Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Автор:
Орлова Елена Николаевна

Аннотация:

Основные цели создания школьного музея:

- развитие навыков исследовательской работы учащихся;

- поддержка творческих способностей детей;

-формирование  экологического мышления;

- привитие интереса к биологии;

              По мнению Б. Яхно, школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В соответствии с этим, для него характерно наличие:

Ø         фонда подлинных материалов;

Ø         экспозиций, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающих содержание избранной темы (например, Музей природы);

Ø         помещения и оборудования;

Ø         Положения о музее, инвентарной книги;

Обязательным условием функционирования школьного музея является его постоянный актив – Совет музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности определенных принципов. Это:

-систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

-проведение научного и учебно-исследовательского поиска;

-использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внутренней работы музейных уроков, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности; кружковой работы.

-опора музейной деятельности на предметные кружки;

-самостоятельность, творческая инициатива учащихся важнейший фактор создания музея;

-помощь руководителю музея, совету музея со стороны учительского коллектива;

-обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведение экскурсий, ко всей деятельности музея;

-сбор, накопление и оформление материалов и документов для пополнения фондов

-строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов

Статья:

 

          Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Вначале они возникали как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

1.1 Идея зарождения музея природы и экологии

Желание создать свой школьный музей появилось у меня давно. Хотелось, чтобы это был одновременно учебный класс, игровая площадка и творческая мастерская. Эта идея укрепилась после посещения ряда музеев, существующих в нашей республике и, прежде всего, школьного музея Ядринской национальной гимназии во время поездки педагогов МОУ «Красночетайская СОШ» на научно- практическую конференцию в г. Ядрин. Окончательное решение было принято после посещения музеев природы АУ «Центр внешкольной работы «Эткер» и Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева (факультет «Естествознание и фитодизайн окружающей среды»).

В начале для музея не было отдельного помещения, и все экспонаты хранились в кабинете биологии, но с увеличением их количества экспонатов возникла проблема размещения и хранения. Администрацией школы было принято решение выделить отдельный кабинет для создания музея природы и экологии.

Основными целями создания школьного музея стали следующие:

- развитие навыков исследовательской работы учащихся;

- поддержка творческих способностей детей;

-формирование  экологического мышления;

- привитие интереса к биологии;

Музей природы и экологии открыт 28 декабря в 2004 году.

   Фонды музея напрямую связаны с преподаванием и дополнительным образованием. Поэтому те экспозиции, что установлены в музее, в большей степени работают на урок. Такое наглядное восприятия материала позволяет легче усвоить новый материал, а также получить дополнительную информацию, пробуждая творческие интересы и потенциал ребенка. Таким образом, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно \"IMG_0097\"ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром.

Что же считать школьным музеем?

              По мнению Б. Яхно, школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В соответствии с этим, для него характерно наличие:

Ø         фонда подлинных материалов;

Ø         экспозиций, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающих содержание избранной темы (например, Музей природы);

Ø         помещения и оборудования;

Ø         Положения о музее, инвентарной книги;

Обязательным условием функционирования школьного музея является его постоянный актив – Совет музея.

1.2 Принципы деятельности школьного музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности определенных принципов. Это:

-систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

-проведение научного и учебно-исследовательского поиска;

-использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внутренней работы музейных уроков, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности; кружковой работы.

-опора музейной деятельности на предметные кружки;

-самостоятельность, творческая инициатива учащихся важнейший фактор создания музея;

\"IMG_3411\"-помощь руководителю музея, совету музея со стороны учительского коллектива;

-обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведение экскурсий, ко всей деятельности музея;

-сбор, накопление и оформление материалов и документов для пополнения фондов

-строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

 

1.3 Экспозиции музея

Круг обязанностей педагога по музею обширен. Это и планирование и организация работы по поиску и сбору материалов, обеспечение сохранности экспонатов, организация выставок, экскурсий, пропаганда материалов музея, курирование работы актива музея, участие на районных и республиканских мероприятиях, подготовка отчёта о проделанной работе

Экспозиции нашего музея рассказывают о растительном и животном мире Красночетайского края, Чувашской Республики, природоохранной деятельности, проводимой в районе.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонаты, т.е. предметы, выставленные для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс.

В нашем музее выставлено 12 разнообразных экспозиций

1 экспозиция знакомит гостей с географическим положением Красночетайского края. По южной и северо-западным частям района на протяжении более чем 50 км протекает река Сура.

Рельеф края сильно разрежен, часть его представляет собой так называемую присурскую низину- местность, находящуюся почти в 10 км от реки Суры, а территория населенных пунктов Штанаши. Тоганаши, Баймашкино, Испуханы занимает возвышенно-овражистое плато.

По части полезных ископаемых район мало исследован. Район богат запасами песка (Ижекейский карьер)

Одно из главных природных богатств - воды. Гордостью, визитной карточкой Красных Четай является река Сура. Почвы района дерново-подзолистые, серые, лесные, песчаные и супесчаные, чернозем.

Район имеет свою символику: герб, флаг, автором которых является заслуженный художник ЧР и РФ Данилов А. В, а гимн района написал чувашский поэт Петр Ялгир. Здесь же представлены книги, рассказывающие об известных людях района: «Красночетайский край» в 2-х кн.(1997,2002), «Красночетайский район: люди и годы» (2002 г.), «Дорогие мои земляки» (2002 г.), «Краткая энциклопедия Красночетайского района»(2004 г.), «Красночетайцы на фронтах Великой Отечественной войны» (2005 г.) и др., а также паспорта особо охраняемых территорий района.

 \"флаг                  

флаг и герб Красночетайского  района

 

В районе создана сеть особо охраняемых природных территорий. Историческим памятником природы являются культуры ели, заложенные на площади 1,1 га в 1925 году. На площади 74,3 га имеется 12 памятных посадок. Статус памятников природы имеют группа торфяных болот «Мульча топи», естественные насаждения сосны (Присурское лесничество, кв. 59,60), культура ели (Пандиковское лесничество, кв. 21), культуры сосны в честь 40-етия Победы над Германией (Майское лесничество, кв. 9).

Во 2,3 экспозиции представлены материалы о многообразии растительного мира, его усложнении в процессе эволюции. Здесь же выставлены коллекции семян деревьев и кустарников, представители Царства грибов.

Население больше всего ценит белые грибы, грузди, лисички, осенние опята. В Чувашии растут грибы, занесенные в Красную книгу РСФСР и ЧР. Это - каштановый гриб, подберезовик белый, подосиновик белый, трутовик разветвленный, рогатик булавовидный, ежевик коралловидный. Гриб- баран является реликтовым видом, и он занесен в Красную книгу СССР, РСФСР и ЧР.

4 экспозиция посвящена многообразию животного мира Красночетайского района. Экспонаты экспозиции помогают понять эволюцию животного мира. Здесь можно увидеть муляжи головного мозга позвоночных, скелеты разных животных, чучела, изготовленные самими учащимися, влажные препараты, рисунки животных, исчезнувших по вине человека, многообразие гнездовий птиц.

Животный мир в последнее время значительно оскудел. Перевелись медведи, исчезла рысь, очень редко встречается хомяк, ласка.  Почти не осталось таких птиц как коростель, вертишейка, тетерев, глухарь, козодой. Самым крупным обитателем края является лось. Из многоликого мира пернатых Красночетайского края можно выделить серую цаплю. Изредка, перелетом, весной встречаются белые лебеди, дикие гуси, цапли, утки. Из 270 видов птиц, обитающих в Чувашии, большинство «имеют прописку» в нашем крае. Около 40 видов остается зимовать.

5 экспозиция рассказывает о насекомых. Коллекции насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур, одомашненных насекомых, например, тутового шелкопряда, насекомые, использующиеся в биологическом методе борьбы – все это помогает в изучении ближайшего окружения учащихся.

В районе сильно развито пчеловодство.

6 экспозиция раскрывает роль биогеоценозов дубрав, многообразие представителей флоры и фауны, характерных для дубравы.

Своеобразной визитной карточкой является Четайская дубрава. Недаром она стала естественным атрибутом Красночетайской эмблемы. Еще во времена Петра I была создана так называемая Сурская корабельная роща, которая подковообразно охватывало северо-восточную возвышенную часть нынешнего района, начиная с Пандиковского леса через Штанашский край она выходила на нынешние Тоганаши. Разработанный здесь дуб вывозился по Суре и Волге в столичные города и другие места России.

К сожалению, за последние годы наши дубравы начали усыхать. В лесах уже редко встречаются вековые дубы-великаны. В 7 экспозиции  «Биогеоценоз водоёма» выставлены типичные представители пресного водоёма – речной рак, перловица, ручейники и их домики. Есть в наших краях еще животное, занесенное в Красную книгу МСОП, СССР и РСФСР. Это-выхухоль, редкий реликтовый вид. Из водных растений в Красночетайском районе редким и исчезающим видом считается водяной орех, чилим. Он занесен в Красную книгу СССР и Чувашской Республики. Произрастает в пойменных водоемах реки Сура.

8 экспозиция – «Подводный мир» размещена со стороны окон, что позволило оформить на них витражи, отражающие заявленную тематику. Здесь выставлены раковины морских моллюсков, рыб и других водных обитателей. Тропическая морская рыба-еж прославилась тем, что в случае опасности раздувает свое тело, усеянное с многочисленными шипами, и становится похожей на настоящие «подушечки из иголок» сквозь щель его засовывает. Так и переваривает, прямо в морской воде.

        9, 10 экспозиции рассказывают о происхождении и анатомии человека, фактах сходства и различия человека и животных, классификации человека как вида, особенностях внутреннего строения человеческого организма. В данной экспозиции есть натуральные объекты как череп человека, легкие, сердце и головной мозг человека, зародыш десятинедельного ребенка.

11, 12 экспозиции посвящены особо охраняемым территориям (ООПТ). Материалы экспозиции рассказывают о редких и исчезающих животных и растениях Чувашской Республики и Красночетайского района, о мерах их охраны. Также здесь представлены коллекции горных пород, которые позволяют восстановить далекое прошлое нашей планеты.

Экспозиции школьного музея являются основой научно-просветительной работы и представляют тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

В музее ведётся систематическая учебно-воспитательная и пропагандистская работа с его посетителями. Разработана программа «Музей – школе».

 

1.4. Основные направления работы музея.

 

       Невозможно перечислить все преимущества музея, расположенного «под боком». Все экспозиции музея способствуют органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.   Одно из важнейших направлений в работе школьного музея – работа с активом. К работе актива музея относится самые разные виды деятельности: сбор материалов, обеспечение учета и хранение материалов; оформление экспозиций, проведение экскурсий, подготовка экскурсоводов, обеспечение использования экспонатов в учебном процессе.

  Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Наш музей регулярно посещают школьники разных возрастов, выпускники, ветераны войны, пенсионеры и другие жители района, учителя биологии и химии района, Западной зоны (Аликовский и Шумерлинский, Порецкий районы) Красноармейского района в рамках семинаров.

  Огромная роль в результативности экскурсии принадлежит экскурсоводу, человеку, который, выступает своеобразным посредником между экспозицией и посетителем.

  Важнейший критерий оценки мастерства экскурсовода – его речь. Речь экскурсовода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, а потому от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации.

 

1.6.     Использование музея при обучении биологии.

При проведении занятий в музее учащиеся знакомятся с природными объектами, собранные не только в пределах родной местности, но и  других регионах мира. Благодаря полному интерактивному  контакту с разнообразными по тематике природными объектами школьники закрепляют получаемые в ходе занятий теоретические знания. Использование экспозиций школьного музея природы в учебном процессе может проходить как в течение всего урока, так и его фрагмента. Разработана тематика экскурсий, лекций и занятий в школьном музее природы и экологии.

Учащиеся кроме  работы в музее являются активными участниками районных и республиканских конкурсов по музейному делу. Так,  они участники республиканских конкурсов баннеров музеев(2007г), «Лучшая Интернет-версия школьного музея»(2008г), «Паспортизация музеев образовательных учреждений», « Я поведу тебя в музей!» (2008г), «Мой любимый музей мира»,(2008г). Учащиеся школы активные участники  республиканской акции « Музей и дети». В 2011 году музей природы и экологии занял III место в республиканской акции «Музей и дети», посвященной Всемирному дню музеев.

              Конечно, далеко не все станут экологами, но то, что каждый из них будет бережно относиться к окружающей природе, будет легко адаптироваться в обществе, владея необходимыми навыками коммуникации, будет уметь работать с любой научной  литературой,  вести здоровый образ жизни, в этом я уверена.

 

Заключение

-Выпускники школы проявляют достаточно высокий уровень экологической культуры:

- владеют системными знаниями об экологических взаимодействиях природы, человека и общества, об экологических проблемах современности и способах их разрешения;

- обладают умениями вести диалог, дискуссию, проявляя твердые убеждения в необходимости проводить природоохранные мероприятия, бережного отношения к природе как одной из главных жизненных и нравственно- эстетических ценностей;

- владеют умениями и навыками осуществления природоохранной деятельности - экологически целесообразным поведением и деятельностью, настойчивым стремлением к активной охране и восстановлению окружающей природной среды, к здоровому образу жизни.

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010