Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Театральный кружок как средство воспитания и развития подростков

Автор:
Васильева Тамара Петровна

Аннотация:

Раскрывается деятельность классного руководителя в театральном кружке. Цель–удовлетворение потребности  в признании, самореализации школьников. Задачи:

1.Анализ потребностей учащихся

2.Изучение литературы

3. Развитие личности учащихся через занятия в театральном кружке.

4.Разработка программы кружка, сценариев.

5. Участие в конкурсах.

 Практическая значимость–воспитание школьников средством театральной деятельности повышает эффективность работы с подростками.

Статья:

Содержание

Введение

Гл.1. Литературный обзор

1.1. Подростковый возраст

1.2. Театрально-творческая работа с детьми подросткового    возраста

Гл.2. Театрально-творческая работа с детьми подросткового    возраста на примере коллектива 8 «б» класса Соттинской средней школы.

2.1. Краткая характеристика класса.

2.2. Спектакль «Человек и амфибии»

2.3. Видеофильм «Ойтон-сурэхтэн арахпат»

2.4Спектакль « и семь гномов»

2.5. Спектакль  « Ол ыраах Кэбээйигэ»

 2.4.Влияние театрального кружка на развитие учащихся

Заключение (выводы, рекомендации)

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня , когда широко решается проблема школьного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогом и образовательными учреждениями, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Вместе с тем  в школе развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Стихийно, главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.

 Искусство возвышает человека, делает его добрее, отзывчивее. Нравственность, усвоенная через эстетические переживания, составляет огромную силу. Через спектакль подросток осваивает социальный опыт, обогащаясь духовно и мыслями.

Актуальность. В современной школе необходимо создавать условия для общего развития учащихся, для реализации талантов и развития способностей ребенка. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе и рефлексировать, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы, так как является средой развития их творческой, коммуникативной способностей, прививается любовь к родной земле.

Мы считаем, что постановка спектаклей – один из организационных и практических путей для формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.

Вместе с тем многие вопросы возможности театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся неполностью разработаны, что определило выбор темы доклада.

Цель  – развитие детей через художественно-эстетическую деятельность, удовлетворение потребности  в признании, самореализации сельских школьников.

Задачи:

1.Анализ потребностей учащихся.

2.Изучение литературы по воспитанию через театральную деятельность.

3.Сплочение классного коллектива, развитие личности учащихся через занятия в театральном кружке.

4.Разработка программы кружка, сценариев, мини-лекции и их апробация на сцене.

5.Выступления на сцене и участие в конкурсах, видеосъемках.

 

 Объект – социально-культурное воспитание школьников.

  Предмет – условия  воспитания учащихся в  школьном кружке.

        Условия реализации – развитие личности подростка в процессе участия в деятельности театрального кружка будет эффективным, если в нем будет внедряться сотворчество учащихся и родителей, проводиться коллективное обсуждение спектаклей.

Методы исследования – анализ литературы по проблеме, опрос, анкетирование, наблюдение, метод самооценок.

База исследования – театральный кружок «Зеркало» МОУ «Соттинской СОШ» Усть-Алданского улуса.

Новизна – формирование социальных и коммуникативных компетенций у подростков через театральную деятельность. Проектом охвачен весь класс, имеется много практических выходов, участий в конкурсах улусного и республиканского масштаба, съемка видеофильма и сохранение в медиатеке, привлечение детей к предпринимательской деятельности.

Этапы внедрения:

1.2007-2008 – поисково-теоретический. Изучение проблемы и анализ литературы, знакомство с опытом работы членов кружка предыдущих лет.

2.2008-2010                  – опытно-экспериментальный. Внедрение в практику.

3. 201020-11 – заключительно-обобщающий. Анализ результатов и выводы.

Практическая значимость – разработка содержания, методов воспитания школьников средством театральной деятельности способствует эффективности воспитательной и образовательной работы с подростками.

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.  Литературная часть

1.1.                       Подростковый возраст

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С.Выготский, А.В.Луначарский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.

Понятие «творческая активность» определяется темпераментом, характером, волей и другими особенностями личности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а  подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Творчество предполагает наличие у человека способности, мотивов, знаний и умений. Благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, новизной. 

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.

Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отменяет характерных для подросткового возраста противоречий, но даже, наоборот, углубляет некоторые из них.

Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. Именно неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм.

При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать, увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания, приобретает личностный смысл. А без этого, как утверждают психологи, нет и истинного познания. Зато при таких условиях возникает возможность иллюзорного знания, поверхностных суждений. Более того, подросток нередко многое из воспринятого принимает в готовом виде, присваивает чужие мысли и суждения (часто не отдавая себе в этом отчета) и начинает пользоваться ими как своими.

Подобная «свобода» детских суждений рождает у некоторых взрослых неоправданные иллюзии по поду возможностей и истинных запросов современного подростка, которому, якобы, доступно и интересно все то, что он наравне со взрослыми смотрит в кино, по телевидению и т.п. Переоценка познавательных интересов и интеллектуальных сил современного подростка столь же неправомерна, как и недооценка его духовного, творческого, социального роста.

Возраст 11-14-ти лет – это сензитивный период для развития творческого мышления. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

В подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В данный период активно формируются теоретическое, абстрактное мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.

1.2. Театрально-творческая работа с детьми подросткового возраста.

Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
- помощь в становлении самосознания подростка. В данном случае театральная педагогика может сочетаться с элементами психодрамы (Дж.Л.Морено). Через тренинг различных способов поведения в предлагаемых обстоятельствах (этюды «Я» в предлагаемых обстоятельствах; задания на оправдание того или иного поведения, действия и т.д.) возможно не только тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами личностные проблемы подростка;

• освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
• знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
• развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.);
• знакомство с драматургией как видом искусства;
• участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля школы.

Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в любом виде самодеятельности.

Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок на магнитную пленку, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя. В работе над радиоспектаклем у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.2. Практическая часть

2.1. Краткая характеристика класса.

В классе 15 учащихся. В том числе 7 мальчиков, 8 девочек. Класс активный, имеет хороший творческий потенциал. Все посещают кружки и секции.  Психологический климат класса отличается открытостью. Эмоциональный настрой коллектива положительный, наблюдается чувство доброжелательности, сопереживания. Общественное мнение в классе существует. К учителям и старшим относятся доброжелательно. Все имеют постоянные общественные поручения.

По итогам первого полугодия 6 хорошистов, остальные учатся удовлетворительно. Портнягин Айсен, Николаева Люся, Белолюбская Туяра, Васильев Алик, Степанова Марианна, Винокурова Даша являются призерами внутришкольных и улусных предметных олимпиад, принимают участие в интеллектуальных конкурсах, как «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок». Айсен и Алик посещают республиканскую школу «Дьо5ур» и МАА «Ленский край». Николаева Люся участвовала в республиканском конкурсе Бизнес-проектов  в лагере «Кэскил»где заняла второе место и награждена USBFlash, дипломант улусного НПК «Шаг в будущее».

У многих развиты творческие способности, посещают занятия дополнительного образования: Винокурова Даша – танцевальный кружок, музыкальную. школу, призер улусного конкурса «Юный музыкант»; Портнягин Айсен – танцевальный и математический кружок; Заровняева Кия, Тарский Кеша и Белолюбская Туяра – кружок пения, Кия и Кеша участвовали в проекте «Ыллыыр мыраан»; Васильев Алик, Степанова Саина и Заровняева Анжела – члены кружка «Кыталык», занимаются бумажной пластикой; Николаева Люся – член фольклорного кружка, участвует в постановках народного театра села; все мальчики посещают «Мебельное дело», по заказу изготавливают школьную мебель для кабинетов. Патрасов Вова и Васильев Алик – участники республиканского конкурса рисунков «Дети и дорога», Алик – призер республиканского конкурса детского творчества «Полярная звезда», дипломант регионадьного НПК «Шаг в будущее» 2010 года.

Четверо учащихся воспитываются в неполной семье, двое имеют отчимов, два инвалида детства. Родители поддерживают дела класса, периодически организуют мероприятия по своей инициативе.

 

2.2. Спектакль «Человек и амфибии»

В 2000-09 совместно с учителем биологии Бурцевой М.В. поставили спектакль на экологическую тему «Человек и амфибия», который был посвящен охране земноводных. Тема спектакля связана с программной темой по биологии за 7 класс. При постановке спектакля воспользовались сценарием из газеты «Первое сентября. Биология» №3 2005 года, авторы Долганова Н.Н. Абрамова М.А. Для доступности учащимся сельской школы  сценарий был переведен на якутский язык совместно с учащимися. В музыкальном оформлении спектакля большую помощь оказала художественный руководитель филиала Борогонской детской музыкальной школы Заровняева Наталья Павловна. Тексты песен были положены на мелодии популярных детских песен, таких как «Качели», «Крыша дома твоего» Ю.Антонова и гимна «Фабрики звезд» и т.д. В постановке спектакля внесла свой вклад артистка Соттинского народного театра имени В.П.Свинобоева, учитель математики Татаринова Роза Ивановна. В спектакле приняли участие все учащиеся восьмого класса в составе пятнадцати человек.

Совместно с родителями изготовили куклы для спектакля: лягушки озерные, голиаф, пипы, углозуб. Оформление сцены с удовольствием сделали учащиеся с родителями. Родители решили вопросы транспортировки в соседние села улуса, администрация школы любезно предоставила школьный микроавтобус для поездки в город Якутск с целью принятия участия в радиопередаче «Эрэл».

Силами учащихся проведено 8 выступлений в детских садах и школах, клубах сел Тумул, Саслыкан, Соттинцы, Дойду Мегино-Кангаласского улуса и городе Якутске.

   Название населенного пункта

 Дата

Примечание

1

     Тумульский наслег

  11.12.08

 

2

     Соттинский наслег

6.03.09

   Ведется видеозапись для участия в конкурсе «Синяя птица»

3

     Саслыкан

13.03.09

 

4

     Сырдахский наслег

14.03.09

 

5

     Дойду Мегино-Кангаласского улуса

  04.04.09

Лыжный десант

6

     г.Якутск

11.04.09

Радиопередача «Эрэл»

7

     г.Якутск

05.06.09

Передача «Тvннvк»

8

     с. Огородтах

15.11.09

Видеосъемка для участия в                   республиканском конкурсе к 65-летию Победы в ВОВ

9

     с Огородтах

03.01 11

Спектакль « и семь гномов» совместно с учащимися начальных классов

10    

с. Майя Мегино- Кангаласского улуса

 

Участие в республиканском

   В селе Тумул приняли участие в 90-летии дополнительного образования нашего улуса,  отмечены сертификатом участника.

 С большой радостью встретили наших кукол на сцене воспитанники центра детского развития «Кустук» с Огордтах. Артистам надолго запомнилось выступление в клубах сел Саслыкан и Дойду. Для выступления в селе Дойду организовали лыжный десант, самыми выносливыми проявили себя Белолюбская Туяра и Васильев Алик, ведь расстояние составляет 12 километров. В стенах своего театра сняли видеоролик для участия в республиканском фестивале школьных театров «Синяя птица-2009». В апреле 2009 года съездили в город Якутск на съемки в радиопередаче «Эрэл». Потом с волнением ждали трансляцию по радио «Эрэл». В июне нас пригласили сниматься на телепередачу «Туннук».

В апреле 2009 года приняли участие в республиканском конкурсе бизнес-проектов, по результатом которого один участник был приглашен в республиканский летний лагерь «Кэскил». Николаева Люся удачно представила перед жюри проект и удостоена номинации «Актуальность» и награждена флешкой и наушником.

В ходе представлений члены кружка внесли в фонд класса одну тысячу рублей.

2.3. Видеофильм «Ойтон-сурэхтэн арахпат (Остаётся в памяти народной)»

В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне осенью 2009 года поставили спектакль «Ойтен-сvрэхтэн арахпат». Спектакль был снят по материалам воспоминаний Местниковой Е.К. - местной поэтессы, которая в годы войны вместе с семьей была переселена в Кобяйский улус на подкорм лошадей колхоза.

В спектакле с удовольствием приняли участие все ученики класса. Родители класса оказали посильную помощь в постановке спектакля. Так как тема спектакля была связана с военным временем нелегко было достать атрибуты того времени, много времени ушло на поиски предметов быта, одежды, якутских игрушек. Режиссер театра Николаев Эдуард Константинович, как родитель, помог соорудить камелек с подсветкой и оформить сцену для спектакля.

Ребята через себя пропустили дух военного времени. У них появилось сочувствие, чувство жалости детям военных лет. В ходе спектакля они узнали значение слов на родном языке, которые вышли из обихода: «чылыгырыайка», «быhах ончо5о», «халадаай ырбаахы», «бобуонньуктуу бааныы» и др., тем самым обогатили свой словарный запас.

Участие в спектакле способствовало полезному проведению досуга, дисциплинированности, умению правильно распределять время. Создавая театральный кружок в своем классе, мы смогли объединить детей, предложить общение. Совместная деятельность подростков и родителей способствовало формированию коммуникативных качеств, развитию у детей фантазии, памяти, внимания, мышления, готовности к взаимодействию. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого подросток учится координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге подростки получили большой социальный опыт.

2.3 .Спектакль « Белоснежка и семь гномов»

В 2011году  по инициативе учащихся и родителей  выступили на утреннике в селе Огородтах со спектаклем « Белоснежка  и семь гномов» совместно с учащимися начальных классов.  В спектакле приняли участие все учащиеся класса. Костюмы изготовили родители и сами учащиеся. Спектакль получился на славу, зрители были очень довольны выступлением наших артистов. Особенно обрадовались воспитанники детских садов , ведь спектакль был музыкальный и очень веселый. В постановке спектакля помогла режиссер народного театра имени В.П. Свинобоева  Е.П.Винокурова,  в музыкальном оформлении помог  выпускник нашей школы Ф. Габышев.

В апреле 2011 года всем классом приняли участие в республиканском фестивале театральных и кукольных коллективов «Туос мааскы» в селе Майя, где стали дипломантами 1 степени. Ребята почувствовали дух театра , выступали наравне со взрослыми. Все было очень волнительно и ответственно, но все с честью выдержали.

Участие в спектакле способствовало полезному проведению досуга, дисциплинированности, умению правильно распределять время. Создавая театральный кружок в своем классе, мы смогли объединить детей, предложить общение. Совместная деятельность подростков и родителей способствовало формированию коммуникативных качеств, развитию у детей фантазии, памяти, внимания, мышления, готовности к взаимодействию. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого подросток учится координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге подростки получили большой социальный опыт.

2.4. Влияние театрального кружка на развитие учащихся

Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в кружке, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении, самореализации в разных видах деятельности.

Так, если сделать ретроспективный анализ по коллективу класса, можно привести следующие примеры:

Степанова Саина учится удовлетворительно, в учебной деятельности не прилагает больших усилий, по итогам четверти наблюдалась неуспеваемость по отдельным предметам. Она с интересом занимается в кружке, заучивает тексты большого размера, легко запоминает и с удовольствием выступает.

Петухов Айтал раньше нигде себя сильно не проявлял. Когда начали репетировать, он согласился на исполнение главной роли, притом без комплексов поет, читает стихи и танцует, кроме этого предлагает свои идеи и претворяет их по ходу спектакля.

Патрасов Вова раньше никогда не участвовал в концертах, массовых выступлениях перед публикой, оказался очень артистичным, живым. Этим он напомнил своего дедушку, который был ведущим артистом народного театра,  имя которого носит наш театр. Были сомнения, что являясь инвалидом детства (трудности в ходьбе), Вова сразу согласится выйти на сцену на сольное исполнение.

Заровняева Кия тоже инвалид детства. Нас обрадовало ее безотказное участие в главных ролях спектакля, являясь незаменимым организатором класса и помощником классного руководителя.

Белолюбская Туяра воспитывается в неблагополучной семье. С ее сложным характером легко вошла в роль, полюбила свою роль королевы биосферы, у нее повысилась самооценка, стала более общительной, у нее выработались коммуникативные умения.

Заровняев Трофим не общительный, скрытный, имеет способности к изобразительному творчеству, не пропускал репетиции, вовремя приходил и активно участвовал во всех сценах.

Как показывают наблюдения, театральная деятельность всем пришлась по душе, ребята горят желанием продолжать ставить другие спектакли.

После каждого выступления  делаем рефлексию, просим ответить, например. На такие вопросы: «Что тебе больше всего понравилось», «Что нового ты узнал после участия в спектакле», проводим коллективный анализ спектакля. Кроме этого ведем дневник класса и тетрадь для самовоспитания.

Приводим результаты микроисследования «Атмосфера в коллективе».

Таблица №1

качество

2007

2010

1

дружелюбие

3,9

4,5

2

согласие

3,8

4,1

3

удовлетворенность

4,7

4,6

4

увлеченность

4,4

4,5

5

взаимоподдержка

3,4

4

6

теплота

3,5

4

7

сотрудничество

3,8

4,5

8

взаимовыручка

3,7

4

9

занимательность

4,2

4,8

10

успешность

4,4

4,5

 

среднее

3,98

4,35

Как показывают результаты микроисследования, занятия в театральном кружке способствовали улучшению взаимоотношений в классе по следующим показателям: дружелюбие, согласие, увлеченность, взаимоподдержка, теплота, сотрудничество, занимательность, успешность.

Таким образом, мы создали ситуацию успеха, что считаем одним из главных достижений в работе классного руководителя.

Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобрели опыт публичного выступления, научились владеть своим телом и не стесняться его.

Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности).

Театральный кружок дети посещают по желанию, обсуждают спектакли, роли распределяются с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Выводы:

1.Разработаны программа кружка, сценарии, проведены мини-лекции и  7 выступлений на сцене, участвовали в одном улусном и трех республиканских конкурсах.

2.Занятия в театральном кружке развивают речь, мимику, помогают преодолевать трудности в общении.

3.В результате занятий в кружке классный коллектив стал сплоченнее .

4.Получило развитие творческое сотрудничество учащихся и родителей.

5.Создана ситуация успеха для социализации учащихся в обществе.

        Для личностного развития учащихся целесообразно в школах вводить занятия в театральных кружках.

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010