Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Профилактика и укрепление зрительных функций у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Авторы:
Колеснокова Ольга Александровна
Манушкина Марина Николаевна

Аннотация:

 Подобраны специальные упражнения для профилактики и укрепления зрительных функций у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Целью этих упражнений является снятие статического напряжения глазных мышц.

Статья:

Профилактика и укрепление зрительных функций

 у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность.

                       Колесникова Ольга Александровна - воспитатель II категории,

Манушкина Марина Николаевна - воспитатель II категории,

 МБДОУ № 303 компенсирующего вида

г. Красноярск Красноярского края

 

На протяжении 5 лет мы работаем  воспитателями офтальмологической группы МБДОУ №303 компенсирующего вида г. Красноярска.

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду\" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и парциальной «Программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И.Плаксиной. Работая с детьми со зрительной патологией, обратили внимание, что у детей возникают значительные затруднения при общении со сверстниками. Дефекты зрения существенно усложняют отношение ко всему окружающему, к различным видам деятельности. Недостаток зрительного анализатора ведет к тому, что ребенок страдает им, обладает меньшей информацией, чем партнер по общению, что затрудняет обратную связь с ним.

Для успешной адаптации ребенка значимым является создание таких условий, когда не только ребенок считает себя членом группы, но и группа положительно относиться к нему, рассматривая его как своего члена. Для всех детей с нарушением зрения важно, чтобы их понимали и принимали как равных. Но и у сохранных детей в обычном дошкольном учреждении также бывают нагрузки для глаз.

Нами были подобраны специальные упражнения для профилактики и укрепления зрительных функций у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Целью этих упражнений является  снятие статического напряжения глазных мышц.

Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения.

Вариант №1.

(длительность 3-5 мин)

И.п.: сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения совсем легко, без напряжения.

1. Взгляд направить влево - вправо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в одном положении. Повторять от 1 до 10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить, чтобы не было задержки дыхания. Повторять от 1 до 10 раз.

3. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом как можно медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторять несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см. от глаз, а затем вдаль. повторять несколько раз.

6. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе.

7. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытие глаза, чтобы полностью загородить их от света ( на 1 мин.), представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

Вариант №2

(длительность 1-2мин.)

1. При счете 1-2 фиксация глаз на близком( расстояние 15-20 см) объекте, при счете 3-7 взгляд переводиться на дальний объект.

2. При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз вертикали вверх, при счете 2 - вниз, затем снова вверх. Повторить 15-20 раз.

3. Закрыть глаза на 10 - 15 сек., открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз), проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно без напряжения, взгляд вдаль.

Вариант №3

(длительность 2-2.5 мин)

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении сидя, откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо вперед перед собой в течение 2-3 с., затем на 3-4 с, опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 сек.

2. Поднять глаза к вверху, опустить их к низу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.

3.Поднять глаза к вверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (15 сек.)

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз ( длительность 30-50 сек.)

 

Очень хорошо проводить гимнастику для глаз, используя четверостишия:

“Осень” Н. Нищева

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

 

Дети разогревают руки, трут ладошки,

 

прижимают руками глаза.

 

Дети поочередно открывают левый,

затем правый глаз.

Моргают часто глазами.

 

Оса”

 

 

 

 

Са-са-са – прилетела к нам оса

Су-су-су – мы увидели осу

 

 

 

Сы-сы-сы – испугались мы осы

Са-са-са – улетай скорей, оса.

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай!

Ой-ой-ой – побежали мы домой!

 

 

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике, прослеживать взглядом движение пальца впрво-влево. Голова остается неподвижной.

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Проследить движение по кругу в другую сторону.

Спрятать руки за спину и покачать головой.

Мигать глазами.

Гимнастика для глаз, используя предметы.

«Морковка»

Мы морковку в руки взяли,

С ней немножко поиграли.

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти.

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и впрво-влево.

Ай-да заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Дети берут по морковке и  передвигают соответсвенно тексту, прослеживая движение взглядом.

 

“Ёлочка”

Дети берут в руку маленькую ёлочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова все время находиться в одном положении, двигаются только глаза.

Хором.

Ашу-ашу-ашу –

Нарядим ёлку нашу.

Ишки-ишки-ишки –

Вот золотые шишки.

Ош-ош-ош – шар большой хорош.

Ша-ша-ша – Ёлка тоже хороша.

 

Передвигают ёлочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.

Поднимаю вверх и опускают вниз.

 

Рисуют в воздухе круг.

 

Рисуют в воздухе ёлочку

Так же можно использовать попевку “Качели” Е. Тиличеевой.

 

На качелях я лечу:

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Я пою, смеясь, кричу:

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

 

Дети, согласно тексту, поднимают и опускают глаза вверх-вниз.

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010