Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Русская тряпичная кукла

Автор:
Строчкова Светлана Ивановна

Аннотация:

Цели и задачи работы направлены на формирование основ эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.

В настоящее время возрождается духовно-нравственное воспитание. Одной из составляющих народной культуры является кукла.

Эти куклы обладают мощным воспитательным потенциалом. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребёнка хозяйственным навыкам.

Статья:

Тема: «Русская тряпичная кукла Берегиня»

 

Цели:

Научиться технологии изготовления куклы – Берегини.

 Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны

Задачи:

Обучающие:

 ознакомление с  историей возникновения куклы; 

  формирование знаний, умений, навыков по работе с тканью;

Развивающие:

развитие речи, памяти, мышления, наблюдательности, а также развитие творческих способностей и художественного вкуса обучающихся, мелкой моторики рук, глазомера и внимательности.

Воспитывающие:

привитие  интереса к русскому народному творчеству;

воспитание любви и уважение к культуре народа;

воспитание культуры труда, внимательность, терпение и аккуратность;

воспитание чувства сотрудничества.

Методы.

Словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа.

Форма работы.

Совместная творческая деятельность детей.

 

Материалы и инструменты.

лоскуты  белой ткани ; нитки;

лоскутки цветной ткани, ножницы.

 

 Оборудование.

Мультимедийный  проектор, экран, ноутбук.

Наглядные пособия:

презентация PowerPoint;

образцы народных  кукол; макет деревни;

изба; ёлка.(Приложение 1)

 

Ход занятия.

 

I. Организационный момент

1.                      Приветствие.

Дорогие ребята, приветствую вас на нашем занятии.

 

Звенит звонок и в тот час,

Дверь в сказку он откроет вам.

В дверь волшебства вы попадёте,

И сказку зимнюю найдёте.

 

Сегодня у нас не простое занятие, а мастер-класс по старинному  русскому  рукоделию.

2.                      Проверка готовности обучающихся к занятию.

 

II. Содержание занятия:

Вступительное слово педагога.

   Декабрь открывает зиму. Этот месяц в народе величали по разному: ветрозван и ветрозим, ознобень, зимник – за лютые морозы, холодные ветра и снегопады. «Ветром гнёт, замораживает воды, глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт» - таковы приметы завершающего год месяца.

    4 декабря отмечали Введение Пресвятой Богородицы во храм. По народному преданию, именно в этот день по земле проезжает сама зима в белоснежной шубке и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стёкла.

   С середины месяца детишки и взрослые живут в ожидании Нового года, рождественской ёлки   и подарков.

   Новый год – самый замечательный семейный праздник. Все в ожидании счастья, надежды на благополучие.

  Лучшим подарком для каждой семьи может быть кукла Берегиня.

<Рисунок 1>

 Берегиня - хранительница домашнего очага, она приносит в дом мир, счастье и достаток. Согласно народным поверьям, она защищает дом и домочадцев от всего плохого. В руках у Берегини узелок с добром, которое она приносит в дом.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для  маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини  заключается в том, что лоскуты из которых она состоит соединяются между собой с помощью нити.

 

Стук в дверь. Заходит расстроенный Дед Мороз.

Дед Мороз:

 - Я в лесу потерял мешок с Берегинями, которые нёс в подарок. Что мне делать?.

Педагог:

- Ребята! Давайте поможем дедушке, сделаем для него куклу – берегиню.

III. Практическая работа.

Чтобы наша работа спорилась, вспомним правила дружной работы (ответы детей). Они помогают работать вместе без ссор и обид, чтобы всё получилось и радовало.

 

-Сегодня мы с вами и начнём  делать себе куклу.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что

народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».

Значит, для того чтоб сделать куклу, надо друг другу помогать.

 

 На занятие нам потребуются следующие материалы:

лоскуты  белой ткани 25×50 (основа);

лоскутки цветной ткани 10 x 50 (детали рук);

лоскутки цветной ткани 11 x 32 (деталь рубашки);

лоскутки цветной ткани 19 x 45 (деталь юбки);

лоскутки цветной ткани 8 x 45 (деталь фартука);

платок из ситца –прямоугольный треугольник со сторонами 25 см.

нитки; пояс 35 см.

 

Последовательность выполнения работы:

<Рисунок 2>

 

1.                      Кусок льняной ткани, скатать в плотную скалку. Тулово должно быть устойчивым, высотой 25 см.

<Рисунок 3>

 

 

2.                      Обозначить линию шеи – 1/5 от всей длины тулова. Завязать нитками вокруг тулова посередине – условное месторасположение талии. Завязать нитками внизу для закрепления ткани на тулове.

<Рисунок 4>

 

3.                      На детали рук с обеих сторон подвернуть ткань. Скатать в трубочку.

 

<Рисунок 5>

 

4.                      На полученной детали завязать нитки посередине и с обеих сторон.

5.                      Детали рук расположить на условной линии груди, сзади закрепить нитками. Свободные концы перевести вперёд – получились руки и оформилась грудь.

 

Физкультминутка.

 

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

( Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

 

<Рисунок 6>

 

6.                      На детали рубашки подогнуть ткань с больших сторон.

<Рисунок 7>

 

 

7.                      Оформить рубашку на кукле, закрепив её на лини талии.

 

<Рисунок 8>

 

8.                      На детали юбки подогнуть ткань на 2 см. и закрепить её на линии талии, собрав мелкими сборочками.

Сверху надеть пояс.

Пояс скрученный - длиной 50-60 см (чтобы обернуть вокруг талии два раза

и завязать на два узла).

 

 

<Рисунок 9>

 

9.                      Наложить косынку на голову. Сделать справа и слева по одному залому. Завязать концы косынки сзади.

<Рисунок 1>

 

10.                  Кукла готова. Для придания ей образа. Берегини можно оформить котомочку.

 

IV. Подведение итогов урока.

 

1.      Закрепление изученного материала.

  Почему Берегиню нельзя колоть иголкой?

- Почему не рисовали лиц у кукол?

- Что защищает кукла Берегиня?

 

 

Звонок опять начнёт звучать,

Вы справились с заданием на «5».

Успели с Дед Морозом поиграть.

Во всём ему старались помогать.

И Дед Мороз за всё благодарит.

Подарки разные вручит.

А всё- таки звонок всему венец.

Как жаль, что сказки сей конец.

 

Дед мороз доволен Берегинями, и в знак благодарности ребятам дарит подарки (Ёлочки).

2.      Итог занятия.

Выставка работ. Самооценка и взаимооценка.

 

Хотелось закончить наше занятие со словами Д.С.Лихачёва

«И хотя эти куклы без лица, они, как и другие изделия декоративных народных ремёсел, представляют собой индивидуальное лицо культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной старины, истоков собственной национальной культуры».


Список литературы

1.      Декоративно – прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. Керамика/ авт-сост. О.В.Воробьёва- -Волгоград: Учитель, 2009.-140 с.

 

2.      Загадка народной куклы/Дмитрий Москин. Татьяна Яшкова. – Периодика, 2010. – 64с.

 

Приложения

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010