Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование продуктивных педагогических технологий

Автор:
Морозова Марина Вячеславовна

Аннотация:

Используемые мною педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.

Статья:

Использование продуктивных педагогических технологий

 

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» представляет учителя как человека творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Современные подходы к обучению, с одной стороны, отражают уровень профессиональной деятельности педагога, с другой – учитывают индивидуальные особенности учащихся, их интересы и приоритеты.

Образовательный процесс моих учеников стремлюсь сделать творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности к тем процессам преобразований, которые станут их профессиональной деятельностью после окончания школы, пробуждать постоянный интерес к получению знаний.

Для раскрытия личностного потенциала учеников акцент переношу на активные формы учебно-воспитательного процесса – взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.

Используемые мною педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Применение технологий для меня имеет определенную этапность: знакомство, практическое применение, внесение собственных элементов, формирование собственной индивидуальной технологии.

Информационные технологии (интерактивная   доска)

 

 

 Электронная «классная доска» (ЭКД) позволяет внедрять элементы интерактивного обучения, как в классе, так и на ученических конференциях, во внеклассной работе и демонстрировать лучшие ученические продукты.  Данные, написанные на исходной поверхности, могут транслироваться на  мониторы телевизионных экранов, которые  установлены в школьных кабинетах. Эти данные могут быть показаны в режиме реального времени.

Исследовательская технология

Формирование одной из важнейших (ключевых) инструментальных компетенций личности ученика – исследовательской компетенции, выражающейся в наличии взаимосвязанных знаний, умений, навыков необходимых для качественной, продуктивной деятельности в сфере образования, самообразования и саморазвития. Использую при выполнении лабораторных и практических работ по физике и астрономии; подготовке к научно-практическим конференциям школьного,  районного и всероссийского  уровня.

Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся

 

 

Портфель ученика - технология самооценки познавательного, творческого труда ученика. Формирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся. Портфолио выступает альтернативным способом оценивания и самооценки, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Ученический портфель по физике позволяет развивать творческую среду для выявления  одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.

Технология развития критического мышления

Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Поиск ответа на задачу, у которой нет готового способа решения, позволяет развивать у учащихся: готовность к планированию действий, подбор достаточной информации, настойчивость в напряжении ума, готовность исправлять свои ошибки, отслеживать ход рассуждений, поиск компромиссных решений.

Для этого используются различные методы: работа с информацией, организация индивидуальной работы, работа в парах и группах сменного состава, творческая переработка информации (составление кластеров, написание синквейна, эссе и др.).

Технология проектной деятельности

 

 

Проектная деятельность - это процесс развития творческого потенциала учащихся  на уроках и  во внеурочной деятельности через развитие    исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося. Работа над проектом позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение:

·                     усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью;

·                      проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;

Учебная экскурсия как технология развития познавательной активности учащихся

Учебная экскурсия позволяет расширить рамки образовательного процесса, перенеся учащихся из школьного здания  в информационное пространство города. Историческое и научное прошлое нашей страны предстает перед учащимися в лицах конкретных людей. Данная форма организации обучения позволяет проводить наблюдения, изучение явлений и процессов в естественных условиях.

 

 

Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся

 

 

 В условиях развития современного общества и изменения образовательной политики от учителя требуется переосмысление своей педагогической практики и изменения подходов к процессу обучения. Обновление содержания образования, использование новых продиктованных временем педагогических технологий изменило роль учителя и учащихся в  учебно-воспитательном процессе. Сегодня ведущее место занимает задача научить учащихся учиться на протяжении всей жизни, сформировать универсальные умения.

Мне важно на уроке и во внеурочной деятельности формировать у  моих учеников:

·         способность к анализу информации и определению проблемы;

·         умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;

·         умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

·         способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;

·         способность к коллективной работе и партнерскому общению.

Личностно ориентируемая модель обучения, реализуемая мной, способствует целенаправленному развитию личности ученика, сопровождается вооружением учащихся умением управления личным учебным процессом, трансформацией самостоятельной работы ученика в самообразование, саморазвитие. 

Повышение эффективности оценки знаний учащихся, усиление обучающей, воспитательной и стимулирующей функции в практике работы   связано с переходом от внешнего, со стороны учителя, контроля и оценки к самоконтролю и самооценке учащихся, что сопровождается изменением мотивов учебной деятельности: формируются потребности в знаниях, стимулируется интерес к учению. Учащиеся получают свободу выбора сроков достижения результатов и их представления. Возрастает ответственность учащихся за результаты учебной деятельности и организацию учебного труда. Создан «Портфель ученика по физике», который является формой, отражающей процесс и продукты учебной деятельности учащихся.     

Непрерывно меняющиеся условия обучения ставят учителя и ученика в роль партнеров в образовательном процессе и задают стандарт мобильности и  коррекции имеющегося у учителя профессионального опыта.

 «Портфолио» - продуктивная педагогическая технология, которая способствует прогрессу ученика в образовательном процессе и учителя в профессиональной деятельности.  Распространение знаний и включение учащихся в самостоятельную деятельность начинается со специально разработанных модулей структуры ученического портфеля.  

Все учебное оборудование предназначено для того, чтобы учащиеся не полностью зависели от учителя, но и могли самостоятельно осваивать учебные курсы по физике, и включались в исследовательскую работу. Хорошо усвоенная методика самоуправляемого обучения, инструментом которой является  портфель ученика,  оказывает положительное и продолжительное воздействие на учащегося.

Для реализации данного инструмента необходима готовность учителя использовать имеющиеся технические ресурсы школы: физическую учебную лабораторию; он-лайн консультации как звенья цепочки самоуправляемого обучения, эти технологии дополняются  печатными материалами и рекомендациями для учителей и учащихся.

Групповые занятия с учащимися по отработке структуры портфеля и ее утверждения  позволяют включить учащихся в систему самооценки и самоуправления  при усвоении материалов по физике и планирования своих достижений. Каждый учащийся, который имеет затруднения при оценке и планирования  демонстрации своих достижений, может получить консультацию учителя или его ассистентов (наиболее сильных учащихся). 

Организация работы по оценке своих достижений организуется в строгом временном интервале, который дается учащемуся для решений, оценки своих действий и достижений по отработанным совместно с учениками критериям.

Учащиеся могут свободно выбирать различные проекты для участия в детских и молодежных конференциях, олимпиадах, в пределах, организуемых в школе  занятиях и индивидуализировать свои программы обучения.

Перед  учителями стоит задача -  определить вместе с учеником стратегии его участия  в освоении учебного материла и способы выражения результатов обучения. Методические материалы и форматы портфелей представляются в инновационном продукте, который предлагается для распространения и внедрения.

В нашем случае, процесс так называемого «самоуправляемого обучения» требует от учащихся всеобъемлющего и точного понимания содержания учебного курса и создания собственной схемы для достижения своих целей. Форматы портфелей позволяют индивидуализировать эти схемы. Использование технологии ведения ученического  портфеля позволяет:

·                    Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.

·                    Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни;

·                    Развить навык самостоятельной работы учащихся;

·                    Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;

·                    Организовать работу с талантливыми детьми;

·                    Развить у обучающихся навык рефлексии.

Ученический  портфель  является своего рода «зеркалом» процесса изучения физики. В нем посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты этого процесса, что способствует созданию условий для их развития.

  Структура портфеля:

1.      «Портрет автора портфолио»;

2.      «За что я люблю физику»;

3.      «Глоссарий»;

4.      «Теоретический монолог»;

5.      «Практическая работа»;

6.      «Мое творчество»;

7.      «Стена гласности»;

8.       «Мои достижения»;

9.       «Оценка портфолио»;

10.  «Контрольный лист для самооценки».

Реализация данной модели ученического портфеля позволяет:

 учителю

·                    расставить акценты на развитии учебной способности и критического мышления, также невозможно переоценить тот банк учебных материалов, который создается самими учащимися, таким образом ученический портфель дает  возможность расширить рамки учебного процесса, а также повысить мотивацию учащихся;

·                    сформировать умение учиться, а именно ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность;

·                     развивать способность учащихся контролировать процесс обучения и самостоятельно оценивать уровень своих знаний, фиксировать динамику уровня владения  учебным предметом;

ученику

·                    сформировать навыки самообразования на протяжении всей жизни и совершенствования в избранной профессиональной деятельности;

·                    усваивать не только  определенную сумму знаний, но и развивать   познавательные и созидательные способности;

·                    повысить мотивацию, ответственность учащихся за результаты учебного процесса,   развивать сознательное отношение   к процессу обучения и его результатам;

·                    утвердиться в правильности избранной образовательной области;

·                    выбрать направление профессионального обучения и профессию;

·                    стать конкурентоспособным на рынке труда;

·                    адаптироваться в условиях изменяющегося мира;

·                    развивать  важные качества личности

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность.
Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

родителям

·                    включиться в совместную деятельность с ребенком;

·                    передать ребенку традиции семьи и принципы жизненной позиции через совместную деятельность;

·                    формировать взаимоотношения с подростком;

·                    поощрять активность и самостоятельность школьника;

·                    наблюдать за индивидуальным прогрессом ребенка в процессе его обучения в школе в целом и в избранной им образовательной области;

·                     расширять возможности получения им дополнительного образования;

·                    влиять на обоснованность профессионального выбора подростком;

обществу

·                    получить социально-зрелого выпускника школы;

·                    гражданина способного к самооценке своей деятельности;

·                    человека знающего, что он хочет достичь и знающего, как это сделать;

·                    петербуржца способного сохранить традиции города, его материальные и духовные ценности и решать проблемы его дальнейшего  развития;

производству

·                    получить специалистов готовых к постоянному совершенствованию в избранной профессиональной деятельности;

·                    свободных, самостоятельных людей, умеющих творчески мыслить и строить свою карьеру.

Для достижения положительных эффектов необходимо объединять усилия семьи и школы, ученика и учителя, ученика и родителей для реализации социального заказа, основанного на требованиях современного общества к качествам и умениям, необходимым для успешной жизни и деятельности в данном обществе.

К эффектам использования ученического портфеля по физике  можно отнести такое положение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» как  система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Именно Ученический портфель по физике позволяет развивать творческую среду для выявления  одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.

 

 

 

   Учебная экскурсия как технология развития познавательной активности учащихся

 

 

Цель своей работы я вижу в  формировании патриотического отношения учащихся  к  истории нашей страны, ее культурному и историческому наследию, привитие чувства гордости за свою страну, свой город. Наши задачи: воспитание гражданской активности и ответственности, патриотизма на уроках, классных мероприятиях, внеурочной работе по всем предметам. Воспитание гордости за школу, уважения к ее традициям.  В нашей школе работает музей «Из истории Волховского фронта» и мы с учащимися активно участвуем в жизни музея, ветераны для моих учеников не только их родственники, но и постоянные гости школы, с которыми проводится совместная работа по сохранению памяти героических страниц защиты нашего города в дни блокады.

 Выявление и развитие творческих способностей, создание условий для самореализации.   Школьные проекты «Я гражданин Великого города!», «Школьное ученическое научное общество», «Клуб интеллектуальных игр» позволяют создавать условия для применения школьниками полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности в жизни детского коллектива или индивидуальной творческой работе.

Я - гражданин Великого города - проект включает в себя программу курса «История и культура СПб», систему лекций по истории и культуре СПб, экскурсии по городу, социальные акции.

Мной разработана, представлена    на «Педагогических чтениях» и реализуется совместно с учителями кафедры «Естествознания» система экскурсионной работы с учетом тематического планирования на основе авторской концепции «Учебная экскурсия как компонент курса физики 7,8,9 классов».

7 класс - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Экскурсии

1.Введение

2

М.В.Ломоносов в Санкт-Петербурге - автобусная экскурсия по городу с посещением музея

2.Первоначальные сведения о строении вещества

5

3.Взаимодействие тел

19

Центральный музей железнодорожного транспорта.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов

24

Музей воды (Водоканал)

5.Работа и мощность. Энергия

13

Подводная лодка «Народоволец».

6. Повторение

5

Петергофские фонтаны – автобусная экскурсия

Тема

Кол-во часов

Экскурсии

1.Теплвые
 явления

13

Музей  Д. И. Менделеева.

2.Изменение агрегатных
состояний веществ

11

Центральный научно-исследовательский         геологоразведочный музей.

3.Электрические явления

24

Ледокол «Красин»

4.Электромагнитные явления

6

5.Световые явления

8

Пулковская обсерватория

6.Повторение

6

 

8 класс - тематическое планирование

9 класс - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Экскурсии

1.Закон взаимодействия и движения тел

24

Музей космонавтики и ракетной техники.

2.Механические колебания и волны. Звук

10

Планетарий
Капелла

3.Электромагнитные явления

11

Центральный музей связи им. А. С. Попова.

4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

12

Региональный информационный центр атомной энергетики
 России

 

Учебная экскурсия - это технология, раскрывающая широкие возможности для реализации образовательных целей со стороны учителя и позволяющая ученикам соприкоснуться с живой историей нашего города, с жизнью и трудами ученых, посвятивших свою жизнь  науке. Экскурсия формирует личное отношение учащихся к рассматриваемой теме, к предмету в целом. На личность ребенка воздействует то, что затрагивает его интересы и душу.      Данная технология вносит гуманитарный аспект в изучение естественных наук, помогает осмыслить связь этих наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика, вносит разнообразие в формы учебной работы.

 

 

Заключение

 

 

Учебный труд для школьников – насыщенных разнообразными видами деятельности умственный труд часто связанный с перегрузкой, который приводит к переутомлению. При выборе технологий обучения для меня важно сохранять здоровьесберегающую направленность. Применение современных технологий позволяет включить учащихся в активную деятельность, снизить риск психологической опасности, создать положительный эмоциональный настрой, соблюдать санитарно-гигиенические нормы режима динамики работоспособности учащихся. Поэтому я в своей работе уделяю значительное внимание этим вопросам.

Морозова Марина Вячеславовна  SC-3970

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010