Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок повторения «Изменение агрегатных состояний вещества»

Автор:
Шинкоренко Мария Петровна

Аннотация:

     На уроках повторения должна происходить не только систематизация изученного ранее материала. На них должен работать каждый ученик много и интересно. Это достигается использованием различных задач. Коллективная деятельность в группах – главное в структуре таких уроков. Цель их состоит ещё и в том, чтобы показать, что физика – интересная и нужная наука.

 

Автор: Шинкоренко Мария Петровна

Статья:

Урок повторения «Изменение агрегатных состояний вещества».

 

 

Ключевые слова: урок повторения, работа в группах, решение задач.

 

 

      Уроки повторения, как правило, является  уроками подготовки к контрольной работе. Поэтому нужно на них не  только систематизировать и повторить изученный материал, но и осуществить коррекцию знаний. Значит, форма организации занятия должна быть интересной. «Простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой,  возбудить у ученика желание заниматься не может» [1]

    Организуя уроки этого типа, стараюсь, чтобы все ученики класса работали в меру своих сил и способностей, и каждый смог выступить.

     На примере урока в 8 классе «Изменение агрегатных состояний вещества» расскажу, как я провожу уроки повторения.

      На этапе актуализации знаний провожу игру  «Живой компьютер». «Педагогическая эффективность приёма обусловлена тем, что он сочетает индивидуальную работу каждого учащегося с работой группы и всего класса, притом работу многоплановую (поиск, выделение нужной информации, систематизация, исправление ошибок), имитирующую работу настоящего компьютера» [1].

     Основная часть урока – это решение задач: качественных, расчётных и видиозадач. Различная форма их подачи резко повышает эффективность урока. А решение «весёлых» и занимательных задач позволяет оживить его. На данном уроке я использую видиозадачи из сети Internet [2] и снятый заранее видиофрагмент опыта «Необычное поведение воды» [3].  С применением таких задач урок становится более богатым физическим содержанием и позволяет учащимся непосредственно наблюдать. А также говорит о том, что физика – интересная и нужная наука.

      При ведении диалога  во время решения задач стараюсь задавать вопросы общего характера: «Кто не согласен с этим ответом? Есть ли другие мнения? Есть ли желающие дополнить этот ответ?»

      В течение всего урока поддерживаю атмосферу доброжелательности. Например, говорю учащимся: «Если затрудняетесь, то воспользуйтесь планом сообщения», « Выберите те задачи, которые вы бы могли решить и объяснить своим товарищам». Также на протяжении всего урока использую знаменитые высказывания, которые мотивируют учащихся на каждом его этапе и ещё они оказывают воспитательное воздействие на ребят.

       Работа в группах – главное в структуре данного урока. Коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной, наглядность обучения, убедительность видиозадач, использование ЭОР позволили обеспечить высокую познавательную активность ребят на данном уроке.

       А теперь привожу конспект самого урока (преподавание ведётся по учебнику физики А. В. Пёрышкина).

 

 

Урок физики в 8 классе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Цели

Образовательные:

  • обобщение и повторение знаний учащихся по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»;
  • осуществить коррекцию знаний и некоторое углубление;

Развивающие:

  • продолжить учиться анализировать условия задания;
  • развивать монологическую речь с применением физических терминов и умение видеть физические явления в окружающем мире.

Воспитательные:

  • приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке;
  • продолжить развитие навыка работы в группе и умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;

Оборудование:

  • ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация;
  • психрометр, конденсационный и волосковый гигрометры;
  • модели двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма работы: групповая в сочетании с индивидуальной.

Ход урока

Эпиграф: «Познание природы и жизни есть наша благороднейшая задача» Д. Гильберт

1. Организационный момент.Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Физики, которую любят многие, так как именно ей доступна редкая радость – понимать Природу.

     В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания и оценивать свою работу. Для этого пользуйтесь оценочными листами, лежащими перед вами.

Оценочный лист  (с/о – самооценка, о/т – оценка товарища).

Фамилия, имя:

Этапы

Задания

Количество баллов (0 – 5)

1

Игра «Живой компьютер»                  (о/т)

 

II

Решение качественных задач             (с/о)

 

III

Решение экспериментальных задач   (с/о)

 

IV

Решение расчётных задач                   (о/т)

 

V

Знаешь ли приборы?                           (с/о)

 

VI

Презентация                                         (о/т)

 

VII

Физический диктант                           (о/т)

 

Итоговое количество баллов: более 20 – «5», 15 – 20 баллов – «4», менее 15 баллов – «3»

Оценки ученикам

Самооценка               

 

Оценка учителя

 

       

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель.  Изучение раздела «Изменение агрегатных состояний вещества» мы закончили. Сегодня  повторим материал, изученный на предыдущих уроках, и подготовимся к контрольной работе. Запишите тему урока. Скажем, что же будем вспоминать и повторять сегодня на уроке. (Учащиеся говорят, а учитель записывает на доске).

  • Повторим особенности тепловых процессов, формулы, графики и характерные величины.
  • Повторим решение качественных, расчётных задач.
  • Вспомним опыты, которые проводили и приборы, которые изучали

3. Актуализация знаний. «Повторение – мать учения»

Учитель. Для того, чтобы успешно работать в дальнейшем, проведём игру «Живой компьютер»[1].  При входе в класс вы получили карточки. Познакомьтесь с их содержанием. А потом, как компьютер перебирает, т. е. просматривает, ознакомьтесь с остальными карточками (других учащихся). Подберите себе подходящие по смыслу и сформируйте группу из их обладателей. Далее внутри групп определите порядок «вывешивания» карточек и подготовьте по ним сообщение для публичной огласки, включающее обоснование составленного блока.  Если затрудняетесь, то воспользуйтесь планом сообщения. Помните «одна голова хорошо, а три лучше».

Карточки:

1 группа

  1. Нагревание, охлаждение
  2. Вещество: а) нагревается; б) охлаждается.
  3. Формула: Q = cm(t2 – t1)
  4. с – удельная теплоёмкость вещества.
  5.  Графики процессов     

                                                                             

2 группа

  1. Плавление, кристаллизация
  2.  Вещество переходит: а) из твёрдого состояния в жидкое; б) из жидкого состояния  в твёрдое.
  3. Формула: Q = λm
  4. λ – удельная теплота плавления.
  5. График процесса

                                                                                       

3 группа

  1. Парообразование, конденсация
  2. Вещество переходит: а) из жидкого состояния в газообразное; б) из газообразного состояния в жидкое.
  3. Формула: Q = Lm
  4. L – удельная теплота парообразования
  5. График процесса

                             

Учитель. Какой процесс ещё вы изучали? Что происходит с веществом? Формула, обозначение и название характерной величины? График? (Горение, вещество горит,  Q = qm, q – удельная теплота сгорания)

Учитель. Что помогло справиться с этим заданием? (При изучении тепловых процессов, мы составляли таблицу, в которую заносили названия, формулы, графики и характерные величины).

4. Решение качественных задач.«Силу уму придают упражнения, а не покой»А. Поп (1688 - 1744г., англ. поэт)

Учитель. Перед вами задачи. Просмотрите их. Выберите те задачи, которые вы бы могли решить и объяснить своим товарищам.

1 группа

  1. Задача на рисунке. Почему  показания термометров, опущенных в кипящую воду, различны в изображённых случаях? Можно ли по показаниям этих термометров определить высоту горы и глубину ущелья? (Температура кипения зависит от атмосферного давления. На горе атмосферное давление ниже, чем на уровне моря, и вода на горе закипит при более низкой температуре. В шахте точка кипения выше из-за увеличения атмосферного давления. Для определения высоты горы и глубины ущелья можно использовать следующие данные: изменение температуры кипения на 3°С при подъёме на каждый километр относительно уровня моря) [4]
  2. Зачем в крышке чайника делают дырочку? [5]
    (Для выхода пара. Без дырочки в крышке пар может выгнать воду через носик чайника).
  3. «Чтение графика».  На графике отражены наблюдения за изменением температуры  кристаллического вещества. Ответьте на вопросы:
  1. Весёлая задача. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или в простуженных? (У простуженных высокая температура и молекулы движутся быстрее) [2].

а) Сколько времени длилось наблюдение?

            б) Укажите температуру плавления вещества.

в) Назовите вещество?

                         

2 группа

  1. Задача на рисунке. Перед зимней стужей рекомендуется в саду почву поливать. В каком саду почва зимой промёрзнет глубже и почему? (В саду, где произведена поливка, почва промёрзнет на меньшую глубину, чем сухая, так как зимой при замерзании воды во влажной почве выделяется теплота плавления, которая и идёт на нагревание почвы) [4]
  2. Где ноги стынут больше: на заснеженном тротуаре или на том же тротуаре, посыпанном солью? (Так как температура раствора ниже температуры чистого снега, то ноги стынут на «мокром» тротуаре больше) [5]
  1. Весёлая задача. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет её в кармане? (Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой) [2]

«Чтение графика». На графике отражены наблюдения за изменением температуры  кристаллического вещества. Ответьте на вопросы <Рисунок 4>:

а) Какому состоянию вещества соответствует участок АВ?

            б) Как изменялась внутренняя энергия на участке АВ?

в) Сколько времени вещество можно было наблюдать в твердом состоянии?

3 группа

  1. Задача на рисунке. Какому из мальчиков после купания холоднее и почему? (На верхнем рисунке мальчик сильнее ощущает холод, так как ветер быстрее уносит слои воздуха, нагреваемые телом, при этом усиливается испарение влаги с поверхности тела) [4]
  2. Почему водой можно погасить костёр? (Испарение воды приводит к снижению температуры горящего дерева настолько, что процесс горения прекращается. Кроме того, пар обволакивает горящее тело и прекращает доступ кислорода к нему) [5]
  3. Весёлая задача. Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора. Чьё мороженое дольше не растает? (Мороженое, лежащее на блюдечке, окружает воздух, охладившийся от мороженого. На мороженое, помещенное в струю вентилятора попадает поток воздуха,  имеющий комнатную температуру. Мороженое у друга дольше не растает) [2]

«Чтение графика». На графике отражены наблюдения за изменением температуры  кристаллического вещества. Ответьте на вопросы <Рисунок 4>:

а)Какому состоянию вещества соответствует участок СD?

б) Как изменялась внутренняя энергия на участке СD?

в) Почему участок ВС параллелен оси времени?

5. Решение видиозадач.

Учитель. Всем хорошо известна пословица «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Вашему вниманию предлагаются видиозадачи [2] и занимательная задача «Необычное поведение воды» [3].

6.  Решение расчётных задач [6].

Учитель. «Итак, нами изучены тепловые явления: нагревание и охлаждение;  изменение агрегатного состояния тел при теплопередаче. Ведь систему знаний о них использует любой человек в различных ситуациях: в быту, на производстве и т. п. (Раздать листы с текстами задач) Проанализируйте содержащиеся в задачах требования и сформулируйте в общем виде задачу, которую приходится решать в предложенных ситуациях.

Учащиеся.  В задачах требуется рассчитать значение какой – либо величины, входящей в законы тепловых явлений»[7].

Учитель. Выделите тела, с которыми происходят тепловые явления, и их характеристики в начальном и конечном состояниях. Укажите характерные величины для данного процесса.

Изобразите блок – схему перехода  вещества от начальных условий к конечным.

 (Трое учеников работают у доски, остальные - самостоятельно на местах.  Каждая группа решает свою задачу).

Задача 1.Рассчитайте энергию, необходимую для получения 400 г воды при температуре 10°С из льда, взятого при температуре 0°С (1 группа)

Задача 2. При конденсации пара было выделено 920 кДж энергии. Найдите массу образовавшейся воды (2 группа)

Задача 3. Определите КПД двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,89*106 Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2*106 Дж/кг (3 группа).

7. «Знаешь ли ты приборы?» 

Учитель. Расскажите о приборах, которые находятся на столе (название, назначение, принцип действия: психрометра, волоскового гигрометра, модели двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины)

8. Физический диктант. «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе, ничего сказать не можешь». Козьма Прутков                                                                                                         

Учитель. А сейчас у нас физический диктант. Вашему вниманию предлагается 7 утверждений. Если вы считаете, что оно верное, то дайте ответ «да», если не согласны – «нет».

Вариант 1.

  1. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделится при сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой плавления тела.
  2. Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.
  3. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется кристаллизацией.
  4. Участок ВС соответствует кристаллизации твёрдого тела

                                                      

  1. Абсолютной влажностью называют плотность водяного пара в воздухе во время дождя.
  2. По формуле Q = qm мы находим количество теплоты, необходимое для отвердевания тела
  3. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды образуется кристаллическая решетка льда

Вариант 2.

  1. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на один градус Цельсия, называется удельной теплоёмкостью.
  2. Если расстояние между молекулами пара равно нулю, то такой пар называется насыщенным.
  3. В процессе плавления энергия расходуется на увеличение температуры
  4. Участок ВС соответствует плавлению твёрдого тела <Рисунок 5>.
  5. Относительную влажность воздуха можно определить с помощью психрометра..
  6. По формуле Q = сm(t2 - t1) мы находим кол-во теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении.
  7. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды внутренняя энергия повышается

 (Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища, ставят оценку.

Критерии оценки: «5» - 7 верных ответов, «4» - 6 верных ответов, «3» - 4 верных ответа, «2» - менее 4 верных ответов).

9. Сообщения учащихся: «Использование энергии Солнца на Земле» <Приложение 1>

10. Итоги урока. Рефлексия.

 Учитель. Что ж, наш урок подходит к завершению. А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить собственные достижения и работу своих товарищей по группе. Воспользуйтесь оценочными листами, лежащими перед вами.

      Итак, мы много и хорошо поработали, занимались различными делами. Теперь давайте вспомним, что мы делали на уроке.

 Наши учебные дела на уроке [8]

  • Получили задания и разделились на группы
  • Готовили ответы
  • Вспоминали ранее изученный материал
  • Решали качественные,  расчётные задачи
  • Решали видиозадачи
  • Выполняли задания диктанта
  • Слушали сообщение
  • Вспоминали приборы
  • Оценивали сами себя и товарищей

Учитель. Как много учебных дел, ребята, вы сделали за 45 мин!

В заключение я хочу сказать, что физика – это наука о природе

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                Ф.И.Тютчев

Удачи всем!

Домашнее задание. Повторить § 12 – 24, решить оставшиеся расчётные задачи, прочитать текст «Влажность воздуха» и ответить на вопросы <Приложение 2> [9].

 

 

Литература

  1. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей / составитель Браверман Е. М.  , под ред. В. Г. Разумовского // -  М.: «Просвещение», 1993 г., с. 144, с. 102
  1. http://teplo82007.narod.ru/
  2. Безчастная Н. С. Физика в рисунках. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1981 г., с. 50, 52, 55
  3. Тульчинский М. Е.  Качественные задачи по физике 6 – 7 класс. Пособие для учителей - М.: «Просвещение», 1974 г., с. 50, 53, 54
  4. Лукашик В. И., Иванова В. Е. Сборник задач по физике. 7 – 9 -  М.: «Просвещение», 2002 г., с.125, 132
  5. Прояненкова Л. А. Деятельный подход в обучении физике //Физика в школе – 2005 - № 1, с.34 – 41.
  6. Зинатова М. Х. Урок повторения «Сила тока. Напряжение. Сопротивление»  // Физика в школе – 2007 - № 6, с. 29 – 33.
  7. Сборник «Физика. Подготовка к ГИА – 2013» / под редакцией Л. М. Монастырского // изд. «Легион» Ростов-на-Дону, 2012 г., с. 102
  8. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008
  1. Закиров Р. Р. Занимательный опыт по теплофизике  // Физика в школе – 2011 - № 1 - с. 55 - 57

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010