Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Организация правового пространства и реализации конвенции о правах ребёнка в ДОУ »

Автор:
Хмарская Лидия Нажатовна

Аннотация:

Дети – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить? 

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Дошкольное и начальное школьное образование, Модуль: Дошкольное воспитание и образование

Статья:

«Организация правового пространства и реализации конвенции о правах ребёнка в ДОУ »

       Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Дети – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?  Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного  воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения на первом  месте. Защита прав особая проблема  государства и общества в целом. Главная задача правового образования: обеспечение каждому ребёнку   оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных отличий, защита прав ребёнка на любом этапе его развития.
       
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

       Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание;
  • развитие;
  • активное участие в жизни общества.

    Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам (ст. 29), считая, что образование ребенка должно быть направлено на:

  1. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  2. Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  3. Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной;
  4. Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции . Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО, эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.

Создание правового пространства в ДОУ предполагает  решение следующих задач

 С взрослыми:

Формирование гуманного отношения к ребёнку;

Формирование правовой культуры

Обеспечение защиты прав ребёнка

В работе с детьми:

Формирование у ребёнка положительного самоощущения;

Развития у ребёнка положительного отношения к окружающим людям

Развитие у детей коммуникативной компетентности и формирование социальных навыков;

Формирование правового сознания детей

Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребенка – это правовая  культура взрослых и их соответствующее поведение. В рамках работы по этому направлению осуществляется деятельность социального педагога в трёх направлениях:

  • Диагностическая:  выявление уровня правовой компетентности
  • Профилактическая: изучение технологии правового  образования
  • Коррекционное: коррекция выявления диагностических методик

    Для выявления профессионального мастерства педагогов используется опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями». Анкета, выявляющая правовую компетентность педагогов «Что мы знаем о правах ребёнка»

      Выявление правовой компетентности  родителей, особенностей семейного воспитания  используется методика «Родительско -детские отношения» (РARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

        Для выявления родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия) использую методы диагностики — экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп.

Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день, по итогам  социологического исследования семей детского сада, наблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Что располагает к   активному сотрудничеству…… с различными социальными институтами (отдел опеки и попечительства, отделение милиции сельского поселения,)

        Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ

  Профилактика и просвещение.

            В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются  следующие формы работы:

  С педагогами: Используется  методический  материал взаимосвязи социального педагога и воспитателя. В него входят   консультации освещающие тему правового просвещения. Был проведён практикум «Межличностные отношения в детском коллективе», семинар «Основы правового воспитания»

 С родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации: оформление стенда информации для родителей во всех возрастных группах детского сада с  памятками для родителей.

       Коррекцией в направлении деятельности социального педагога по правовому воспитанию должна  стать организация и продуктивного общения участников образовательного пространства, активация  участия родителей в жизнедеятельности ДОУ. Это -   представления результатов совместной деятельности; выставки совместных творческих работ, фотовыставки, практические приемы передачи информации: распространение  положительного семейного опыта, совместные досуги с участием всех субъектов образовательного пространства, участие в благотворительных акциях, выставках  продуктивных работ.

      Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и  благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально-правовую защищённость детей.

 

Используемая литература.

1. Права ребёнка Нормативно-правовые документы, М., Сфера, 2005 г.

2.  Е. А. Зайцева, Л. И. Сёмина «Права и обязанности и ответственность участников образовательного процесса», М., 2000 г.

3. Реализация конвенции о правах ребёнка в ДОУ. Серия «Воспитание и обучение дошкольника».

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010