Автор:
Тимоничева Тамара Олеговна
Универсальный элективный курс предлагается к изучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.
Курс является предметно-ориентированным, направленным как на формирование и отработку практических умений и навыков учащихся, так и на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету.
Знания, полученные в ходе изучения курса, необходимы учащимся для подготовки к единому государственному экзамену по математике. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах планиметрии, которые либо не рассматриваются в школьном курсе, либо на их изучение отводится недостаточное количество времени.
Универсальный элективный курс предлагается к изучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. Материал курса может рассматриваться учащимися всех профилей. Для успешного освоения содержания курса достаточен базовый уровень математической подготовки.
Курс является предметно-ориентированным, направленным как на формирование и отработку практических умений и навыков учащихся, так и на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету.
Знания, полученные в ходе изучения курса, необходимы учащимся для подготовки к выпускному экзамену в школе, вступительным экзаменам в техникумы и вузы, а также к единому государственному экзамену по математике. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах планиметрии, которые либо не рассматриваются в школьном курсе, либо на их изучение отводится недостаточное количество времени.
Основные цели курса
- • Повышение уровня математической подготовки;
- • Развитие логического мышления, математической интуиции и потенциальных творческих способностей каждого учащегося;
- • Воспитание умения преодолевать трудности и длительно целенаправленно работать.
Задачи курса
- • Расширить объём знаний учащихся;
- • Обобщить знания по планиметрии;
- • Воспитывать общематематическую культуру и устойчивый интерес к предмету;
- • Формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки: выступать перед аудиторией, работать в группе, объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать: - основные теоремы планиметрии;
- основные планиметрические формулы;
- сведения об истории развития планиметрии.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться в теории;
- решать планиметрические задачи разной степени трудности;
- находить и исправлять ошибки в решении задачи;
- обосновывать каждый пункт решения задачи, опираясь на соответствующие теоретические положения;
- грамотно и корректно излагать свои мысли.
При изучении данного элективного курса предполагается использование различных форм и методов работы: лекции, фронтальная работа, работа в парах постоянного состава и группах, индивидуальная работа учащихся, практическая работа, работа в сети Интернет, круглый стол. На занятиях заслушиваются доклады и решаются задачи, которые учащиеся подготовили в качестве домашнего задания.
В конце изучения каждой темы учащимся предлагается зачётная работа с целью выявления уровня усвоения материала. Итоги реализации учебной программы подводятся на заключительном занятии в форме круглого стола.
Учебно-тематическое планирование
(27 часов, 1 час в неделю)
№ |
Тема занятия |
Теория (часы) |
Практика (часы) |
Формы деятельности учащихся |
1 |
Треугольники |
1 |
|
Лекция учителя |
|
|
|
3 |
Фронтальная работа, работа в парах постоянного состава |
2 |
Невозможный треугольник |
0,5 |
0,5 |
Доклад ученика, практическая работа |
|
|
|
1 |
Работа в сети Интернет (сайт «Невозможный мир», |
3 |
Зачётная работа №1 |
|
1 |
Индивидуальная работа учащихся |
4 |
Четырёхугольники |
1 |
|
Лекция ученика |
|
|
|
3 |
Фронтальная работа, работа в парах и группах |
5 |
Параллелограмм Вариньона |
0,5 |
0,5 |
Доклад ученика, фронтальная работа |
6 |
Зачётная работа №2 |
|
1 |
Индивидуальная работа учащихся |
7 |
Окружности |
0,5 |
|
Лекция ученика |
|
|
|
1,5 |
Фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся |
8 |
Треугольники и окружность |
1 |
|
Лекция ученика |
|
|
|
3 |
Фронтальная работа, работа в парах постоянного состава |
9 |
Зачётная работа №3 |
|
1 |
Индивидуальная работа учащихся |
10 |
Четырёхугольники и окружность |
0,5 |
|
Лекция ученика |
|
|
|
2,5 |
Фронтальная работа, работа в группах |
11 |
Теорема Птолемея |
1 |
|
Лекция ученика |
|
|
|
1 |
Фронтальная работа |
12 |
Зачётная работа №4 |
|
1 |
Индивидуальная работа учащихся |
13 |
Итоговое занятие |
0,5 |
0,5 |
Круглый стол |
Содержание элективного курса
- • Треугольники
Свойства равнобедренного треугольника, свойство биссектрисы, теорема Пифагора, формулы площади, признаки подобия, теоремы синусов и косинусов.
- • Четырёхугольники
Формулы площадей, свойство биссектрисы угла параллелограмма, свойство суммы квадратов диагоналей параллелограмма, параллелограмм Вариньона.
- • Окружности
Свойства и признак касательной к окружности.
- • Треугольники и окружность
Окружность, вписанная в треугольник; окружность, описанная около треугольника; свойства вписанного угла; формула S=.
- • Четырёхугольники и окружность
Свойства описанного четырёхугольника, свойства вписанного четырёхугольника, теорема Птолемея.
Литература
- 1. Журнал «Математика для школьников», 2005, №2, с.56;
- 2. Журнал «Математика в школе», 2006, №4, с.45;
- 3. Журнал «Математика в школе», 2006, №9, с.2;
- 4. Журнал «Математика в школе», 2007, №2, с.6;
- 5. Журнал «Математика в школе», 2007, №4, с.2;
- 6. Программы. Разработки уроков. Методические материалы, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006;
- 7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену, Математика, Интеллект-Центр, Москва, 2008.
ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4. Геометрия. Планиметрия / Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.: МЦНМО. 2011.