Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Устный журнал «Искусство моего села: поэзия, театр, музыка»

Автор:
Васильева Маргарита Владимировна

Аннотация:

Устный журнал «Искусство моего села: поэзия, театр, музыка» является одним из звеньев реализации авторской программы «Литература  Сибири и родного края». Данная программа является комплексной программой по внеклассному чтению и значительно дополняет курс русской литературы 5 – 11 класс.

Педагогическая ценность её определяется сочетанием вопросов расширения и углубления базового уровня знаний в контексте с воспитательными задачами обучения.

Реализация программы позволяет решить вопросы литературного  образования  путём введения регионально  - национального компонента, исходя из того, что он является неотъемлемой частью российской культуры.

Основой культурно – литературоведческого материала данного мероприятия стало  творчество поэта Булата Бутунаева, члена Союза СССР, режиссёра Владимира Кондратьева, заслуженного деятеля РФ, молодого исполнителя патриотических песен Владимира Инкина, лауреата Гранта Президента РФ. Все они являются выпускниками нашей школы(МОУ Олойская СОШ), выходцами из Усть – Ордынского Бурятского национального округа.

Главными условиями отбора материала, во - первых,  явились их высокие художественные достоинства, во – вторых, сопряжённость  с дидактическими задачами основного курса, сообразность возрастным особенностям восприятия учащихся.

Статья:

Цели:

- приобщение к истории и культуре малой Родины через изучение  произведений искусства;

-- ознакомить с  жизнью и деятельностью выпускников школы;

- расширить представления учащихся  о культурной жизни села ;

- воспитывать интерес к эстетическому краеведению;

-формировать навыки эстетического самообразования и художественно – исполнительской деятельности;

- развивать творческие способности учащихся.

 

Предварительная подготовка:

1.Нарядное оформление зала.

2.На стендах представить фотографии артистов, театральные афиши, книги.

3. Газеты.

4.Подготовить экран, проектор, …

5. Пригласить гостей.

 

Оборудование:

Презентация (Приложение 1)

        

          Ход «Устного журнала»:

1.Добрый день, дорогие гости земли Олойской. Учащиеся 10-11 классов  рады приветствовать  всех вас на нашей родной земле.

2.                  Есть на свете много деревень,

                     Но Олой не встретишь ты нигде.

                     Пусть встречает радостно гостей

                     Добрыми улыбками друзей.

3.Слайд №1 «Изображение Олоя»

4. Каждая деревня, каждое село, подобно человеку, имеет свои  неповторимые, присущие   одним  им черты. Есть они  и у нашего Олоя. Славят малую родину своими делами некогда сидевшие за партами девчонки и мальчишки, каждый из них  -  в выбранной  им своей  деятельности.

5. Слайд №2.

       И сегодня нам поможет расширить своё представление  об их   культурной деятельности   Устный журнал «Искусство моего села : поэзия, театр, музыка».

6.    Открываем первую страницу нашего журнала « Поэзия»

Слайд №3.

        А что такое поэзия?  Ответит   на данный вопрос  стихотворными строчками венгерского народного поэта 19 в. Шандора Петефи

Ученик 1:

Поэзия не зал и не салон,

Где избранное общество расселось,

Как лук – порей в салатнице.. О нет!

Поэзия  - такое это зданье,

Куда  войти свободно могут все,                                                      1

 

Кто хочет думать, чувствовать…

Что знаете о храме вы таком?

Поймите : это храм, в который можно

Войти в лаптях и даже босиком!

 

7.   Одним из тех, кто вошёл в это здание, является Булат Бутунаев. Слайд №4 

 

8.     История жизни человека  подобно книге. Об одной из  её первых  страниц  жизни Бутунаева расскажет Ученик 2.

 

9.        Родился Булат Бутунаев в 1929 году в улусе Маралта Гахан – Баяндаевского района Иркутской области.

            Детство  его прошло в степных просторах, залитым солнечным светом, серебряным пением жаворонков и монотонным басистым гудением шмелей, благоухающих пьянящим смешением запахов трав и цветов, спелой земляники.

           Так рос  и радовался прелестям жизни. Но  30  - ые годы  в России не прошли мимо его семьи.

Слайд №5   «Отец и сын» (турнир)

 

11. Стихотворение «Год 1937 –ой »

ГОД   1937-Й.

Отцовскую

именную саблю

в злорадстве сломали.

И  бросили  в кучу

с прочим

ржавым железным

                                      хламьем...

Как черное  воронье

Светлое имя  героя

          Склевало Сталинское

          кровавое   хамье,.

          В   природе высших порядков

веши есть  -

Золото не теряет блеска

         и в  прелом навозе.

 

 Отец

Не  предал

бурятский народ

свободу и честь.

И  ныне

он  жив в сердце                             

родного народа.

 

12.Слайд №6 « А.А.Орноева – Бутунаева с внучками»

         Как Булат Бутунаев оказался в нашей деревне? Об этом расскажет Ученик 3.

         Судьбой тех грозовых лет закинуло к нам, в Олой, сына «врага народа», жившего в соседнем улусе Зун – Булук у тёти Арины Андреевны Орноевой  - Бутунаевой. Вместе с ребятами каждый день пешком ходил в Олойскую школу из Отонхоя. Здесь и закончил 7 – летку.

            Много испытаний  выпало на долю  сына «врага народа», но с честью и достоинством вынес на своих хрупких плечах. Он был уверен, что отец ни в чём не виноват, что правда должна восторжествовать. Этому суждено было сбыться. Таково желание сына. Решил писать.

            Что же послужило толчком  к такому решению? Писать!  Как шахтёр  стал писателем?

 

13. О том, как делился своими воспоминаниями писатель, расскажет Ученик 4.

      И вот на сорок пятом году жизни я увидел во сне бабушку. Она напоминала мне о том, что имя отца надо восстановить. Когда эти сны стали перио­дическими, я сел на поезд и  поехал к Шолохову. Дол­го мы беседовали с ним – я рассказывал про свой народ, про судьбу отца.

Слайд №6.Шолохов сказал мне: «Твой отец и твой народ уже написали книгу,  тебе надо просто описать, не мудрствуя лукаво».

        Я взял отпуск за два года и начал писать. Так я сменил шахтёрский труд на писательский.

 

 Дальше продолжит Ученик 5.

 

  - Написал кни­гу  о своём отце «Красный батор Алексей Бутунаев». Это была его первая  книга, прозаическая. Но она вышла в те годы, когда о сталин­ских репрессиях не говорили во весь голос и часть ма­териала попросту исключи­ли из книги. В Бурятском обкоме партии ему сказа­ли, что это материалы лич­ного характера. В частно­сти, он писал о том, как в 1936 году правительством была вызвана в Москву бурят-монгольская деле­гация передовиков сельско­го хозяйства. В составе де­легации был и  Алексей Бу­тунаев. В Кремле всем без исключения  вручали подар­ки. Отцу вручили будиль­ник,  а он вынул два ГВОЗДЯ, сделал из них узел и пре­поднес этот своеобразный сувенир Михаилу Иванови­чу Калинину. И тогда Ка­линин сказал Сталину, что заберет Бутунаева в   Совет национальностей. Предва­рительно Всесоюзный староста горячо похвалил  моего отца. Сталин взглянул на Бутунаева.

…………..

 

Каким же был Алексей Бутунаев? Что значит  для нас его жизнь?

 

14. Поделится своими мыслями из творческой работы, принявшей участие  в Международном литературном конкурсе «Лицо России», признанной одной из лучших в номинации  «100 лучших работ» Ученик 6.

Слайд № 6

   Судьба этого человека учит нас истинному патриотизму, который цель видел в верности своим убеждениям. Его жизнь, к большому сожалению,  короткая и яркая.

   Такие люди  создают лицо своей малой родины,  а значит  и лицо всей России. О его жизни можно узнать по стихам, т.е. жизнь автора  книги  - в его стихах.

 

15.Слад  №7 – обложка сборника.

   Первый поэтический сборник  «Спасибо, отчая земля» бережно и любовно был переведён на русский язык  и выпущен издательством «Донбасс».

   Содержание стихов, которые стали биографией поэта, говорит само за себя.

  Паренёк из таёжного бурятского села становится профессиональным горняком и трудится за тысячи километров от родных мест. Уже факт очевиден: бурят, вросший корнями в украинскую землю. Украина и наш край  в его восприятии – кровные сёстры, а для самого поэта они – «Две матери».

 

16. Итак, стихотворение «Две матери» читает Ученик 7.

Две матери

дано

 судьбою

мне на счастье,

 а сердце —

лишь одно:

 не делится

на части.

Трав диких

аромат,

 тайги осенней

золото...

 В заре вишнёвой

сад,

хлеба

до горизонта.,.

Две дальних стороны —

Бурятия

и Украина —

 во мне

соединены

 одной

любовью сына.

 

   Основная его  профессия  - шахтёр. 33 года отданы шахтам Черемхова и Донбасса. Казалось бы, он был на грубой работе, но, тем не менее, удивительно, что он лирический поэт, лирик по строчечной сути. Богат душой, очень щедро раздал тепло своего сердца людям.

       Шахтёр и поэт неразделимы в Бутунаеве. Днём добывал под землёй свет для людей, а ночами думал о своём времени и писал светлые стихи

 

17.   Стихотворение « Жизнь моя не станет тенью»  (Ученик 8)

Я участвую в рожденье хлеба,

угля

и стиха —

 жизнь моя

не станет тенью,

 если к жизни

не глуха.

Слышу жаворонка в небе,

 он поёт

весну полей.

Так свою

возвысить

мне бы

песню

о родной земле!

 Я родник твой.

Мать-Природа,

 что не высох, не зачах.

Как в ключах глубинных

 воды,

кровь

стучит

в моих висках.

18.   Долгие годы жил Булат Бутунаев на Украине,  вдали от родных краёв, но знание родного языка было крепким и прочным. Об этом говорят  созданные им стихи на бурятском языке.

        Нам, живущим на своей земле, нужно задуматься, а как  мы знаем родной язык.

19. Закрыть  эту страницу хочу словами                           Владимира Петонова, тогда ещё  редактора отдела поэзии журнала «Байкал»

       «..Его произведения  – « это часть его биографии, а черты биографии стали фактом поэзии. Только в такой слитности  видится жизненность нашей литературы» . Получив имя от отца, гордо пронёс по жизни .

          Сегодня  в нашем зале присутствует племянница Булата Бутунаева. Вот  чем бы вы нас обрадовали? Какой информацией вы поделились бы?

 

Страница 2 «Театр».

        Пришла  незаметно очередь и 2 –ой страницы нашего журнала «Театр».

     Давно ли мы были в театре?  Давно. А может, и не были. А давайте  на минутку окажемся в  театре.

1.Фрагмент из драмы

     Это происходит на сцене Бурятского драматического театра,  а ведь автором этой постановки является  наш выпускник.

     Мы стали свидетелями рождения художественного произведения. Живой человек предстаёт перед нами в театре, он действует. Борется. Страдает. Побеждает

 

2. «Люди идут в театр для развлечения, но незаметно для себя выходят из него с разбуженным чувством и мыслями, обогащённые познанием красивой жизни духа». (Константин Станиславский)

3. А что же значит театр для выпускника 1962 г. Олойской школы Владимира Кондратьева? Место работы?  Служба, призвание?

- Прежде всего–это тяжёлая работа, изнуряющая, нервная. Когда ты не знаешь( если ты в поиске), что тебя ждёт –удача или провал. Когда каждый спектакль надо начинать с чистого листка. Когда надо бороться не только с актёрскими штампами, но и с собственными, преодолевать стереотипы мышления, леность мысли, инертность прежде всего в себе.

     Одним словом, театр – это не то место, куда бежишь как на праздник.

     Лишь когда что–то получается, это похоже на праздник.

4. Сегодня, говоря о пройденном творческом пути артиста, режиссёра, театрального теоретика, заслуженного деятеля искусств РБ,  заслуженного деятеля искусств РФ,  заслуженного работника культуры Монголии, обладателя звания «Лучший режиссёр» потомков Чингисхана по линии ЮНЕСКО, хочется обратиться к истокам его жизненного пути.

Об этом расскажет Ученик 10.

   Родился я  в благодатном крае в Курумчинской долине, Хатар – Хадае Баяндаевского района, расположенного в долине Мурин, в семье Ильи и Екатерины Кондратьевых, самым младшим (отхончиком). Был поздним ребёнком, но желанным – это о многом говорит. Отец даже всем пообещал : если родится сын, то закатит «пир горой», забьёт качерика (двухгодовалого бычка), что впрочем и сделал.

  Старший брат Сократ, сёстры Антонида и Валя тоже были рады, хотя с моим рождением прибавилось работёнки. Дали тёплое имя –Батюр.Это потом  я для звучности стал Володей, а чаще звали Маасаан.

  Отец был именитый человек в долине – первый тракторист во времена первых колхозов, водил колёсный.. Но главное – был удивительно добрым и работящим. Терпеть не мог ленивых. Его мечтой было дать всем детям высшее образование. И эта мечта сбылась. Нас учили трём вещам : трудиться, чужого не брать и учиться. Потому всем лучшим, что в нас есть, мы обязаны родителям.

     В 2006 году была выполнена конкурсная работа «Жизнь и творчество конкретных деятелей культуры  - выходцев округа, ныне она студентка  филологического факультета.

     О  чём же она писала? Передаст её  содержание Ученик 11.

     Путь в искусстве моего героя, усыпанный розами, был предопределён желанием, характером.

      Будучи дошкольником, он хорошо запоминал и произносил благопожелания, что стали приглашать на праздники. Время незаметно пролетело, пришла школьная пора. В школе, а учился он в Олое, повезло, ведь то, что заложено в человеке, нужно вовремя развить. Такими людьми были Ксения Матвеевна Еханурова, Людмила Борисовна Бюраева, учителя русского языка и литературы, много сделавшие для раскрытия и развития его дара.

      Директором в то время был Иван Шанидаевич Хажеев, учитель математики. Мой герой был большим шалуном и частым «гостем» в его кабинете.


            Из него била ключом энергия, которую он направил в нужное русло     вовремя. Стал активным участником художественной самодеятельности, читал стихи на школьных праздниках, был актером в маленьких спектаклях И постепенно эта страсть игры переросла в увлечение. Однажды юный артист сбежал из больницы, чтобы сыграть свою роль в одной из школьных постановок.

          Какие воспоминания остались о школе у Владимира Кондратьева, главного режиссёра Бурдрама?

      Окончив школу, Владимир Ильич Кондратьев два года работал в родном колхозе разнорабочим. Однажды он приехал в Улан - Уда, зашел в Бурятский драмтеатр и направился в кабинет директора Балбарова «Хочу стать артистом» - заявил юноша бойко. Тот решил проверить его слух, но юноша не знал, что такое ноты.

- Оказывается, ты глухой. Какой же из тебя выйдет артист, если у тебя нет слуха.  Сделав такой вывод, отправил мальчишку назад домой, но мечта о судьбе актёра не давала спокойствия. Прошёл год, долгий и длинный, и вновь юноша приезжает в Улан - Удэ и предстаёт перед Балбаровым, узнавшим его. На этот раз ему судьба улыбнулась, он  оказался в числе пятнадцати счастливчиков, поехавших в Ленинград. Деревенский парень был потрясён увиденным. Вобрал в себя много полезного, нужного.

Вернувшись на родину, он сыграл в самых разных спектаклях. Создал ряд интересных образов на сцене БурДрама. Ему удавались роли, как драматического, так комедийного характеров.

Итак, предлагаем вам посмотреть интересную постановку на родном языке, ведь главный герой этой страницы артист,  режиссёр Бурятского драматического театра.   Давайте посмотрим  на игру  актёров нашего школьного фольклорного кружка, победителя конкурса «Будамшуу». В чём «соль»  сюжета? В бурятской литературе Будамшуу  - собирательный образ смышленого, хитрого, умного мальчика, который боролся за правду, высмеивал жадных, глупых нойонов, лам.

Репертуар весьма широк. В его репертуаре естьпостановка «Хитрый Будамшуу». Многие спектакли Кондратьева проходили и проходят в наше сложное для искусства время при рукоплесканиях многочисленных зрителей. С тысяча девятьсот восемидесятого года он стал на путь режиссёра. Сегодня является главным режиссёром Бурятского драматического театра.

 

         КАК КОЛЛЕГИ ОТЗЫВАЮТСЯ О СВОЕМ РЕЖИССЕРЕ?

 Дарима Лубсанова, актриса, начинающая свою карьеру:

« Со слов своего отца я много слышала про Владимира Ильича, а узнала как человека и режиссёра совсем недавно. За три года работы в театре моя первая встреча и первая работа состоялась весной этого года в спектакле «С.С.С.Р.»(Союз солдатских сердечных ран)

Ученик 12.

  Нина  Туманова, народная артистка России, лауреат Гос. премий Бурятии, доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства:

         «С огромным удовольствием берусь за перо, чтобы признаться в любви и уважении к Вам,….»

В целом перед нами   «… тонкий, искренне любящий поэзию, театр, а поэзия для него – спасительный якорь в бурных водах быстро мчащейся жизни».

«Если будете лениться, ничего в жизни не добьётесь» - всю жизнь сопровождали эти слова В.И.Кондратьева, и благодаря их мудрости многое в жизни сумел преодолеть.

Владимир Кондратьев благодарен школе, и какой  же он хочет видеть родную школу. Давайте послушаем.

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но …театр  есть искусство отражать жизнь, чем и занимается В.Кондратьев

 


1. Чтение слов И. Воробуевой

2.Слайд 1 –чтение

«Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая её, я испытываю огромное желание творить.»

                                                                              Эжен Делакруа

Эти слова   можно адресовать главному герою этой страницы, солисту группы «Поколение» Владимиру Инкину. Что же за группа эта?

3. Музыкальный слайд «Вступление»

4.Сообщение о первых шагах   в музыке и том, как раскрывался талант, поделится Ученик 13

Мальчик хорошо учился в школе, помогал по хо­зяйству и занимался легкой атле­тикой. О пении и музыке не было и речи... Но в один прекрасный момент Володя Инкин запел, а заботливые родители целиком и полностью поддержали новое ув­лечение сына. Он стал прини­мать участие во всех мероприя­тиях, проводимых в Олое и в Усть-Орде. По самоучителю Володя выу­чился играть на фортепиано, ба­яне, гитаре. С таким багажом Володя и появился на пороге Иркутского музыкального учили­ща. С таким багажом Володя и появился на пороге Иркутского музыкального учили­ща. Узнав, что у парня из Олоя нет начального музыкального образования, специалисты уди­вились его знаниям и навыкам. А преподаватель по вокалу гово­рил, что в последний раз такой голос, богатый по диапазону, лег­ко берущий самые высокие и низ­кие ноты, ему довелось услышать лет девять назад. В 2006 году училище направило Володю и еще одного парня защищать честь в областном конкурсе молодых исполнителей, проходив­шем в Ангарске. Инкин занял пер­вое место с песней «Пришла пора соборов кафедральных» из мюзикла ВеНе (по роману Викто­ра Гюго «Собор Парижской бого­матери»), А затем принял учас­тие в окружном фестивале «Мое Прибайкалье», где занял первое место среди вокалистов.

5. Сборник песен, выпущенный  при поддержке Иркутской общественной организации ветеранов боевых действии в Чеченской республике и других горячих точек, посвящён тематике военно – патриотического направления. «Люди, сыгравшие главные роли в моих песнях, проходят путь от полного беспамятства, через жестокость, кровь. Среди огромной вереницы лиц, встречающихся в моих стихах, только немногие являются плодами  выдумки, домысла.

Стихотворения «Холодная Чеченская земля»,                          «Расскажи мне,       кукушка».

         Это стихотворение переложено на музыку, получилась песня. Их  у Владимира много. Песни чистые и искренние.

Ведущий: Перед таинственной силой отступают многие болезни. Многим из нас известно, что во время войны музыка способствовала более быстрому заживлению ран. Музыка, повышая биоэнергетику человека, приближала нашу победу.

Стоят на страже мира наши сыновья. Нам спокойно. Пусть летят песни надо мной. Такие слова есть в  любимой песне  нашей земли «Олой»

 


6.Искусство является средством  объединения людей.         Л.Н.Толстой

Да, действительно мудро звучит  данное высказывание великого писателя… Ведь сегодня мы все увидели силу и величие  поэзии, театра, музыки  в единстве мыслей, действий, желаний.  Поэт Булат Бутунаев вернул доброе имя отца, воспел свой край,  режиссёр Владимир Кондратьев через труд и веселье помогает  найти ориентир в жизни, молодой исполнитель патриотических песен Владимир Инкин взывает к миру и добру на земле. «Сокровища душевной красоты»  совмещены в них благодатно.

 

!! Рефлексия Что дал вам сегодня Устный журнал! Искусство моего села: поэзия, театр, музыка»

Приложения

Статья

  1. Статья
  2. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010