Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Физкультурные праздники и развлечения как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор:
Борисова Евгения Юрьевна

Аннотация:

          Проведение таких форм активного отдыха, как спортивные праздники и развлечения предоставляют большие возможности для развития высокой двигательной активности, индивидуальных творческих проявлений, а также воспитания положительных эмоций детей.
В данной статье рассмотрены общие требования при проведении спортивных праздников и развлечений, методы организации активного отдыха и их значимость в гармоничном развитии детей дошкольного возраста.

Статья:

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников.

           Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте. В результате может задерживаться общее развитие ребенка, снижаться функциональные и адаптационные возможности еще недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.

          В связи с этим особую значимость приобретает четко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха.

          Известно, что активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка путем «дозагрузки» его организма необходимым для его возраста объемом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.

           Правильная организация всех видов активного отдыха  в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

          Действительно, невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких либо действиях, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.                                                                      Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

           Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения  тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание и на гармоничное развитие детей.

          Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна  тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

           «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

           Несомненно, что при поведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопитесь» или «живее, не туда, выше», т.к. дети спокойно, без суеты, уверенно выполняют задания [6].

          Практика работы в нашем дошкольном учреждении убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с семьей.

           Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и их родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольном учреждении.

          Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому  мы постоянно совершенствуем методы пропаганды, вовлекаем родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

          Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям точность и выразительность, способствует развитию координации движений. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале и в конце занятия, а также широко используется при проведении спортивных праздников и развлечений.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. Большое значение имеет индивидуальный подход: надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отображать особенности музыки, что немаловажно при исполнении индивидуальных гимнастических или акробатических упражнений.

Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот почему музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Поэтому использование музыки во время проведения спортивных праздников и развлечений направлено к одной цели: сформировать активное творческое восприятие музыки и умение выразить ее содержание в движениях.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья", «Зарница», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка, парни!» и т.д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным  возможностям и уровню подготовленности детей

"Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках"  [4].

В программу включается и пеший туризм. Зимой со старшими дошкольниками мы дети  выходим в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми  (футбол, хоккей, бадминтон). Все эти физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают детям реализовать на практике накопленный опыт: выполнять упражнения из раздела основных движений, использовать элементы спортивных игр.

В дни организации дня здоровья во время каникул физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

Таким образом, спортивные праздники у детей пробуждают не только повышение двигательной активности, но и интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать, размышлять.

          Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни. У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

           Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным.

            Хлопоты о подготовке праздника, досуга или спортивного развлечения для ребенка не менее важны, чем сам праздник. От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению А.С.Макаренко, «завтрашнюю радость». Немаловажное значение имеет и личная ответственность детей за какую-либо часть праздника – это уже само по себе волнующее событие. В подготовке к празднику дети должны иметь равные права с взрослыми. Это сотворчество педагогов и воспитанников. Скорее именно дети – хозяева праздника.

        При подготовке спортивных развлечений, досугов, праздников необходимо учитывать некоторые общие требования:

  • У праздника всегда должно быть название, т.е. он должен быть посвящен какому-либо событию.
  • При проведении праздников необходимо учитывать время года, условия и место проведения.
  • Необходимо продумывать музыкальное сопровождение.
  • Следует предусматривать рациональную одежду детей в зависимости от места проведения  и сезона.
  • При определении тематики и содержания мероприятия следует также учитывать национальные традиции.
  • Необходимо предусматривать такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую  и эмоциональную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.
  • Также рекомендуется заранее продумать формы поощрения.

         Таким образом, планирование работы по организации активного отдыха детей в ДОУ помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной деятельности, а так же воспитанию коллективизма, дружбы, взаимопомощи; развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что:

1.     Физкультурные праздники и досуги – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности.

2.     Физкультурные праздники и досуги  - одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

3.     Благодаря организации активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств.

4.     Повышается интерес к занятиям физической культурой через игровую деятельность.

5.     Создаются благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность занятий.

6.     Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.

           Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью в нашем детском саду мы предусматриваем такую организацию двигательной активности, при которой необходимо учитывать  психологические особенности конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений, при этом используя различные формы работы и организации детей. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях спо­собствует формированию у детей хорошего телосложения, профи­лактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Список использованной литературы

1.     Веселая З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1998.-58 с., ил.

2.     Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском саду. М.: Айрис-Пресс. 2005.-138 с.

3.     Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: «Просвещение». 1995.-130 с.

4.     Лескова Т.П. Организация досугов детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение». 1983.- 187 с.

5.     Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М.: Аркти. 2000.-69 с.

6.     Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения на воздухе. М.: «Просвещение». 1981.-190 с., ил.

7.     Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия». 2001.-368 с.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010