Автор:
Веремьянина Елена Владимировна
В данной статье представлен опыт работы по организации опытно-экспериментальной деятельности на занятиях в школе раннего развития детей.
В статье рассмотрено влияние исследовательской деятельности с детьми на развитие их познавательного интереса к окружающему миру, приведены примеры проведения опытов и результат таких исследований.
Материалы статьи будут полезны для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, а также родителей.
Статья:
Передача готовых знаний о мире – далеко не самая главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов. Успеха можно достигнуть, занимаясь с детьми дошкольного возраста - времени, когда ребенок переживает период так называемой детской вопросительности, то есть способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос. Как часто мы, взрослые, уходим от ответов на эти вопросы, мотивируя свое поведение кажущейся их незначительностью, занятостью более важными делами, отсутствием свободного времени и т.п… Кто знает, сколько ученых могло бы вырасти из наших детей, получивших своевременные ответы на самые важные вопросы на пути к познанию мира!
Задача педагога – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными и интересными.
Еще лучше, если к проведению опытов будут привлечены и родители, ведь очень многое дети начинают любить благодаря совместной деятельности с родителями. Детские вопросы-«почемучки» вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка. Поэтому в «родительском уголке» я помещаю информацию о возможных «домашних» экспериментах.
Чтобы работа в данном направлении была эффективной, желательно выполнять несколько простых условий:
1. Выбирать опыты (их темы), интересные для ребёнка.
2. Прежде чем работу проводить с детьми, обязательно нужно провести пробный опыт.
3. Исследовательская работа должна быть выполнима, проста и понятна ребенку.
4. Обязателен элемент неожиданности, необычности.
5. Работа должна выполняться относительно быстро. Учитывая особенность детской природы – неспособность детей концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно - следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Кроме того, длительность занятия невелика (15-25 минут), а начатая работа должна быть закончена (если опыт одноэтапный и не требует возвращения к нему).
6. Не показывать опыты, опасные для жизни и здоровья ребенка! (В случае проведения этих опытов дома самостоятельно ребенок должен быть в полной безопасности).
Опыты могут быть самые разные: с различными материалами, с жидкостями, с растениями и живыми существами. Самое главное – попробовать и убедиться, что это действительно интересно!
Далее приведу пример опытно-экспериментальной деятельности с детьми 6-летнего возраста, организованной во время занятия по ознакомлению со свойствами воды. Опыты эти просты, интересны детям и не требуют материальных затрат.
Опыт №1. Есть ли у воды форма?
Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов в помещении. Выясняем, что они форму не меняют. Дети наливают воду в ёмкости различной формы (банки, вазы, стаканы, резиновые перчатки и т.п.) и говорят, что наблюдают при этом: вода постоянно меняет форму, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Делаем вывод: вода формы не имеет.
Опыт №2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Педагог и дети рассматривают различные предметы и определяют их цвет. А какого цвета вода? Если дети говорят, что она белого цвета, педагог подносит к емкости с водой лист белой бумаги. Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Педагог предлагает детям понюхать различные жидкости (предметы), имеющие характерный запах (духи, апельсиновый сок, огурец, кофе и пр.), затем предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
А теперь попробуйте воду на вкус.
Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная).
Делаем вывод: вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Опыт №3. «Заколдованная вода»
Для проведения опыта понадобятся: 2 сырых яйца, 2 банки с водой, 2-3 столовых ложки соли.
Педагог ставит 2 банки с водой, делает пассы руками, произносит «волшебные» слова. Затем показывает ребятам 2 куриных яйца. Выслушивает ответы детей на вопросы, что произойдет с яйцами, если их опустить в воду. Затем опускает яйцо в одну банку – оно
опускается на дно, в другой банке – всплывает. Дети предлагают свои объяснения. Затем педагог рассказывает секрет «волшебства»: в той банке, где вода соленая – яйцо всплыло, т.к. соль повышает плотность воды. (Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В некоторых морях вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть).
Опыт №4. «Волшебные цветы»
Необходимо вырезать из бумаги цветы с длинными лепестками (дети старшего возраста могут вырезать их сами). При помощи карандаша лепестки закрутить к центру. Педагог предлагает детям опустить эти разноцветные лотосы (водяные лилии) на воду, налитую в широкую емкость, предварительно поинтересовавшись у детей, что может случиться с цветами. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.
После высказываемых предположений детей о причинах такого поведения цветов, объяснить, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Хочу заметить, что почти все дети, участвовавшие в этих экспериментах, с радостью показали «волшебство» своим родителям дома.
Желаю всем удачных опытов и дальнейшего познания мира!