Автор:
Хоршева Татьяна Николаевна
Как часто на уроке вы забываете, что идет урок, а ваши учащиеся входят в состояние азарта при решении задач, ответе на вопросы, работе с картами, карточками, раздаточным материалом и вы вместе с учащимися погружаетесь в творческую атмосферу счета, мышления, маленького открытия? Как часто лес рук радует ваши взоры, а прозвеневший звонок вызывает у детей настоящее сожаление? Вот та минута счастья, которую вам «обещали ваши дети, администрация школы, астрономический прогноз…». Именно такая работа может приносить удовлетворение учителю и пользу учащимся, ведь нет напряжения у детей, сформирована мотивация к учению, хочется свернуть горы и повернуть реки.
Статья:Мне, учителю математики, помогают: прививать любовь к предмету; вырабатывать мотивацию к успешному учению; развивать математическое мышление, творчество учащихся; повышать качественные показатели по предмету; сотрудничать с родителями обучающихся нетрадиционные уроки. Стараюсь их проводить каждую четверть (полугодие). Каждый раз меняю идею урока. Но самой интересной формой урока является обобщающий урок по изученному разделу с использованием биографических сведений выдающихся личностей. Наша школа гордится именами знаменитых людей: Евгений Никанорович Павловский, Николай Николаевич Еланский, Митрофан Иванович Неделин, Константин Федорович Кулаков, Александр Дмитриевич Осадчиев, Александра Полякова, Владимир Васильевич Гусев... Поэтому я в первую очередь составляю уроки на местном материале. Предлагаемый урок математики для 5класса связан со сведениями жизни и деятельности ученого, который окончил с золотой медалью нашу школу - Е.Н. Павловского – доктора медицинских и биологических наук, академика, Героя Социалистического труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий, генерала – лейтенанта медицинской службы, более 60 лет посвятившего науке.
В ходе урока реализуются следующие цели:
· обобщить, расширить знания учащихся по данной теме;
· способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию;
· побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
· развивать творческие способности учеников путем решения задач;
· воспитывать чувство гордости за историческое наследие своей школы.
На уроке проверяются знания учащихся формул пути, формул площадей геометрических фигур (прямоугольник, квадрат), умения находить делимое а по делителю b, неполному частному q и остатку r.
Отрабатываются умения в нахождении периметра квадрата, прямоугольника; площади квадрата, прямоугольника, перевод единиц измерений, площадей; решаются обязательные задачи по теме урока и задачи повышенной сложности на движение, на нахождение площади фигуры по рисунку (ЕГЭ); отрабатывается проверка ЗУН через самоконтроль, взаимоконтроль, вырабатываются навыки индивидуальной работы ;предлагаются учащимся творческие задания.
Предложенный урок может использоваться учителями математики для обобщения изученного материала; в рамках «Недели математики»; в виде открытого урока для учителей и студентов педагогических Вузов; в рамках Дня открытых дверей школы.
«Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника». 5класс.
Цели урока:
· обобщить, расширить знания учащихся по данной теме;
· способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию;
· побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
· развивать творческие способности учеников путем решения задач;
· воспитывать чувство гордости за историческое наследие своей школы.
Оборудование: интерактивная доска, экран, компьютер с мультимедийной приставкой, презентация урока, географические карты, выставка докладов учащихся.
У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки с заданиями, комплект дидактической игры «Лото».
Работа учащихся состоит из пяти этапов. Результаты каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы:
Оценочный лист
ФИО ученика |
||
Класс |
||
Этапы |
Задания |
Количество баллов |
I. Проверка домашнего задания (работа в парах, взаимоконтроль) |
№1 |
|
№2 |
|
|
№3 |
|
|
№4 |
|
|
II. Проверка знаний формул (работа в группах, самоконтроль) |
№1 |
|
№2 |
|
|
№3 |
|
|
№4 |
|
|
III. Отработка формул через решение задач. |
№1 |
|
№2 |
|
|
№3 |
|
|
IV. Решение задач, повышенной сложности |
№1 |
|
№2 |
|
|
Ответы на дополнительные вопросы |
|
|
Итоговое количество баллов |
|
|
Оценка |
|
Критерии оценок:
«5»-больше 18 баллов, «4»-от14-18 баллов, «3»- от 10-13баллов, «2»- меньше 10 баллов.
Этап 1. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы на уроке перелистаем страницы жизни и деятельности ученого, который окончил с золотой медалью нашу школу (Борисоглебскую гимназию). О ком пойдет речь? Ключ к разгадке – проверка д/з.
Пары обмениваются тетрадями, осуществляя взаимопроверку; один ученик приглашается к доске, чтобы учащиеся могли оценить его выполнение домашнего задания.
Учитель демонстрирует слайд с указанием номеров заданий, к каждому заданию дается несколько вариантов ответов. Каждому ответу соответствует цифра. Набрав верный набор цифр, учащиеся узнают - о ком пойдет речь на уроке.
Задание №1. Два автомобиля ехали навстречу друг другу, Скорость первого автомобиля была х км/ч, а второго-58км/ч. Какое расстояние S между ними первоначально, если они встретились через 2 часа?
1)S = 2(х+58)км; 2) S = 2х+ 58км; 3)S = 2(х-58) км; 4) S = (58-х)2км.
Задание №2. Найдите площадь прямоугольника, ширина которого 200м, а длина на 600м больше. Площадь вырази в гектарах.
1)16га , 2) 8га, 3) 4га, 4) 32га.
Задание №3. Площадь квадрата равна 196см. Чему равна сторона квадрата?
1)14см, 2)15см, 3)8см, 4) 24см.
Задание №4. Используя формулу N = х+8y -44, найдите значение N. При х=28, y=18.
1) 128, 2) 144, 3)66, 4) 108.
Варианты наборов цифр:
1. Лейбниц Готфрид Вильгельм – 1011,
2. Чебышев Пафнутий Львович – 2134,
3. Виленкин Наум Яковлевич – 3412,
4. Павловский Евгений Никанорович – 1111.
ОТВЕТ: Павловский Евгений Никанорович
( Е.Н.Павловский - доктор медицинских и биологических наук, академик, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, генерал – лейтенант медицинской службы, более 60 лет посвятивший науке).
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В оценочном листе учащиеся друг другу выставляют баллы.
Этап II. Проверка знаний формул.
Следующий этап урока выявит знание формул пути; площади геометрических фигур - прямоугольника, квадрата; нахождения делимого а по делителю b, неполному частному q и остатку r.
Работа в группах.
Каждая группа (4 человека) получает конверт, в котором лежат 8 треугольников с написанными на них формулами. Из этих треугольников предлагается собрать прямоугольник по указателю. Указатель – это лист с номерками – указателями формул. Угаданные треугольники выкладываются формулами вниз, а сверху на лицевой стороне учащиеся получают год рождения Евгения Никаноровича Павловского. Запись в тетрадях на этом этапе - запись 8-ми формул.
Указатель:
8 7 |
1 2 |
5 6 |
4 3 |
1.Формула пути.
2. Формула скорости.
3. Формула времени.
4.Формула делимого a по делителю b, неполному частному g, остатку r.
5. Формула площади квадрата.
6. Формула площади прямоугольника.
7. Формула периметра прямоугольника.
8. Формула периметра квадрата.
Один учащийся определит дату и месяц рождения ученого по индивидуальной карточке, работая у доски.
Индивидуальная карточка:
1. Длина прямоугольника 340см, она больше ширины на 80см. Найди площадь прямоугольника. Ответ запиши в квадратных дециметрах.
(884дм-число5; 50дм –число4; 25дм-число3; 15дм-число1.)
2. Чему равна сторона квадрата, если его площадь 49см.
(4см – дыр, 5см – сыт, 6см – бор, 7см - мар.)
3. Чему равна площадь квадрата со стороной 80см? Вырази ее в дм2.
(64дм-та, 36дм-ва, 25дм-дар, 49дм-вып. )
Подводятся итоги в оценочном листе (взаимоконтроль).
Итак, Евгений Никанорович Павловский родился 5 марта 1884 года в учительской семье. Отец, Никанор Васильевич Павловский, работал учителем в Воронежской губернии; мать, Надежда Павловна, тоже имела право «быть домашней учительницей всех предметов, в которых показала хорошие успехи»- она окончила епархиальное училище. Евгений Никанорович вспоминал, что отец воспитывал его строго, по-спартански. Начальное образование он получил в школе, которой Никанор Васильевич заведовал. Никаких поблажек сыну учителя здесь не давали. По вечерам отец занимался с Евгением латинским языком, готовил в гимназию.
Этап III. Решение задач, отработка формул (работа по карточке №1).
Павловский, учась в гимназии, мечтал о путешествиях. Горячее желание сына встретило понимание отца. Получив материальную поддержку, во время последних гимназических каникул, Евгений отправился в путь. Правильные ответы заданий карточки №1, дадут нам представление о маршруте отважного юноши.
Карточка №1.
Задание №1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого 90см, а ширина на 60см меньше. Ответ запиши в дм2.
27дм - Грозный, Тифлис ; 36дм- Воронеж, Брест; 54дм- Туапсе, Анна; 81дм- Смоленск, Анапа.
Задание №2. Площадь прямоугольника со сторонами 4м и 9м равна площади квадрата. Чему равна сторона квадрата.
8м – Нальчик, Теберда; 5м – Архыз, Пицунда; 6м – Мцхете, Боржоми; 2м – Гудаута, Рустави.
Задание №3. Найдите ширину прямоугольника, если длина равна 100см, а его периметр 2400см. Ответ запиши в метрах.
11м – Батуми, Сухуми; 3м – Борисоглебск, Москва; 4м – Пермь, Уфа; 5м - Орел, Будапешт.
Ответ к карточке №1:
Задание №1: 27дм2- Грозный, Тифлис.
Задание №2: 6м – Мцхете, Боржоми.
Задание №3: 11м – Батуми, Сухуми.
Его маршрут был извилист: пешком по Военно-грузинской дороге с остановками в Грозном, Тифлисе, Мцхете, Боржоме. Потом в Батуми, пароходом в Сухуми и после этого – снова пешком в Новый Афон. Дальше маршрут проходил по Крыму. Юноша побывал на Южном берегу, в Севастополе, у развалин древнего города Хеосонеса, в Бахчисарае и пещерном городе Чуфут-Кале. Всюду он осматривал исторические памятники, знакомился с бытом и нравами местного населения, ловил бабочек и жуков, собирал растения и минералы; составлял карты, делал множество зарисовок, записывал дневник наблюдения. Все, что удалось собрать интересного, Евгений передал в физический кабинет гимназии. (На карте показываются перечисленные объекты.)
Заполняется оценочный лист. Вид проверки – самоконтроль.
Этап IV. Решение задач, повышенной сложности.
А теперь попробуем наши знания применить к более сложным задачам.
Если к ответу задачи №1 прибавить число 1615, то получим год, в котором Е.Н.Павловский окончил Борисоглебскую гимназию, т.е. нашу с вами школу, с золотой медалью.
Задача №1: Два автомобиля ехали навстречу друг другу. Скорость первого автомобиля 4!км/ч, а скорость второго - 5! км/ч. Какое расстояние было между ними первоначально, если они встретились через 2часа?
Ответ: В 1903году Е.Н.Павловский окончил Борисоглебскую гимназию.
После окончания Борисоглебской гимназии Е.Н.Павловский учится в Петербургской Военно-медицинской академии. Павловский блестяще окончил академию, его имя занесено на мраморную доску. За исследование строения ядовитых желез у некоторых рыб Военно-медицинская академия удостоила Павловского золотой медалью. На вопрос: «В каком году Павловский получил золотую медаль?»- позволит ответить правильное решение следующей задачи№2.
Задача №2. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке. Ответ запишите в арах.
Варианты ответов: 1) 16а - 1909г.; 2) 26а - 1906г.; 3)20а -1912г.; 4)24а -1907г.
Ответ: В 1909году Павловский получил золотую медаль от Военно-медицинской академии.
Теперь каждый учащийся подсчитывает итоговое количество баллов, выставляет сам себе оценку. Затем учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, отмечает положительные результаты и отмечет недочеты отдельных учащихся, обозначает направления деятельности по ликвидации пробелов их знаний.
Дополнительные вопросы, задаваемые учителем во время урока:
1.Сколько квадратных метров в одном аре?
2.Сколько в одном гектаре аров?
3.Сколько см2 в 1дм2 ?
4.Что такое 1м2?
5.Что такое 1га?
6.Что такое ар, как иначе он называется?
7.Назови единицы измерения площадей.
8.В каких единицах измеряются площади земельных участков?
ЭТАП №5. Домашнее задание. (Выдается карточка каждому ребенку).
Домашнее задание позволит ответить еще на несколько вопросов, связанных с историей жизни Павловского.
В каком году Павловский защитил диссертацию и получил звание доктора медицины?
(Ответить на этот вопрос поможет задача №1, если два результата сложить и к полученной сумме прибавить 1385).
Задача №1. Найдите периметр и площадь прямоугольника, у которого ширина 12см и она в 3 раза меньше длины.
ОТВЕТ: 1913год.
В каком году Павловскому была присуждена Государственная премия первой степени?
(Ответить на этот вопрос поможет задача №2, если к полученному результату прибавить число 1893).
Задача №2. Площадь асфальтированной части дороги 432м2.Длина этой части дороги 9м2. Найдите ширину дороги.
ОТВЕТ: 1941год.
В каком году ученому было присвоено звание Героя Социалистического Труда?
(Ответить на этот вопрос поможет задача №3.
Задача №3. Найдите периметр квадрата со стороной 491см.
ОТВЕТ: 1964год.
В каком году Павловскому присудили Ленинскую премию за книгу «Природная очаговость трансмиссивных болезней?
(Ответить на этот вопрос поможет задача№4).
Задача №4. Найдите делимое а по его делителю b , неполному частному g и остатку r, если b=130, g = 15, r = 15.
ОТВЕТ: 1965год.
Дополнительное задание: составить задачу по изученной теме, ответ которой приоткроет занавес биографических данных Е.Н.Павловского.
На сегодняшнем уроке мы перелистнули всего лишь несколько страниц жизни и деятельности великого ученого, знаменитого человека, учащегося нашей МОУ Борисоглебской СОШ №5.
Я советую вам, ребята, более подробно познакомиться с биографией Е.Н.Павловского. Думаю, что он может стать для вас отличным примером.