Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Тяжёлая правда - детский алкоголизм

Авторы:
Кириллина Мария Михайловна
Алексеев Антон Николаевич

Аннотация:

 

«Тяжёлая правда - детский алкоголизм»

        Алкоголизм в России постепенно растет и «молодеет». В настоящее время пик самого массового приобщения к распитию пива и слабоалкогольных напитков перешел в возрастную группу 11-12 лет.

        В статье речь идет о детском алкоголизме, о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.

        Приведены результаты исследований учёных всего мира, статистические данные Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России.

        Рассматриваются причины детского алкоголизма. Описываются способы и коррекционная деятельность по преодолению типичных отклонений в поведении школьников. Приведены подходы по профилактике этой пагубной привычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

Слабоалкогольные напитки, консерванты, нормативы по физкультуре, этиловый спирт, деградация, генофонд, врожденный алкоголизм, бирмиксы, эпизодическое употребление, комбинированный подход, психика подростка.

                                                      Алексеев А.Н., Кириллина М.М.

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тяжелая правда - детский алкоголизм"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Алкоголизм в России постепенно растёт и «молодеет». В настоящее время пик самого массового приобщения к распитию пива и слабоалкогольных напитков перешел в возрастную группу 11-12 лет.

     Экология, питание, пагубные привычки-все это ведет к разрушению организма. Показатели общего здоровья нации стремительно падают. По статистике к 18 годам только 4,5% подростков полностью здоровы. Большинству сегодняшних учеников остается только мечтать о выполнении школьных нормативов по физкультуре 15-20-летней давности.

     Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Мальчики чаще девочек употребляют основные виды спиртных напитков. Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков - пива, вина, тогда как учащиеся сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков.

      В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что до 70% проблем со здоровьем, связаны с употреблением табака и алкоголя в детстве. Злоупотребление алкоголем является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире. Употребление спиртного приводит к 60 типам различных заболеваний, а также к травмам разной степени тяжести. Ежегодно от злоупотребления спиртными напитками в мире преждевременно умирает 2,5 миллиона людей.

      По данным Минздрава, каждый человек в России в среднем потребляет за год 14 литров алкоголя (в переводе на чистый 99% этиловый спирт на душу населения). Причем эта статистика учитывает каждого гражданина, включая и грудных младенцев, так что реальная цифра потребления значительно выше. Между тем Всемирная организация здравоохранения считает, что уже 8 литров алкоголя на 1 человека в год - это предел, который угрожает генофонду любой нации и неизбежно ведет к ее деградации.

      Сегодня на диспансерном наблюдении находятся 11,5 тысячи детей, употребляющих алкоголь, а примерно двумстам поставлен диагноз «алкоголизм». И это только официальные данные, реальные цифры - много выше. Кроме того, продолжает снижаться средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками (в основном, пивом), -за прошедшие десять лет он снизился с 14 до11 лет.

       Когда дети приближаются к 13-летнему возрасту, наркотики, алкоголь и сигареты становятся им более доступны - дети начинают представлять коммерческий интерес для сбытчиков. Средства, применяемые для вдыхания (клей, растворители…), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12-13 лет знают кого-либо, кто получает «удовольствие» от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику. Эти средства могут вызывать необратимые изменения в ЦНС и даже внезапную смерть, но они доступны. В стенах школы при внимательном отношении ее работников факты употребления детьми алкоголя, наркотиков или других психотропных средств утаить практически очень сложно. Значит, ситуацию мы можем контролировать и даже кардинально улучшить.

 

Причины детского алкоголизма различны:

  • Попытки ребенка самоутвердиться среди своей компании или старших товарищей.
  • Желание ребенка уйти от проблем, какими являются неприятности в школе, ссоры с родителями и непонимание с их стороны, первая влюбленность, недоразумения в общении со сверстниками и др.
  • Зависимость от улицы, когда в семье нет возможности выплеснуть свои эмоции, выпивка «за компанию».
  • Наличие свободных, неконтролируемых денег, на которые можно купить спиртные напитки.
  • Алкоголизм родителей.

 

        Но, самым тяжелым является врожденный алкоголизм, которым страдают дети, чьи родители злоупотребляли спиртным в период зачатия и беременности.

        Даже эпизодическое употребление алкоголя в детском возрасте является для организма стрессом. Это сразу же отражается на психике подростка, его поведении, учебе, взаимоотношениях с родителями и сверстниками. Особенность детского алкоголизма в том, что он развивается значительно быстрее, чем у взрослых, и имеет более тяжкие последствия.

       Проведенные исследования выявили, что пиво и бирмиксы провоцируют изменения в головном мозге, из-за снижения активности нервных клеток изменяется их текстура, страдает печень, медики также предупреждают о нагрузке на почки, разрушаются сосуды лица, а сердечно-сосудистые заболевания гарантированы.

        Характер ребенка заметно меняется, в нем проявляются черты психопатии-повышенная возбудимость, вспыльчивость, агрессивность, бесцеремонность и развязность. Или наоборот-ребенок становится менее активным, безынициативным, апатичным, заметно снижается его интеллектуальная деятельность, ухудшается успеваемость.

        В отчете НИИ Росстата по итогам 2011 г. говорится, что фактически в стране насчитывается 12 млн злоупотребляющих алкоголем.

        В течение 4 последних лет употребление слабоалкогольных напитков среди детей школьного возраста увеличилось в 2,5 раза.

        До 11 лет с алкогольными напитками познакомились примерно 40% мальчиков и 25% девочек, причем около 63% детей первую дозу алкоголя получили из рук родителей (на праздниках, разделить горе и т.п.).

        К 17 годам более 90% учащихся употребляют спиртные напитки. 40% школьников употребляют алкогольные напитки не реже одного раза в месяц, а 20% пьют их ежедневно.

Не лучше обстоит картина за рубежом:

         Так, в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90% учащихся 7-9-х классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией.

        Сделать пиво еще более привлекательным для молодежи помогли так называемые бирмиксы.

        Бирмикс - это слабоалкогольный коктейль на основе искусственных пищевых добавок, с различными вкусами.

В составе бирмиксов самыми популярными являются:

  • Е211, или бензоат натрия (получают из нефти). Этот белый порошок достаточно вреден и даже опасен для астматиков и аллергиков;
  • Е290, или диоксид углерода. Этот распространенный в пищевой промышленности консервант используют при производстве практически всех газированных напитков, а также им заправляют огнетушители;
  • Е331, или цитрат натрия. Активно используется в медицине;
  • Е338, или ортофосфорная кислота. На его основе производят пенопласт, огнезащитные краски и прочие строительные материалы;
  • Е445-эмульгатор и стабилизатор, который вы можете встретить в составе геля для душа или жидкого мыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная деятельность для преодоления типичных отклонений в поведении школьников:

 

  • Важно постоянно отслеживать формирование групп риска. К ним принадлежат дети, на кого снижено влияние родителей, кто прогуливает занятия и отличается устойчивой неуспешностью.
  • Кроме того, важно контролировать детей, переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению, скучающих в повседневной жизни. Многие ребята знают, что наркотики и раннее употребление спиртного запретны. Они боятся наказания за свой первый эксперимент и теряют надежду на понимание и прощение со стороны взрослых, а значит, и отрицают возможность помощи. Тут можно поставить вопрос так: «Я хочу поделиться с вами секретом: когда ребенок попадается с наркотиками, то родители (учителя) приходят в ярость. Это вызвано тем, что они знают об огромном вреде, который наркотики могут вам нанести.

Это случается почти всегда. Каждый, кто их употребляет, рано или поздно платит за это своим здоровьем и даже жизнью. Родители впадают в ярость от страха за вас и понимания, что вы можете скрывать от них правду, а потом неожиданно умереть. Отказ от употребления наркотиков-это не слабость. Это проявление зрелой силы и ума. Не надо стесняться быть человеком сильным духом».

  • Учите детей говорить «НЕТ!».
  • Тренируйте уверенность в себе. Репетируйте с ними отказ. Предложите разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это- не из моей жизни!».
  • Напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с торговцами алкоголем и наркотиками. Объясните им, что на них просто зарабатывают или хотят разделить с ними свою катящуюся под откос жизнь. Покажите, что их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Расскажите, что общество защищается от подобных людей.
  • Помните, когда мы говорим ребенку, что можно делать, а чего нельзя, мы обязательно должны подготовить его к возможным вариантам практического развития ситуации. Голословность исключает авторитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходы в профилактике алкоголизма

  Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

  1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления.
  2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. В этом подходе проводятся упражнения по устойчивости к давлению друзей и семьи, средств массовой информации и рекламы.
  4. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Формируется какой-либо интерес, специфическая позитивная активность (например, путешествие с приключениями), которая вызывает как сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности.
  5. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков приобщают к здоровому образу жизни.
  6. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

        Лечение будет успешным, если взрослые найдут правильный подход к ребенку. Обратят внимание на его проблемы, разберутся в причине такого поведения.

        Ребенок должен чувствовать, что его любят, им интересуются, что за него переживают близкие люди, что у него есть семья. Тогда свои трудности и переживания он не будет выносить на улицу и топить в бутылке пива вместе с товарищами.

Алексеев А.Н., Кириллина М.М. «Тяжёлая правда - детский алкоголизм»

        Алкоголизм в России постепенно растет и «молодеет». В настоящее время пик самого массового приобщения к распитию пива и слабоалкогольных напитков перешел в возрастную группу 11-12 лет.

        В статье речь идет о детском алкоголизме, о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.

        Приведены результаты исследований учёных всего мира, статистические данные Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России.

        Рассматриваются причины детского алкоголизма. Описываются способы и коррекционная деятельность по преодолению типичных отклонений в поведении школьников. Приведены подходы по профилактике этой пагубной привычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

Слабоалкогольные напитки, консерванты, нормативы по физкультуре, этиловый спирт, деградация, генофонд, врожденный алкоголизм, бирмиксы, эпизодическое употребление, комбинированный подход, психика подростка.

    

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010