Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Народные художественные промыслы ногайцев на уроке технологии

Автор:
Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Аннотация:

Учебные  пособия ,посвященные  проблеме  усовершенствования  методики  трудового обучения ,осуществляемое  на базе  местных народных  художественных промыслов, на  современном этапе  является  особенно  актуальным  и  своевременным.
 В настоящее  время ,когда  радикально меняется  общественное  сознание  и  происходит  существенные  изменения  во всех  сферах  нашей  жизни, такой  мощный  пласт  духовной культуры ,каким является  народные  художественные  промыслы  и  декоративно-прикладное   искусство, содержащее  в себе  неприходящие  общечеловеческие  ценности ,должен занять  достойное место  в  учебно-воспитательном  процессе современной  школы.
  Сейчас  наблюдается  тенденция  возрастания  интереса    всех  народов  нашей  страны  к своим национальным  традициям ,к  историческому  прошлому ,языку, искусству .Особенно  большое  значение  придется  изучению ,сохранению  и  дальнейшему  развитию  традиционных  художественных промыслов .
Программа ,учебные  пособия  учителя  посвящены  именно  возрождению, приобщению  учащихся  к  таким  ценностям малого  своего  народа –ногайцев.Народ  живет до тех пор, пока живет его  традиции, культура. Зараманбетов Нурманбет Тангатарович –один из тех кто имеет  талант в  себя ,дар от природы и  умеет  это  передавать  подрастающему  поколению. С  введением  в  Нариманской  средней  общеобразовательной  школе  преподавания  основ  народных  художественных промыслов  ногайцев  открылись  широкая  перспектива  использования  огромных  воспитательных  возможностей. Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Статья:

                                                               Искусство  может  жить в любом  труде…
                                                             Художественный  промысел рождался  на
                                                             границе  между  эстетической и                  
                                                             экономической  потребностью  человека.
                                                             Для  художественного  промысла    
                                                             характерна  традиционная  технология  и  
                                                            традиционная  образная  система  
                                                           обязательной  художественной  
                                                            индивидуальности мастера.
                                                                                     В.И.Белов


Народные  художественные  промыслы   представляют  заметное  явление  в  художественном  творчестве  не  только  нашей республики ,но и  в  многонациональной культуре  России .Такие  яркие  его  проявления ,как  кубачинское  и  гоцатлинское  ювелирное  искусство, балхарская  керамика ,табасаранское ворсовое  ковроделие ,унцкульская насечка металлом  по дереву известны  далеко за  пределами  нашей  страны .
Возрождение   забытых промыслов  и их бережное   сохранение  в нашей  стране  связано с  подготовкой  кадров для  предприятий  народных художественных промыслов,развитие  навыков изготовления  изделий  декоративно-прикладного  искусства .
Изучение  народных  художественных  промыслов  ногайцев в  нашей  школе  на  уроке технологии  не  случайно. Это  итог  нескольких  лет поисков ,раздумий , сомнений, исканий  и  разработка программы «Народные  художественные  промыслы  ногайцев».Работа  в  течение  нескольких лет по  той  общей   программе  трудового обучения ,которая  предлагалась и  предлагается  нам  всем  не  всегда  отвечает внутренним   стремлениям  учителя и  учащихся.
  Основная  цель  обучения  основам художественных  промыслов  ногайцев  заключается  в  формировании   эстетическое  воспитание  учащихся  к  предметам и  явлениям  окружающей действительности; научить   их  чувствовать   и  понимать  прекрасное , воспитывать  интерес  и любовь  к искусству ,развивать  художественный вкус школьников; проводить работу  по  сохранению и  развитию  материальной  культуры  ногайцев , по  ориентации  учащихся  на  профессии  народных  художественных  промыслов; воспитать  у  учащихся  уважения  к  историческим  традициям  своего  народа , чувство  ответственности  за  национальную   культуру  и  народное  достояние ,для    укрепления   связи  школы  с  жизнью .Обучая  основам   народных  художественных  промыслов учащихся  в школе ,находящейся  в местах  бытования  того или  иного  традиционного  вида  искусства  дагестанских  народов, возможно преподавание  местных  художественных   промыслов .Это  будет  способствовать  воздержанию  и развитию  замечательной  нашей  художественной  культуры ,позволит  шире  привлечь учащихся  к работе  ,по  возрождению угасших  промыслов и ремесел. Не  дать   ,зафиксировать, обеспечить дальнейшее развитие –это  задача  не  только  специалистов ,но и  учителей .Чтобы  сохранились  вековые  традиции  народа ,следует прежде  всего  окружить   вниманием  людей ,умеющих выполнять  художественные изделия.
 В Дагестане  есть  традиция  обучения народным  промыслам  детей  школьного  возраста  следуя  традициям  обучения  детей  надо  помнить  что  ни  в коем  случае изделия  не  должны  быть  изделиями  ширпотреба ,в них  надо  постараться   передать  богатство  народных  умельцев  ,богатую  орнаментику ,разновидность  изготовления .Исключение  серийности  и  шаблонности послужит не только  возрождению уже  бытовавшего ,по  развитию  нового, присущего современности, что  положено  в основу  обучения  учащихся  народным  художественным  промыслам  ногайцев.
  Еще в народе  сохранились  изделия  из   войлока (кийиз)изделия ,изготовляемые  из   обработанной  шерсти ,одеяла, матрасы ,гулки и т.д.Войлочное производство ,которое  является  основой  народных  промыслов  ногайцев  в  практике  трудового  обучения  почти  не  используя , поэтому  в основу  обучения  по  трудовому   обучению «Народные  художественные  промыслы   ногайцев» положены  работы ,связанные  с   войлочным производством  с  национальным  орнаментом ,производство  циновок ,прядение нитей ,изготовление  веревок ,плетение  ,художественное  шитье  с национальным орнаментом. Обучение  основам  этих  промыслов  актуально тем, что  они  забываются ,а  изделия  могли  бы  широко  использоваться  в быту  сельских  жителей.
  Важное   место  в  хозяйстве  ногайского народа  XIX начале XX вв. занимали  домашние промыслы  и ремесла ,изделия  которых  обеспечивали внутренние   потребности  каждой  семьи .Наибольшее  развитие  у ногайцев в  это время  получили обработка   шерсти ,кож и шкур, то  есть  тех  материалов ,которые  были  связаны  с продукцией  животноводства.
  О наличии у  ногайцев  домашнего    промысла  и  ремесла  отмечали  многие  дореволюционные   историки , экономисты ,этнографы, интересовавшиеся их  хозяйством  и бытом. Домашними промыслами  у  ногайцев  занимались в  основном женщины ,как то: «деланием  войлоков  из  овечьей  шерсти  для  жилых  кибиток  и  подстилок ,так же  шитьем  для  мужчин  посильного платья и  часто  тканьем сукна».Знаток  ногайского  быта  А.О.Рудаковский  писал: « Домашние  занятия  лежат  на  обязанности  женщин .Они  шьют   мужьям  посильные  платья ,ткут простое   азиатское   сукно, делают  паласы ,шерстяные  носки ,гулки, выделывают  овчины».
«Из домашних  женских занятий»,-писал Ананьев  Г.Б.  в  начале  XX ВЕКА, -обращает  на  себя  внимание  валяние  войлоков ,выделка  шкур и  курпеев ,вязание  из  шерсти  сум  и  мешков ,а из  мужских  занятий –сапожное  и  седельное  ремесло ,устройство  кибиток , свадебных  и простых  арб, шорное  и  седельное  производство».
  В  современных  условиях  задачи  развития   промыслов  не могут быть  оторваны  от  решений  социально-экономических и культурных   проблем. Возрождение  замечательных видов   народных  промыслов  путем изучения  и  обучения    их  основам в школе  создает  предпосылки к  возрождению  быт сельского населения  вещей  не  столько  изживших  себя, сколько  выпавших   из  нашего  кругозора  как культурные  ценности  народа. Важным   аспектом возрождения  промысла  как культурного  явления ,обучавшимся  учащихся  может стать  внедрение  и создание  производства бытовых  художественных   изделий ,приспособленных к  современным  условиям  жизни, что позволит  решить  значительные  проблемы  обеспечения  сельского населения   необходимыми   товарами .Это  позволит  удовлетворить  культурные  и бытовые  запросы сельского  населения , что  в свою очередь откроет перед  промыслами   широкие  перспективы  экономического и художественного   развития  и  позволит  привлечь  в  общественное  производство/особенно  в данное   время/ все  большее  количество людей.
  Наиболее рациональной  формой  использования  учащихся, прошедших курс  обучения  по   программе «Народные художественные  промыслы ногайцев»в  современных  условиях  ,на мой взгляд, кажется  организация  надомного производства. Источником  оптимизма  может служить  возросший  спрос  на рынке на изделия  народных промыслов .Став   взрослыми  людьми ,учащиеся ,имеющие определенные  навыки  по  изготовлению народных  художественных  изделий  могли бы  заняться  индивидуальной  трудовой деятельностью , изготовлять  предметы  вещи  для  нужд  в быту , украсить свой дом  изделиями, сырьем которых  является шерсть .Поэтому  объективно  возникает   необходимость  возрождения  народного  художественного  промысла  и введения  его в  учебный план ,как  дополнительной  программы  по  трудовому  обучению в  местах  компактного  проживания  ногайцев  и при  наличии  с  художественными  задатками  учителя.
 Изучение  литературы  показало, что  практически нет системных  основ  описания  опыта  изготовления  тех  или  иных изделий   практически, художественного  оформления  изделий  тем  более .единственным средством  возрождения  стал  поиск  сохранившихся  изделий и людей ,способных  объяснить  последовательность   изготовления   изделий .Поэтому возникла  задача  разработки  учебно-методических основ  обучения  школьников  в  период  разработки  программы  «Народные  художественные  промыслы  ногайцев» и  введения  в  учебный  процесс.
 Дополнительная  программа  трудового   обучения « Народные  художественные  промыслы ногайцев» в  Нариманской  средней  школе   Ногайского  района  Республики Дагестан  введена  с  1988-1989 учебного  года ,которая  была  рассмотрена  и  одобрена  на  коллегии  Министерства  образования  Республики  Дагестан  .
  Работа  по  дополнительной   программе  с   девушками  «Народные  художественные  промыслы  ногайцев» позволила   освободить  девушек от  изучения   курса  «Сельскохозяйственные  машины  и тракторы» .Изучая  курс  « Сельскохозяйственные  машины .Тракторы» более   чем в течении двадцати  лет  ни  одна  девушка  всерьез  не  занималась  изучением этого курса ,наоборот  этот курс  у  многих  из них  вызвал  затруднения в  учебе ,ни  одна   из  них  не села  за руль  трактора  после  школы ,не  выбрали как  профессию.
  Опыт  работы  по  программе « Народные  художественные  промыслы  ногайцев» и  введение  ее  как  профильное  обучение в VIII-IX ,X-XIклассах  позволяет  мне  отметить определенные  успехи  в  трудовом  обучении  и  воспитании. У учащихся  школы  повысился  интерес к  урокам  трудового  обучения ,приобретены  навыки  и  умения ,наметился   сдвиг   к  художественному  творчеству ,расширились  эстетические  вкусы. Выполнение  практической  части программы  вызывает  у  учащихся  особый  интерес, позволяет закрепить  умения и навыки  по  приобщению учащихся  к народным художественным  промыслам. Составленная  дополнительная  программа  «Народные художественные  промыслы  ногайцев соответствует  государственным программам  по  трудовому обучению.В  программе  учтены  основные  требования, которые  предъявляются   к ней :практическая  новизна  и  значимость ,конкретность ,актуальность ,эффективность , результативность ,решение  проблемы в   образовании, яркий  национальный  колорит, назначение ,эстетическое требование  и  польза. Для   усиления  профориентационной  работы  с  учащимися  в  теоретической  части  предусмотрено   ознакомление  с  разными  специальностями, структурной  предприятий художественных  промыслов ,изучение  национальных  орнаментов , включены экскурсии  на  предприятия  народных  художественных  промыслов  в  республике. Содержание  программы  предусматривает  подготовку учащихся  к  сознательному  выбору по  окончании  средней  школы  одной  из  рабочих  профессий  ,использование знаний  и  умений в  жизни, быту.
 Почти  одновременно  в  школе  по  трудовому   обучению для  юношей  осуществился   переход  на  изучение  государственной  базовой  программы  «Художественная  обработка  древесины».Результаты  работы  по  этой  программе  в  школе  дает   основание говорить ,что  произошел  коренной  перелом  в  трудовом  обучении  не  только в нашей школе,они  оказали  влияние  на  трудовое  обучение  в  регионе .Наша  школа является  базовой  по  трудовому  обучению в  преподавании    предметов этого  цикла  в Ногайском   районе ,проводятся  семинары  для  учителей   трудового  обучения  в  районе ,прошли курсы  на базе нашей  школы,организованные сотрудникам  республиканского  института повышения  квалификации   педагогических  работников .
  В ходе  обучения  и  внедрения  программы   приходилось  составлять  основы  обучения:разрабатывать  методические  пособия ,дидактические  материалы и пособия ,пробовать  и   испытывать  разработки  и новые    технологии  обучения .Мною  составлены  и собраны   материалы  по такому  направлению,которое  дополняет  программу .Ведется  сбор  рукописи «Народные  промыслы  ногайцев».В  рукописи  собраны  материалы  по  изготовлению  войлочных  ковров ,способ изготовления  войлочных ковров с  валяным  узором ,войлочный ковер с   мозаичным  узором,домашние  промыслы  и ремесла  ногайцев ,войлочное  производство  ногайцев,значение  и  применение  войлока ,обувь  из шерсти ,изделие из  шерсти  в  современных  условиях .В рукопись  учебника  собраны  материалы о  других  народных  промыслах ногайцев  как  плетение ,изготовление  циновки, прядение  нитей ,ткачество , изготовление веревок ,столярно-плотничье  производство (изготовление утвари,люльки,дверей,мебели,инвентаря и  других  изделий).
Составлена  рабочая тетрадь по  изучению ногайских    орнаментов  и  использованию их при  изготовлении изделий.Ногайские  орнаменты широко используются  как  узоры  при  изготовлении  изделий  на  уроках  трудового  обучения по  программе: «  Художественная обработка  древесины» и «Народные   художественные  промыслы  ногайцев» для юношей  и девушек.
 В рукописи  имеются  материалы  по  объяснению  ногайских орнаментов: звездообразные,космогонические ,девять  холмов ,зооморфные,геометрические,растительные и другие узоры.
  В  национальной  орнаментике  большое  внимание  уделяется  цвету,использование  в  орнаментах  тех  или иных  красок  имели  символическое значение,служили  выражением определенных  понятий и  представлений .
  Так
                 Синий  цвет-символ  неба поколения небу.
                 Красный цвет-огня,солнца.
Белый  цвет-истины,радости,счастья.
                 Желтый цвет-разума
                  Черный цвет-земли
            Зеленый  цвет-весны,молодости

  Все эти  основные  приемы  построения  орнаментальных   композиций  сохраняются  и  в  современном  народном прикладном  искусстве  ногайцев,которых  придерживаемся   при  составлении  орнаментов.Наиболее   многочисленные   орнаменты  посвящены  животному  миру,с  которым  были  тесносвязаны  древние  кочевые  племена.
   Зооморфные  узоры  наиболее  многочисленны .Они  отражают  мир  древних  скотоводов и  земледельцев ,связаны  с  древней  мифологией  и  первобытным  искусством .Узоры  в виде  головы, рогов,копыт животных,крыльев и  лапок птиц  являются основными в  ногайском  орнаменте.Из них  составляется  множество  производныхКроме  того на их  основе разработаны   многообразные  кривые и  волнистые  линии,спирали,завитки.
  Зооморфные  узоры,нередко  связанные  с древней мифологией ,разработаны  на основе  реалистических  изображений  животных и птиц: барана ,оленя ,волка,быка,лошади,верблюда,беркута, ястреба и других.Некоторые  из них ,например, узоры  в виде  рога и следов  животных,имели  ритуальное  значение.Рисунок №1
  У ногайцев  существует    несколько вариантов  узора .Основной  из них – пара рогов ,производный –четыре  рога.Рисунок №2
Другие   основные   варианты узора-  один  рог и сломанный  рог .Рисунок  №3
Очень  древним  является  узор  шеи  верблюжонка  в виде  латинской  буквы –S  .Он известен  со  времени  саков  и   сохраняется  в  орнаменте  казахов ,киргизов ,каракалпаков,ногайцев.S-образная  фигура  используется  в  композиции  войлочных ,ворсовых и  безворсовых ковров,в вышивке  на  мужской  и  женской  одежде,в  резьбе  по  дереву  и на  ювелирных  изделиях.
Своеобразная  древняя  орнаментальная  фигура  горизонтальный  и вертикальный  варианты .У  ногайцев  она  называется   голова  лошади.Ее  можно  встретить  в  резьбе   по дереву ,и  кости ,вышивках , безворсовых коврах,ювелирных  изделиях.Рисунок №4
  К  древним  относится  узор  «Верблюжий  след».Из него  строится  система  узоров  для  центрального  поля  ковров.В ковровых  композициях  используется  так же  узор  «Верблюжий  горб»-волнистые  и  пунктирные линии.Волнистые  линии  называются  нога  верблюжонка.Пунктирные –мышиный  след .Рисунок №5
  В орнаменте  сохранились  сердцевидные  фигуры .Рисунок №6
Один  из  самых  распространенных  в  ногайском  орнаменте   зооморфных   узоров –четыре  уха.Это  крестовидная   фигура ,составленная  из  взаимно-пересекающихся  линий  с  четырьмя  бараньими рогами.расположенными  по углам.Рисунок №7.
Крестовидная  фигура  с рогами  барана  впервые  обнаружена в  памятниках  Ноин-Улы .В  пятом  Пазырыкском  кургане  на  настенном   войлочном  ковре  аппликацией  выполнена  фигура .Такие   крестовидные  фигуры   сохранились так же  у  казахов  в   орнаментации  настенных  ковров.
 К  зооморфным  можно  отнести  узор  «ребро»,используемый  для  боковых  участков  ковровых композиций ,а  также  для  ковров : « след собаки», «след щенка», «рыбий  глаз», «Змеиная голова».Рисунок  №8
В  ногайском  орнаменте  многочисленны  узоры ,напоминающие  силуэты   птиц , очертания  крыльев ,шеи,лапок.Выразительны  узоры  вереницы  летящих  журавлей .Рисунок №9.
 В  орнаментации  бордюров  ковров  используется  узор «Орел  цветок»,есть  узоры  птичьи  крылья :  «Орлиное  крыло» , «Соколиное  крыло».
Геометрический  орнамент  широко используется  в  архитектурном  декоре, на  ковровых изделиях,в  резьбе  по  дереву  и  камню,в  тиснении  на коже.Это  квадрат,ромб, четырехугольники ,трехугольники, составляющие   половину  квадрата  и ли ромба ,разделенных   по  диагонали,шестиугольники,восьмиугольники, фигуры из  квадратов  и  трехугольников, параллелограмм .Рисунок  №10.
 Для  геометрических  узоров  характерен  равновесие  между  отдельными  элементами ,пропорциональное деление  фигур,вписанных  в  композицию .Многообразны  всевозможные  линии:  прямые ,волнистые ,спиралевидные,в виде  цепочки,шнура.Рисунок  №11.
 В ногайском  орнаменте  много  производных   геометрических узоров .К  ним  относятся  фигура ,образованная  из  трехугольников  ,она  обычно  располагается в  композициях ковров  между  центром  и  бордюром :два  трехугольника , якоревидная  фигура ,ритмично повторяющаяся в  орнаментации баскуров  :узор  напоминающий   гребень-используется  в  ковровых  композициях, резьбе  по дереву  и  теснении на коже .Древним  является  узор,сохранившийся  у ногайцев  под  названием тип  меандра,широко известный  с  эпохи бронзы.
 Древний  элемент  в виде  запятой  у  ногайцев  называется  удача ,счастье ,благополучие .Этот  элемент  используется  главным  образом  в  вышивке  настенных  ковров,халатов,платков.Рисунок №12.
Растительные  узоры  ногайского  орнамента ,подобно  другим  его  группам ,делятся  на  основные и  производственные .К  основным   относятся  узоры «Дерево», «яблоко», «колос», «вьющиеся  стебли», «тополь», « восемь   фисташек»,полевые  цветы ,тюльпаны с  бутончиками  и  миндаль,часто  встречающиеся в  вышивке настенных  ковров,одежды,подзоров для  кровати.Рисунок №13.
 С  космогоническими  тесно  связаны  узоры,которые  являются  символическими изображениями  природы.Земля  и вода-главные стихии  скотоводов ,им  поклонялись  как  святыням .У ногайцев  волнистые кривые линии,зигзаги обозначают воду ,реку,течение.
Рисунок №14
Звездообразными  узорами  вышивались  верхняя одежда.
  В ковровых композициях использовался  уузор-восьмиугольная  розетка  со звездой  в центре.
  Девять  холмов –один из  древних  узоров .Он обнаружен  еще  на  бронзовой  бляхе  от  конской  сбруи  и  свзан  с  солярным  кругом –символом  солнца.Этим   узором  украшены  ювелирные  изделия пустов  и  сарматов.Узор  на  памятниках  ювелирного искусства  девять  холмов  обнаружен  Казахских племен периода  Тюркского                          ,в  частности ,найденных  в  городах  Чуйской  и  Таласской  долин.Он  сохранился  в  искусстве  в  искусстве  симаков и  Карлуков .напримеор,этот  узор  есть  на  терракотовых  плитках мавзолея  Айша-Биби (XIв).В наше  время  он  сохранился  в  орнаменте  казахов  ,киргизов ,туркмен,каракалпаков и ногайцев.Рисунок №15.
  Изучая  узоры ,учащиеся  в процессе   обучения  должны  научиться  самостоятельно  состовлять  композиции   орнаментов  и использовать  их на  создаваемых  изделиях .Мотивы  орнамента  ногайских  войлочных   ковров  собранные  мною  вошли в  брошюру –учебное  пособие  «Войлочные ковры Дагестана»,выпущенное  кандидатом  педагогических   наук   С.М.Гаджимурадовым в 1994 году. Все  виды  узоров  широко  используемые для  украшения  изделий  на уроках трудового  обучения ,собраны  в  раздаточный  материал «Мы  строим  орнаменты».Основное  назначение  раздаточного   материала  под  названием   «Мы  строим  орнамент»-это  умение  размышлять ,быстро   составлять  композицию  из  составных  частей ,используемые  частей и  самого  орнамента  для  объяснения ,как  использовать  для  готовых изделий  и  закреп ления знаний.
  За комплект  всех  методических разработок , дидактических  карточек,собранного  наглядного материала  в  конкурсе  «Очаг –мой  Дагестан»в  номинации  «Методические  разработки» удостоен Диплома  I степени  и  награжден  Почетной  грамотой  Министерства  образования  Республики  Дагестан  от 21 октября 1999г.Определенный  интерес  у  учащихся вызывает  изучение  родовых  знаков,которые означают  принадлежность  членов  общества  к тем или  иным  крупным родам.Знание  своего  родового знака  учащимися  формирует у них  интерес  к своему  роду,предкам,уважение и  сближение  с  родственниками.При создании  изделий  учащиеся  используют родовые знаки,как  для оформления  на  национальной  основе,так и для  обозначения принадлежности  данной  работы тем или  другим  родам .Родовые  знаки  взрослого   населения  и учеников  школы  собраны  для  изучения  и  дальнейшего использования  в работе .Наиболее  распространенные  родовые знаки   приведены  ниже.Рисунок №16.
  В  1991-1992 учебном  году  состоялся первый  выпуск  учащихся  по  программе профильного обучения  «Народные  художественные промыслы  ногайцев».В мае  организовали экзамен-выставку.На  экзамен  - выставку  были  представлены  работы учащихся,изготовленные или  на уроках,обучаясь по данной  программе.Выставка  вызвала  большой  интерес в школе ,селе ,у  гостей  из  других  школ.
Экзамен   проводился  во  дворе  школы.Каждый  ученик  выставляет  свои  творческие   экзаменационные работы,оформляет  свой выставочный  стол и становиться  рядом  со своими работами .Настроение  у всех  праздничное ,звучит ногайская  мелодия  на  домбре .Начало  экзамена  предвещает  вступительное  слово учителя ,где   подводится  итог работы  в  течениичетырех   лет.Экзаменационные  работы  выполнены учащимися  в школе  и  в  домашних  условиях.Это  войлок , шерстяное  одеяло,подушки  из  пуха, шерстяные  носки, джемперы  и другие виды работ.Юношами подготовлены  изделия  из  дерева – веретено ,гребни,подставки под  лампы  и т.д. Состояние  просмотр  работучащихся  комиссией ,родителями ,гостями, учащимися  и  преподавателем из  отдела Народного  образования .В  ходе  просмотра  интересовались  работами  учащихся,задавали вопросы.Затем учащиеся  символичнообменялись  специальными работами (юноши  одну свою работу  девушкам,они в  свою очередь им).Часть  работ была выставлена  на  продажу ,кроме  тех работ,которые  они должны были  взять с собой .При проведении  итога  выставки –экзамена  родители  отметили  ценность  трудового обучения  для девушек.В школе  на уроке они получили  то,что  родители  порой  не  прививают своим  дочерям,не  готовят  их к  жизни,все им  пригодится,рады тому  ,что  школа  возрождает народные промыслы ,работы  учащихся  отличны .Представитель ОНО, инспектор по трудовому  обучению отметил, что  итог внедрения  программы  наяву, сомнения ,первые  очорчения  позади,удалось учителю увидеть  итоги  и первые  результаты  достигнуты  первые успехи на  деле. Учащиеся за  это  время  научилось  многому ,подготовились к  жизни.Работы  всех учащихся  оценены  на оценку «5».
 В  1991  году  принял  участие  в  районном  конкурсе  «Учитель года -91»,где  занял  призовое место .Тема  урока  была  «Национальное   плетение  Шалма –шараз».Главным  итогом  урока  считаю то,что  учащиеся ,впервые  взявшие  в руки  национальное  плетение  «Шалма-шараз»,-научились  этому  национальному  плетению и  заинтересовались ,равнодушных на уроке  не  было (учащиеся  были  из  другой  школы). Наша школа  поддерживает  тесные  связи  со всеми школами ,где  интересуются   основами  изучения  «Народных   художественных  промыслов  ногайцев» из  Ставропольского  края ,Астраханской  области ,одной  из школ Тарумовского  района  в Дагестане  и несколькими  школами  в  Ногайском  районе ,где  введены  некоторые  разделы  этой  программы .По этой  программе   занимаются студенты филиала  Хасавюртовского     пед. колледжа. Для  детского  сада  нашего села  оформлен  национальный  уголок  со  всеми  изделиями  ,которые  изготовлены  в  мастерской  и в   кабинете  профильного обучения (национальная одежда,скатерть  для  стола ,чехол  для  стула ,утварь ,игрушки ,сувениры,кошельки и другие изделия).
Изделия  учащихся  школы принимали  участие  на районных ,республиканских  выставках-распродажах,где  изделия  не  залеживается ,раскупаются .В 1991 году  приняли  участие  в  выставке  , который  проходил в Нижнем  Новгороде .Родители ,посетителям школы,всем тем, кто  видит  работы  учащихся ,они нравятся ,отзывы  самые положительные.Если у  школы  нет цели,значит  у нее  нет общей  перспективы  развития .Какие  бы   умные  и красивые  слова не  говорились  о пользе  труда,о  необходимости  будущего участия  ребят в  производстве материальных благ, они  останутся  словами,если  они  не  подкреплены  результатами. Результаты  работ   учащихся  имеют.Кабинеты  профильного обучения,ручного труда для начальных  классов  и  мастерская школы-это  малые музеи изделий  учащихся  разных  возрастов  нашей  школы .
  Пусть  все  растут  у нас  умелыми!

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010