во что не играют. Или не умеют. Поэтому многие повторяют фразу, что игре нужно учить. Но ведь игра ,особенно если это сюжетно-ролевая игра- интимный процесс и спонтанный и, конечно, не для посторонних глаз. Ведь как говорила известный психолог Усова - это форма организации жизнедеятельности. В игре нельзя командовать или скомандовать: «Давайте играть в парикмахерскую», а нужно научиться играть «вкусно» и получать от этого удовольствие. А когда нет такого чувства, то лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться ее организовывать. Чтобы организовать ролевую игру, необходим игровой опыт. На сегодняшний день проблема с его приобретением.

В детском саду нельзя работать  не играя, так как ребенок- человек играющий. Иногда смотришь на детей, которых играть не учили: игрушек полно, играй - не хочу. А дети не знают на чем остановиться, не оказалось среди них лидера, который  смог бы организовать игру. Но если им помочь распределить роли, подсказать сюжет – глядишь - они и заиграют. И в следующий раз им легче развернуть игровую ситуацию. В игре отражается то, что мы ребенку дали. Понаблюдав за игрой, можно узнать, чем ребенок богат. Но в игру бессмысленно внедряться и пытаться в ней что-то поменять. Ребенка надо уважать, управлять в этот момент им нельзя.

Я стараюсь выступить в большинстве в качестве партнера, причем в той роли, которую меня приглашает ребенок. Умный педагог должен спросить у ребенка :  «Что мне делать?», а не начинать руководить и устанавливать свои правила, попадая на «чужую территорию».

Современные исследования и наблюдения показывают, что дети-дошкольники играют иначе, чем играло старшее поколение. Новые герои детей явно проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет, но они такие разные, что их даже сложно сравнивать. Наши герои помогали, были щедрыми, человечными, добрыми, романтичными, наивными и обходились земными средствами. Герои наших детей и внуков - агрессивные, жестокие, главное - быть первым и ещё главнее- деньги. В большинстве своем они безжалостны, бесчеловечны, не обращают внимания на других, и должны хорошо драться. Это примитивный робот, сверхчеловек. Что же нам делать - взрослым, как играть с современными детьми? Родителям я предлагаю три варианта:

·             Научить ребенка играть по-нашему. Что мы на сегодняшний день и делаем в основном;

·             Научиться играть как они. Это мы делаем редко;

·             По возможности сделать и то и другое и посмотреть, что из этого получится, а вдруг это будет интересно, полезно и приятно.

Когда мы играем с ребенком в то, что он предлагает, мы показываем, что он нам не безразличен, интересен, как мы его высоко ценим; что взрослый, такой умный, играет в его игры  по его плану, выполняет то, что он просит. Мы будем подражать ребенку, а он будет подражать нам, кроме того - мы узнаем много о ребенке, что нам есть чему поучиться у детей. Дети сегодня знают то, что мы никогда не знали и не умели. Даже трехлетний ребенок может поделиться с нами знаниями, опытом и умениями, которых у нас в свое время никогда не было.

В играх я беру на себя главную, ведущую роль, стараюсь объединить детей для совместной деятельности, показываю, как правильно нужно разговаривать, и показываю искреннюю заинтересованность происходящим. В ходе игры стараюсь задавать детям наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла. В сюжетных играх, развивая воображение, фантазию, стараюсь использовать игрушки- заменители. Так тортом  у нас служит мелкий конструктор, который мы вначале собираем, а  впоследствии дети «разрезают» на части; кирпичик служит сотовым телефоном и т.д.  Очень важным является подбор  для сюжетно- ролевых игр соответствующего игрового материала, атрибутов.

В традиционные игры дети по-прежнему играют с удовольствием во всех группах, особенно если перед ними поставить задачу, играть медленно, последовательно, «как надо». Дети с этим прекрасно справляются. Но если перед ними такой задачи не ставить, то скорей всего они усложнят игру. Включив в нее новые сюжеты с забежавшими грабителями, залетевшими инопланетянами и т.д. И тут уж взрослый должен быть на высоте, как ему соответствовать этому новому уровню. В игре ребенок развивается, как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, поэтому ни в коем случае не подавляется инициатива, творчество детей. Поэтому самой главной задачей в воспитании нравственности детей через сюжетно- ролевую игру является работа с родителями.

Я подвожу родителей к тому, что игра- вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, а игра с родителями- вещь особо полезная.

Общепринятой формой работы с родителями является родительское собрание. В начале учебного года я провожу родительское собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Тему эту беру не случайно. Многие родители считают: дети маленькие, вырастут- поумнеют. Я стараюсь переубедить их, объясняю, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти - перевоспитываем. Но собрание - это традиционная форма. Лучше с родителями проводить собрание – студию, которое является центральным звеном в совместной работе педагогов и родителей над каждой из выбранной ими  тем. Считаю, что это наиболее прогрессивная и интересная форма проведения родительских собраний. Отличие от традиционных собраний состоит в следующем:

·               Они носят неформальный характер;

·               Все участники: и родители, и педагоги занимают равноправное положение и одинаково активны;

·               Положительный эмоциональный фон создается за счет просмотра игр и занятий с детьми в группе или видеозаписей разных форм работы с детьми в рамках обсуждаемой темы.

·               Обязательна рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединение педагогических усилий, что  дает родителям возможность сравнивать собственную позицию с позициями педагогов и других родителей.      

Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывает детская литература, поэтому на консультациях обращаю внимание родителей на то, что мы читаем детям; как важно читать  детям книги, в которых осуждается зло, хамство, жестокость, жадность и т.д. Успех в нравственном воспитании детей во многом зависит от единства действий родителей и воспитателей.

В заключение хочется сказать, что быть воспитателем  так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

В работе каждого педагога бывают ошибки, ошибки встречались и в моей трудовой биографии. Но главное – вовремя их исправить, не допускать их впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми, ранимыми существами, в душах которых ты сеешь зерна (какими же они взойдут?!). Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный. Кроме того, всегда нужно помнить о своем долге: вырастить из ребенка достойного члена общества.


Конспект игрового занятия «Почта», возраст детей 6-7 лет

 

 

Цель: Расширить и уточнить представления   детей о почте, о людях, которые работают на почте, о значении их труда для общества.

 

Ход занятия:

 

1. Оргмомент (Психогимнастика)

Цель: развивать самоощущение, самопонимание, снять психоэмоциональное напряжение.

 

Воспитатель: « Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам сесть в машину времени и очутиться  в другом веке. Кто знает, какой сейчас у нас год?.»

Ответ детей:…………………………………………………………………………………………..

Воспитатель:« Правильно, это значит, что  мы с вами живем в 21 веке, Но ведь люди жили и раньше, и машина времени унесет нас далеко назад. Хотите узнать, в каком веке мы сейчас с вами  очутимся?»(перемещение с 21 века в 19-й век. Табло) Вот мы с вами в 1821 году (табло) А теперь узнаем месяц. Если кто– то из вас умеет читать, мы сумеем узнать месяц. Правильно, это июнь. Итак, что вы испытываете: удивление, испуг, радость, восхищение?

 

Ответ детей:…………………………………………………………………………………………..

 

2. Сообщение темы занятия.

Цель: переключить внимание с игры на занятие, развивать любознательность.

 

Воспитатель: « А чтобы узнать тему нашего занятия – игры, мы должны отгадать загадки».

 

3. Загадки.

Цель: Развивать мышление, учить выделять главное, совершенствовать навыки чтения.

 

Дети стоят под табло. Воспитатель называет загадки, дети отгадывают, если не могут отгадать, то могут прочитать отгадку на табло.

Воспитатель предлагает разделиться на две команды

. Вопросы:

- как называется учреждение, которое передает сообщения? (почта)

- как называется служащий, который переносит и передает сообщения? (почтальон)

- как называется маленький цветной кусочек бумаги, на который с обратной стороны наносится слой клея? Его можно приклеить к любому почтовому отправлению (марки)

- как называется открытое письмо с иллюстрацией? (открытка)

 

Воспитатель: « Мы с вами  назвали  много слов: почта, почтальон, марка, открытка. Ребята, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Конечно же, о почте.

После нашего занятия, мы попробуем поиграть в новую сюжетно – ролевую игру «Почта».

 

4. Письмо

Цель: Развивать память, интонационную выразительность речи.

 

Воспитатель: « Присаживайтесь (дети сидят на ковре)

-Знаете ли вы, что были времена, когда люди не умели читать,  писать? Письма были «живыми». Почтальон – вестник заучивал письма наизусть и отправлялся в путь. Хотите стать вестниками?

Дети заучивают часть стихотворения С. Маршака «Почта» с  помощью мнемотехнической таблицы. Затем один два ребенка рассказывают отрывок стихотворения

 

5. Физкультминутка.

Цель: Развивать переключение внимания, общую моторику, учить радоваться успехам других.

 

На полу две голубые ленты на расстоянии 1 метр. Между  этими линиями река, по краям – берег.

Воспитатель: «Почтальонам  в разных странах приходилось преодолевать разные препятствия на своем пути. Какими должны быть почтальоны?»

Ответы детей: «Храбрыми, смелыми, сильными. Честными, выносливыми,  внимательными

Воспитатель: Хотите научиться быть внимательными? Тогда поиграем в игру  «Вода – суша» Как только я буду говорить: «Вода», вы прыгаете в речку, на слово «Суша» прыгаете на берег.

Чтобы запутать играющих, ведущий подает команды быстро и беспорядочно. Выходят из игры те, кто неправильно выполнял команды. Самого внимательного «почтальона» все поздравляют с  победой.

 

6. Веришь – не веришь.

Цель: Закреплять представление об истории почты, активизировать речь- доказательство с использованием сложноподчиненных предложений.

 

Дети  делятся снова на две команды и садятся на ковер в две разные стороны.

Воспитатель задает вопрос и за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает та команда, которая набрала больше фишек.

 Вопросы:

- В одной стране Англии 100 лет назад посылали по почте людей.  Верно это или нет?

Верно, потому что одна бабушка послала по почте своего внука, повесив ему на шею табличку с адресом.

-Бывают почтальоны на ходулях?.

Верно, потому что раньше почтальоны на ходулях ходили по пескам и болотам.

-В некоторых странах нет профессии «почтальон»?

Не верно, потому что в каждой стране есть почта и значит – есть и  почтальон.

-Почтальонам в Древнем Риме платили «Обувные деньги?»

Верно, потому что почтальоны много ходят и обувь у них быстро изнашивается.

-Если письмо длиною 5 метров?  Верно, оно хранится в Берлине в Германии в музее?

- А у нас в городе есть ли очень большое письмо?

Верно, есть, это «Письмо любви», оно прибито на стене дома по улице  Дружбы Народов 8

- Раньше почтальонам помогали почтовые воробьи?

Не верно, есть почтовые голуби, а не воробьи.

Монгольский почтальон весь  обвешан игрушками?

Не верно, он обвешан колокольчиками, чтобы его приближение все услышали.

 

Словесная игра «Дополни предложение» (в кругу с мячом)

Если бы ты был почтовым голубем, то…

Письма нужно писать, потому что…

Письма бросают в почтовый ящик для того, чтобы…и.т.д.

Если бы ты был письмом в бутылке, то….

Если бы ты был гусиным пером в бутылке…

Раздается стук в дверь. Входит Почтальон Печкин.

Печкин: «Привет, ребята. Узнали меня? Правильно, я почтальон Печкин, увидел я какую - то машину, решил прокатиться, сел в нее, а оказался в каком-то времени. А вы что тут делаете, вы же современные дети?»

-Да вот знакомимся с прошлым почты. Ну, так уже, наверное, познакомились, расскажите  мне: « Как отправить письмо по почте? А посылку? А как узнать пришло тебе письмо или посылка? Какая почта будет в будущем? А какие виды услуг оказывают на почте? Что там изменилось?(ответы детей). Молодцы, вы всё знаете, пора и возвращаться в наше время. Садитесь в машину времени. Вы закрываете глаза, а я говорю волшебные слова. Ну, вот мы и в детском саду. Ну что, давайте  попробуем поиграть немного  в почту. У меня для вас письмо  от Феечки - почтовой Марки с заданием. Я его под роспись передаю Евдокии Алексеевне, так как оно заказное, а все заказные письма вручаются под роспись. Получите и распишитесь. А теперь читайте.

Воспитатель: « Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы потренировались писать письма, но так как писать вы еще не умеете, я предлагаю вам нарисовать  портреты ваших товарищей, кому вы хотите написать письмо, сложить и опустить в почтовый ящик. Остальное дело Печкина, он должен вручить их адресату, ну а если он кого-то не угадает, то понадобиться ваша помощь.

(Дети рисуют  с какими-то характерными деталями, почтальон вручает портреты детям ).

Воспитатель: « Ребята, сегодня мы обыграли с вами один сюжет «написание и вручение писем», а в следующий раз узнаем еще  что-нибудь  новое из истории почты и попробуем поиграть в эту игру.

Я предлагаю дать оценку нашему занятию. Если вам понравилось занятие, приклейте к полученному письму желтую марку, а если не очень – синюю. Ну что ж, я рада, что вам понравилось наше занятие. А сейчас пора возвращаться в группу.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010