Автор:
Морозова Марина Вячеславовна
Используемые мною педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.
Статья:Использование продуктивных педагогических технологий
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» представляет учителя как человека творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Современные подходы к обучению, с одной стороны, отражают уровень профессиональной деятельности педагога, с другой – учитывают индивидуальные особенности учащихся, их интересы и приоритеты.
Образовательный процесс моих учеников стремлюсь сделать творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности к тем процессам преобразований, которые станут их профессиональной деятельностью после окончания школы, пробуждать постоянный интерес к получению знаний.
Для раскрытия личностного потенциала учеников акцент переношу на активные формы учебно-воспитательного процесса – взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.
Используемые мною педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Применение технологий для меня имеет определенную этапность: знакомство, практическое применение, внесение собственных элементов, формирование собственной индивидуальной технологии.
Информационные технологии (интерактивная доска)
|
Электронная «классная доска» (ЭКД) позволяет внедрять элементы интерактивного обучения, как в классе, так и на ученических конференциях, во внеклассной работе и демонстрировать лучшие ученические продукты. Данные, написанные на исходной поверхности, могут транслироваться на мониторы телевизионных экранов, которые установлены в школьных кабинетах. Эти данные могут быть показаны в режиме реального времени. |
Исследовательская технология |
Формирование одной из важнейших (ключевых) инструментальных компетенций личности ученика – исследовательской компетенции, выражающейся в наличии взаимосвязанных знаний, умений, навыков необходимых для качественной, продуктивной деятельности в сфере образования, самообразования и саморазвития. Использую при выполнении лабораторных и практических работ по физике и астрономии; подготовке к научно-практическим конференциям школьного, районного и всероссийского уровня. |
Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся
|
Портфель ученика - технология самооценки познавательного, творческого труда ученика. Формирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся. Портфолио выступает альтернативным способом оценивания и самооценки, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Ученический портфель по физике позволяет развивать творческую среду для выявления одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха. |
Технология развития критического мышления |
Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Поиск ответа на задачу, у которой нет готового способа решения, позволяет развивать у учащихся: готовность к планированию действий, подбор достаточной информации, настойчивость в напряжении ума, готовность исправлять свои ошибки, отслеживать ход рассуждений, поиск компромиссных решений. Для этого используются различные методы: работа с информацией, организация индивидуальной работы, работа в парах и группах сменного состава, творческая переработка информации (составление кластеров, написание синквейна, эссе и др.). |
Технология проектной деятельности
|
Проектная деятельность - это процесс развития творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через развитие исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося. Работа над проектом позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение: · усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью; · проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся; |
Учебная экскурсия как технология развития познавательной активности учащихся |
Учебная экскурсия позволяет расширить рамки образовательного процесса, перенеся учащихся из школьного здания в информационное пространство города. Историческое и научное прошлое нашей страны предстает перед учащимися в лицах конкретных людей. Данная форма организации обучения позволяет проводить наблюдения, изучение явлений и процессов в естественных условиях. |
Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся
В условиях развития современного общества и изменения образовательной политики от учителя требуется переосмысление своей педагогической практики и изменения подходов к процессу обучения. Обновление содержания образования, использование новых продиктованных временем педагогических технологий изменило роль учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Сегодня ведущее место занимает задача научить учащихся учиться на протяжении всей жизни, сформировать универсальные умения.
Мне важно на уроке и во внеурочной деятельности формировать у моих учеников:
· способность к анализу информации и определению проблемы;
· умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;
· умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
· способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;
· способность к коллективной работе и партнерскому общению.
Личностно ориентируемая модель обучения, реализуемая мной, способствует целенаправленному развитию личности ученика, сопровождается вооружением учащихся умением управления личным учебным процессом, трансформацией самостоятельной работы ученика в самообразование, саморазвитие.
Повышение эффективности оценки знаний учащихся, усиление обучающей, воспитательной и стимулирующей функции в практике работы связано с переходом от внешнего, со стороны учителя, контроля и оценки к самоконтролю и самооценке учащихся, что сопровождается изменением мотивов учебной деятельности: формируются потребности в знаниях, стимулируется интерес к учению. Учащиеся получают свободу выбора сроков достижения результатов и их представления. Возрастает ответственность учащихся за результаты учебной деятельности и организацию учебного труда. Создан «Портфель ученика по физике», который является формой, отражающей процесс и продукты учебной деятельности учащихся.
Непрерывно меняющиеся условия обучения ставят учителя и ученика в роль партнеров в образовательном процессе и задают стандарт мобильности и коррекции имеющегося у учителя профессионального опыта.
«Портфолио» - продуктивная педагогическая технология, которая способствует прогрессу ученика в образовательном процессе и учителя в профессиональной деятельности. Распространение знаний и включение учащихся в самостоятельную деятельность начинается со специально разработанных модулей структуры ученического портфеля.
Все учебное оборудование предназначено для того, чтобы учащиеся не полностью зависели от учителя, но и могли самостоятельно осваивать учебные курсы по физике, и включались в исследовательскую работу. Хорошо усвоенная методика самоуправляемого обучения, инструментом которой является портфель ученика, оказывает положительное и продолжительное воздействие на учащегося.
Для реализации данного инструмента необходима готовность учителя использовать имеющиеся технические ресурсы школы: физическую учебную лабораторию; он-лайн консультации как звенья цепочки самоуправляемого обучения, эти технологии дополняются печатными материалами и рекомендациями для учителей и учащихся.
Групповые занятия с учащимися по отработке структуры портфеля и ее утверждения позволяют включить учащихся в систему самооценки и самоуправления при усвоении материалов по физике и планирования своих достижений. Каждый учащийся, который имеет затруднения при оценке и планирования демонстрации своих достижений, может получить консультацию учителя или его ассистентов (наиболее сильных учащихся).
Организация работы по оценке своих достижений организуется в строгом временном интервале, который дается учащемуся для решений, оценки своих действий и достижений по отработанным совместно с учениками критериям.
Учащиеся могут свободно выбирать различные проекты для участия в детских и молодежных конференциях, олимпиадах, в пределах, организуемых в школе занятиях и индивидуализировать свои программы обучения.
Перед учителями стоит задача - определить вместе с учеником стратегии его участия в освоении учебного материла и способы выражения результатов обучения. Методические материалы и форматы портфелей представляются в инновационном продукте, который предлагается для распространения и внедрения.
В нашем случае, процесс так называемого «самоуправляемого обучения» требует от учащихся всеобъемлющего и точного понимания содержания учебного курса и создания собственной схемы для достижения своих целей. Форматы портфелей позволяют индивидуализировать эти схемы. Использование технологии ведения ученического портфеля позволяет:
· Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
· Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни;
· Развить навык самостоятельной работы учащихся;
· Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;
· Организовать работу с талантливыми детьми;
· Развить у обучающихся навык рефлексии.
Ученический портфель является своего рода «зеркалом» процесса изучения физики. В нем посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты этого процесса, что способствует созданию условий для их развития.
Структура портфеля:
1. «Портрет автора портфолио»;
2. «За что я люблю физику»;
3. «Глоссарий»;
4. «Теоретический монолог»;
5. «Практическая работа»;
6. «Мое творчество»;
7. «Стена гласности»;
8. «Мои достижения»;
9. «Оценка портфолио»;
10. «Контрольный лист для самооценки».
Реализация данной модели ученического портфеля позволяет:
учителю
· расставить акценты на развитии учебной способности и критического мышления, также невозможно переоценить тот банк учебных материалов, который создается самими учащимися, таким образом ученический портфель дает возможность расширить рамки учебного процесса, а также повысить мотивацию учащихся;
· сформировать умение учиться, а именно ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность;
· развивать способность учащихся контролировать процесс обучения и самостоятельно оценивать уровень своих знаний, фиксировать динамику уровня владения учебным предметом;
ученику
· сформировать навыки самообразования на протяжении всей жизни и совершенствования в избранной профессиональной деятельности;
· усваивать не только определенную сумму знаний, но и развивать познавательные и созидательные способности;
· повысить мотивацию, ответственность учащихся за результаты учебного процесса, развивать сознательное отношение к процессу обучения и его результатам;
· утвердиться в правильности избранной образовательной области;
· выбрать направление профессионального обучения и профессию;
· стать конкурентоспособным на рынке труда;
· адаптироваться в условиях изменяющегося мира;
· развивать важные качества личности
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность.
Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
родителям
· включиться в совместную деятельность с ребенком;
· передать ребенку традиции семьи и принципы жизненной позиции через совместную деятельность;
· формировать взаимоотношения с подростком;
· поощрять активность и самостоятельность школьника;
· наблюдать за индивидуальным прогрессом ребенка в процессе его обучения в школе в целом и в избранной им образовательной области;
· расширять возможности получения им дополнительного образования;
· влиять на обоснованность профессионального выбора подростком;
обществу
· получить социально-зрелого выпускника школы;
· гражданина способного к самооценке своей деятельности;
· человека знающего, что он хочет достичь и знающего, как это сделать;
· петербуржца способного сохранить традиции города, его материальные и духовные ценности и решать проблемы его дальнейшего развития;
производству
· получить специалистов готовых к постоянному совершенствованию в избранной профессиональной деятельности;
· свободных, самостоятельных людей, умеющих творчески мыслить и строить свою карьеру.
Для достижения положительных эффектов необходимо объединять усилия семьи и школы, ученика и учителя, ученика и родителей для реализации социального заказа, основанного на требованиях современного общества к качествам и умениям, необходимым для успешной жизни и деятельности в данном обществе.
К эффектам использования ученического портфеля по физике можно отнести такое положение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» как система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Именно Ученический портфель по физике позволяет развивать творческую среду для выявления одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.
Учебная экскурсия как технология развития познавательной активности учащихся
Цель своей работы я вижу в формировании патриотического отношения учащихся к истории нашей страны, ее культурному и историческому наследию, привитие чувства гордости за свою страну, свой город. Наши задачи: воспитание гражданской активности и ответственности, патриотизма на уроках, классных мероприятиях, внеурочной работе по всем предметам. Воспитание гордости за школу, уважения к ее традициям. В нашей школе работает музей «Из истории Волховского фронта» и мы с учащимися активно участвуем в жизни музея, ветераны для моих учеников не только их родственники, но и постоянные гости школы, с которыми проводится совместная работа по сохранению памяти героических страниц защиты нашего города в дни блокады.
Выявление и развитие творческих способностей, создание условий для самореализации. Школьные проекты «Я гражданин Великого города!», «Школьное ученическое научное общество», «Клуб интеллектуальных игр» позволяют создавать условия для применения школьниками полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности в жизни детского коллектива или индивидуальной творческой работе.
Я - гражданин Великого города - проект включает в себя программу курса «История и культура СПб», систему лекций по истории и культуре СПб, экскурсии по городу, социальные акции.
Мной разработана, представлена на «Педагогических чтениях» и реализуется совместно с учителями кафедры «Естествознания» система экскурсионной работы с учетом тематического планирования на основе авторской концепции «Учебная экскурсия как компонент курса физики 7,8,9 классов».
7 класс - тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
Экскурсии |
1.Введение |
2 |
М.В.Ломоносов в Санкт-Петербурге - автобусная экскурсия по городу с посещением музея |
2.Первоначальные сведения о строении вещества |
5 |
|
3.Взаимодействие тел |
19 |
Центральный музей железнодорожного транспорта. |
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов |
24 |
Музей воды (Водоканал) |
5.Работа и мощность. Энергия |
13 |
Подводная лодка «Народоволец». |
6. Повторение |
5 |
Петергофские фонтаны – автобусная экскурсия |
Тема |
Кол-во часов |
Экскурсии |
1.Теплвые |
13 |
Музей Д. И. Менделеева. |
2.Изменение агрегатных |
11 |
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей. |
3.Электрические явления |
24 |
Ледокол «Красин» |
4.Электромагнитные явления |
6 |
|
5.Световые явления |
8 |
Пулковская обсерватория |
6.Повторение |
6 |
8 класс - тематическое планирование
9 класс - тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
Экскурсии |
1.Закон взаимодействия и движения тел |
24 |
Музей космонавтики и ракетной техники. |
2.Механические колебания и волны. Звук |
10 |
Планетарий |
3.Электромагнитные явления |
11 |
Центральный музей связи им. А. С. Попова. |
4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер |
12 |
Региональный
информационный центр атомной энергетики |
Учебная экскурсия - это технология, раскрывающая широкие возможности для реализации образовательных целей со стороны учителя и позволяющая ученикам соприкоснуться с живой историей нашего города, с жизнью и трудами ученых, посвятивших свою жизнь науке. Экскурсия формирует личное отношение учащихся к рассматриваемой теме, к предмету в целом. На личность ребенка воздействует то, что затрагивает его интересы и душу. Данная технология вносит гуманитарный аспект в изучение естественных наук, помогает осмыслить связь этих наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика, вносит разнообразие в формы учебной работы.
Заключение
Учебный труд для школьников – насыщенных разнообразными видами деятельности умственный труд часто связанный с перегрузкой, который приводит к переутомлению. При выборе технологий обучения для меня важно сохранять здоровьесберегающую направленность. Применение современных технологий позволяет включить учащихся в активную деятельность, снизить риск психологической опасности, создать положительный эмоциональный настрой, соблюдать санитарно-гигиенические нормы режима динамики работоспособности учащихся. Поэтому я в своей работе уделяю значительное внимание этим вопросам.
Морозова Марина Вячеславовна № SC-3970