Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проект «Давайте любить землю»

Автор:
Премель Лариса Геннадьевна

Аннотация:

Цель проекта: формирование системы элементарных научных экологических знаний  у детей старшей группы детского сада.

Ресурсное обеспечение: живой уголок; комнатные растения; «огород на окне»; модели климатических зон, глобусы, карты, экологические макеты, календари природы, экологическая библиотека, дидактические игры.

Срок проекта: 2 года. Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Статья:

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине двадцатого столетия экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже сказалось отрицательно на здоровье огромного количества людей.

Сейчас мы получаем  достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает знаний, чтобы оценить ее правильно. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье. Выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта; купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод; обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов; сами создаем свалки рядом со своими домами и многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.

По результатам диагностики на начало учебного года было видно, что у детей с низким уровнем слабые эмоциональные проявления, интереса нет или он ситуативен; имеют небольшие по объёму знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются, не способны к установлению связей и зависимостей. Действенно – практическое  отношение к окружающей природе у этих детей выражалось подражание взрослому.

У детей со средним уровнем наблюдались неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляются эмоционально. По инициативе взрослого с желанием исследуют объект, ищут ответы на поставленные вопросы. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия. Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Умеют заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим по побуждению взрослого и самостоятельно.

Цели и задачи: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью;  формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Ресурсное обеспечение: развивающая предметно-пространственная среда (живой уголок, комнатные растения, огород на окне, модели климатических зон, глобусы, карты, экологические макеты, календари природы, экологическая библиотека, дидактические игры);  работа клуба «Росток».

Срок проекта: 2 года.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Предполагаемый результат: сформированность элементарных научных экологических знаний у детей; удовлетворение потребности ребёнка в познании природы; применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо природы; повышение уровня экологической воспитанности у родителей, установление партнёрских отношений с семьёй, объединение усилий в воспитании и развитии детей; создана система работы «Экологическое воспитание дошкольников».

Реализация проекта через: обучающие занятия – познавательная деятельность; совместную деятельность педагога и детей; работу педагога с родителями; создание предметно-развивающей среды.

Перспективное планирование занятий по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

№ занятия

Форма проведения

Цель

Осень (сентябрь-октябрь-ноябрь)

№1

Беседа о лете

Обобщить и систематизировать представление о лете

Дидактическая игра «Не ошибись!»

Уметь различать предметы по материалу, из которого они сделаны

Опыт «Вода нужна всем»

Дать представление о роли воды в жизни растений

№2

Беседа о лесе

Дать понятие, что лес – сообщество растений и животных.

Опыт «Ветер»

Познакомить с природным  явлением – ветер.

№3

Экскурсия в осенний парк

Конкретизировать представление у детей о жизни растений, учить различать деревья и кусты по окраске листьев.

 

Дидактическая игра «Найди, что опишу»

Учить  находить растения по описанию.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Учить детей описывать предметы и находить по  описанию.

№4

Беседа «Волшебница вода»

Рассказать о значении воды и показать разнообразные виды ее состояния.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Познакомить с элементарными знаниями о круговороте воды в природе.

№5

Путешествие в «Грибное царство»

Познакомить детей с видами грибов.

№6

Беседа об овощах

Обобщить представление об овощах

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Учить  составлять целое из частей

Опыт«Ходят капельки по кругу»

Познакомить с элементарными знаниями о круговороте воды в природе.

№7

«Малый Эрмитаж» – картина И. Левитана «Золотая осень»

Формирование представлений о пейзажной живописи, воспитание любви к осенним проявлениям природы.

Дидактическая игра «Магазин «Овощи-фрукты»

Учить детей называть признаки предмета.

№8

Беседа «Дом под крышей голубой»

Дать детям представление, что природа – наш общий дом.

№9

Беседа «Земля-матушка»

Объяснить детям, что  только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания.

Опыт «Пар – тоже вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

№10

Беседа «Труд осенью»

Познакомить о труде людей осенью.

Дидактическая игра «Овощехранилище»

Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения.

№11

«Малый Эрмитаж» – фото «Пестрый дятел»

Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле.

Дидактическая игра «Летает, не летает»

Разхвитие у детей слухового внимания.

Опыт « Вода»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

№12

Заседание клуба «Росток». Праздник «Осень золотая»

Обобщить представление об осени.

Зима (декабрь-январь-февраль)

№1

Беседа «Кто как зимует»

Расширить и углубить представление о зимовке птиц.

Дидактическая игра «Зоологическое домино»

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Опыт «Лед – твердая вода»

Продолжить знакомство со свойствами воды.

№2

Операция «Уют»

Обучить детей ухаживать за комнатными растениями.

Дидактическая игра «Растения»

Учить описывать растение и отгадывать его по описанию.

 

Опыт «Радуга в комнате»

Познакомить детей с природным явлением – радугой.

№3

Беседа «Зимующие и перелетные птицы»

Обобщить представление о зимующих и перелетных птицах.

Дидактическая игра «Птицы»

Учить детей описывать птиц по характерным признакам и описанию узнавать их.

Опыт «Вода»: теплая и холодная»

Познакомить детей со свойствами воды.

№4

«Малый Эрмитаж» – фото «Русская зима»

Сформировать представление о зимнем пейзаже.

Дидактическая игра «Ночное путешествие в канун нового года»

Сообщить детям, мто отсчет каждого нового года начинается с 1 января.

Опыт «Лед легче воды»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

№5

Экскурсия в зимний парк.

Расширить представление о характерных признаках зимы.

Дидактическая игра «Дерево»

Учить находить называемое дерево.

№6

Беседа «Домашние животные»

Обобщить конкретное представление о домашних животных.

Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы»

Закрепить умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Опыт «Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

№7

Беседа «О лягушке»

Объяснение о полезности лягушек в природе.

Игра «Посели лягушку»

Познакомить с образом жизни лягушек.

Лото «Развитие лягушки»

Познакомить детей с развитием лягушки от икринки до взрослой особи.

№8

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Учить детей заботиться о птицах в зимнее время.

Операция «Кормушка для птиц»

Учить изготавливать кормушки для птиц из подручного материала.

№9

Беседа «Зима»

Конкретизировать у детей представление о зиме.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Закрепить и систематизировать знания детей о зиме.

№10

Беседа «Воздух и его роль в жизни человека»

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Опыт «Воздух»

Показать детям, что воздух увидеть нельзя.

№11

«Малый Эрмитаж» – картина «Февральская лазурь»

Формирование представлений о явлениях зимней природы.

Дидактическая игра «Времена года»

Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определением времени года.

№12

Заседание клуба «Росток». Устный журнал «Зимушка-зима»

Обобщить представление о зиме.

Весна (март-апрель-май)

№1

Праздник «Здравствуй, весна»

Показать детям красоту весны.

№2

Операция «Рыбы»

В результате наблюдения за рыбами в аквариуме закрепить и расширить знания о рыбах.

Опыт «Как очистить грязную воду»

Дать первоначальные представления об очистке грязной воды.

№3

Наблюдение за черепахой.

Углубить и расширить знания о черепахе.

Устное письмо черепахе

Расширить представление детей о животном мире.

№4

Чтение Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка» (1 часть)

Закрепить знания детей о лесе и его обитателях.

«Малый Эрмитаж» – рисование картинок по сказке

Формировать умение передавать содержание сказки в рисунках.

№5

Беседа «Комнатные растения»

Систематизировать у детей знания о комнатных растениях

Дидактическая игра «Отгадай растение»

Учить описывать предмет и узнавать его по описанию.

№6

Операция «Даю жизнь растению»: посадка гороха

Закрепить знания детей о выращивании растений.

№7

Дидактическая игра «Времена года»

Учить детей различать времена года по признакам.

Опыт с кошкой.

Выявление действий органов чувств у животных.

№8

Беседа «Дикие животные»

Сформировать представление о жизни диких животных.

Дидактическая игра «Кто -  где живет»

Учить группировать животных по среде обитания.

№9

Экскурсия в природу.

Учить узнавать деревья тополя, березы и ели.

Опыт «Ветер»

Познакомить детей с природным явлением – ветер.

№10

Операция «Уют»

Учить детей ухаживать за комнатными растениями.

Дидактическая игра «Отгадай растение»

Уточнить представление о растениях.

Опыт «Почва»

Дать  представление о почве как «живой земле»

№11

Экскурсия в природу «Одуванчик»

Знакомство с растением  - одуванчик.

Лото «Одуванчик»

Дать представление о сезонном развитии растений.

№12

Заседание клуба «Росток».Праздник  «Прощай, весна – здравствуй, лето»

Систематизировать представление о характерных признаках весны и лета.

Работа с родителями.

Цель: Обеспечить взаимодействие  «ДОУ – семья». Стимулировать творческую активность родителей, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Вызвать заинтересованность экологическим воспитанием каждого родителя.

Формы работы

Тема

   Собрания

«Воспитание любви к природе»

«В гостях у Берегини» (экологическая игра).

 

Консультации

«Природа в жизни дошкольника»

«Давайте сохраним ромашку на лугу»

«Как воспитать друга» (о домашних питомцах).

 

 

Беседы

«Путешествие в мир природы» (рекомендации об организации прогулки).

«Организация развивающей среды дома».

«Традиции и любимые занятия моей семьи» (круглый стол)

 

Иные формы работы

Сотворчество взрослых и детей:  экскурсии, походы, конкурсы, экологические праздники, игры – путешествия. Выставки «Дары осени», «Юные следопыты», «Оч. умелые ручки» - результаты фантазии и художественного труда детей и родителей из природного материала, «Неизведанное рядом». Анкетирование.

Такая совместная деятельность «воспитатель – дети – родители» создает благодатную почву для осуществления единства взглядов и требований, что, несомненно, способствует повышению уровня образованности и воспитанности каждого ребенка.

Модель предметно-развивающей среды по экологическому образованию в ДОУ: модели климатических зон, жалобная книга природы, глобусы, живые уголки, метеопрогноз, карты, экологические макеты, «центр воды и песка», «огород на окне», календари настольные отрывные, «календари природы», «лаборатории природы», альбомы и иллюстрации, «комната природы», фитобар, «экологическая библиотека», развивающие и дидактические игры.

Выводы

В ходе  этой работы возрастает уровень сформированности экологических знаний  и личностных качеств детей:  формируется экологическая культура ребенка, дети приобретают знания о современном мире, учатся решать локальные экологические проблемы, получают опыт творческой деятельности и социального партнерства. Дети, участвующие в проекте,  отличаются от сверстников более широким кругозором, лучше знают природу, понимают экологические проблемы.

Опыт  работы показал, что подготовка дошкольников к обучению основам экологии дает положительный результат при выполнении следующих условий: совершенствование форм и методов работы с детьми; повышение квалификации педагогов в форме семинаров, самостоятельной работы с литературой, участия в семинарах, совещаниях детского сада и города; совершенствование эколого-воспитательной среды (приобретение литературы, видеоматериалов, оборудование экологической лаборатории).

Интересно видеть результаты проделанной работы, наблюдать горящие глаза  ребят, которые хотят все знать. Поэтому  необходимо продолжать работу по формированию у детей норм нравственного поведения в природе, создавать условия для воспитания экологической кул

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010