Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Вглядываясь в зеркало эволюции

Автор:
Мазо Владимир Борисович

Аннотация:

Мы живем в очень интересное время.

Огромное количество информации, самой разной,  зачастую,  самой противоречивой, можно увидеть на экранах  телевизоров. Великое множество самых разнообразных сенсаций, порою непроверенных, недостоверных, антинаучных можно прочесть на страницах газет и  журналов.  Реставрация капитализма в России логично  привела к усилению позиций церкви.   Она имеет несколько телевизионных каналов, субботние передачи регулярно  проходят   в самое удобное время, издается масса религиозной литературы,   церковь пытается  проникнуть во все сферы светской жизни, в том числе и в образование. Вновь резко усиливаются нападки на теорию эволюции Ч.Дарвина.

Статья:

Наш спектакль является попыткой как-то отреагировать на эти явления.

И так, спектакль                                        

                     На сцене двое ведущих:

 

Когда Господь взялся за созиданье,

Так, чтоб   Земля устойчивей была,

 Он положил в основу  мирозданья

Три черепахи, три кита и три слона.

 

Господь совсем не тратил время зря -

      Он создал воду, создал небеса,
      Он создал много разного зверья

И заселил бескрайние леса

 

В последний день, измученный в конец

И, видно, не предчувствуя беды,

Адама с Евой создает творец

И заселяет райские сады

 

Жизнь бьет ключом без края, без конца,

Живут и благоденствуют народы

И восхищенные гармонией Природы,

Возносят славу  мудрости Творца!

 

Восход, закат- движение веков,

Под Солнцем мерно шар земной вращался,

Как вдруг из Англии, с туманных берегов

Могучий голос Дарвина раздался:

 

                        - 2 -

«Хочу быть с вами честным до конца,

Сказать всю правду, не боясь изъяна,                            

 Произошли мы все не от Творца,

 А от какой-то древней обезьяны!»

                                      

Мир  замер в шоке – как, не может быть!

Наверно, этот Дарвин был в угаре!

Не можем же мы все происходить,

Да, что вообще об этом говорить!

Не от Творца, а от какой-то твари!

Ну, посмотрите, разве не нахал!

Да, что вообще болтать об этом вздоре!

Ведь этот Дарвин нас уже достал

Каким-то бредом о естественном отборе!

 

Мои друзья! Вопрос не из простых!

Отбросим прочь ненужные сомненья,

Отбросим скептицизм, предубежденье,

И только ради истин золотых

За дело дружно с вами мы возьмемся!

У Госпожи Науки строгий нрав!

Без суеты, спокойно разберемся,

Быть может, этот Дарвин в чем-то прав!?

 

  С 1871 г. с момента выхода  свет книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» прошло уже 140 лет.

 Но отголоски той бури эмоций, которая тогда разразилась в Лондоне, можно наблюдать и в наше время. Все большое видится в малом.

Мы провели небольшое собственное исследование, задав работникам нашей школы  и случайным прохожим на улице один единственный вопрос: « Согласны ли Вы, что человек произошел от  общих с современными обезьянами предков? На чем основана Ваша вера или неверие?»

Результаты такого опроса вы видите на экране.

 

Опрошено:         Да, верю:                  Не верю:       Нет четкого ответа:

   84                          14                              57                          13

 

Сложный вопрос, философский, мировоззренческий.

Причины неверия, с одной стороны, в отсутствии необходимых знаний,  с другой стороны, в психологической стене, которую люди воздвигают по принципу: « Этого  не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Консерватизм нашего сознания  необычайно силен, что, кстати, является одним из доказательств нашего животного происхождения!

Мир раскололся на яростных противников и столь же яростных сторонников. Пока противники помещали в газетах вот такие карикатуры

 

-         3 –

 

на Дарвина, его сторонники, отправившись в Индонезию и  Африку, преуспели  в поисках палеонтологических находок

     Австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец - вот филогенетический ряд человеческих предков.  Эти названия далеких предшественников человека у всех на слуху.

Поиски продолжаются и по сей день, находки не так часто, но случаются и древо человеческой эволюции дополняется и уточняется.

Рудименты и атавизмы также говорят о нашем животном происхождении.

Кстати, нам не  обойтись без некоторых биологических терминов, поэтому мы хотим вам напомнить, что рудименты - это органы, как бы потерявшие значение для человека, но у животных они развиты полностью. Таковыми у человека являются клыки, зубы «мудрости», ушные мышцы, аппендикс, волоски по всему телу – всего их не один десяток. Атавизмом – возвратом к предкам – считают чрезмерное развитие этих рудиментов - на пример,  чрезмерно повышенная волосатость.

140 лет – достаточный срок для развития науки. Насколько бы упростилась задача Дарвина, будь он знаком с открытиями своего современника Грегора  Менделя- основателя генетики, но так уж случилось - до 1900 г. о нем никто и не вспоминал.

Данные генетики неопровержимо роднят нас с шимпанзе – 98% ДНК у нас одинакова, и только 2% делают обезьяну обезьяной, а человека человеком! И белки наши – основа жизни - практически идентичны, и группы крови у шимпанзе 4, как и у человека, и можно переливать кровь человека обезьяне и наоборот без боязни склеивания эритроцитов, и болезни самые что ни на есть человеческие  - туберкулез, полиомиелит, грипп, и лечит заболевшую обезьянку человеческий доктор, а не ветеринар.   Все это так.

Мы хотели бы сегодня остановиться на особенностях нашего поведения, которое изучает наука этология. Ведь если есть рудименты морфологические, то должны непременно быть рудименты и поведенческие, этологические

По очереди появляются новые  участники. Обращаются в зал:

-         Почему маленькие детишки держат ручки, сжатыми в кулачки?

-         Почему столько трудов стоит маме научить малыша держать ложку по-человечески, а не по-обезьяньи?

-         А обсасывать собственные пальчики - это разве редкая привычка?

-         Почему ребенок подбирает все с полу и тащит в рот?

      Все:          По- че-му?

                                                      Уходят 

 

 

                                                   - 4 -

ведущие:                                                                                                  .

   

-         Вот на все эти « почему» мы и постараемся ответить, используя данные науки этологии, науки о поведении, имея в виду наше животное происхождение и наше родство с животным   миром.

И так, посмотрим в зеркало эволюции!

                                                                                                                                                           Меняются ведущие. Музыкальная пауза

                         На экране заставка:

 

Наше поведение в зеркале эволюции.

                                Пошумелки

Ведущие:

Древние египтяне причисляли павиана к священным животным , потому что на заре  он поднимается на открытое место, воздевает руки к небу, громко ревет и кланяется.

Священное животное подобно человеку поклоняется Солнцу! Все логично!

Через тысячелетия  этология внесла одну маленькую поправку

- не павиан поклоняется Солнцу подобно человеку, а человек поклоняется Солнцу подобно павиану! Ибо, кричать на заре - свойство всех приматов!

В тропиках утро начинается с рева обезьян. Лес оглашается групповыми криками потрясающей силы! Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья!

Цель такого демонстративного поведения – показать соседним группам мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый участник чувствует себя уверенно, особенно, если его группа перекричала соседние!

От подобных предков нам, людям, досталась потребность в групповых пошумелках.

В ритмичном грохоте, выкриках, топоте и движении боевой группы мужчин лежит прародительская основа. Через ритмичный шум до воинов по бессознательному каналу приходит ощущение единства и силы, а до их противников – смятение и ужас!

Пошумелки на стадионах с подпрыгиванием, криками, топотом, грохотом, ревом дудок – это соревнование в шуме своих и чужих.

Кричат подростки, кричат дети, кричат взрослые дяди и тети, часто очень образованные и в другом месте ничего подобного не допускающие! Слоганы далеки от поэтического совершенства, но главное не слова, а ритм! И если масса поймала ритм-  масса едина!

Отсюда выражение – поймать ритм игры! Когда мы едины – мы непобедимы!

И, если в груду сгрудились малые – сдайся враг, замри и ляг!

                                          - 5 -

Возбуждение так велико, а чувство единства становится таким сильным, что болельщики одной команды бросаются всей массой на болельщиков другой! Так случалось в древнем Риме, так случается и в наши дни.

В маленьких детях потребность в пошумелках, попрыгушках особенно велика. И делают они это точно также, как детеныши приматов – топают, кричат, подпрыгивают, стучат предметами.

          Малыши с удовольствием играют в ладушки раньше, чем начинают       говорить                                                  

А еще есть пошумелки подростковые.

Кстати говоря, в древней Греции шумные ватаги молодежи нарушали покой горожан не только днем, но и ночью!

Кстати говоря, ударные инструменты – бубны, барабаны, трещотки, литавры- появились гораздо раньше, чем остальные инструменты!

Кстати говоря, современное заболевание подростков поп-музыкой имеет древнюю, биологическую основу-потребность организовать пошумелку!

Это механизм бессловесного, вне разумного общения и объединения, и он тем сильнее действует, чем музыка громче, чем на большее количество органов чувств она воздействует ритмичным звуком, вибрацией, мельканием!

Текст песен не важен – он тоже должен быть на до разумном уровне – повторяющиеся слова, повторяющийся ритм.

И, просыпаются  древние инстинкты, и возвращается человек в первобытное состояние!

( Под топот  и грохот, с крышками и кастрюлями в руках появляется группа участников, под музыку исполняют)

                        Не шумите!

                        Мы разве шумели!?

                        Ну, Андрюша стучал еле-еле

                        Молотком по железной трубе.

                        Я тихонько играл на губе

                        Ту-ту-ту, ту- ту- ту, ту-ту-туту!

                        Восемь пятых размер соблюдая,

                        Таня хлопала дверью сарая.

                        Саша камнем водил по стеклу.

                        Толя бил по кастрюле в углу

                        Кирпичом, но не громко и редко!

                        Не шумите! – сказала соседка.

                        А никто и  не думал шуметь,

                        Васька пел , ведь нельзя же не петь!

                       А что голос у Васьки скрипучий-

                       Так на то мы и сгрудились кучей!

 

                                             - 6 -

 

                        Кто стучал, кто гремел, кто дудел
                        Что бы он не смущался и пел!

                        Ту-ту-ту, ту-ту-ту, ту-ту-туту!

                        Пой,  Вася!

                        Ту-ту-ту, ту-ту-ту, ту-ту-туту!

 

 

Уходят. Музыкальная пауза.  На экране заставка:

                                          

Почему царь сидит на троне?

-          

На сцене « трон», на нем сидит « царь». Двое участников исполняют маленький кусочек из «Конька-Горбунка»

           Царь лишь только пробудился,

           Спальник наш к нему явился……

                 До слов:

           Ко кровати подошел,

           Подал клад и снова в пол.

 

Исполнители уходят. Новые ведущие:

Почему мы так говорим? великий музыкант, Верховный Главнокомандующий, высокий стиль, вознесшийся до небес, превосходный спортсмен!

Великий, верховный, превосходный.

С другой стороны - мелкий торговец, ничтожная личность, униженный, падший, подонок.

Почему во всех этих словах нашло отражение размеров?  Даже ящериц и змей назвали пресмыкающимися, а в русском языке еще и гадами!

Если посмотреть глазами биолога, то объяснение этому найдется в наших  инстинктивных программах. Их много и они находят отражение в нашем языке и в нашем поведении.

У всех животных, живущих группами, идет постоянная борьба за место в иерархии. И в стаде антилоп и в стаде обезьян есть животное-альфа и животное- омега. И для того, чтобы пробиться наверх, все средства хороши!

Главное, чем-то поразить соплеменников!                                                    Новый исполнитель: Одну цирковую обезьянку отдали в зоопарк, и попала она, бедная, в общую клетку, где ее не приняли, и сидела она в углу в позе покорности и обреченности. Бывший хозяин, пришедший ее навестить, принес ей миску еды и ложку, которой она привыкла пользоваться в цирке.

Здешние обезьяны с удивлением смотрели на новенькую и на то, как она этой ложкой здорово управляется! И это умение так их поразило, что ее положение в группе резко изменилось!

                                                       - 7 -

Новый исполнитель: И еще один пример. Молодой самец шимпанзе Майк, отнюдь не высокого ранга, в один момент повысил свой статус, схватив две канистры из под керосина и громыхая ими, бросился прямо на старых

самцов, мирно отдыхавших в тени деревьев! Те в ужасе бросились в рассыпную, а потом припали к земле и приняли позу покорности!

Статус Майка моментально вырос до невиданных высот!

                                                 

Ведущие: Два животных при конкуренции на территорию, пищу, место для ночлега, в драку сразу не  вступают, а начинают один другому угрожать – поднимают шерсть дыбом, увеличиваясь в размерах, стараются занять более высокую позицию, вскочив на камень, бугор, забравшись на самую высокую ветку. Высокий – значит сильный, великий – значит большой и страшный!

В гербах многих стран присутствует орел, как символ высоты, а значит, силы и могущества!                                                  

И наоборот, человек, выражая позу покорности, опускает голову, кланяется, опускается на колени, валяется в пыли.

Если посмотреть глазами биолога, то в каждом классе идет подспудная, на уровне  инстинкта, борьба за лидерство, за место в классной иерархии, и

здесь все средства хороши! Поэтому все говорят одновременно, стараясь перекричать друг друга, поэтому здесь действует принцип -          кто сильнее « выпендрится» и что-то этакое отчебучит, поэтому вспыхивают часто мелкие стычки и потасовки. Словом, все как у наших ближайших предков!

 

 Уходят. Музыкальная пауза. На экране заставка:

 

 

               Вглядываясь в зеркало эволюции

 

Более 10 лет провела английская  исследовательница Джейн Гудолл  в джунглях тропической Африки, наблюдая за поведением шимпанзе – ближайших родичей человека. Проникнуть в тайну  жизни диких шимпанзе   невероятно сложно. Обезьяны обитают в густых  труднодоступных лесах, где исследователя подстерегают всяческие опасности и реальность заболеть тропической малярией  одна из них. Никто из ученых не

мог решиться на проведение   длительного эксперимента в природных условиях.

       Молодая женщина по фамилии Гудолл взялась за это трудное дело. Вооруженная лишь одним биноклем, в дебрях возле озера Танганьика,4 года Джейн приучала обезьян к своему присутствию. Ее палатка стояла на поляне в том же лесу, и, в конце концов, барьер недоверия был сломлен, и она смогла наблюдать жизнь стада шимпанзе вплотную, как бы изнутри.

       Картина поражает воображение. Перед нами предстает существо, обладающее индивидуальностью и незаурядными способностями, располагающее сложной коммуникативной системой в виде поз, жестов,

                                          - 8 -

 

звуков. Оказалось, что обезьяны способны обманывать и запугивать, употреблять предметы для нападения. Шимпанзе приветствуют и успокаивают друг друга, выражают почтение и агрессивность. Наконец,                                          

охотятся на мелких животных, поедают их,  и эта охота носит организованный и коллективный характер.

       Итак, читаем Джейн Гудолл. Кстати, каждой обезьяне Джейн дала собственное имя.

Новый исполнитель:

«Обычно самки более мстительны и злобны, чем самцы. Мелисса, всякий раз, когда ей кто-нибудь угрожал, подбегала к  самцу, высшему по рангу в группе, дотрагивалась до него и начинала громко кричать, протягивая руку в сторону обидчика. Высшим по рангу был Майк, здоровенный самец в расцвете сил. Мелисса бросилась к нему, прижалась губами к его шее, положила руку на спину и подняла крик, показывая другой рукой в сторону своего обидчика.

Свидетелями подобных сцен я  была неоднократно»

Новый исполнитель:

«Пуч и Эверед , молодые самка и самец мирно сидели рядом и поедали бананы. Вдруг Пуч, отбросив бананы в сторону, прыгнула на сидящего рядом Эвереда и принялась его бить, кусать и выдирать шерсть. Эверед оторопел от такой наглости. Очень скоро стала понятна причина столь дерзского поведения: старый самец Хаксли, вздыбив шерсть, стоял на тропе и, не мигая смотрел на дерущихся. Услышав крики Пуч, он поспешил ей на помощь, слегка стукнул, как ему показалось, ее обидчика и лениво побрел прочь.Эверед орал и корчился как от сильной боли. Пуч спокойно последовала за своим защитником  и, проходя мимо Эвереда, посмотрела на него так, как сделала бы на ее месте любая девчонка. Это взгляд выражал превосходство, ехидство и презрение.  Ни до, ни после этого мне не приходилось видеть у шимпанзе такой самодовольной физиономии»

 

Ведущие:

 

« Для меня как и для других ученых - пишет Джейн Гудолл, - несомненый интерес представляет тот факт, что в поведении шимпанзе и человека можно усмотреть множество аналогий. Не раз поражались мы не только сходству отдельных жестов  и  поз, но и целых ситуаций.

 Ведущие, обращаясь к зрителям: Попробуйте найти аналогию в поведении человека тем примерам, которые вы сейчас услышите:

                       Работа с залом:

1.     Неожиданно испугавшись чего – нибудь, шимпанзе всегда стремится коснуться или обнять оказавшегося рядом сородича. Взрослый самец , испугавшись своего отображения в зеркале, в ужасе повернулся и обхватил руками стоявшую рядом трехлетнюю обезьянку

 

                                                – 9 -

 

2.     Мелисса, всякий раз, когда мимо нее проходила обезьяна более высокая по рангу,  подбегала к ней,  и старалась коснуться головы или

          спины. Если сородич удостаивал ее ответным  прикосновением,      Мелисса быстро успокаивалась.

 

3.     При виде большого количества бананов шимпанзе не в силах сдержать своей радости, начинают целовать и обнимать друг друга.

 

4.     Животное после нанесенной ему обиды со стороны старшего по рангу идет вслед за обидчиком, взвизгивая, припадая к земле и протягивая руку

 

5.     При встрече шимпанзе,  приветствуя друг друга, могут низко склониться перед сородичем, протянуть ему руку, обнять, поцеловать или коснуться рукой сородича

 

6.     И обратный пример: разгневавшись, человек начинает стискивать кулаки и зубы, выкрикивать бессмысленные слова и бессвязные фразы

 

7.     И, наконец, последнее: все попытки научить обезьян говорить оказались неудачными - другое строение гортани и особенности дыхания не позволяют им произносить человеческие слова.     

     Но ученым удалось научить обезьян языку глухонемых - языку жестов.

       Более трехсот слов освоила обезьянка, строя из них простые фразы и       комбинируя в разных сочетаниях. Это говорит о зачатках абстрактного    мышления, развивая которое, человек поднялся до понимания законов

    Природы, создания Науки.

Музыкальная пауза. На сцену выходят все участники:

                          

 

Вглядимся в даль веков! Как в призрачном тумане

Длиной в десятки миллионов лет

Картины жизни встанут перед нами,

И будем мы средь них искать ответ.

 

«Смотри, смотри! Ведь это ж наши предки!

Где? Да, смотри скорей, вон там, среди кустов,

Живут себе, качаются на ветке

Среди густых тропических лесов!

 

Как много общего – у нас на пальцах ногти,

Что позволяет в руки взять предмет.

А где у обезьян ты видишь когти?

                                  - 10 -

У них когтей в помине тоже нет!

 

Мы стискиваем зубы при волненье,
Сжимаем в ярости и злости кулаки,

И в нашем повседневном поведенье,

Бываем мы порою к сожаленью,

Не так уж друг от друга далеки!

 

И, все ж , не обезьяны мы, а люди!

Нас мудрая Природа создала

На добрые и светлые дела,

И мы об этом, точно, не забудем!

                                 

            Мы можем бесконечно развиваться,

            Пределов нет в познании всего!

            И Пушкиным мы можем восхищаться,
            И знать законы Жизни нам дано!

 

Учись! Читай! И становись….артистом!

            А я хочу стать классным футболистом!

            В 2018 году я сборную к победе приведу!

 

Я архитектором! А я, сказать к примеру,

            Хотел бы стать толковым инженером!

            А я – врачом! Хочу детей лечить!

            А я - учителем! Хочу детей учить!

 

Вы молодцы! Здесь спорить я не стану!

            Каков итог, как нам прожить свой век?!

            Ведь обезьяна – только обезьяна!

            А человек – он все же Человек!

 

 

Советы  постановщику спектакля:

 

  1. От подбора ведущих  полностью зависит  успех или неудача постановки.

Работа с ними занимает большую часть времени. Дикция, умение  свободно держаться на сцене, работать с залом – необходимые их качества. Все это достигается множеством репетиций отдельно с ведущими.

      2. Что бы не было монотонности  в спектакле и не рассеивалось внимание зала,       

           рекомендуется смена ведущих.  Отдельные монологи лучше поручать другим        

           участникам.

      3.Огромную роль играет экран. В интернете можно найти любые иллюстрации -                 

           карикатуры на Ч.Дарвина,  портрет Джейн Гудолл.    И т.д.        

           Зрительный ряд в значительной степени повышает интерес и внимание на    

всем продолжении спектакля. Отдельный человек - назовем его оператором –

отвечает за точность во времени показа всех иллюстраций.

 

Литература:Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы

                       Д.Гудолл В тени человека

                      К.Лоренц Агрессия

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010