Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Приобщение воспитанников к традиционным видам ремесел народа Саха через ручной труд в условиях детского дома

Автор:
Попова Валентина Гаврильевна

Аннотация:

 

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ РЕМЕСЕЛ НАРОДА САХА ЧЕРЕЗ РУЧНОЙ ТРУД В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

 

Важным средством всестороннего развития ребенка и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд. Через ручной труд идёт формирование духовно-нравственных качеств личности, основ культуры здоровья, привитие осознанного отношения к ценностям семейной жизни, формирование к осмыслению окружающей жизни.

 

                  Попова Валентина Гаврильевна, воспитатель, МКУ С(К)ДД «Берегиня»

Статья:

 

егиня»

 

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ РЕМЕСЕЛ НАРОДА САХА ЧЕРЕЗ РУЧНОЙ ТРУД В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

 

Важным средством всестороннего развития ребенка и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд. Через ручной труд идёт формирование духовно-нравственных качеств личности, основ культуры здоровья, привитие осознанного отношения к ценностям семейной жизни, формирование к осмыслению окружающей жизни.

К. Д. Ушинский: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение, с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка».

Цель кружковой работы: ознакомление и приобщение детей к традициям декоративно – прикладного искусства народа Саха.

Задачи:

•          развитие интеллектуальных и социальных творческих способностей;

•          воспитание социально адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности ребенка;

•          формирование трудовой активности, навыков поведения и развитие личности ребёнка, и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни;

•          подготовка к будущей семейной жизни.

             В своей работе я стараюсь показать красоту форм, прелесть и неповторимость пропорций традиционного национального шитья народа саха, используя необычный  материал – конский волос, а также и традиционные материалы: мех, сукно, кожу, замшу.

Наши дети постоянно участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места. Творческая деятельность на кружковых занятиях достигается с помощью живого слова педагога, диалогов с воспитанниками, зрительных образов. На своих занятиях я практикую использование зрительных образов: изготовленный образец, рисунок или фото изделия. Проведение воспитательной работы по ручному труду дает возможность воспитателю получить данные об интересах и склонностях детей к определенным видам трудовой деятельности. Занятия по ручному труду обладают весьма заметным развивающим потенциалом. Обучая разным видам рукотворного ремесла народа Саха,  развиваю у детей фактор успеха, как поддержку уверенности в собственных силах.

Программа кружка направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Ознакомление детей с традиционными ремеслами наших предков, я начинаю с изготовления несложных изделий и сувениров.

Мне интересно работать с детьми школьного возраста. Я наблюдаю у девочек интерес к рукоделию, они всё быстро схватывают, повторяют показанный приём и добавляют что-то своё.

По возможности используем современные технологии и тенденции моды, как подсказывает нам фантазия, вдохновение и фактура. Например, при изготовлении панно «Северное сияние» девочками, из конского волоса мы изготовили картину северного сияния и обшили разноцветными блестками, затем укрепили на деревянной рамочке. Получилось очень оригинально. А снизу мы изготовили фигурки северных девушек в хороводе в национальной одежде. Получилось очень оригинально.

Совсем необычно получился цветочный букет из конского волоса. Сначала мы с девочками покрасили конский волос в разные цвета пищевыми красителями: розовый, желтый, зеленый, красный и другие. Затем сформировали лепестки из конского волоса и укрепили на веточке тальника. Тычинку каждого цветка мы украсили бисером, подходящим по цвету. Все цветы мы поставили в красивую вазу. Узнав, что цветы изготовлены из конского волоса, зрители конкурса были удивлены тем, что букет изготовлен из конского волоса.

Интересным получилось «Дерево счастья», которое мы изготовили на моем мастер-классе,  на республиканском семинаре для приемных семей. Из разноцветных шаров из конского волоса мы изготовили деревья, украсили их блестками и бисером. Каждый участник мастер-класса принял участие в изготовлении общего «Дерева счастья».

Для участия на конкурсе новогодних елочек в прошлом году мы изготовили овечку, символ года,  как елочную игрушку, из многочисленных маленьких шариков из конского волоса. Вышла настоящая пушистая, шерстяная овечка.

В основном, используем бересту, конский волос  для изготовления сувениров и подарков – это доступный и красивый, дешевый материал и легко поддается обработке. Из конского волоса мы сделали много различных сувениров, настенные панно, куклы, коврики, массажеры, шляпы, стельки для обуви. Сначала я сама обрабатываю конский волос: мою, перебираю, подбираю по цвету. Затем делаем совместно с девочками эскиз работы. После этого мы выбираем волосы по жесткости-мягкости, по цвету. Затем прессуем, придаем форму, а края обшиваем. Украшаем бисером, блестками, бусами, иногда мехом. Во время работы я девочкам рассказываю, как наши предки традиционно применяли конский волос в быту и хозяйстве.

Конский волос – это местный бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм. В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих его от других видов шерсти и придающих ему уникальные целебные свойства. Он внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

Изделия из конского волоса создают тепловую изоляцию, согревая больные органы. Также конский волос способен нейтрализовать отрицательные электрические заряды, что помогает снимать боли, нервные напряжения. Из конского волоса можно сделать вещи, полезные для здоровья, например, массажеры. Они предназначены для профилактики простудных суставных заболеваний, головных болей. Массажером надо поглаживать тело, при этом оно согревается, каждый волосок действует как иппликатор Кузнецова. Создание современных изделий из конского волоса способствует рациональному использованию этого доступного местного сырья.

Используя лоскутную технику, мы сшили сумочки и чехлы для телефонов, игольницы с якутским орнаментом, их продавали сотрудникам учреждения, чтобы девочкам, уезжавшим во Францию, появились деньги на карманные расходы.

В этом году перед поездкой в Москву на фестиваль «Будущее России» девочки сшили стильные сумочки из сукна, украсили бисером и якутским орнаментом из кожи. Одна из девочек подарила сшитую ею сумочку организатору фестиваля Екатерине Полозовой, которой очень понравилось модное изделие.

Кропотливо изучая, применяя местный материал, мы черпаем из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, стараемся сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Нужно сохранить обычаи предков, не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

  

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010