Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

План-конспект урока «Образ любимого времени года»

Автор:
Бурцева Марина Ивановна

Аннотация:

Плана-конспекта урока

«Образ любимого времени года».

 

    Бурцева Марина Ивановна предлагает план-конспект интегрированного урока,  включающего сведения по изобразительному искусству, литературе, музыке, характеризующие определенное время года.

   Автор использует различные приемы активизации образного мышления школьников, которые волнуют детей, вызывают сопереживание, учат неординарно мыслить, создавая неповторимые художественные образы в рисунках времен года.

   Данный материал является актуальным и значимым для практической деятельности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, так как дает возможность разнообразить методические приемы урока. Помогает объяснить значение образов окружающего мира в простой, доступной и увлекательной форме.

 

 

 

Автор статьи: преподаватель дисциплин изобразительного цикла ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»______________ М.И. Бурцева.

Статья:

План-конспект интегрированного урока

«Образ любимого времени года»

6 класс (изобразительное искусство – литература – музыка)

Бурцева Марина Ивановна,

преподаватель дисциплин изобразительного цикла,

Старооскольский педагогический колледж,

                                                                                                           г. Старый Оскол

E- mail: ngc74@yandex.ru                                                                                                           

8-961-164-86-22, (4725)43-64-19(дом).

Цели:

  1. Приобщать учащихся к творчеству, используя знания в области портрета.
  2. Развивать воображение, образное мышление.
  3. Воспитывать эстетический вкус.

Задачи для учителя:

    •  Полнее раскрыть понятие «образ», продемонстрировать приемы работы.

Задачи для учащихся:

    • используя любые выразительные и изобразительные средства, создать образ любимого времени года в образе человека.

Тип урока комбинированный.

Методы и методические приемы:

  1. Беседа.
  2. Объяснительно-иллюстративный.
  3. Метод наглядной передачи и зрительного восприятия.
  4. Поисково-конструкторский.
  5. Метод педагогического контроля.

Оборудование:

  1. Музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Времена года».
  2. Схема изображения головы человека.
  3. Рисунки учителя и учащихся.
  4. Репродукции картин художников И. Левитана, А. Куинджи, Н.Крымова, В. Боровиковского и др.
  5. Фрагмент презентации «Художники родного края», «Времена года в произведениях А. Филиппова»
  1. Детали одежды и предметы для создания импровизированных костюмов времен года (шарфики различного цвета, венок из цветов, букет цветов, шляпка,  корона, муляжи фруктов и овощей и т.д.).

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.
  3. Формирование мотивации интереса к теме урока учителем.
  4. Выявление полученных ранее знаний.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Наглядная передача последовательности работы.
  7. Разработка и решение изобразительной задачи.
  8. Стимулирование учебно-познавательной деятельности (выставка, анализ и оценка детских работ учителем).
  9. Организованное окончание урока

Ход урока

1. Организационный момент.

     Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и задач.

     Перед сообщением темы урока  школьникам предлагается отгадать загадку, ответ на которую подскажет тему урока.

     Учитель: Стоит город, в городе 12 башен, из каждой 4 окошка, из каждого окошка по 7 выстрелов.

     Ученики: Это год.

     Учитель:  Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года, о том, какое время года вам нравится больше, выяснять главные черты каждого времени года и пытаться изобразить любимое вами время года, то есть нарисовать портрет времени года.

     Сегодняшний урок является продолжением темы портрета, который требует не только знаний пропорций головы человека, но и подключения вашей фантазии и творческого воображения. Тема урока «Образ любимого времени года».

     Главная задача – изобразить любимое время года в образе человека. Используя любые выразительные и изобразительные средства создать неповторимый образ вымышленного героя, который своим внешним видом, деталями костюма, дополнительными атрибутами изображения передавал бы содержание образа.

3. Формирование мотивации интереса к теме урока учителем.

     Учитель: Прежде чем мы начнем говорить непосредственно по теме урока, я предлагаю вам сделать небольшую разминку. Перед вами таблица, которая содержит элементы лица человека различной формы. Вы должны внимательно изучить внешний вид изображенных частей лица и найти подходящие изображения для создания образов человека веселого, грустного и сердитого. Задание будем выполнять по рядам. Первый ряд ищет из предложенных в таблице изображений частей лица, подходящие для образа веселого человека, второй ряд – для создания образа грустного человека, третий – для создания образа сердитого человека. Задание выполняем на отдельных листах бумаги в виде наброска. На выполнение задания – 3 минуты.

     Давайте посмотрим, какие образы у нас получились (просмотр и демонстрация лучших набросков)

4. Выявление полученных ранее знаний.

      В. – Скажите, какой вид  работы мы выполняли с вами на предыдущих занятиях?

     О. – Мы учились изображать человека в анфас и профиль, изучали пропорции головы человека, рисовали портреты графические и живописные.

     - Сегодня наш урок продолжает тему портрета.

     В. –Скажите, что называют  портретом?

     О. – Портрет – это изображение человека с передачей особенностей внешности, настроения, черт характера.

     Учитель: Давайте с вами вспомним пропорции головы человека с помощью таблиц, которые мы изучали на прошлых занятиях. Посмотрите на эти таблицы, вспомните последовательность построения рисунка. Линии построения, изображенные на этих таблицах, помогут вам сегодня сделать рисунок без ошибок. Посмотрите на портреты, которые мы выполняли на прошлом уроке. Это самые удачные работы из вашего класса. Здесь портреты в профиль и анфас. Они тоже помогут вам определиться с построением композиции сегодня.

5. Объяснение нового материала.

     Учитель:  Когда мы говорим о временах года, то перед нами сразу же возникают картины родной природы, пейзажи. Давайте посмотрим произведения И. Левитана, А. Куинджи, Н. Крымова, И. Шишкина в которых мы увидим родные места в различное время года (просмотр картин художников).

     Любуясь  пейзажами, мы невольно вспоминаем строчки стихотворений, в которых описывается какое-либо время года. Давайте вспомним стихи о различных временах года (дети читают стихи о весне, лете, осени, зиме).

     Посмотрите фрагмент презентации «Художники родного края», «Времена года в произведениях А.Филиппова». Здесь представлены пейзажи старооскольского художника в разное время года и озаглавлены строками из стихов известных поэтов Пушкина А.С., Тютчева Ф.И. и др. (Можно использовать презентацию любого художника-пейзажиста).

     Как мы видим, время года можно изобразить в живописи, в литературе и в других видах искусства, о которых мы будем сейчас говорить. Я предлагаю вашему вниманию устное народное творчество – пословицы, в которых говорится о различных временах года.

Весна:   Весною оглобля за ночь травой зарастает.

              Весна красна цветами, а осень снопами.

              Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Лето:     Летом каждый кустик ночевать пустит.

              Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

              Лето припасиха, зима – подбериха.

              Летний день - за зимнюю неделю.

Осень:   Осенью и воробей богат.

              Осень прикажет, а весна свое скажет.

              Осень-то матка: кисель да блины; а весна мачеха: сиди да гляди.

              Осень - запасиха, зима – подбериха.

Зима:    Зима лето пугает, да все равно тает.

              Зиме да лету союзу нету.

              Зимой тулуп всякому люб.

              Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

      В пословицах отражается не только внешняя характеристика времен года, но и  их содержательная сторона: весеннее буйство природы, летнее спокойствие тепла и сытость, осенняя щедрость запасов на зиму, зимний холод и бескормица.

     Мы сегодня говорим не просто о временах года, но и пытаемся выявить образ каждого времени года. То, что очень четко выражается в пословицах. Мы часто употребляем слово «образ», что же оно несет в себе. Образ – это сложное понятие, которое можно создавать в различных произведениях искусства, что мы уже выяснили сегодня. Но мы вспоминали сегодня портрет, который передает образ конкретного или вымышленного человека. Соединяя знания о портрете и содержание каждого времени года, мы должны изобразить время года в образе человека.

     Сейчас мы попробуем придумать  мини сочинение, которое должно состоять из 3-4 предложений и будет рассказывать, на какое время года похожи вы сами. Сочинение можно начинать словами: я похож (а) на весну (лето, осень, зиму), потому что… (Дети рассказывают свои сочинения).

     Что же такое образ?

     Образ - это изображение единства чувств, мыслей, черт характера, особенностей повседневной жизни, манеры поведения, речи, одежды, внешности.

     Полнее образ делает костюм изображаемого героя. Сейчас мы будем импровизировать, создавая из элементов одежды, которые находятся перед вами (шарфики различного цвета, венок из цветов, букет цветов, шляпка,  корона, муляжи фруктов и овощей и т.д.) костюмы различных времен года. Импровизировать – это значит создавать сразу же, без предварительного обдумывания. Я приглашаю четырех девочек к доске, которые говорили о себе как о весне, лете, осени, зиме (Используя элементы одежды, мы создаем костюмы времен года).

     А теперь, когда перед нами есть весна, лето, осень и зима попробуем их «оживить». Я включаю музыку «Времена года» П.И.Чайковского (отрывки), а девочки в импровизированных костюмах пытаются изобразить каждая свое время года.

     У нас получилось небольшое театральное представление, которое помогло вам полнее представить образы времен года.

     Теперь посмотрите, как в образе старика в тулупе  изобразил зиму В. Боровиковскиий (рис.1). А вот и весна в окружении цветов. Так изобразил весну художник М. Врубель (рис.2). Итальянский художник Арчимбольдо создал образы времен года из разнообразных плодов и других различных предметов, соединяя их в изображении человека (рис. 3,4).

     Вот так представила времена года ваша учительница, изобразив их в виде красивых девушек, дополнив образы разнообразными атрибутами, принадлежащими, на мой взгляд, каждому из  времен года  (рис.5,6,7,8).

     А теперь посмотрите, как изобразили времена года и другие понятия в образе человека ученики из других классов.

6. Наглядная передача последовательности работы.

    Учитель:  Для того, чтобы начать работу вы должны определиться с выбором любимого времени года и соответственно определиться с подбором цветовой гаммы для выполнения композиции.

     В. – какие цветовые оттенки вы будете использовать для создания образа весны, лета, осени, зимы?

     О. – для весны – прозрачные теплые с переходом в холодные; для лета – насыщенные, яркие теплые; для осени так же насыщенные теплые; для зимы – холодные прозрачные.

     Работу можно выполнять, используя различные изобразительные средства, создавать свою технику выполнения работы.

     Посмотрите,  как можно выполнить работу в технике акварели. Первый этап – намечаем тонкой кистью общие очертания придуманного образа, при этом не забываем о пропорциях головы человека, схема находится перед вами. Второй этап – заполняем цветом плоскость лица, волос, используя широкую кисть. Третий этап – работаем над деталями лица, прядями волос, деталями одежды. Четвертый этап – уточнение  и проработка элементов композиции. На последнем этапе работы к технике акварели можно добавлять и другие изобразительные средства: фломастеры, цветные карандаши, мелки, гелиевые ручки и т.д.

7. Разработка и решение изобразительной задачи.

     Повторение последовательности выполнения работы. Самостоятельное выполнение эскиза с применением любых изобразительных средств под звуки мелодий П.И, Чайковского из цикла «Времена года». Проведение необходимых индивидуальных консультаций.

8. Стимулирование учебно-познавательной деятельности (выставка, анализ и оценка детских работ учителем).

     В конце урока проводится выставка лучших работ учащихся (рис. 9,10,11,12), их анализ с привлечением других учеников, выставление оценок, подводится итог урока.

     В. – Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

     О. – «Образ», «импровизация».

     В. – Что означает слово «образ»?

     О. – это изображение единства чувств, мыслей, черт характера, особенностей повседневной жизни, манеры поведения, речи, одежды,   внешности.

     В. – Как вы понимаете значение слова «импровизация»?

     О. – Импровизировать – это значит создавать сразу же, без предварительного обдумывания.

9. Организованное окончание урока

     Учитель: Благодарю за хорошую работу, все сегодня были талантливыми художниками.

 

                                

      

         

                      

 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010