Автор:
Строчкова Светлана Ивановна
Цели и задачи работы направлены на формирование основ эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.
В настоящее время возрождается духовно-нравственное воспитание. Одной из составляющих народной культуры является кукла.
Эти куклы обладают мощным воспитательным потенциалом. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребёнка хозяйственным навыкам.
Статья:Тема: «Русская тряпичная кукла Берегиня»
Цели:
Научиться технологии изготовления куклы – Берегини.
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны
Задачи:
Обучающие:
ознакомление с историей возникновения куклы;
формирование знаний, умений, навыков по работе с тканью;
Развивающие:
развитие речи, памяти, мышления, наблюдательности, а также развитие творческих способностей и художественного вкуса обучающихся, мелкой моторики рук, глазомера и внимательности.
Воспитывающие:
привитие интереса к русскому народному творчеству;
воспитание любви и уважение к культуре народа;
воспитание культуры труда, внимательность, терпение и аккуратность;
воспитание чувства сотрудничества.
Методы.
Словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа.
Форма работы.
Совместная творческая деятельность детей.
Материалы и инструменты.
лоскуты белой ткани ; нитки;
лоскутки цветной ткани, ножницы.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Наглядные пособия:
презентация PowerPoint;
образцы народных кукол; макет деревни;
изба; ёлка.(Приложение 1)
Ход занятия.
1. Приветствие.
Дорогие ребята, приветствую вас на нашем занятии.
Звенит звонок и в тот час,
Дверь в сказку он откроет вам.
В дверь волшебства вы попадёте,
И сказку зимнюю найдёте.
Сегодня у нас не простое занятие, а мастер-класс по старинному русскому рукоделию.
2. Проверка готовности обучающихся к занятию.
II. Содержание занятия:
Вступительное слово педагога.
Декабрь открывает зиму. Этот месяц в народе величали по разному: ветрозван и ветрозим, ознобень, зимник – за лютые морозы, холодные ветра и снегопады. «Ветром гнёт, замораживает воды, глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт» - таковы приметы завершающего год месяца.
4 декабря отмечали Введение Пресвятой Богородицы во храм. По народному преданию, именно в этот день по земле проезжает сама зима в белоснежной шубке и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стёкла.
С середины месяца детишки и взрослые живут в ожидании Нового года, рождественской ёлки и подарков.
Новый год – самый замечательный семейный праздник. Все в ожидании счастья, надежды на благополучие.
Лучшим подарком для каждой семьи может быть кукла Берегиня.
<Рисунок 1>
Берегиня - хранительница домашнего очага, она приносит в дом мир, счастье и достаток. Согласно народным поверьям, она защищает дом и домочадцев от всего плохого. В руках у Берегини узелок с добром, которое она приносит в дом.
Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты из которых она состоит соединяются между собой с помощью нити.
Стук в дверь. Заходит расстроенный Дед Мороз.
Дед Мороз:
- Я в лесу потерял мешок с Берегинями, которые нёс в подарок. Что мне делать?.
Педагог:
- Ребята! Давайте поможем дедушке, сделаем для него куклу – берегиню.
III. Практическая работа.
Чтобы наша работа спорилась, вспомним правила дружной работы (ответы детей). Они помогают работать вместе без ссор и обид, чтобы всё получилось и радовало.
-Сегодня мы с вами и начнём делать себе куклу.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Значит, для того чтоб сделать куклу, надо друг другу помогать.
На занятие нам потребуются следующие материалы:
лоскуты белой ткани 25×50 (основа);
лоскутки цветной ткани 10 x 50 (детали рук);
лоскутки цветной ткани 11 x 32 (деталь рубашки);
лоскутки цветной ткани 19 x 45 (деталь юбки);
лоскутки цветной ткани 8 x 45 (деталь фартука);
платок из ситца –прямоугольный треугольник со
сторонами
нитки; пояс
Последовательность выполнения работы:
<Рисунок 2>
1.
Кусок
льняной ткани, скатать в плотную скалку. Тулово должно быть устойчивым, высотой
<Рисунок 3>
2. Обозначить линию шеи – 1/5 от всей длины тулова. Завязать нитками вокруг тулова посередине – условное месторасположение талии. Завязать нитками внизу для закрепления ткани на тулове.
<Рисунок 4>
3. На детали рук с обеих сторон подвернуть ткань. Скатать в трубочку.
<Рисунок 5>
4. На полученной детали завязать нитки посередине и с обеих сторон.
5. Детали рук расположить на условной линии груди, сзади закрепить нитками. Свободные концы перевести вперёд – получились руки и оформилась грудь.
Физкультминутка.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
( Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
<Рисунок 6>
6. На детали рубашки подогнуть ткань с больших сторон.
<Рисунок 7>
7. Оформить рубашку на кукле, закрепив её на лини талии.
<Рисунок 8>
8.
На
детали юбки подогнуть ткань на
Сверху надеть пояс.
Пояс скрученный - длиной 50-
и завязать на два узла).
<Рисунок 9>
9. Наложить косынку на голову. Сделать справа и слева по одному залому. Завязать концы косынки сзади.
<Рисунок 1>
10. Кукла готова. Для придания ей образа. Берегини можно оформить котомочку.
IV. Подведение итогов урока.
1. Закрепление изученного материала.
Почему Берегиню нельзя колоть иголкой?
- Почему не рисовали лиц у кукол?
- Что защищает кукла Берегиня?
Звонок опять начнёт звучать,
Вы справились с заданием на «5».
Успели с Дед Морозом поиграть.
Во всём ему старались помогать.
И Дед Мороз за всё благодарит.
Подарки разные вручит.
А всё- таки звонок всему венец.
Как жаль, что сказки сей конец.
Дед мороз доволен Берегинями, и в знак благодарности ребятам дарит подарки (Ёлочки).
2. Итог занятия.
Выставка работ. Самооценка и взаимооценка.
Хотелось закончить наше занятие со словами Д.С.Лихачёва
«И хотя эти куклы без лица, они, как и другие изделия декоративных народных ремёсел, представляют собой индивидуальное лицо культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной старины, истоков собственной национальной культуры».
Список литературы
1. Декоративно – прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. Керамика/ авт-сост. О.В.Воробьёва- -Волгоград: Учитель, 2009.-140 с.
2. Загадка народной куклы/Дмитрий Москин. Татьяна Яшкова. – Периодика, 2010. – 64с.