Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Творческий проект по теме «САРАФАН - ОДИН ИЗ ВИДОВ ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ».

Автор:
Рубцова Альбина Витальевна

Аннотация:

Цель: изготовить сарафан,  используя творческий подход в выполнении изделия, стремясь к индивидуальности, затратив минимальное количество денежных средств.

Задачи:

- Совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности.

- Разработка и выполнение творческого проекта.

- Изготовить сарафан с наименьшими денежными затратами.

- Оценка проделанной работы.

- Развивать свои умения и навыки в области изготовления швейных изделий.

Сарафан, как школьная одежда, - это отличная и не избитая альтернатива, оставляющая большое поле для вариаций. Речь идет о сочетании сарафана со всевозможными блузками, сорочками, рубашками и кофточками. При помощи варьирования сарафана с «верхом» я могу каждый день выглядеть по-новому. 

Статья:

ТЕМА: «САРАФАН  - ОДИН ИЗ ВИДОВ ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ».

Введение

Вот и начался  новый учебный год. Большинство родителей уже обеспечили своих чад основной школьной экипировкой. А покупок нашим родителям приходится делать очень много. Учебники, школьные сумки, ручки, карандаши, тетради и т.д. Но, пожалуй, самая большая забота родителей - это то, в чем ребенок будет ходить в школу. Помимо одежды для занятий по физической культуре нужен костюм для повседневной носки. Это может быть форма \\\"белый верх, темный низ\\\", либо пошитые на заказ единообразные костюмы, либо просто одежда одного цвета, - вариантов множество, ведь с тех пор, как  школьная форма была упразднена, вопрос о внешнем виде учащихся возникает постоянно.

Обоснование и выбор темы

Этот вопрос обсуждался и в нашей семье. Идея возвращения школьной формы в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной. Школьная форма для девочек и для мальчиков имеет много преимуществ:

Во-первых: Сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка. Форма не только сглаживает социальные различия (а значит, гасит множество конфликтов), не только избавляет нас и наших мам от мучительного выбора «что завтра надеть?», но и настраивает на серьезный лад, воспитывает и действительно формирует индивидуальность.

Во-вторых: Воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю.  Умение носить деловую одежду - тоже часть образования. Дети меняются в зависимости от того, во что они одеты, срабатывает магия костюма - ноги выше головы уже не станешь поднимать.

В третьих: Формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой. Воспитывается чувство локтя или, как сегодня принято говорить, корпоративное чувство принадлежности к той или иной социальной группе.

В четвёртых: Каждый день, пускаясь во все тяжкие, меняя прически и кофточки, мы изгоняем из своей жизни возможность сказочного преображения золушки в принцессу, а серенького подростка в прикольного тинейджера. Стараясь превратить каждый день в праздник, отказываемся от праздника. Красивыми и крутыми нас все уже видели – а больше, вроде, придумать нечего…

В уставе нашей школы прописано, что учащиеся должны придерживаться в одежде делового стиля. Деловой стиль одежды - \\\"это строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях\\\". Для девочек (девушек) – это  пиджак, жилет, юбка, брюки, блузка с короткими и длинными рукавами, сарафан. Все эти вещи можно купить в магазине, но эти обновки обходятся для родительского кошелька совсем не дешево. А ещё хотелось бы иметь в своём гардеробе оригинальные и необычные вещи.

В данном проекте я предлагаю вашему вниманию удобную, качественную, модную и недорогую школьную одежду-сарафан. Прежде чем выбрать модель сарафана я ознакомилась с веяниями моды, полистала современные журналы мод, определила сегодняшние модные направления в одежде и попробовала «примерить» их на себя. Мне очень понравились сарафаны из журнала «Бурда Моден». Сарафан будет незаменим в будние дни и праздничные, в тёплое время и холодное. Сочетания сарафанов с блузками и водолазками позволяет разнообразить свой образ. Сарафан вещь удобная и к тому же актуальная в 2011 году.

Историческая справка

Немного истории. Почему-то многие совершенно незаслуженно считают школьную форму ужасающим изобретением Советского Союза. Это дважды неверно - во-первых, ничего такого жуткого в форме не было, все знали, что без неё - никак, и совершенно спокойно носили. А во-вторых, история школьной формы не ограничивается временем и пространством СССР. У школьной формы в России богатая история. Отсчитывать мы её будем от 1834 года. Именно в этом году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий (для мальчиков). Следует отметить, что до революции фасон формы успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды.  Форма для девочек была утверждена в 1896 году.

            До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств.  Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет \\\"О единой школе...\\\", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её \\\"наследием царско-полицейского режима\\\", эдаким пережитком прошлого. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей надеть огромное количество детей в форму. Период \\\"бесформенности\\\" длился  до 1949 года. Только тогда снова вводится единая форма - вечные коричневые шерстяные платья с чёрным фартуком для девочек и логичные для того времени военные гимнастёрки с воротником-стоечкой для мальчиков. Именно тогда появились белые \\\"праздничные\\\" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Длиной платья были до колена или ниже, но поскольку дети имеют, обыкновение расти, к концу учебного года девочки щеголяли в чём-то вроде мини-юбок. Единственное, как платья, так и фартуки, могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Особо ценились платья с застёжкой спереди. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик.

В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева. До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили именно в этой форме. А вот тут, наконец, появилось что-то новое: так называемая \\\"пионерская форма\\\" - синий полушерстяной костюм-тройка (пиджак, жилет, юбка). В праздничных случаях полагалась ещё белая рубашка с эмблемой на рукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные блузы. Постоянно носить \\\"пионерскую форму\\\" полагалось с восьмого класса. Наконец, в 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. Части школ в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году советская форма была отменена окончательно.

Анализ идей.

При выборе изделия,  я учитывала направление моды, цвет и свойства ткани. (Приложение 1)

Дизайн-анализ

Мне очень нравится молодёжное направление моды. Молодёжь в восторге  от простейших форм, которые выдвигают на первый план индивидуальность. Модели этого направления исключительно просты по крою. На изготовление изделий затрачивается мало времени.

Вариант № 1: Сарафан отрезной под грудью. Вырез горловины у-образный. Лиф сарафана украшают небольшие накладные карманы. Юбка слегка расширена книзу, со встречной складкой на переднем полотнище.

Вариант № 2: Сарафан достаточно простой формы. Приталенный силуэт сарафана создаётся простым, но очень эффективным способом – с помощью рельефных швов. Не менее привлекательная деталь – оригинальный вырез горловины. Верх сарафана  имеет форму глубокого декольте, низ сарафана немного заужен.

Я делаю свой выбор в пользу сарафана под № 2. На мой взгляд, эта модель больше соответствует требованиям школьной формы. Одним из самых популярных видов одежды, после делового костюма, является, конечно же, деловой сарафан. Деловые сарафаны очень удобны в ношении, не сковывают движения, идеально подходят для девушек, которые любят свободную одежду, но при этом придерживаются строгого делового стиля. Этот вид одежды многофункционален.

Выбор материалов, инструментов и приспособлений.

Какие же материалы мне понадобятся для осуществления моей идеи. Эластичная ткань, растягивающаяся в поперечном направлении. Для данной модели я выбрала переливающийся шанжал креш. Так как эта ткань содержит синтетические волокна, она не мнётся, хорошо стирается, не линяет, а, на мой взгляд, это важные качества для повседневной одежды. А также мне понадобятся:

Материалы: тесьма «молния», швейные нитки № 50 (х/б), флизелин.

Оборудование: швейные машины 97-А класса и 51-А класса, сантиметровая лента, утюг иглы, ножницы.

Приспособления: напёрсток.

Графическая часть-конструирование и техническое моделирование.

Для выполнения творческого проекта я решила использовать готовые выкройки из журнала «Burdamoden» № 11. 2004 г. Моя фигура приближена к типовой. Расхождений в размерных признаках незначительные. Расхождения я откорректирую на выкройке (Приложение № 3). При изготовлении изделия необходимо соблюдать правила охраны труда (Приложение № 4-6).

                                                   Расчётная часть

Название мерок

Мои мерки

Мерки по таблице

журнала

Обхват груди

88

88

Обхват талии

70

70

Обхват бёдер

93

94

Длина плеча

12

12

Длина изделия

93

-

Длина спины до талии

42

42

Длина переда

45

45

Обхват шеи

36

36

 

Перечень технической документации

1.      Журнал «Burdamoden» № 11. 2004.

2.      Листы-вкладыши.

3.      Калька.

Разработка технологического процесса изготовления изделия. Раскрой.

·        сложить  ткань для раскроя на рабочем столе;

·        разложить и приколоть булавками выкройки деталей сарафана на ткани;

·        обвести контуры лекал детали и наметить припуски на швы;

·        раскроить изделие.

Подготовка кроя к работе

·        проложить линии середины спинки, полочки.

Технологическая карта по изготовлению сарафана. (Приложение № 2)

Экологическая оценка

            Я провела обязательную экологическую оценку своего изделия. Для пошива сарафана я выбрала эластичную ткань, которая растягивается в поперечном направлении. Сарафан хорошо сидит на фигуре, легко без осложнений изготавливался из данной ткани. Для данной модели я выбрала новый декоративный материал переливающийся шанжал креш. Этот синтетический материал хорошо пропускает воздух, отличается несминаемостью и простотой в уходе. Его можно стирать при температуре воды 40 градусов. Он быстро сохнет и почти не мнётся. За ним легко ухаживать. Непосредственного контакта с кожей изделие не имеет, так как под сарафан всегда надета блуза или свитер. На здоровье человека данное изделие вредного воздействия не оказывает.

Изготовление сарафана на швейной машине – экологически-чистое производство:

·        практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы;

·        при работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека;

·        практически нет затрат природной чистой воды на производственные нужды;

·        рациональное использование природных ресурсов. Отходы ткани при раскрое можно использовать при изготовлении аппликации, мягкой игрушки, прихватки и т.д. При раскрое межлекальные выпады были минимальны, тем самым я экономично использовала природные ресурсы.

Эстетическая оценка

Деловой стиль предполагает лишь скромные дополнения, и не приемлет кричащие яркие цвета. Для своего сарафана я выбрала черный цвет. Ткань чёрного цвета создаёт торжественность, нарядность, праздничное настроение, особенно в сочетании с белым цветом, а также с большой гаммой тёплых тонов.

Мой сарафан  обладает достаточно простой формой. Сидит точно по фигуре. Приталенный силуэт сарафана создаётся простым, но очень эффективным способом – с помощью рельефных швов. Не менее привлекательная деталь – оригинальный вырез горловины. Верх сарафана  имеет форму глубокого декольте, низ сарафана немного заужен.
 Простенько – но со вкусом.

Экономическая оценка

 Я произвела подсчёт того, во сколько мне обошлось изготовление сарафана:

 

Наименование

Цена за шт., руб.

Расход

Стоимость, руб.

1

Ткань

350

1,1м.

385

2

Флизелин

30

0,5 м.

15

3

Нитки х/б

7

3

21

4

Тесьма-«молния» 20 см.

8

1

8

Итого:

429 руб.

Таким образом, себестоимость сарафана равна 429 рублям. Аналогичное изделие в магазине стоит 1500 рублей. Экономия составила 1071 рубль. В себестоимость не входит стоимость работы, так как изделие изготовлено самостоятельно, поэтому проектная работа экономически целесообразна.

Самооценка

Шитьё – увлекательный, творческий труд, который может принести вам много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного. При освоении приемов не все сразу может получиться, так как это занятие требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Но надо быть терпеливым! Постепенно, с приобретением необходимых навыков, работа пойдет легче.

При изготовлении сарафана у меня возникали сложности в работе, но я  их преодолела. Выполнение данного проекта способствовало развитию и совершенствованию навыков и умений по технологии обработки ткани, работы на швейной машине,  моих возможностей в области проектной деятельности; развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

Сарафан - это отличная и не избитая альтернатива, оставляющая большое поле для вариаций. Речь идет о сочетании сарафана со всевозможными блузками, сорочками, рубашками и кофточками. При помощи варьирования сарафана с «верхом» Вы каждый день будете выглядеть по-новому. Задуманный мною проект выполнен.

Заключение

У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко «против». Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма:

  • дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности)
  • сглаживает социальные различия между учениками,
  • помогает держать дистанцию между учениками и учителем.
  • не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Можно долго слушать учителей и родителей, но, как правило, каждый из них тянет одеяло на себя. Учителя хотят, чтобы вместо новенького наряда своих одноклассниц мы обсуждали новую тему и решали задачки. А родители стремятся всем на свете доказать, что их ребенок самый красивый, обеспеченный и достойный, или наоборот, родители поскромней требуют равенства всего на свете, чтоб никто не имел повода издеваться над их детьми. Но что же думаем сами мы, дети?

Большинство учащихся нашей школы думает, что, надев форму, мы будем выглядеть как «инкубаторские», что нам нечем будет выделиться, и что будет ужасно скучно каждый день ходить в одной и той же одежде. Думают, что форма – это обязательно что-то дурацкое, совершенно немодное и неудобное. Думают, что форму придумали, как лишний повод для учителей упрекать нас и самоутверждаться за наш счет. И вообще многие ребята считают, что форма – это для слабаков, для тех, кто не умеет отстоять свои права!

А я хотела бы озвучить своё мнение. Среди нас есть ребята, которые не слишком обращают внимание на одежду, или просто не могут себе этого позволить, и все равно их любят и уважают в классе. Это чаще всего тот, кто добр и внимателен; кто держится уверенно и спокойно, и не кичится ни своими знаниями, ни родителями, ни чем-то еще; тот, у кого замечательное чувством юмора, кто умеет нас развеселить, или отлично рисует, или обладает другими талантами. И конечно, отстаивать свои права куда эффективней не просто отрицая все на свете, а находя компромиссы. Умение донести свою мысль, свои действительные желания и потребности, умение выслушать и понять собеседника вне зависимости от его возраста и положения – вот те незаменимые качества, которые помогут нам всегда быть уважаемыми людьми. А одежда – это только подспорье.

В пестром пуловере и с пирсингом на носу легко обратить на себя внимание; а вот попробуйте сделать это в форме, такой же, как у всех. Тут придется попотеть… и эти усилия не пропадут даром. Теперь заметят не ваши обтягивающие джинсы, а ваше умное и милое лицо.

Список литературы

1.  Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд. - М.: Большая     

    русская энциклопедия. - 1998. – 288 с.

2. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки) [Текст] /

      Е.Н. Перова. – М. : ООО «5за знания», 2006. – 63 с.

3. Разумная И.Я. Уроки школы выживания – М. : «Колос», 1994. – 287 с.

4. Журнал «Burdamoden» № 11. 2004.


Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010