Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Модульная технология в речевом развитии

Автор:
Кирякова Любовь Васильевна

Аннотация:

Речевые   ошибки, допускаемые учащимися, носят, в основном, индивидуальный характер, в отличие от орфографических или грамматических они  зачастую не могут быть типизированы для дальнейшей проработки в классе. Одна из причин речевых  ошибок заключается в несформированности  речевого самоконтроля, который, как и другие психические процессы, недоступен непосредственному наблюдению. Процесс формирования и реализации речевого самоконтроля в условиях письменной речи учащихся в рамках традиционных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы, даже с применением уже получивших распространение технических средств обучения, осуществить невозможно.  Технология  модульного обучения   позволяет совместить управление познавательной деятельностью ученика  с широкими  возможностями для самоуправления, выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика1. Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.2

Статья:

      Модульная технология в речевом развитии реализуется через развитие самоконтроля.  Предметом специального обучения являются такие разновидности речевого контроля, как лексический самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств на уровне микроструктуры  текста    Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.

       Цели и задачи представляемой инновации - сформировать комплексную программу, включающую два уровня:

    1) уровень усвоения учебного содержания, необходимого для выработки умения находить нарушения  словоупотребления;  

    2) уровень использования  выбора необходимых лексических средств в соответствии с лексическими  нормами.

 Ожидаемые результаты инновации

     Добиться автоматизма в правильном употреблении языковых единиц,  выработать умение своевременно замечать и устранять ошибки и недочёты как в содержании, так и в языковом оформлении в соответствии с нормами  языка, развить навыки связного изложения мыслей, в предупреждении ошибок, которые возникают в процессе мысленной подготовки текста при переходе внутренней речи в развёрнутую внешнюю.


Технологическая карта по теме «Лексическая сочетаемость слов»

 

 

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Цель: знакомство с задачей занятия. С критериями полного усвоения темы.

Определите, что необходимо усвоить вам на уроке

УЭ-1

 Цель: сформировать умение  сравнивать и обосновывать языковые факты.

I Уродливые достоинства; два единственных сына; три единственных (единственный – только один) дочери; неправомерное искажение; облокотиться спиной; отменный негодяй ( отменный –очень хороший)

 II Просёлочный (просёлочная дорога); торный (торная дорога, торный путь); окладистый (окладистая борода); писчий (писчая бумага); кромешный ( кромешный мрак, кромешная тьма); закадычный (друг); заклятый (враг); вперить (глаза, взгляд, взор, очи); воздеть ( руки); вменить (в вину, в заслугу, в обязанность);смежить (глаза, очи, веки);слезно (просить, молить, умолять); земно (кланяться); скоропостижно (умереть, скончаться); впросак (попасть, попасться); наотрез (отказать, отказаться)

Ответьте на вопрос:

Что лежит в основе лексической избирательности?

  Большинство слов проявляет лексическую избирательность,  В основе лексической избирательности –предметно-логические отношения слов в языке Алогизмы образуются в результате незнания истинного значения слов или словосочетаний.

Взаимопроверка.

 

 

 

1.Материалы словаря-справочника «Правильность русской речи».

 

2.Шмелёв Д.Н. Современный русский язык: Лексика, с.313

 Слова в речи употребляются в составе словосочетаний, которые образуются по существующим в языке правилам лексической и синтаксической сочетаемости

 

Сравните словосочетания.

 Докажите, что в основе сочетаемости слов -  семантические соответствия их друг другу.

 

Обобщите свои наблюдения,

 

 

УЭ-2

Цель: формировать умение подбирать слова в соответствии с надлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью.

Некоторые слова употребляются в ограниченных словосочетаниях.

 1.Можно оказать  помощь, поддержку ,  а внимание?

2.Закоренелый предрассудок, преступник,  а москвич?

3.Меры  принимают,        а шаги предпринимают.

4.Перевод с немецкого на русский  проводится  или производится?

5.Первый шаг предостеречь или предотвратить?

Ответьте на вопрос:

Чем определяется  лексическая сочетаемость в таких случаях? 

Проверка  в режиме полилога.

 

 

Сделай выводы на основе следующих фактов.

 

 

 

Сравни свои суждения

Лексическая сочетаемость слов определяется не только предметно-логическими отношениями в языке, но и внутренними закономерностями лексической системы русского языка. (2)

 

УЭ-3

Цель: формировать умение распознавать нарушения лексической сочетаемости.

1.Руки зашлись от холода. 2.Сердце зашлось от страха. 3.Ребёнок зашёлся от плача

4.Он оглянулся вокруг и неожиданно для себя самого зашёлся лёгким детским смехом и по-детски  зажмурился.

 

Найдите нарушения лексической сочетаемости

 

Противоречие возникло ввиду осмысления значения слова зайтись и словосочетанием лёгким детским смехом

Глагол зайтись означает «потерять чувство, прийти в состояние оцепенения), «лёгким смехом зайтись нельзя».

5. Неуклонно добивайтесь выполнения своей мечты. (Слово выполнение традиционно связано со словом задание

Выполните задания, используя ООД

1.Возникло ли при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать написанное.

2. Найди противоречие

3. Верно ли осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

5.Если это нарушения лексической сочетаемости, проанализируй предметно-логические отношения слов.

 

УЭ-4

Цель:  закрепить умение распознавать и  исправлять

нарушения лексической сочетаемости.

 

 1.Соня («Преступление и наказание») – девушка с обиженной судьбой.

2 Своим  проступком Катерина Ивановна (Пр.и нак.) протестует против законов, царящих в обществе.

3.Павел Кирсанов - воинствующий аристократ.

Взаимопроверка.

 

Найдите и исправьте ошибки в нарушении сочетаемости слов.

  

 

УЭ-5

Цель: оценить полноту усвоения  учебного материала.

Рефлексия в соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли тебе обнаружить и исправить нарушения лексической сочетаемости.?

2. Почему удалось?

3. Почему не удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил или выполнил неверно. С учётом  этого повторно выполни задание, которое ты не выполнил или выполнил неверно.

 

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала.

Найдите ошибки подобного рода в сочинениях других учеников.

 

 

 

 

 

Технологическая карта по теме «Употребление слова в несвойственном ему значении»

 

 

УЭ

Учебные материалы

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -О

Цель: знакомство с задачей занятия,  с критериями полного усвоения темы.

Определите, что необходимо вам усвоить на уроке.

УЭ -1

Цель: выработать умение находить ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении.

Чтение и анализ предложений.

1.В толковом словаре Даля слова даются квадратно-гнездовым способом.(Уч.)

2. Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин воздвиг себе глубокий пьедестал.(Уч.)

3.Произведения Твардовского – это признак жизнеутверждающего оптимизма.(Уч)

4. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в неё народные слова

Ответьте на вопрос:

 С чем связаны ошибки в употреблении слов?

Ошибки связаны с непониманием значения слов: «квадратно-гнездовой-сельскохозяйственный термин, «гнездовой»- лингвистический. Искажен смысл заимствованного слова « пьедестал». У слова «признак» нет ничего общего со словами» образец, пример. Слово обнародовать обозначает    «объявить, опубликовать для всеобщего сведения.

  Пушкин стремился сблизить свою поэтическую речь с народной.

 

Выполните задания, используя ООД.

1.Возникло ли при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать написанное.

2. Найди противоречие

3. Верно ли осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

 

 

 

 

УЭ -2

 Цель: формировать умение устранять речевые ошибки, связанные с расширением или сужением слова.

 1.Сколько раз встану и одену Алёшку: разденется, одеяло на пол и лежит.(Уч.)

2. Горький показывает в актёре человека, который не может найти удел своему таланту.(Уч

Ответьте на вопросы:

    2) В каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова?

    3) В каких – с неправомерным расширением или сужением значения слова?

Глагол одеть употребляется как синоним укрыть, а раздеться как синоним раскрыться. Расширение смыслового значения глагола одеть привело к сужению лексического значения слова раздеться. Слово «удел»устар.)участь, судьба употреблено в несвойственном ему значении. Горьковский актёр не смог найти применения своему таланту.

 

 

Найдите и устраните ошибки в употреблении слов в несвойственных им значениях.

 

 

Проверка в форме полилога.

УЭ -3

Цель: формировать умение  исправлять ошибки в употреблении слов с отвлечённым или конкретным лексическим значением.

1.Лучшие умы того времени были сосланы на каторгу, сидели в тюрьмах, были казнены. (Речь идёт о декабристах)

2. Хочет Венька приобрести свою мечту. (Герой рассказа В.Шукшина «Мой зять украл машину дров» хочет купить кожаное пальто).

Ответьте на вопрос:

  С чем связана ошибка в употреблении слов ?

 Противоречие возникло ввиду осмысления значения слова умы и словосочетания были сосланы, сидели. Слово с отвлечённым значением  умы  должно быть заменено словом люди, так как связанные с ним глагольные формы «были сосланы , сидели» обозначают вполне конкретные действия. Отвлечённое значение глагола приобрести соответствует значению слова мечта.

 Хочет Венька осуществить свою мечту.

Проверка в режиме диалога.

 

Выполните задания, используя ООД

1.Возникло ли при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать написанное.

2. Найди противоречие

3. Верно ли осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

 

 

УЭ -4

Цель: совершенствовать умение распознавать и устранять ошибки употребления слов в несвойственных им значениях.

   1.Поездки Чичикова за покупкой мертвецов можно назвать «Похождениями Чичикова».

   2.В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 

    3.Мы надеемся, что наша школа обратно станет победителем.(Уч.)

 Исправьте нарушения языковой нормы.

Порядок  записи предложений:

1) Непонимание значения слова.

2) Неправомерное расширение значения слова.

3)Ошибки в употреблении слов с отвлечённым или конкретным лексическим значением.

Взаимопроверка.

 

 

 Определите, с чем связано употребление слов в несвойственном  им значении.

 

Запишите в определённом порядке.

 

 

 

 

 

УЭ -5

Цель: формировать умение сопоставлять языковые явления на основе лингвистической информации, связанной с нормативным аспектом культуры речи.

 

изумитися (ст.-сл.)- лишиться ума, изумлять, изумить- сводить с ума, лишить рассудка. (1) –изумительный человек; обаяние (др.рус.) – колдовство словами, состояние околдованного словами)– обаятельная улыбка;

 

знаменитый- известный – небезызвестный – пресловутый;

скиталец – странник – бродяга – бомж;

когорта – группа –компания –шайка

 

Агрессивные скидки! Экстримальное удовольствие! Крутой экстрим!

Словари фиксируют написание экстремальный- крайний, необычный по трудности, сложности.

 

Слово ксерокс (от греческого слова xeros сухой, grapho пишу)означало название фирмы и изделия этой фирмы. В настоящее время словом ксерокс называют любой копировальный аппарат любой фирмы, употребляют слово ксерокс и в значении копия.

 

    Прочитайте суждения и вывод, сделанный на основе суждений. Каких суждений, по вашему мнению, недостаёт? Предложите свой вариант суждений.

 -Многие слова развивают в своём значении дополнительные оттенки различного характера.

- Язык=это общественное явление, в употреблении могут быть факты не только устоявшиеся, но и нарождающиеся

        Дополнительные оттенки мешают   употреблению слова в строгом, терминологическом значении

 

Сопоставьте языковые явления

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Н.М.Шанский, В.В.Иванов,

Т.В.Шанская «Краткий этимологический словарь русского языка».

2.Эрудит: Толково –этимологический словарь иностранных слов. И.Н.Андреева и др.- М.

 

 

 

 

Провести самостоятельные наблюдения за изменением  лексики.

 

 

 

Приготовьтесь представить материалы.

УЭ -6

Цель: оценить полноту усвоения  учебного материала.

Рефлексия в соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли тебе обнаружить и исправить ошибку в употреблении слов в несвойственных им значениях?

2. Почему удалось?

3. Почему не удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил или выполнил неверно. С учётом  этого повторно выполни задание, которое ты не выполнил или выполнил неверно.

 

Сверяясь с целеполагающей картой урока, оцените полноту усвоения Оцени свою работу по критериям:

 

УЭ-7

1) Правильно определил, с чем связано употребление слова в несвойственном ему значении, смог отредактировать данные предложения («5») баллов.

2) Смог правильно объяснить причину появления ошибок в употреблении слова в несвойственном ему значении, но не сумел отредактировать данное предложение («4») балла

3) Смог правильно объяснить причину появления ошибок в употреблении слова в несвойственном ему значении, но допустил неточности при редактировании («3») балла.

4) Нашёл  речевую ошибку, но  не смог объяснить, с чем связано употребление слова в несвойственном ему значении, не смог отредактировать. («2») балла.

 

Критерии самооценки

 

 

Технологическая карта по теме « Ошибки в употреблении паронимов»

 

 

Учебные элементы (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -0

Цель: знакомство с задачей занятия, с критериями полного усвоения темы.

Определите, что необходимо вам усвоить на уроке.

УЭ -1

 

Цель: формировать умение выделять существенные признаки  понятия.

 Проанализируйте определения понятия.

Паронимы – это слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут ошибочно или каламбурно использоваться в речи .

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

Паронимы – близкие по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одному логико-грамматическому ряду – к одной части речи, одному виду – и обозначающие различные понятия

Паронимы – это близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории и обозначающие различные понятия.

Обобщение по вопросам:

1) Какие из суждений отрицают друг друга?

2) Укажите степень полноты и точности каждого определения паронимов.

Проверка в режиме диалога.

1.О.С.Ахманова «Словарь лингвистических терминов».

2.Д.Э.Розенталь,М.А.Теленкова  «Справочник лингвистических терминов».

 

 

 

 

Обобщите свои наблюдения, отвечая на вопросы.

 

УЭ -2

Цель: развить навыки нахождения паронимов.

1.Длинный–длительный (протяжный, долговременный);злой – злостный (недобрый,

запасный-запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); злой-злостный  (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый); комический – комичный( смехотворный, комедийный); нестерпимый-нетерпимый (недопустимый,невыносимый); оборотливый-оборотный (предприимчивый, противоположный)

  1.Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2) Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 3) Он дал мне (дружественный,  дружеский) совет.

Ответьте на вопрос:

Почему возникают ошибки в употреблении паронимов?

  Случайные смешения паронимов приводят  к искажению смысла., к речевым ошибкам.

 

 

 

 

Выполните  следующие задания.

1 Подберите  синонимы и антонимы к данным паронимам.

 

 

 

1.Ю.А.Бельчиков,  М.С.Панюшева.  «Словарь паронимов современного   русского языка».

2. О.В.Вишнякова. « Словарь паронимов русского языка»

 

Обобщите свои наблюдения, отвечая на  вопрос.

 

 

 

 

 

УЭ -3

Цель: формировать умение устранять ошибки в употреблении паронимов

Найдите ошибки в употреблении паронимов, обоснуйте свои действия.

1.Молодая девушка надевает на тоненький нежный пальчик огромный перстень, который уместно было бы одеть пожилой женщине.

2.Машина лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная очередь. (достигать можно берега, успеха, глубокой старости, а беглецов настигать)

Проверка  в режиме диалога.

Ввиду осмысления  семантики первой части фразы и словосочетанием одеть перстень возникло  противоречие. Глагол одеть обозначает облечь в какую – нибудь одежду,. надеть – натянуть, надвинуть. Смысловые различия слов  очень существенны. Вместо одеть нужно употребить надеть

Используйте  основу ориентировочной деятельности (ООД)

1) Возникло ли при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать написанное?

2) Найди противоречие,.

3) Подчеркни оба его элемента одной чертой.

3) Верно ли осмыслена первая часть фразы, нет ли противоречия между каким-либо словом в уже прочитанной фразе и последующим правее стоящим словосочетанием.

4) Можно ли соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

5) Если ошибка есть, опираясь на общий приём нахождения паронимов, исправь её.

УЭ -4

Цель: совершенствовать умение находить ошибки в употреблении паронимов.

1.Над чем бы ни работал Шукшин – рассказом, сценарием, фильмом – он был экономичен в средствах выражения, избегал излишеств и украшений, чуждался красивости.

2.Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.

3.Их (советских воинов) дорога домой пролегла через безводную пустыню, через смертные бои с Квантунской армией.

4.С героем фильма постоянно происходят какие-то романические истории

 

Найдите ошибки в употреблении паронимов.

 

 

 

 

Приготовьтесь представить отредактированный вариант.

УЭ -5

Цель: оценить полноту усвоения учебного материала, формировать умение осуществлять речевой контроль.

Рефлексия в соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли тебе обнаружить и устранить ошибки в употреблении паронимов?

2.Почему удалось?

3.Почему не удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил или выполнил неверно. С учётом этого повторно выполни задание, которое ты не выполнил или выполнил неверно.

 

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала.

 

 

 

Отыщите в сочинениях товарищей ошибки в употреблении паронимов и

исправьте их.

 

         


          Литература

1. Юцивичене П.Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – С. 10

2. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения.- М., 1971;  Сенковский И.Б. Технология модульного обучения в школе.- М., 1997; Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.- М.- 1998



Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010