Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.

Автор:
Курносова Галина Евгеньевна

Аннотация:

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.

Статья посвящена самой актуальной на сегодняшний день проблеме патриотизма и представлений о родном крае. Предлагается большой перечень методов и приемов по формированию патриотических чувств любви к своему Отечеству у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом. Говорится в статье также о важности начала привития задатков нравственно – патриотического воспитания с раннего детства в совместной деятельности с родителями.

Г.Е. Курносова (г. Нефтегорск Самарская область)

 

 

 

 

 

 

2014-10-20

Журнал: Открытый педагогический форум-2014

Направление: Дошкольное и начальное школьное образование,  Модуль: Дошкольное воспитание и образование

Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Г.Е.Курносова (г. Нефтегорск Самарская область)

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной проблемой. Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в период смены жизненных ориентиров происходят девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Задачи воспитания у детей любви к Родине в настоящее время пересмотрены. Они строятся на общечеловеческих ценностях: любви к близким людям, привязанности к семье,- любви к природе, сохранении и умножении ее богатства, воспитании уважения к человеку-труженику, защитникам Отечества, воспитании в духе мира, приобщение к русской народной культуре.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любови к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

 На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае или городе, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней.

Куда бы ни уехал человек, куда бы ни забросила его судьба, он всегда вспоминает свой родной край, город, в котором родился и вырос.

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Любовь к Отечеству закладывается с самого раннего детства и начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Система работы по ознакомлению дошкольников с городом проводится в течение длительного времени. Важно не опоздать заложить в душе маленького человека уважение к людям, которые трудились на городских стройках, возводя высокие современные жилые дома, планировали красивые улицы и широкие проспекты, разбивали великолепные цветники и сажали деревья в парках.

При подготовке бесед о родном городе и его жителях необходимо увлечь дошкольников темой и тогда они сами будут стараться рассказать, что интересного заметили  на городских улицах, а во время занятий станут для воспитателя самыми настоящими помощниками. Так, в ходе беседы на тему «Наш город – часть большой страны» вместе с детьми  были рассмотрены открытки из набора с видами города. Дети закрепили знания о том, что наш город назван в честь людей, кто добывает нефть. Дошкольники с интересом рассматривали иллюстрации и наперебой называли места, изображенные на них. Было видно, что ребята очень хорошо знают свой Нефтегорск.

Во время беседы на тему «Знаешь ли ты свой город?» дошкольники с увлечением показывали интересные на их взгляд достопримечательности, рассказывали о предприятиях, где работают родители, учились правильно называть свой адрес, знание которого может помочь в экстренной ситуации. Во время беседы на тему «Как надо любить свой город?» все эмоционально отвечали, что ни в коем случае нельзя сорить на улице, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнёзда, разрушать постройки на детских площадках. Пусть данные ответы пока еще вызывают улыбку, но ведь это малая доля проявления детской любви к родному краю, а из малого всегда вырастает большое.

Начиная со старшей группы, наши дети стали активно знакомиться с историей родного города. Ознакомление необходимо в форме целевых экскурсий по городским улицам, рассматривание фотографий из книг и музейных краеведческих пособий с видами города, рассказов о рождении города и символике его герба. Известно, что совместная деятельность с родителями – основа для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, поэтому в одну из пятниц родителям дошкольников было дано поручение в предстоящие выходные дни всей семьей посетить городской краеведческий музей и дома нарисовать то, что больше всего произведет на них впечатление. Утром, в понедельник стол воспитателя был буквально завален детскими рисунками с изображенными на них памятниками. Многие ребята принесли работы, на которых хорошо узнавались дома, виды городских улиц, микрорайонов. Затем родителям предложили провести для своего ребенка экскурсию по городу, показать главные улицы и проспекты и рассказать о своей улице: как она называется? В честь кого или чего она получила название? Какие дома и здания есть на ней?

Результатом этой совместной работы стало расширение знаний дошкольников о месте, где они живут, и то, что многие родители с удивлением для себя обнаружили большое количество мест, где можно отдохнуть всей семьёй, покататься на каруселях или заняться спортом.

Стоит сказать, что многие дети из нашей группы посещают различные кружки по интересам, где занимаются рисованием, спортом, хореографией и другими видами деятельности. Достижения некоторых отмечены дипломами и различными грамотами. Мы очень рады тому, что наши дети участвуют в различных Международных и Всероссийских конкурсах, фестивалях и акциях на тему «Мой любимый край» и представляют свой родной город Нефтегорск. Их победа – свидетельство того, что в нашем городе большое внимание уделяется достижениям детей и ещё больше укрепила гордость за родной город у всех воспитанников не только нашей группы, но и детского сада в целом.

Чем больше узнаёшь о родном крае, тем сильнее влюбляешься в него.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Вся работа по формированию патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с родным городом была направлена на то, чтобы у детей появилось чувство гордости за свой город, уважение к его истории, людям, которые здесь живут и работают, а это – одна из основных задач ДОУ, которая реализуется на протяжении всего дошкольного детства.

 

 

Литература.

1.Зеленова Н.Г. Мы живём в России.- М.:2010.- 68с.

2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей.  Методическое пособие.- М.: 2010. – 232с.

3. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: 2013. – 147с.

4. Музееведение. Ребенок в музее. Творческий центр СФЕРА.- М.: 2013. – 81с.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010