Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Комплексная программа внеклассных мероприятий «Выборы – шаг в будущее».

Автор:
Ваганова Валентина Борисовна

Аннотация:

Ваганова Валентина Борисовна

Комплексная программа внеклассных мероприятий «Выборы – шаг в будущее».

Аннотация.

     Программа предполагает реализацию образовательно-воспитательных проектов, включающих школьников в различные виды деятельности - познавательную, творческую, игровую, поисковую, предусматривает развитие детской самодеятельности посредством организации детского самоуправления, способствует  реализации ребенка как социально мобильного субъекта – члена общества, гражданина великой страны – через становление социально активной личности, нацеленной на успех. Целью программы является     повышение уровня правовой грамотности, политической культуры школьников, формирование активной гражданской позиции личности. Основные задачи программы: повышение интереса школьников к институту выборов,   формирование электоральной культуры, формирование у школьников активной жизненной позиции, потребности в самореализации, в творческой деятельности, самовоспитании, развитии навыков самоорганизации.

 

                                                                                          В.Б.Ваганова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Ваганова В.Б.

 

Комплексная программа внеклассных мероприятий «Выборы – шаг в будущее».

 

     Программа предполагает реализацию образовательно-воспитательных проектов, включающих школьников в различные виды деятельности - познавательную, творческую, игровую, поисковую, предусматривает развитие детской самодеятельности посредством организации детского самоуправления, способствует  реализации ребенка как социально мобильного субъекта – члена общества, гражданина великой страны – через становление социально активной личности, нацеленной на успех.

 

Концептуальные основы программы:

 

  • воспитание электоральной активности является важным направлением в политическом воспитании граждан;
  •  правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека, с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе;
  • создание условий для формирования навыков социального взаимодействия;
  •  повышение правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности;
  •  создание условий для гармоничного развития личности предполагает реализацию комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, а также учет индивидуальных особенностей развития личности школьника.

 

Цель программы:

 

     Повышение уровня правовой грамотности, политической культуры школьников, формирование активной гражданской позиции личности, высокого уровня воспитанности, ответственности, воспитание у подростков готовности к жизненному самоопределению.

 

Задачи:

 

1. Повышение интереса школьников к институту выборов.

2. Формирование электоральной культуры.

3. Формирование у школьников активной жизненной позиции, потребности в самореализации в творческой деятельности, самовоспитании, развитии навыков самоорганизации;

4. Формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, гуманистического мировоззрения;

5. Расширение кругозора школьников, их представлений об  исторических традициях выборов на Руси, об особенностях выборов органов самоуправления у кубанских казаков.

 

Содержание.

 

     Содержание программы направлено на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциалов, овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и социальной действительности. Программа сопряжена с интересами и ценностными установками членов школьного сообщества, учитывает социальный заказ государства и общества, соответствует особенностям школьного коллектива и условиям его жизнедеятельности

     Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить реализацию вышеназванных задач, и включает в себя следующие основные тематические блоки:

1. «История выборов»

     Содержание данного блока ориентировано на учащихся 5-6 классов. Данный тематический блок  включает материал по пропедевтическим знаниям избирательного права: происхождение права, появление механизма выборов у древних людей. Учащиеся познают взаимоотношения людей, правила, которые позволяют предотвращать конфликты, обеспечивать благополучие и порядок. Содержание блока ориентировано на знание истории выборов в первобытном обществе, в государствах Древней Греции и Древнего Рима, В Древней Руси.

     Механизмом реализации является проведение познавательных викторин, конкурсов, театрализованных игр. Школьники не просто получают определенный объем знаний, но и отрабатывают имеющиеся навыки, моделируют варианты поведения в обществе.

Основные формы работы:

  • Интеллектуальная викторина «Выборы в древности»
  • Познавательная игра «Новгородское вече»
  • Конкурс комиксов «Так выбирали руководителей в древности».

2. «Выборы атамана».

     Содержание блока ориентировано на учащихся 7-8 классов, направлено на расширение знаний о родном крае, исторических традициях и обычаях кубанских казаков. Учащиеся знакомятся с особенностями выборов органов самоуправления у кубанских казаков. Изучая различные ситуации избирательного процесса, подростки более отчетливо понимают значимость выборов, что способствует формированию активной жизненной позиции.

     Механизмом реализации данного тематического блока являются поисковая работа, конкурс презентаций, викторины, конкурсы рисунков, встречи с представителями органов самоуправления казаков в районе, экскурсии в краеведческий музей.

Основные формы работы:

  • Встреча с краеведом: «Как выбирали атамана  в ст. Павловской»
  • Познавательная викторина «Казачье самоуправление»
  • Поисковая работа «Атаманы Кубанского казачьего войска»
  • Конкурс презентаций «Выборы атамана»

3. «Я - гражданин России»

     Содержание блока ориентировано на учащихся 9-11 классов, направлено на усвоение определенной суммы знаний по избирательному праву, социализацию подростка в ходе образовательно-воспитательного процесса в рамках программы, освоение современной системы ценностей, развитее качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отстаивать и защищать. Содержание блока включает необходимый объем правовых знаний, который позволит в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства, способствует воспитанию цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения. Подросток получает актуальные сведения об избирательном законе РФ, знакомится с процедурой выборов в РФ.

     Механизмом реализации данного тематического блока являются творческие работы учащихся, ролевые и деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи с представителями политических партий, учебные «мозговые штурмы», политическая реклама, ток-шоу с представителями власти и лидерами политических партий, правовые олимпиады.

Основные  формы работы

  • Конкурс социальной рекламы «Твой голос важен для страны»
  • Ток-шоу «Молодежь и выборы»
  • Конкурс рисунков «Выборы глазами детей»
  • Конференция «За гражданское правосознание»
  • Социальное исследование «Интервью с избирателями».
  • Школьная олимпиада «Избирательное право»
  • Интеллектуально-правовая игра «Я- гражданин»

 

Критерии эффективности реализации программы:

 

- становление активной жизненной позиции школьника, готовность его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу общечеловеческих ценностей;

- формирование коммуникативных навыков, навыков самоорганизации лидерских качеств, организаторских навыков;

- расширение представлений о системе выборов на основе краеведческого материала;

- развитие потребностей в самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование устойчивых навыков в том или ином виде творчества как основы для профессиональной ориентации.

 

Тематическое планирование

 

мероприятие

класс

сроки

1

Интеллектуальная викторина «Выборы в древности»

5-6

 

2.

Познавательная викторина  «Казачье самоуправление»

7-8

 

3

Поисковая работа «Атаманы Кубанского казачьего войска»

7-8

 

4

Интеллектуально-правовая игра «Я-гражданин»

9-10

 

5

Социальное исследование «Интервью с избирателями»

11

 

6

Школьная олимпиада «Избирательное право»

9-11

 

7

Познавательная игра «Новгородское вече»

6

 

8

Ток-шоу «Молодежь и выборы»

9-11

 

9

Встреча с краеведом «Как выбирали атаманов в ст. Павловской»

7-8

 

10

Конкурс комиксов «Так выбирали руководителей в древности»

5-6

 

11

Конкурс презентаций «Выборы атамана»

7-8

 

12

Конкурс рисунков «Выборы глазами детей»

5-11

 

13

Конкурс социальной рекламы

« Твой голос важен для страны»

9-11

 

 

Литература.

1. Ф.А. Щербина. История Кубанского казачьего войска. Советская Кубань 1992г.

2. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. Советская Кубань 1996 г.

3. В.О.Ключевский. О русской истории. М. Просвещение. 1993 г.

4. Е.А.Певцова. Право. Основы правовой культуры. М.Русское слово. 2007 г.

5. Конституция РФ. 1993 г.

6. ФЗ «О выборах Президента РФ» М. 2007 г.

7. ФЗ «О выборах депутатов ГД и Федерального собрания» М. 2001 г.

8. www.kamensk-uraskij.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная викторина

«Казачье  самоуправление»

 

Вопросы викторины «Казачье самоуправление».

Цель:

  • Расширение знаний о родном крае, исторических традициях и обычаях кубанских казаков.
  • Знакомство с особенностями выборов органов самоуправления у кубанских казаков.
  •  Через изучение различных ситуации избирательного процесса способствовать   более отчетливому пониманию значимости выборов,  формированию активной жизненной позиции.

1. Историк казачества Ф.А.Щербина считал, что казачество пришло на смену древнерусскому органу народовластия. Как назывался в Древней Руси орган народного управления? Что общего видел Ф.Щербина между этими органами народовластия?

2. Каковы были особенности организации самоуправления в Запорожской Сечи?                        

3.  Какую роль в самоуправлении играла Рада?

4. Кто из русских писателей описал устройство и порядок самоуправления в Запорожской Сечи? Как называлось это произведение, когда оно было написано?

5. Какие органы власти были у казаков – запорожцев, как распределялись функциональные обязанности по управлению казаками?

6. Какую роль в казачьем самоуправлении играли

- довбыш,

- пушкарь,

- толмач,

- шафарь,

- школьный атаман.

7. Как назывался документ, заложивший основы порядка управления Черноморским войском, кто был автором этого документа, когда он  был принят?

8. Какие изменения произошли в организации и управлении казачьего войска после переселения казаков на Кубань?

9 Какие изменения в управлении казачьим войском произошли в период правления Павла I?

10. О каком событии в истории Кубанского казачества Ф.Щербина сказал, что это было «лебединой песней черноморцев о казачьей воле и демократических порядках»?

                               

                                       

Краткие ответы на вопросы викторины.

1. Народное собрание – «вече» в древней Руси и «рада» у казаков вершили внутренние и внешние дела. С этими органами народоправства были связаны личная свобода и право на участие в самоуправлении. Можно сказать, что казаки лишь восстановили вечевую старину. Но в вечевой период были одни времена и люди, а в  эпоху казачества совершенно другие. Вече было органом мирного устроения жизни, а казачество выполняло двоякую роль: вело войны и боролось за народные права. Это весьма существенное различие двух эпох народной истории связывается однако и тем же, общим всей массе, стремлением народа к самостоятельному управлению.

                     (Ф.Щербина. История Кубанского казачьего войска. Т. 1, стр. 428-429)

2.

1) Основные идеи – равенство, свобода, самоуправление.

2) Все запорожцы были «товарищи»

3) Доступ в Сечь был свободным.

4) Кто становился запорожцем, приобретал все права члена общины.

5) Личная свобода.

6) Все должности были выборными, право на выбор имел любой член общины, ответственность выборных лиц перед общиной.

7) Управление делилось на отдельные части:

-Запорожский Кош – столица Войскового Правительства,

- все земли делились на округа, в каждом – свое начальство (округи – паланки).

Не было писанного закона, все держалось на обычаях и воле народа, которая проявлялась на народном собрании.

3.  Войсковая Рада – высшая правящая инстанция у казаков, инициатор всех начинаний.

Рады собирались  в определенные дни года и по мере надобности. Собравшиеся на Раде казаки располагались обыкновенно огромным кругом. Выборы должностных лиц сопровождались борьбой партий, острым столкновением сторон.

Казачья старшина кланялась войску, благодарила за оказанную ей честь и слагала знаки своего достоинства. Рада могла заявить, что товарищество довольно своими избранниками и просит их остаться еще на год. Но могла и забраковать и тогда начинались выборы. Были случаи, когда борьба заканчивалась убийством.

4. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», 1842г.

5. Высшая исполнительная власть – Войсковое или кошевое правительство:

- кошевой атаман

- войсковой судья

- войсковой писарь

- войсковой есаул.

Кошевой атаман – военная, административная, духовно-административная, судебная власть. Избирался Радой.

Судья вел гражданские и уголовные дела на основе обычаев и традиций.

Писарь – заведовал письменными делами, избирался вместе с кошевым атаманом.

Есаул – подчинялся атаману, совмещал много обязанностей.

Куренные атаманы – старшие в куренях. Каждый курень избирал своего атамана.

Паланочная старшина:

- полковник

- есаул

- писарь

поддерживали порядок в паланках.

Войсковые служители.

6. Довбыш, пушкарь, толмач, шафарь, школьный атаман – войсковые служители, последняя, низшая инстанция сечевого управления.

Довбыш – заведовал войсковыми литаврами, в которые били на сбор и тревогу, выполнял некоторые полицейские и фискальные обязанности.

Пушкарь – заведовал запорожской артиллерией, исполнял обязанности смотрителя тюрьмы.

Толмач – переводчик.

Шафарь – сборщик на перевозах. Войсковых шафарей было четыре, жили они на главных запорожских перевозах, собирали здесь торговые пошлины.

Школьный атаман. Было два школьных атамана – для старшего и младшего возраста. Атаманы хранили школьные суммы и заботились о продовольствии и удобствах школьников.

7. «Порядок общей пользы», принят в январе 1794г. Авторы – кошевой атаман Захарий Чепига, войсковой судья Антон Головатый, войсковой писарь Тимофей Котляревский.

8. Отсутствовало упоминание о Войсковой Раде. Войсковая резиденция – Карасунский округ, 40 куреней. 29 июня, в день Петра и Павла, ежегодно избирали атамана. Все земли делились на 5 округов, в каждом округе – правительство:

- полковник

- писарь

- есаул

- хорунжий.

В наказе не указывалось, каким способом формируется окружное правительство. Казачье самоуправление было сужено, низведено чуть ли не до одного права выбора атамана.

9. В декабре 1796 г. начались административные преобразования Павла I. 18 февраля 1801 г. – новая форма управления. Войсковое правительство переименовано в войсковую канцелярию Председатель – войсковой атаман, 2 члена канцелярии от войска и 1 – особого назначения – по назначению Государя. При войске вводилась должность прокурора.

10. Персидский бунт 1797- 1800гг.

Методические рекомендации по проведению викторины.

     Викторина проводится среди учащихся 7-8 классов. Вопросы викторины учащиеся получают  заранее. В течение 2-3 недель готовятся ответы. Ответы должны быть полными,  с указанием используемой литературы, красочно оформлены. При оценке работы учитывается полнота ответов, оформление работы, используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010