Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Готовь сани летом…

Автор:
Тимоничева Тамара Олеговна

Аннотация:

Универсальный элективный курс предлагается к изучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.
Курс является предметно-ориентированным, направленным как на формирование и отработку практических умений и навыков учащихся, так и на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету.
Знания, полученные в ходе изучения курса, необходимы учащимся для подготовки к единому государственному экзамену по математике. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах планиметрии, которые либо не рассматриваются в школьном курсе, либо на их изучение отводится недостаточное количество времени.

Статья:

Универсальный элективный курс предлагается к изучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. Материал курса может рассматриваться учащимися всех профилей. Для успешного освоения содержания курса достаточен базовый уровень математической подготовки.

Курс является предметно-ориентированным, направленным как на формирование и отработку практических умений и навыков учащихся, так и на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету.

Знания, полученные в ходе изучения курса, необходимы учащимся для подготовки к выпускному экзамену в школе, вступительным экзаменам в техникумы и вузы, а также к единому государственному экзамену по математике. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах планиметрии, которые либо не рассматриваются в школьном курсе, либо на их изучение отводится недостаточное количество времени.


Основные цели курса


  • Повышение уровня математической подготовки;
  • Развитие логического мышления, математической интуиции и потенциальных творческих способностей каждого учащегося;
  • Воспитание умения преодолевать трудности и длительно целенаправленно работать.

Задачи курса


  • Расширить объём знаний учащихся;
  • Обобщить знания по планиметрии;
  • Воспитывать общематематическую культуру и устойчивый интерес к предмету;
  • Формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки: выступать перед аудиторией, работать в группе, объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:     - основные теоремы планиметрии;

   - основные планиметрические формулы;

   - сведения об истории развития планиметрии.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

   - свободно ориентироваться в теории;

   - решать планиметрические задачи разной степени трудности;

   - находить и исправлять ошибки в решении задачи;

   - обосновывать каждый пункт решения задачи, опираясь на соответствующие теоретические положения;

   - грамотно и корректно излагать свои мысли.


  При изучении данного элективного курса предполагается использование различных форм и методов работы: лекции, фронтальная работа, работа в парах постоянного состава и группах, индивидуальная работа учащихся, практическая работа, работа в сети Интернет, круглый стол. На занятиях заслушиваются доклады и решаются задачи, которые учащиеся подготовили в качестве домашнего задания.

В конце изучения каждой темы учащимся предлагается зачётная работа с целью выявления уровня усвоения материала. Итоги реализации учебной программы подводятся на заключительном занятии в форме круглого стола.



Учебно-тематическое планирование

(27 часов, 1 час в неделю)


Тема занятия

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Формы деятельности учащихся

1

Треугольники

1


Лекция учителя 




3

Фронтальная работа,

работа в парах постоянного состава

2

Невозможный треугольник

0,5

0,5

Доклад ученика, практическая работа




1

Работа в сети Интернет (сайт «Невозможный мир», 

http://imp-world-r.narod.ru/)

3

Зачётная работа №1


1

Индивидуальная работа учащихся

4

Четырёхугольники

1


Лекция ученика 




3

Фронтальная работа,

работа в парах и группах

5

Параллелограмм Вариньона

0,5

0,5

Доклад ученика,

фронтальная работа

6

Зачётная работа №2


1

Индивидуальная работа учащихся

7

Окружности

0,5


Лекция ученика




1,5

Фронтальная работа,

индивидуальная работа учащихся

8

Треугольники и окружность

1


Лекция ученика 




3

Фронтальная работа,

работа в парах постоянного состава

9

Зачётная работа №3


1

Индивидуальная работа учащихся

10

Четырёхугольники и окружность

0,5


Лекция ученика




2,5

Фронтальная работа,

работа в группах

11

Теорема Птолемея

1


Лекция ученика




1

Фронтальная работа

12

Зачётная работа №4


1

Индивидуальная работа учащихся

13

Итоговое занятие

0,5

0,5

Круглый стол


Содержание элективного курса

  • Треугольники

Свойства равнобедренного треугольника, свойство биссектрисы, теорема Пифагора, формулы площади, признаки подобия, теоремы синусов и косинусов.

  • Четырёхугольники

Формулы площадей, свойство биссектрисы угла параллелограмма, свойство суммы квадратов диагоналей параллелограмма, параллелограмм Вариньона.

  • Окружности

Свойства и признак касательной к окружности.

  • Треугольники и окружность

Окружность, вписанная в треугольник; окружность, описанная около треугольника; свойства вписанного угла; формула S=.

  • Четырёхугольники и окружность

Свойства описанного четырёхугольника, свойства вписанного четырёхугольника, теорема Птолемея.

Литература


  1. 1. Журнал «Математика для школьников», 2005, №2, с.56;
  2. 2. Журнал «Математика в школе», 2006, №4, с.45;
  3. 3. Журнал «Математика в школе», 2006, №9, с.2;
  4. 4. Журнал «Математика в школе», 2007, №2, с.6;
  5. 5. Журнал «Математика в школе», 2007, №4, с.2;
  6. 6. Программы. Разработки уроков. Методические материалы, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006;
  7. 7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену, Математика, Интеллект-Центр, Москва, 2008.

ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4. Геометрия. Планиметрия / Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.: МЦНМО. 2011.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010