Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Здоровье детей в наших руках

Автор:
Акулова Ольга Владимировна

Аннотация:

«Здоровье детей в наших руках»

 

 

Основная цель: привлечь детей и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Влияние имиджа учителя физической культуры на отношение детей к урокам физкультуры и к спортивно-оздоровительной деятельности.

 Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, успешными, целеустремленными. Но в рутине повседневных забот, мы, родители и учителя, все ли для этого делаем? Часто ли своим примером и образом жизни показываем ребенку, как нужно заботиться о себе и своем здоровье? Как сделать так, чтобы наши дети бежали с радостью на тренировки и любили физкультуру, чтобы с ранних лет стремились к здоровому образу жизни и не были подвластны вредным привычкам нашего времени: игромании, ожирению, алкоголизму или наркомании.

К сожалению, современные родители мало уделяют внимания двигательной активности своих детей. В своей статье Акулова О.В., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 36 г. Томска, рассказывает о своем подходе к решению заявленной проблемы.

 

Автор работы «Здоровье детей в наших руках» - О.В. Акулова

 

Статья:

«Здоровье детей в наших руках»

 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время крайне важное значение. Поводом для повышенного внимания является статистика здоровья подрастающего поколения, характеризующая его ухудшением и дальнейшей дестабилизацией. Уровень результативности занятий физической культурой падает. Даже хорошо проведенный урок может и не дать положительного результата. Многие дети приходят на уроки только потому, что они стоят в расписании и нужно получить отметку. Работая  учителем физической культуры в школе и тренером-преподавателем ДЮСШ, со всей ответственностью могу сказать, очень заметно как из года в год слабеют наши дети, не имеющие регулярной физической нагрузки. Причины вижу в следующем:

-       отсутствие здорового образа жизни в семье;

-       инфантильность родителей к двигательной активности ребенка;

-       отсутствие культуры питания в семьях;

-       слабые материально-технические базы школ (например, в нашей школе четыре года из-за аварийного состояния не функционирует зал).

При сдаче детьми контрольных нормативов, как правило, уровень физической подготовленности не дотягивает даже до показателя «низкий». Дети не могут при наклоне дотянуться пальцами рук до пола, с места прыгают меньше метра, прыжки через скамейку -  тоже для многих тяжелая задача. В классе один-два мальчика подтягиваются до планки турника, остальные не могут, а уж присесть «пистолетиком» и три минуты непрерывного спокойного бега для многих непреодолимая нагрузка. Это свойственно не только детям из начального звена обучения, но и для более старшего возраста тоже.

Выход есть: пропагандировать здоровый образ жизни, мотивировать детей к спортивно-оздоровительной деятельности.

Хочу поделиться опытом, как это делаю я в своей профессиональной деятельности. Являясь одновременно и учителем, и родителем, детей школьного возраста. Начинать такую работу нужно с семьи. Я воспитываю троих детей. Все спортсмены. Дочь – Юлия, занимается подводным плаванием с 8 лет. В 17 лет имеет разряд кандидата в мастера спорта. Два сына – Егор и Артем, в свои 8 лет имеют II юношеский разряд по спортивной гимнастике <Рисунок 1>. При этом умеют достаточно быстро передвигаться на лыжах, проплывать 25 метров и обожают играть во все подвижные игры. Любимый урок – физкультура. Причина такого результата, я думаю, в одном: образ жизни нашей семьи. Сама являюсь (в свои 41 год) действующей лыжницей. Всегда старалась брать детей с собой в бассейн, на пробежку или на лыжероллерную трассу. Мои дети впитали любовь к движению, можно сказать, с рождения. Семья, в которой ведут здоровый образ жизни, любят физическую культуру и спорт, обычно передает свои традиции из поколения в поколение. Так что, уважаемые родители, если желаете видеть своих детей здоровыми и счастливыми, отправляйтесь всей семьёй, в ближайшие выходные, на лыжню, в бассейн, в поход или на велосипедную прогулку. Выбор за вами! Хочу также добавить, что совместные занятия спортом будут носить не только оздоровительное, но и воспитательное значение.

А теперь хочу перейти к своим воспитанникам. Когда учитель – спортсмен, и на уроке может и кросс сбегать, и в баскетбол сыграть с учениками (что я и практикую) – интерес к урокам физической культуры у учащихся возрастает в геометрической прогрессии. Главное, свой азарт и интерес передать детям. Стараюсь найти не только педагогический подход, но и установить человеческий контакт с учащимися. Каждому ученику, в зависимости от его способностей, рекомендую секцию (баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание – в нашем районе есть ДЮСШ «Кедр», где работают эти секции), общаюсь с родителями лично или беседую на родительских собраниях, объясняя зачем нужно ребенку регулярно заниматься спортом. Только в спорте ребенок сформирует твердый характер, красивое тело и ясный ум, воспитает трудолюбие, волю к успеху и оптимизм. Все это качества будут очень необходимы ребёнку во взрослой жизни. Увлеченные спортом дети менее подвержены соблазну пристрастится к вредным привычкам. Например, сидеть долго за компьютером  у них просто нет времени, ведь они увлечены любимым делом, каждый день совершая маленькие победы над собой. На протяжении всего учебного года интересуюсь, какие успехи у ребенка и не бросил ли он выбранную им секцию. И дети с большим удовольствием рассказывают о своих достижениях. Конечно же, при любой положительной динамике обязательно хвалю ребенка и подбадриваю. Стараюсь привлекать к занятиям физической культурой и педагогической коллектив школы, для этой цели организую VIP-забеги на школьных спортивных праздниках (VIP–забеги – это забеги с участием преподавателей). Все учителя-участники отмечают, что после таких мероприятий повышается их авторитета и уважения среди учеников.

Работая параллельно тренером-преподавателем лыжных гонок, имею постоянно укомплектованные группы. Набор детей виду, начиная с третьих, четвертых классов. Дети в моих секциях не только учатся профессионально передвигаться на лыжах, но и катаются на коньках, плавают в бассейне, бегают кроссы <Рисунок 2>, играют в лапту <Рисунок 3>, в футбол, отдыхают со мной в летних спортивных лагерях <Рисунок 4> (все это входит в программу тренировок). Во время тренировок успеваю каждому юному спортсмену уделить время: одному в технике что-то подсказать, другого просто подбодрить, а с третьим и по душам пообщаться. Естественно, очень объединяют нас летние лагеря, где мы вместе и купаемся, и бегаем кроссы, и песни поем у костра, готовим творческие номера на вечерние мероприятия. Дети тонко чувствуют искренность и заинтересованность педагога. Такой подход всегда найдёт отклик в детской душе и они будут очень стараются оправдать твоё доверие.

Могу уверенно сказать, что через год-два такой подход даёт свои результаты и из обычных детей вырастают просто красавцы. И пробегут, и метнут, и прыгнут не ниже показателей, соответствующих «высокому» и «среднему» уровню физической подготовленности. Отсева детей из моих групп практически не бывает. Просто я учу их получать хорошее настроение от движений, замечать прирост своих результатов и находить настоящих друзей.

И как результат нашего пятилетнего труда (пять лет я отработала в МБОУ СОШ № 36) – I место в круглогодичной спартакиаде среди школ и гимназий города Томска во II группе (II группа – школы с численностью учащихся менее 800 человек).

Сама я получаю огромное удовольствие, наблюдая как мои дети порхают по лыжне словно «ласточки». А новичкам я говорю: «И у вас так получится, главное терпение и желание». И пусть среди моих воспитанников и нет олимпийских чемпионов, но все они любят трудиться, достигать поставленных целей, умеют сопереживать друг другу и ценить свое время, с оптимизмом смотреть  в будущее, а значит, растут достойными людьми. Это главная награда за мой труд.

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010