Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Услышим голос времени Let’s hear time’s voice Интегрированный урок истории и английского языка по художественной культуре эпохи Просвещения, 7 класс

Авторы:
Михайлова Марианна Васильевна
Манейло Елена Борисовна

Аннотация:

 

Услышим голос времени

Lets hear times voice

Интегрированный урок истории и английского языка

по художественной культуре эпохи Просвещения, 7 класс

 

Цель урока: доказать, что произведения литературы и искусства эпохи Просвещения  могут быть актуальны и в наше время, потому что их авторы мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы.

Задачи урока:

1.     Применить знания, умения и навыки,   полученные на уроках истории и английского языка в  различных познавательных заданиях;

2.     Познакомиться с особенностями культуры эпохи Просвещения.

3.     Установить преемственные связи между эпохами, найти общечеловеческие ценности, провозглашенные просветителями и актуальные для современного поколения.

Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый.

Приемы деятельности учителя: беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных и проблемных вопросов, организация дискуссии, обмен мнениями, театрализация.

Программа курса истории отводит на изучение искусства и культуры  эпохи Просвещения  один час, за который необходимо охватить огромный объем материала, познакомить учащихся с выдающимися произведениями и помочь осознать значение данного исторического периода для современного общества.

Учитывая большой объем материала, мы решили провести в рамках интегрированной недели учителей истории и английского языка двухчасовой урок и сосредоточить внимание на творчестве двух авторов:  Д. Дефо и У. Хогарта. Произведения Д.Дефо лучше знакомы семиклассникам, гравюры У Хогарта более понятны для данного возраста, что  делает работу  над ними более продуктивной и разнообразной.

У учащихся имеются рабочие тетради по новой истории, что позволяет значительно разнообразить приемы изучения нового материала, потратив минимальное количество времени.

За месяц до проведения урока учащимся предлагается прочитать книгу Д.Дефо  «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», а за неделю – подготовить сообщения на русском и английском языках о жизни и творчестве Д.Дефо и У.Хогарта. Учитель рекомендует литературу и сайты в Интернете, заранее прослушивает сообщения.

Урок заканчивается вопросом: почему мы так назвали наш урок и выбрали такой эпиграф?

            Домашнее задание может быть разнообразным. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с искусством эпохи Просвещения или обратиться к сайтам в Интернете по искусству. Возможно выполнение заданий 7-9: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени (1500-1800). Рабочая тетрадь. 7 класс,  часть 2. М., Просвещение, 2009. По английскому языку учащимся можно предложить составить свой диалог между Робинзоном и Пятницей.

            Такой подход к проведению урока даст возможность глубже понять тему и позволит учащимся применить знания, полученные в курсе истории и английского языка на практике.

            На уроке используются компьютерные презентации.

            При подготовке урока использована следующая литература:

1.     А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Поурочные разработки по новой истории (1500-1800). 7 класс.Пособие для учителя. М., Просвещение, 2003.

2.     А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени (1500-1800). Рабочая тетрадь. 7 класс,  часть 2. М., Просвещение, 2009.

 

 

Авторы:                                                                                   Манейло Елена Борисовна                                                                                     

                                                                                                  Михайлова Марианна Васильевна

 

 

 

Статья:

Услышим голос времени

Let’s hear time’s voice

Интегрированный урок истории и английского языка

по художественной культуре эпохи Просвещения, 7 класс

 

Авторы: SC-4281. Манейло Елена Борисовна

SC-4194. Михайлова Марианна Васильевна

 

Цель урока: доказать, что произведения литературы и искусства эпохи Просвещения  могут быть актуальны и в наше время, потому что их авторы мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы.

Задачи урока:

1.     Применить знания, умения и навыки,   полученные на уроках истории и английского языка в  различных творческих заданиях;

2.     Познакомиться с особенностями культуры эпохи Просвещения.

3.     Установить преемственные связи между эпохами, найти общечеловеческие ценности, провозглашенные просветителями и актуальные для современного поколения.

Оборудование урока: презентация к уроку, репродукции картин, карточки с проблемными заданиями, диалогами  и вопросами, книга Дефо.

Эпиграф урока: «Настало время сопоставить времена (Н.Я.Эдельман)».

                             «Time has come to compare times (N.Edelman)».

1.     Вступление.

            Учитель истории: Сегодня мы проведем необычный урок, урок истории и английского языка. Не удивляйтесь, мы постараемся доказать, что между этими предметами много общего. (Далее учитель сообщает цель и задачи урока). Начнем мы наш урок с живописи.

2.     Основная часть.

2.1.Живопись эпохи Просвещения.

Учитель английского языка. You can see a strange drawing. What is represented in the drawing? (Pupils come out with assumptions; the teacher agrees or denies their points of view).- Перед вами странный рисунок.  Что изображено на рисунке? (Рисунок 1.) (Ученики высказывают предположения, учитель соглашается и опровергает их точки зрения).

Учитель истории:  (Рисунок 2). Перед вами картина Уильяма Хогарта «Брачный контракт». Английский живописец 18 века Уильям Хогарт прославился произведениями, бичующими пороки современников. Одна из знаменитых серий гравюр называлась «Модный брак» (1743—1745).Рассмотрите внимательно картину. Найдите главных героев. Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на картине, позволяют вам утверждать это? Почему серия гравюр  называется «Модный брак»? (Ученики высказывают предположения, учитель соглашается и опровергает их точки зрения). Далее слушаем краткое сообщение по творческой биографии художника.

Учитель истории: Мы познакомились только с первой из 6 гравюр серии «Модный брак» (1743—1745 Уильям Хогарт, Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету. Считается, что это лучшая работа художника.

Учитель английского языка. Think, what could become a subject of conversation among heroes of product? You have broken into groups and think up a dialogue in English. Read it in roles.

What do you think, is it a marriage of convenience? In the picture there is a hint of inevitable sad end of similar marriage? Will this union be happy? - Подумайте, что могло стать предметом  беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте диалог на английском языке. Прочитайте его по ролям. (Выслушиваем 2-3 диалога).

Учитель истории: Перед вами еще пять гравюр, показывающих  дальнейшее развитие событий. Давайте дадим название каждой из шести картин (Рисунки 3,4,5,6,7). (Варианты ответов учеников). Чем заканчивается эта история?

Учитель английского языка.  Найдите из предложенных вариантов названий на английском языке подходящие заголовки к репродукциям картин (карточки для индивидуальной работы в «разбросанном» виде, можно сделать в виде игры «Лото». Приложение 2).

 

«Брачный контракт»                                  «A visit to the charlatan»

«Вскоре после свадьбы»                            «The marriage contract»

«Визит к шарлатану»                                   «Duel and death of the count»

«Будуар графини»                                       « Death of the countess»

«Дуэль и смерть графа»                              «Soon after wedding»

«Смерть графини»                                       «Boudoir of the countess»

Учитель истории: Чему учит нас автор? (Выслушиваем ответы учеников. В случае затруднения предлагается подсказка: накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обедневшим графом или бароном.

В Лондоне был хорошо известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знатных аристократических фамилий страны – герцога Бьюфорта, дав за нее 50 тыс. фунтов стерлингов приданого».)

2.2.Литература эпохи Просвещения.

Учитель истории: Послушайте высказывание  Н.П. Смирнова-Сокольского: «Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
может быть, не хотите. Власть книги огромна». О какой книге идет речь? Проверим знание содержания романа Д.Дефо.

Ответьте на вопросы:

1.     Откуда был родом Робинзон Крузо?

2.     Где находился остров, куда был выброшен Робинзон?

3.     Сколько лет провел Робинзон на острове?

4.     Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

5.     Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

6.     Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?

7.     Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему?

Послушаем сообщение о жизни и творчестве Д.Дефо.

Учитель английского языка.  Dialogue:  Please, read and act. (Дается 5 минут на подготовку, далее2-3 пары обыгрывают диалог).

R: Who are you? What is your name?

Пятница не понимает, мычит. Падает на колени перед Робинзоном.

R:  Stand up! What are you doing? (поднимает Пятницу за руки)

Пятница медленно встает.

R: Did these people want to kill you? ( проводит рукой по шее)

F: AHA-A- HA! (кивает головой)

R: Do you want home? There? (показывает пальцем на горизонт)

Пятница не понимает, мычит.

R: Oh! My God! (хватается за голову)

R: This is a gun! (показывает на ружье)

F:  не повторяет, а отскакивает в сторону в страхе и мычит в ответ.

R: Are you hungry? (жестами показывает)

Еще раз спрашивает – Do you want to eat something?

F:AHA-A-HA ( кивает головой)

R: You will be Friday (показывает на Пятницу)

F: Fri-i-day-day

R: I am Master! Ma-a-ster (показывает на себя)

F: Maa-a-ster.

Учитель истории: После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело не в приключениях. О чем роман Дефо?

Учитель истории: выполним задание по тексту романа в рабочих тетрадях.

            Задание. В романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» современники «услышали» голос поднимающейся буржуазии.

Ниже приведен отрывок из романа. Прочтите текст и подчеркните одним цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом – мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон.

«Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно… мой удел – середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов…

Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшим и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия… умеренность, воздержанность. Здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия – его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом… Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив и с каждым днем постигая это все яснее и глубже».

Учитель истории: Чему учит нас роман? (выслушиваются ответы учеников). К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. В мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге, помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.

Учитель английского языка. Вернемся к эпиграфу ко второй части урока: «Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите. Власть книги огромна» (Н.П. Смирнов-Сокольский). Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?

3.     Заключение.

Учитель истории: Подведем итоги нашего урока, ответив на вопросы: 

1. Чем для Дефо и Хогарта является искусство?

2. Какой характер носят их произведения?

3. Что они хотели исправить?

4. Какие их идеи и ценности  актуальны в наши дни?

5. Попробуйте обосновать свое отношение к наследию эпохи Просвещения. Могут ли они помочь вам в определенных жизненных ситуациях?

     6. Почему наш урок назывался «Услышим голос времени»?

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010