Автор:
Тимоненкова Эльвира Аркадьевна
«Игры народов Севера»
Через игры воспитатели интерната развивают творческие способности воспитанников, воспитывают этическую культуру, прививают навыки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется изучению ненецких национальных игр: проводятся соревнования «Игры народов Севера», выпущен сборник ненецких игр.
Игры народов Севера помогут детишкам подготовиться к взрослой жизни в суровых тундровых условиях. Воспитанники не забудут - откуда они родом.
Э.А. Тимоненкова
Статья:
Игры народов Севера.
Игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,– писал В.А. Сухомлинский. В педагогической науке игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, творческих способностей. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радости.
Салемальская школа-интернат функционирует в суровых условиях заполярья, где с сентября по май месяц проживают воспитанники интерната – дети оленеводов и рыбаков: ненцы и ханты. Педагоги школа-интернат, зная возможности игры, активно используют её в воспитательной деятельности. Через игры развивают творческие и интеллектуальные способности воспитанников, воспитывают этическую культуру, прививают навыки здорового образа жизни. Особое внимание уделяется изучению ненецких национальных игр.
Для педагога важно знать культуру, традицию коренных народов Севера. Ведь в основное время года дети воспитываются в интернате, практически не общаясь с родителями, значит, наша основная задача воспитать в детях любовь к традициям, культуре родного народа. Так как у воспитанников младшего школьного возраста основной вид деятельности - это игра, то мы решила изучить ненецкие национальные игры.
У малочисленных народностей Севера, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности, обусловленные кочевым образом жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. Следует заметить то, что родители весьма серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения, друг с другом, подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам. Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры.
Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет.
Чтобы наши воспитанники не чувствовали себя оторванными от родной стихии, в воспитательной деятельности школы-интерната всегда по возможности присутствуют элементы этнопедагогики: национальные игры, загадки, пословицы.
Во время прогулок с воспитанниками проводятся подвижные игры «Охота на куропаток», «Кто быстрее встанет», «Турухтаны», «Меткие стрелки»… Вечером в свободное время ребятишки предпочитают играть в спокойные игры: «Вывко», «Пэсько», «Игра в палочки»…
Особой популярностью среди воспитанников пользуется спортивная секция «Северное многоборье», где ребята состязаются по следующим видам игр народов Севера: бросание аркана, перетягивание палки, прыжки через нарты, тройной прыжок.
Ежегодно среди воспитанников проводятся соревнования «Игры народов Севера», где воспитанники показывают не плохие результаты.
Воспитатели интерната совместно с воспитанниками выпустили сборник ненецких игр «Ханзер” маня” сянакува”» («Давайте поиграем»). (Приложение 1). Ведется работа по изучению забытых ненецких игр. Ребята игры привозят из тундры. Совместно с воспитателями готовятся описания игр, иллюстрации. Идет подготовка к выпуску сборника «Игры моих предков».
Мы надеемся, что наши воспитанники вырастут сильными и здоровыми, а игры народов Севера помогут подготовиться к взрослой жизни в суровых тундровых условиях, и всегда будут помнить, откуда они родом.