Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ГРАФИК ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ

Автор:
Кошкина Людмила Анатольевна

Аннотация:

Класс   7

Тема урока «   график линейного уравнения с двумя переменными»

  • Цели:   - познакомить учащихся с  понятие графика линейного уравнения с двумя переменными;
      • - формировать умение строить такие графики и находить по ним решения 
      • уравнений.
      • -  воспитывать умение работать в группах, коллективе;
      • - развивать абстрактно-логическое мышление (умение анализировать, делать вывод, выделять главное и второстепенное, cравнивать и обобщать);
      • - развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность,  интерес к предмету.

     Оборудование: карточки для работы в группах, музыка для релаксации,   ПК, презентация.

Тип урока и его структура комбинированный.

Урок идет после изучения темы « Уравнение с двумя переменными». Изучаемая тема   непосредственно связана с  темами «Прямая пропорциональность» и «Линейная функция», опираясь на полученные знания по этим темам, рассматриваю новый материал.       Выбранная структура урока была рациональна для решения  поставленных  задач. ТДЦ урока, я считаю, была достигнута: ребята  правильно применили полученные знания  при решении задач.

Все  содержание урока  делится на   определенные части.  Отдельные  части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока.  Деятельность  каждого обучающегося видна, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты.

 При изучении нового материала ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспроизведения материала.

На уроке применялись  активные методы обучения.

АМ начала урока «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

 АМ выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», на этапе вхождения в тему.

 АМ презентации учебного материала.  Такой метод, как  «Инфо–угадай-ка» позволяет сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

 АМ подведение итогов урока. Проведение:  предлагаю вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать. 

            Контроль ЗУН осуществлялся через выполнение самостоятельной работы в группах.

На уроке использовала мультимедийный проектор, таблицу – матрицу  - все это позволило изучить весь запланированный материал. Учитывая физиологические особенности учащихся 7 класса, была проведена физминутка.

             Учитель математики    Л.А. Кошкина

SC-3557

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема:  график линейного уравнения
с двумя переменными

Цели:   - познакомить учащихся с  понятие графика линейного уравнения с двумя переменными;

                  - формировать умение строить такие графики и находить по ним решения уравнений.

                       -  воспитывать умение работать в группах, коллективе;

                        - развивать абстрактно-логическое мышление (умение анализировать, делать вывод, выделять главное и второстепенное,                    

                          сравнивать и обобщать); развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.

     Оборудование: карточки для работы в группах, музыка для релаксации,   ПК, презентация  .

ЭТАП 1. Орг.  момент.

Тема урока «График линейного уравнения с двумя переменными». (Слайд 1).

Схема построения урока. 

 

  1.  Прямая пропорциональность

2.  Линейная  функция

3. Выясним, что является графиком уравнения с двумя переменными

4.Рассмотрим   расположение графика в зависимости от значения  коэффициентов  при  х  или  у  в  уравнении ax + by = c  

 

5.  Используя полученные знания, решим упражнения.

Повторим

Изучим новый материал

график линейного уравнения
с двумя
переменными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАП 2. Выяснения  ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», на этапе вхождения в тему.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал:   нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены  листочки.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых  листах  написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце  урока учащиеся заклеивают   цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и  несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

 ЭТАП 3.  Повторения  пройденного  материала (п.15 , п16).

  1. У ч и т е л ь. Один из ученых сказал, что в настоящее вре­мя поверхность Луны лучше изучена, чем «внутренность» Земли.

Однако известно, что каждые 100 м в Земле температура повы­шается на 3 °С.  Писателей-фантастов часто привлекала тема пу­тешествия к центру земного шара. Но возможно ли это? давайте посчитаем. Пусть температура почвы 0 °С. Какова будет темпера­тура Земли на глубине 100 м, 200 м, 500 м, 1 км, 30 км, 100 км, 1000 км? Будет ли эта зависимость функцией? Запишите ее фор­мулу.  (Слайд №2).

  1. Вывод. Мы получили зависимость у = 0,03х.

3. Что вы можете сказать про эту зависимость?

- Это  прямая пропорциональность

- коэффициент к = 0,03

- график расположен в первой и третьей координатной плоскости

- график проходит через начало координат

- для того, чтобы построить график этой линейной функции нужно найти координаты двух точек.

Дальше работа строится в соответствии с первым слайдом. Слайд  №3 (Приложение 1).

  На слайде  в   центре указано название темы, остальные  секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором   сейчас  пойдет обсуждение. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы  пойдет речь. Затем  ученики обсуждают  тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела, ребята  на местах заполняют таблицу №1.     Закончив  обсуждение материала по   теме первого  сектора, учитель вписывает во второй сектор название   темы, ребята  на местах заполняют таблицу №2,  и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь   материал урока, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данному  уроку  постепенно заполняются.

  1. Работа в группах. (у каждого ученика есть карточка Приложение  2).

Iгруппа.  Заполнить таблицу №1.

 

I группа

II группа

Заполняем при работе в парах

 

Прямая пропорциональность

 

 

Общий вид

у= кх

 

 

Примеры

у= 6х

 

 

График

Представляет собой прямую, проходящую через начало координат

 

 

Расположение графика функции  в координатной плоскости

- если к> 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях;

- если к<0 – во второй и четвертой

 

 

IIгруппа.  Заполнить таблицу таблица №2

 

I группа

II группа

Заполняем при работе в парах

 

 

Линейная функция

 

Общий вид

 

у = кх + в

 

Примеры

 

у = 2х - 8

 

График

 

Есть прямая, параллельная прямой у = кх. Графиком является прямая.

 

Расположение графика функции  в координатной плоскости

 

- если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

- если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

 

Вывод:  после заполнения первого и второго секторов учитель показывает результат работы   на электронной доске.(слайд №4)

графиками этих функций является   прямые, расположение которых  зависит от к.

 

                                            I группа                             

II группа                      

 

Прямая пропорциональность

Линейная функция

Общий вид

у= кх

у = кх + в

Примеры

у= 6х

у = 2х - 8

График

Представляет собой прямую, проходящую через начало координат

Есть прямая, параллельная прямой

 у = кх. Графиком является прямая.

Расположение графика функции  в координатной плоскости

- если к> 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях;

- если к<0 – во второй и четвертой

- если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

- если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

 

ЭТАП 4.  Физминутка. Слайд №5

 

ЭТАП 5.   Изучение  нового материала.

  1.  Ребята изучают самостоятельно п.41 «График  линейного уравнения с двумя переменными»,   и продолжают  заполнять таблицу  №1.   

После заполнения и  обсуждения полученных результатов в таблице, учитель  делает вывод. (Слайд №6)

 

 

 

I группа

 

II группа

Заполняем при работе в парах

 

Прямая пропорциональность

Линейная функция

Линейное уравнение с двумя переменными

Общий вид

у= кх

у = кх + в

ах + ву = с

Примеры

у= 6х

у = 2х - 8

2х -3у = 9

График

График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат

График линейной функции есть прямая, параллельная прямой

 у = кх.

Графиком является прямая.

Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не равен нулю, является прямая.

Расположение графика функции  в координатной плоскости

- если к> 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях;

- если к<0 – во второй и четвертой

- если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

- если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

1 случай:

а≠0, в≠0 , то линейное уравнение с двумя переменными равносильно линейной функции. Значит:

- если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

- если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

 

 

2 случай:

- если а = 0 – прямая, проходящая через точку ( ;0);

- если в = 0 - прямая, проходящая через точку ( 0;  );

3 случай:

- если а=0, в = 0 – вся координатная плоскость, если с = 0

4 случай:

-  если а=0, в = 0 ,

 с ≠ 0 график не содержит ни одной точки.

 

Вывод (слайд №7):

 

Линейное уравнение с двумя переменными

Линейная функция

Прямая пропорциональность

                                                                                                                                  

 

 

 

   Делаем вывод, что  график  линейного уравнения с двумя переменными является прямая. Расположение графика  линейного уравнения с двумя переменными рассматривается аналогично графикам прямой  пропорциональности и  линейной  функции.

ЭТАП  6.  Закрепление  нового материала (  Приложение 3,4)

  Работа в парах.

1. Дан график некоторого линейного уравнения с двумя переменными:

 

а) Определите  по  графику, какие из пар чисел  (1; –2), (–2; 0), (–3; –1), (–1; –1) являются решениями

этого уравнения.

 Вывод :

- в первой координатной  четверти  координаты х и у – положительные;

- во второй координатной четверти координата х – отрицательная, у – положительная;

- в третьей координатной четверти координата х – отрицательная, у – отрицательная;

- в четвертой координатной четверти координата х – положительная, у – отрицательная;

 2. Выразить переменную у через переменную х  из уравнения Зх-5у=22.

Вывод :

- слагаемое с х перенести в правую часть уравнения, изменив знак;

- поделить обе части уравнения на коэффициент перед у.

3. В одной системе координат постройте графики уравнений:

а) 2x + y = 3;                               

Вывод:   

- выразить у через х;

- найти координаты двух каких-либо точек прямой;

-отметить полученные  точки в координатной плоскости;

- провести через точку прямую;

- эта прямая  - график данного уравнения.

4. № 1051

Вывод: для того, чтобы найти ординату (абсциссу) точки, нужно данное значение абсциссы

 (ординаты) подставить в уравнение, и решить полученное уравнение.

 

  1. 5.      № 1052.

Сильным учащимся можно предложить выполнить дополнительно № 1154 (а, в).

 

Решение:

а) (x – 2) (y – 3) = 0.

Произведение  равно  нулю,  когда  хотя  бы  один  из  множителей  равен нулю:

х – 2 = 0;  или          у – 3 = 0;

х = 2                                      у = 3.

Значит, графиком данного уравнения служат две прямые: х = 2 и у = 3.

Вывод: для того, чтобы найти ординату (абсциссу) точки, нужно данное значение абсциссы

 (ординаты) подставить в уравнение, и решить полученное уравнение.

  1.  Работа в  группах. (Учитель выступает в роли консультанта)

 № 1

1. Принадлежит ли графику уравнения 2х – 5у = 1 точка:

а) А (3; 1); б) В (–1; –1); в) С (–2; –1)?

2. Постройте график линейного уравнения –4x + 3y = 6.

3. Известно, что график уравнения x + 2y = 2 проходит через точку А, абсцисса которой равна 2.

 Найдите ординату этой точки.

 № 2

1. Принадлежит ли графику уравнения 3х – 4у = 2 точка:

а) А (3; 1); б) В (2; 1); в) С (–2; –2)?

2. Постройте график линейного уравнения –2x + 5y = 10.

3. Известно, что график уравнения y = x – 5 проходит через точку В, абсцисса которой равна 6. Найдите ординату этой точки.

Вывод: с какие задания вызвали затруднения, разобрать план решения этих заданий.

Этап 7.  Домашнее задание: № 1049 (б, в, г); № 1050 (б, г); № 1148.

Этап 8.  Итог урока. (Слайд № 8).

– Что называется графиком уравнения с двумя переменными?

– Как построить график линейного уравнения с двумя переменными?

– Как  определить,  принадлежит  ли  точка  А (2; –4)  графику  уравнения 3x + y = 2?

– Как найти абсциссу точки, принадлежащей графику какого-либо уравнения, если известна её ордината?

  Этап 9. Рефлексия. Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать

Литература:

- Алгебра. Учебник 7 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А. теляковского. Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации. 2010.

- Алгебра. 7 класс: поурочное планирование по учебнику Ю.Н. Макарычева (компакт – диск) издательство «Учитель», 2011.

- www.moi-universitet.ru

- http://www.moyaradost.ru/uploads/posts/1206553355_trjam.jpg - медвежонок и ёжик

 - http://еn.rian.ru/imaq

- http://qifanimation.ru

- http://u87772.87spyloq.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010