Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Интегрированный урок по математике и географии в 8 классе «Статистические материалы по вопросам народонаселения и математические методы обработки статистических данных» (у рок рассчитан на 90 минут).

Авторы:
Рощина Наталья Леонидовна
Лаврентьева Татьяна Валентиновна

Аннотация:

Учитель математики: Рощина Н. Л.
Учитель географии: Лаврентьева Т. В.

Целью данного урока было показать использование математических методов обработки статистических материалов в курсе географии.
На уроке ученики проводили исследование, используя знания, полученные на уроках математики, в новой ситуации.
Практическая значимость проведенного урока: дети легко включаются в новый блок информации, снимается монотонность урока, идет переключение внимания, что обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.

Статья:

Оборудование.

  1. Интерактивная доска.
  2. Микрокалькуляторы.
  3. Атласы и контурные карты.
  4. Статистические материалы (раздаточный материал).
  5. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова и др. «География России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс.
  6. Учебник: Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Теория вероятностей и статистика.

 

Цели урока:

 

·         Обработать статистические данные по населению математическими методами.

·         Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

·         Определить целесообразность применения математических методов при обработке статистических данных.

 

Термины, которые необходимо повторить:

Математические:

·         Среднее арифметическое

·         Медиана набора чисел

·         Размах набора чисел

 

Географические:

·         Демография

·         Город в РФ

·         Поселок городского типа

 

1-й этап: Актуализация знаний.

Математика:

1)      Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?

2)      Как найти медиану набора чисел, если количество чисел в наборе – нечетно?

3)      Как найти медиану набора чисел, если количество чисел в наборе четно?

4)      Как найти размах набора чисел?

 

География:

Работа с картой субъектов РФ.

Выделить цветом  на интерактивной карте субъекты Северо-Западного федерального округа.

1)      Определить по статистическим данным субъекты РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения (таблица 1).

2)      Определить причины  разницы в численности населения субъектов РФ.

3)      Определить по статистическим данным соотношение городского и сельского населения (таблица 1).

4)      Назовите субъект с самой высокой и самой низкой численностью городского населения (таблица 1). Объясните причину такого соотношения.

 

2-й этап. Исследовательская работа в группах Интеграция математических знаний в географию.

Работа с таблицей 1.

  • Первая группа определяет среднее арифметическое численности народонаселения (всего; городское; сельское).

 

  • Вторая группа определяет медиану численности народонаселения (всего; городское; сельское)

 

  • Третья группа определяет размах численности народонаселения (всего; городское; сельское)

 

  • Четвертая группа работает с данными прогноза изменений численности населения Северо-Западного федерального округа (среднее арифметическое, медиана, размах) .

 

Оформление результатов работы каждой группы на интерактивной доске (таблица 2).

Сравнение полученных результатов с эталоном (таблица 3).

 

3-й этап. Обобщение полученных результатов. Формулирование выводов.

·         Какое из средних значений – среднее арифметическое или медиана численности народонаселения Северо-Западного региона – дает лучшее представление об общей численности населения «среднего», «типичного» субъекта РФ по Северо-западному региону? Сделайте выводы.

·         Какое из средних значений – среднее арифметическое или медиана численности народонаселения Северо-Западного региона – дает лучшее представление о численности городского и сельского населения «среднего», «типичного» субъекта РФ по Северо-Западному региону? Сделайте выводы.

·         Проанализируйте размах численности народонаселения Северо-Западного региона. Сделайте выводы.

·         Как вы думаете, какие географические факторы и как влияют на численность народонаселения?

 

4-й этап. Фронтальная работа. Интеграция математических знаний в географию. Использование результатов исследования в группах в новой ситуации.

Работа с таблицей 4.

Заполнение таблицы 5 на интерактивной доске.

Сравнение полученных результатов с эталоном (таблица 6).

 

5-й этап. Обобщение полученных результатов. Формулирование выводов.

·         Какое из средних значений – среднее арифметическое или медиана прогноза численности народонаселения Северо-Западного региона – дает лучшее представление о росте численности населения «среднего», «типичного» субъекта РФ по Северо-западному региону? Сделайте выводы.

·         Проанализируйте размах роста численности народонаселения Северо-Западного региона. Сделайте выводы.

 

6-й этап. Самостоятельная работа.

Выделить цветом  на интерактивной карте субъекты Дальневосточного федерального округа.

Проверка присвоения знаний

Определить среднее арифметическое, медиану и размах численности народонаселения  для Дальневосточного федерального округа.

Статистические данные возьмите на странице 263 учебника «География России».

 

7-й этап. Обобщение знаний, полученных в результате интеграции математики и географии. Выводы (формулируются учащимися самостоятельно).

1)      При  обработке статистических данных по населению Северо-Западного федерального округа наиболее точное среднее значение численности народонаселения показывает МЕДИАНА.

2)      C географической точки зрения среднее арифметическое, медиана и размах показали, что население Северо-Западного федерального округа размещено неравномерно. Это зависит от природных условий, природных ресурсов, истории заселения территории и уровня развития экономики.

 

8-й этап. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1)      Поставьте оценку уроку __________

2)      Поставьте оценку себе на уроке _________

3)      Что на уроке было главным? _______________________________________________

4) Что на уроке было интересным? ____________________________________________

5) Стоит ли в дальнейшем проводить подобные уроки? ___________________________

 

Домашнее задание.

1)      Привести другие примеры математических методов обработки статистических данных.

2)      Обработать статистические данные численности народонаселения по Уральскому федеральному округу. Сделать выводы.

3)      Подготовиться к тестированию по теме «Население РФ». Повторить §38- §44.

 

 

 

Приложение 1.

 

Таблица 1.

Численность постоянного населения

по субъектам Северо – Западного федерального округа

 

Субъекты РФ

Все население в тыс. человек

В том числе

городское

сельское

Республика Карелия

760,6

562,9

197,7

Республика Коми

1126,1

835,9

290,2

Архангельская область

(Ненецкий автономный

округ)

1442,7 (45.0)

1075,3

(27,2)

367,4

(17,8)

Вологодская область

1311,3

895,5

415,8

Калининградская обл.

946,7

726,0

220,7

Ленинградская обл.

1659,1

1094,5

564,6

Мурманская область

988,5

906,0

82,5

Новгородская область

719,4

507,6

311,8

Псковская область

789,5

524,9

265,0

Г. Санкт - Петербург

4627,8

4627,8

-

 

 

Таблица 2.

 

 

Все население в тыс. человек

В том числе

 

городское

сельское

Среднее арифметическое численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Медиана численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Размах численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

 

Таблица 3.

 

 

Все население в тыс. человек

В том числе

 

городское

сельское

Среднее арифметическое численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

1437,17

1173,84

271,57

Медиана численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

1057,3

870,95

277,6

Размах численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

3908,4

4120,2

564,6

 

 

Таблица 4.

Прогноз роста численности населения Северо-Западного федерального округа

Год

Данные РОССТАТа

В тыс. чел

2009

1425,0

2010

1418,9

2011

1413,8

2020

1381,3

2025

1360,0

2050

1251,2

2070

1024,5

2100

997,1

 

 

Таблица 5.

Среднее арифметическое прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

 

Медиана прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

 

Размах прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

 

 

Таблица 6.

Среднее арифметическое прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

1284,0

Медиана прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

1370,7

Размах прогноза роста численности населения Северо-Западного федерального округа

427,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Материалы для самостоятельной работы.

Фамилия, имя  ____________________________

 

1 Работа в группах.

А) Нанести на контурную карту субъекты   Северо – Западного федерального округа.

Б) Посчитать среднее арифметическое, медиану и размах. Заполнить таблицу.

В) Сделать выводы.

 

 

Все население в тыс. человек

В том числе

городское

сельское

Среднее арифметическое численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Медиана численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Размах численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

 

2. Самостоятельная работа.

А) Нанести на контурную карту субъекты Дальневосточного района.

Б)  Посчитать среднее арифметическое, медиану и размах. Заполнить таблицу.

В) Сделать выводы.

 

Все население в тыс. человек

В том числе

городское

сельское

Среднее арифметическое численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Медиана численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

Размах численности народонаселения Северо-Западного федерального округа

 

 

 

 

Приложение 3.

Результаты обработки рефлексии.

 

  1. Оценка уроку (в среднем по классу) – 5.
  2. Оценка учеником своей работы на уроке (в среднем по классу) – 4, 8.

3.   Главное на уроке: 1) Увидели, что математику можно применять в географии. 2) Увидели, что не всегда среднее арифметическое дает наиболее точное среднее значение численности народонаселения. Это может быть и медиана.

4.  Что на уроке было интересным? Работа в группах и самостоятельное исследование. Обработка статистических данных нестандартными методами (кроме среднего арифметического, можно использовать для оценки медиану и размах, дающие более объективную картину в частных случаях).

5.  Стоит ли в дальнейшем проводить подобные уроки? Да, обязательно. И как можно чаще.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010