Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Научить читать? Легко!

Автор:
Кишиневская Марина Александровна

Аннотация:

Научить читать? Легко!

Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей чтению. В статье рассматривается современное состояние проблемы, обосновывается необходимость обучения чтению в дошкольном возрасте, высказывается авторская точка зрения на проблему.  Предлагается примерная программа поэтапного обучения чтению дошкольников в домашних условиях или в детском саду, позволяющая гибко подходить к формированию подгруппы для закрепления полученных навыков. Статья может быть интересна родителям и педагогам-практикам.

Статья:

Научить читать? Легко!

 

Современные дети живут в постоянно меняющемся мире, где становятся  объектами многочисленных исследований психологов, врачей, экономистов, социологов и т.д. Результаты этих исследований находят отражение в реформах образования в целом и частных педагогических методиках, которые берут на вооружение рядовые педагоги.

Вероятно, обучение чтению является самым «горячим разделом» дошкольного и начального школьного образования. Ни один учебный навык не вызывает столько споров, не порождает такое количество подходов, методов, отдельных пособий.

Надо ли учить? Когда начинать? Как учить? А что будет в школе? Вопросы, которые задают родители воспитателям и учителям, отражают тревогу и неуверенность, возникающие из-за большого количества противоречивой информации по вопросу обучения чтению.

Автор не стремится поставить точку в спорах, но в данной работе хочет высказать своё мнение по данному вопросу и представить примерную программу обучения чтению дошкольников. Данная программа является синтезом нескольких широко известных методик и не является уникальным произведением, однако подобная компиляция была апробирована с получением хороших результатов.

Чтение – это не только универсальный учебный навык, позволяющий человеку заниматься самообразованием в удобное время и в удобном темпе, но и своеобразное психотерапевтическое средство, позволяющее расслабиться, найти способы и пути выхода из затруднительных ситуаций, почувствовать незримую поддержку героев художественного произведения.

Чтение для ребенка – это дверь в огромный мир за пределами квартиры, садика и детской площадки. Это способ познания не только окружающего мира с формальной точки зрения (названия звёзд, растений, перечисление исторических событий и др.), но и способ познания своей души. Действительно, часто ли у ребенка возникает возможность испытать себя, исследуя мир, защищая свой дом, спасая людей и зверей? Чтение способствует своевременному эмоциональному созреванию человека.

Но чтение также прекрасный и недорогой способ развлечения. Всем ли детям везет и к ним прилетает Карлсон?  И часто ли дети путешествуют на воздушном шаре с коротышками? А может, у всех есть веселый приятель Мишка, с которым точно не соскучишься? Нет, обыденная жизнь большинства российских детей скупа на забавные происшествия и веселые события, основное развлечение большинства российских семей – ублажение животов в пиццериях, макональдсах  и многочисленных кафе, в которых ребенок может жевать и не скучать.

Поэтому всем родителям, которые волнуются за судьбу читающего ребенка в школе (многие учителя негативно относятся к бегло читающим первоклассникам), можно ответить, что ребёнка надо учить читать не для школы, не вопреки школе и не вместе со школой, а для ребёнка, для его полноценного эмоционального и познавательного развития.

При этом родителям не предлагается учить ребёнка читать с рождения [4], но и ждать того периода, когда ребёнок начнёт абсолютно чисто и правильно говорить [2], тоже не стоит. Вероятно, оптимальным временем для начала обучения чтению можно считать возраст от 4-х до 5-ти лет.

К этому возрасту у ребенка уже сформирован определённый обыденный словарь, что необходимо для понимания прочитанного, ребёнку нравится не просто играть, но и обучаться в игре, он проявляет интерес к чтению как таковому.

В наше время редкий ребёнок к четырём годам не имеет тех или иных дефектов произношения, однако опыт автора показывает, что недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия никак не влияют на способность ребёнка к обучению чтению. Более того, дети, с которыми перед обучением чтению проводилась планомерная работа по звуковому анализу, впоследствии страдают хронической безграмотностью [5].

Нельзя сводить чтение к способности правильно воспроизвести звук, обозначаемый буквой или их сочетанием. Чтение – это умение соотнести графический образ слова с  понятием, используя лишь зрительное восприятие. Детей с недостатками слуха начинают учить читать в раннем возрасте, опираясь на зрение, и достигают прекрасных результатов [5]. Поэтому никак нельзя согласиться с тем, что необходимой предпосылкой обучения грамоте является развитое фонематическое восприятие и физический слух вообще [1].

Существует опыт массового обучения детей чтению, когда звуко-буквенный анализ слова вводится на последних этапах обучения, когда достигнуто четкое понимание связи между написанным словом и его смыслом [3].

На первом этапе обучения чтению можно сосредоточиться на обучении глобальному чтению, взяв для этого не какие-либо знаменательные слова, а предлоги и союзы. На карточках можно написать наиболее употребляемые предлоги и союзы, которые ребенок легко может запомнить. Однако разучивать их следует не подряд, а в контексте составления предложений и рассказов по картинкам.

Составляя предложение или рассказ, ребенок последовательно выкладывает картинки, а в момент произнесения предлога или союза выкладывает карточку с напечатанным словом. Таким же образом можно «читать» уже выложенные предложения и рассказы или исправлять неправильно составленные.

Например, кошка лежит на диване, девочка пошла под лес.

В дальнейшем у ребёнка появляются 5-7 любимых слов (имена существительные), которые печатаются на карточках, важно обратить внимание на то, чтобы все слова принадлежали одному роду, что будет важным для успеха  на дальнейших этапах.

Например, карандаш, шоколад, щенок, Крош, велосипед, гамбургер, мяч. Слова подбираются вместе с ребёнком и должны ассоциироваться с чем-то приятным для самого ребёнка.

Ребёнок быстро выучивает слова в процессе разнообразных игр, подбирая для карточек соответствующие картинки, игрушки или реальные объекты. Но ещё до полного заучивания следует включить эти карточки в уже знакомую игру с предлогами. От педагога требуется внимательно отслеживать правильность употребления формы слова.

После закрепления этого материала к указанным словам подбираются прилагательные. Для каждого существительного подбирают 2-3 признака и пишут отдельные карточки.

Например, карандаш (длинный, красный, деревянный), шоколад (сладкий, коричневый, вкусный), щенок (весёлый, мохнатый, добрый).

Заучивание слов-признаков происходит в процессе игры по составлению словосочетаний. Причём составление «нелепых» словосочетаний способствует лучшему запоминанию слов.

 Например, сладкий карандаш («сладкий взяли у слова «шоколад»),  мохнатый шоколад («мохнатый» взяли у слова «щенок»).

На следующем этапе к каждому существительному подбираются глаголы и отрабатываются по уже описанной схеме.

Постепенно запас карточек пополняется новыми словами.

Параллельно с этим следует начать знакомить детей с буквами и правилами их соединения в слоги. Идеальным средством для этого служит букварь Н.С. Жуковой, чья методика способствует развитию слитного чтения.

Полученные навыки соединения букв можно практически сразу включить в игры с карточками. Подбирая для слов нужные падежные окончания из разрезной азбуки.

Например, Вова рисует красным карандашом, мохнатым щенок бежит за мячом.

Играя с карточками, можно предложить ребёнку найти знакомые буквы в написанных словах, выложить слова из знакомых слогов.

Дети достаточно быстро начинают читать. Для повышения скорости чтения не стоит задерживаться на прочитывании предложений с послоговым написанием слов (Ма-ма мы-ла ра-му), гораздо эффективнее сразу переходить на слова, написанные слитно, чему и способствую игры с карточками. Для улучшения понимания прочитанного имеет смысл предоставить ребёнку возможность прочитать предложение или рассказ про себя, а потом для проверки задать несколько вопросов по содержанию.

Заключительным этапом обучения чтению становится создание собственной книги ребёнка. Для этого необходимы фотографии, альбом, напечатанные слова, слоги и буквы, ножницы и клей.  Каждая фотография иллюстрирует одно предложение. На одной стороне листа приклеиваются слова предложения, на обратной стороне – соответствующая фотография.

Например, страница 1 (Я и мама в зоопарке), страница 2 (фотография), страница 3 (Я с братом купаюсь в море), страница 4 (фотография).

Важно, подбирать фотографии и придумывать предложения вместе с ребёнком. Эта первая книга «Про меня» становится самой любимой, она с гордостью демонстрируется родителям и всем окружающим.

Описанная программа может быть реализована как при индивидуальном обучении, так и в подгрупповых занятиях. Индивидуально лучше проводить установочные занятия по выработке первичных навыков игр с карточками, обучения слитному чтению, подбора фотографий для книги, чтение рассказов. Закрепление же навыков чтения и составления предложений, собственно изготовление книги интереснее и веселее проходит в группе 4-5 человек.

Таким образом, если педагог верит в необходимость обучения чтению детей-дошкольников, если он готов гибко варьировать разнообразные методики и поддерживать естественное желание детей учиться в игре, то обучение чтению превращается в увлекательное приключение для всех участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


Список литературы

 

1.     Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание. – 2007. - №2.  

2.     Жукова Н.С.  Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, Е.:ЛИТУР, 2006. – 96 с.

3.     Ломбина Т., Лукша В. Обучение грамоте по программе «Читайка» // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

4.     Маниченко А. А. Как научить ребёнка читать. – Челябинск: Умница, 2007. – 204 с.

5.     Ясюкова Л. Всеобщая безграмотность // Мама, папа, я. – 2011. - №7.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010