Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Нетрадиционный урок по математике для учащихся 5-х классов «Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника»

Автор:
Хоршева Татьяна Николаевна

Аннотация:

Как часто на уроке вы забываете, что идет урок, а ваши учащиеся входят в состояние азарта при решении задач, ответе  на вопросы, работе с картами, карточками, раздаточным материалом и  вы вместе  с учащимися  погружаетесь в творческую  атмосферу счета, мышления, маленького открытия? Как часто  лес рук радует ваши взоры, а прозвеневший звонок  вызывает у детей  настоящее  сожаление?  Вот та  минута счастья, которую вам «обещали ваши дети, администрация школы, астрономический прогноз…».   Именно такая работа может приносить удовлетворение учителю и  пользу учащимся, ведь  нет напряжения у  детей, сформирована мотивация к учению, хочется свернуть горы и повернуть реки.

Статья:

Мне, учителю математики, помогают: прививать любовь к предмету; вырабатывать мотивацию к успешному учению; развивать математическое мышление, творчество учащихся; повышать качественные показатели по предмету; сотрудничать с родителями обучающихся  нетрадиционные уроки. Стараюсь их проводить каждую четверть (полугодие). Каждый раз меняю  идею урока. Но самой интересной формой урока является обобщающий урок по изученному разделу с использованием биографических сведений  выдающихся  личностей.  Наша  школа гордится  именами знаменитых людей: Евгений Никанорович Павловский, Николай Николаевич Еланский, Митрофан Иванович Неделин, Константин Федорович Кулаков, Александр Дмитриевич Осадчиев, Александра Полякова, Владимир Васильевич Гусев... Поэтому я в первую очередь составляю уроки на местном материале. Предлагаемый  урок  математики для 5класса  связан со сведениями жизни и деятельности ученого, который окончил с золотой медалью нашу школу - Е.Н. Павловского – доктора  медицинских и биологических наук, академика, Героя  Социалистического труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий, генерала – лейтенанта  медицинской службы, более 60 лет посвятившего  науке.

В ходе урока реализуются  следующие цели:

·        обобщить, расширить знания учащихся по данной теме;

·        способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию;

·         побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;

·         развивать творческие способности учеников  путем решения задач;

·         воспитывать чувство гордости за историческое наследие своей школы.

На уроке проверяются знания учащихся  формул пути, формул площадей геометрических фигур (прямоугольник, квадрат), умения находить делимое а по делителю b, неполному частному q и остатку r.

Отрабатываются умения в нахождении периметра квадрата, прямоугольника; площади квадрата, прямоугольника, перевод единиц измерений, площадей; решаются обязательные задачи по теме урока и задачи повышенной сложности на движение, на нахождение площади фигуры по рисунку (ЕГЭ); отрабатывается проверка ЗУН через самоконтроль, взаимоконтроль, вырабатываются навыки индивидуальной работы ;предлагаются учащимся творческие задания.

Предложенный урок может использоваться учителями математики  для обобщения изученного материала; в рамках «Недели математики»; в виде открытого урока для учителей и студентов педагогических Вузов; в рамках  Дня  открытых дверей школы.

 

 «Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника». 5класс.

Цели  урока:

·        обобщить, расширить знания учащихся по данной теме;

·        способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию;

·         побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;

·         развивать творческие способности учеников  путем решения задач;

·         воспитывать чувство гордости за историческое наследие своей школы.

Оборудование: интерактивная доска, экран, компьютер с мультимедийной приставкой, презентация урока,  географические карты, выставка докладов учащихся.

            У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки с заданиями,  комплект дидактической игры  «Лото».

            Работа учащихся состоит из  пяти   этапов. Результаты каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы:

Оценочный лист

ФИО ученика

Класс

Этапы

Задания

Количество баллов

I.                    Проверка домашнего задания

(работа в парах, взаимоконтроль)

№1

 

№2

 

№3

 

№4

 

II.                 Проверка знаний формул

(работа в группах, самоконтроль)

№1

 

№2

 

№3

 

№4

 

III. Отработка формул через решение задач.

№1

 

№2

 

№3

 

IV. Решение задач, повышенной сложности

№1

 

№2

 

Ответы на дополнительные вопросы

 

 

Итоговое  количество  баллов

 

Оценка

 

Критерии оценок:

«5»-больше 18 баллов, «4»-от14-18 баллов, «3»- от 10-13баллов, «2»- меньше 10 баллов.

Этап 1. Проверка домашнего задания.

             Сегодня мы на уроке перелистаем страницы жизни и деятельности ученого, который окончил с золотой медалью нашу школу (Борисоглебскую  гимназию). О ком пойдет речь? Ключ к разгадке – проверка д/з.

            Пары обмениваются тетрадями, осуществляя взаимопроверку;  один ученик приглашается к доске, чтобы учащиеся могли оценить его выполнение домашнего задания.

            Учитель демонстрирует слайд с указанием номеров заданий, к каждому заданию дается несколько вариантов ответов. Каждому ответу соответствует цифра. Набрав верный набор цифр, учащиеся узнают - о ком пойдет речь на уроке.

Задание №1. Два автомобиля ехали навстречу друг другу, Скорость первого автомобиля была х км/ч, а  второго-58км/ч. Какое расстояние S  между ними первоначально, если они встретились через 2 часа?

1)S = 2(х+58)км;  2) S = 2х+ 58км;  3)S = 2(х-58) км;  4) S = (58-х)2км.

Задание №2. Найдите площадь прямоугольника, ширина которого 200м, а длина на 600м больше. Площадь вырази в гектарах.

1)16га ,    2) 8га,     3) 4га,    4) 32га.

Задание №3.  Площадь квадрата равна 196см. Чему равна сторона квадрата?

1)14см,         2)15см,      3)8см,          4) 24см.

Задание №4.  Используя формулу N = х+8y -44, найдите значение N. При х=28, y=18.

1) 128,       2)  144,        3)66,       4)  108.

Варианты наборов цифр:

1.   Лейбниц Готфрид Вильгельм – 1011,

2.   Чебышев Пафнутий Львович – 2134,

3.   Виленкин Наум Яковлевич – 3412,

4.   Павловский  Евгений  Никанорович – 1111.

 ОТВЕТ:   Павловский  Евгений  Никанорович

( Е.Н.Павловский - доктор медицинских и биологических наук, академик, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, генерал – лейтенант медицинской службы, более 60 лет посвятивший науке).

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В оценочном листе  учащиеся друг другу  выставляют баллы.

Этап II.  Проверка знаний формул.

Следующий этап  урока  выявит  знание формул пути; площади геометрических фигур - прямоугольника, квадрата; нахождения делимого а по делителю b, неполному частному q и остатку r.

Работа в группах.

Каждая группа (4 человека) получает конверт, в котором лежат  8 треугольников с написанными на них формулами. Из этих треугольников предлагается собрать прямоугольник по  указателю. Указатель – это  лист с номерками – указателями формул.  Угаданные треугольники выкладываются  формулами вниз, а сверху на лицевой стороне учащиеся получают год рождения Евгения Никаноровича Павловского. Запись в тетрадях на этом этапе - запись 8-ми  формул.

Указатель:

                      8

7                   

1                      2                                    

                        5      6

4                      3


1.Формула пути.

2. Формула  скорости.

3. Формула времени.

4.Формула делимого a   по делителю b, неполному частному g, остатку r.

5. Формула площади квадрата.

6. Формула площади прямоугольника.

7. Формула периметра прямоугольника.

8. Формула периметра квадрата.


Один учащийся определит дату и месяц рождения ученого по индивидуальной карточке, работая у доски.

   Индивидуальная   карточка:

1.      Длина прямоугольника 340см, она больше  ширины на 80см. Найди площадь прямоугольника. Ответ запиши в квадратных дециметрах.

(884дм-число5;  50дм –число4;   25дм-число3;    15дм-число1.)

2.      Чему равна сторона квадрата, если его площадь 49см.

(4см – дыр, 5см – сыт, 6см – бор, 7см -  мар.)

3.      Чему равна площадь квадрата со стороной 80см? Вырази ее в дм2.

(64дм-та, 36дм-ва,  25дм-дар, 49дм-вып. )

Подводятся итоги в оценочном листе (взаимоконтроль).

Итак, Евгений Никанорович Павловский  родился 5 марта 1884 года в учительской семье. Отец, Никанор Васильевич Павловский, работал учителем в Воронежской губернии; мать, Надежда Павловна, тоже имела право «быть домашней учительницей всех предметов, в которых показала хорошие успехи»- она окончила епархиальное училище. Евгений Никанорович вспоминал, что отец воспитывал его строго, по-спартански. Начальное образование он получил в школе, которой Никанор Васильевич заведовал. Никаких поблажек сыну учителя здесь не давали. По вечерам отец занимался с Евгением латинским языком, готовил  в гимназию.

Этап III. Решение задач, отработка формул (работа по карточке №1).

Павловский, учась в гимназии, мечтал о путешествиях. Горячее желание сына встретило понимание отца. Получив материальную  поддержку, во время последних гимназических каникул, Евгений отправился в путь. Правильные ответы заданий карточки №1, дадут нам представление о маршруте отважного юноши.

Карточка №1.

Задание №1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого 90см, а ширина на 60см меньше. Ответ запиши в дм2.

27дм - Грозный, Тифлис ;   36дм- Воронеж, Брест; 54дм- Туапсе, Анна; 81дм- Смоленск, Анапа.

Задание №2.  Площадь прямоугольника со сторонами 4м  и   9м равна площади  квадрата. Чему равна сторона квадрата.

8м – Нальчик, Теберда; 5м – Архыз, Пицунда;  6м – Мцхете, Боржоми; 2м – Гудаута, Рустави.

Задание №3.  Найдите ширину прямоугольника, если длина равна 100см, а его периметр 2400см. Ответ запиши в  метрах.

11м – Батуми, Сухуми; 3м – Борисоглебск, Москва; 4м – Пермь, Уфа; 5м -  Орел, Будапешт.

Ответ к карточке №1:

Задание №1: 27дм2- Грозный, Тифлис.

Задание №2: 6м – Мцхете, Боржоми.

Задание  №3: 11м – Батуми, Сухуми.

Его маршрут был извилист: пешком по Военно-грузинской дороге с остановками в Грозном, Тифлисе, Мцхете, Боржоме. Потом в Батуми, пароходом в Сухуми и после этого – снова пешком в Новый Афон. Дальше маршрут проходил по Крыму. Юноша побывал на Южном берегу, в Севастополе, у развалин древнего города Хеосонеса, в Бахчисарае и пещерном городе Чуфут-Кале. Всюду он осматривал исторические памятники, знакомился с бытом и нравами местного населения, ловил бабочек и жуков, собирал растения и минералы; составлял карты, делал множество зарисовок, записывал дневник наблюдения. Все, что удалось собрать интересного,  Евгений передал в физический кабинет гимназии. (На карте показываются  перечисленные объекты.)

Заполняется оценочный лист. Вид проверки – самоконтроль.

Этап IV.  Решение задач, повышенной сложности. 

А теперь попробуем наши знания применить к более сложным задачам.

Если к ответу  задачи  №1 прибавить число 1615, то получим год, в котором Е.Н.Павловский окончил Борисоглебскую гимназию, т.е. нашу с вами школу, с золотой медалью.

Задача №1: Два автомобиля ехали навстречу друг  другу. Скорость  первого автомобиля 4!км/ч, а скорость  второго - 5! км/ч. Какое  расстояние было между ними первоначально, если они встретились через 2часа?

Ответ:      В  1903году Е.Н.Павловский окончил Борисоглебскую гимназию.

            После окончания Борисоглебской гимназии Е.Н.Павловский  учится в Петербургской Военно-медицинской академии. Павловский блестяще окончил академию, его имя занесено на мраморную доску. За исследование  строения  ядовитых желез у некоторых рыб Военно-медицинская академия удостоила  Павловского золотой медалью. На вопрос: «В каком  году  Павловский  получил золотую медаль?»- позволит ответить  правильное решение следующей задачи№2.

Задача №2.  Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке. Ответ запишите в арах.

 

 

Варианты ответов: 1) 16а - 1909г.;   2)  26а  - 1906г.;  3)20а    -1912г.;  4)24а    -1907г.

Ответ: В 1909году Павловский получил золотую медаль от  Военно-медицинской академии.

Теперь каждый учащийся подсчитывает  итоговое количество баллов, выставляет сам себе оценку.  Затем учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, отмечает положительные результаты и отмечет недочеты отдельных учащихся, обозначает  направления деятельности по ликвидации пробелов их  знаний.

Дополнительные вопросы, задаваемые учителем во время урока:

1.Сколько квадратных метров в одном аре?

2.Сколько в одном гектаре аров?

3.Сколько см2   в  1дм2 ?

4.Что такое 1м2?

5.Что такое 1га?

6.Что такое ар, как иначе он называется?

7.Назови единицы измерения площадей.

8.В  каких единицах измеряются площади земельных участков?

ЭТАП №5. Домашнее задание. (Выдается карточка  каждому ребенку).

 Домашнее  задание позволит ответить еще на несколько вопросов, связанных с историей жизни Павловского.

 В каком году Павловский защитил диссертацию и получил звание доктора медицины?

(Ответить на этот вопрос поможет задача №1, если  два результата сложить  и к полученной сумме прибавить 1385).

Задача №1.  Найдите периметр и площадь прямоугольника, у которого ширина 12см и  она в 3 раза меньше длины.

ОТВЕТ: 1913год.

В каком году Павловскому была присуждена Государственная премия первой степени?

(Ответить на этот вопрос поможет задача №2, если к полученному результату прибавить число 1893).

Задача №2. Площадь асфальтированной части дороги 432м2.Длина этой части дороги 9м2. Найдите ширину дороги.

ОТВЕТ: 1941год.

В каком году ученому было присвоено звание Героя Социалистического Труда?

(Ответить на этот вопрос  поможет задача №3.

Задача №3. Найдите периметр квадрата со стороной 491см.

ОТВЕТ:  1964год.

В каком году Павловскому  присудили Ленинскую премию за книгу «Природная очаговость трансмиссивных  болезней?

(Ответить на этот вопрос поможет  задача№4).

Задача №4. Найдите  делимое а по его делителю b , неполному частному g и остатку r, если b=130,  g = 15, r = 15.

ОТВЕТ: 1965год.

 Дополнительное задание: составить задачу по  изученной теме, ответ которой приоткроет  занавес  биографических данных Е.Н.Павловского. 

            На сегодняшнем уроке мы перелистнули всего лишь несколько страниц жизни и деятельности великого  ученого, знаменитого человека,  учащегося нашей МОУ Борисоглебской СОШ №5.

            Я советую вам, ребята, более подробно  познакомиться с биографией Е.Н.Павловского.  Думаю, что он может стать для вас  отличным примером.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010