Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Изготовление войлочных изделий нагайцев на уроке технологии

Автор:
Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Аннотация:

Аннотация

 

Возвращение забытых промыслов и их бережное сохранение в нашей стране связано, с подготовкой кадров для предприятий народных художественных промыслов, развитием навыков изготовления изделий декоративно — прикладного искусства — войлочных изделий ногайцев.

Во время изучения курса «Войлочные изделия ногайцев» дети узнали очень многое. Изучая основы народных художественных промыслов ногайце, у нас формируется эстетическое отношение к предметам и явления к окружающей действительности, научились чувствовать и понимать прекрасное, развивался интерес и любовь к искусству, художественный вкус. В школе проводится работа по сохранению и развитию материальной культуры ногайцев.

По ориентации на профессии народных художественных промыслов. На уроке дети узнают, что хорошим сырьём для валяния войлока является овечья шерсть, из которого ткали сукно. Из готового войлока изготавливают различные предметы быта: войлочный ковер, коврики для моления, войлочные шляпы, валяные чулки, сумки для хранения предметов домашнего быта.

В работе дается описание процесса изготовление орнаментального и мозаичного войлока. Процесс таков:

1.   Подбор шерсти для изготовления войлока.

2.   Расчесывания шерсти руками.

3.   Укладывание шерсти на плетеный половик.

4.   Обрызгивание горячей водой-100.

5.   Сворачивание в рулон.

6.   Перевязывание полученного рулона веревкой.

7.   Удары с подниманием на небольшую высоту об твердую поверхность.

8.   Снятие веревки с рулона.

9.   Раскрывание рулона с применением горячей воды.

10. Сворачивание в рулон без половика.

11. Катании (валяние) на плетенном половике руками, с силой надавливая на рулон и двигая вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно (20–30 мин.).

12. Раскрывания рулона шитье ниткой через край обоих концов полученного войлока.

13. Катание (валяние) ногами с силой двигая, вперед и назад сидя друг, против друга.

14. Периодическое раскрывание войлока и переворачивание то на одну, то на другую сторону, обрызгивая горячей водой.

15. Помывка готовых войлоков водой в расправленном виде, аккуратная складка на ровную поверхность и просушка.

 

 

 

Зарманбетов Нурманбет Тангатарович
учитель технологии и ИЗО     

 

 

2014-12-20

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное, Модуль: Технология в школе

    

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

Изготовление войлочных изделий
ногайцев на уроке технологии

 

 

 

 

 

Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Учитель технологии МКОУ «Нариманской СОШ им. Асанова А.Б.»

68857 Дагестан Ногайский район а. Нариман

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

В производстве войлочных изделий ногайцы достигли большого мастерства. Их товары обеспечивали не только внутренний рынок, но охотно приобретались и соседями. В П.Невская отмечает: «Особенно много войлоков делали ногайские женщины до перехода к оседлости, так как у них войлоки употреблялись не только для подстилки, но и как ковры для стен жилища - войлочной юрты». Например, в семье хозяин дома изготовлял юрту, жена -войлок, а сыновья - деревянные части юрты.

Естественно, производства войлока, продажа его дополняет семейный бюджет. Уже в начале XX века И.А.Щеглов отмечал, что у ногайцев доходы от продажи войлочных изделий занимают в семейном бюджете 14,1%

Сырьем для войлочного производства служили верблюжья и овечья шерсть.

Наиболее ценилось изделие из верблюжьей шерсти, которые шли, главным образом, для нужд семьи, богачом, реже - на внешний рынок. Следует отметить что линялая шерсть ценилась особенно. Из этой шерсти ткали сукно.

Были разнообразны и изделия из овечьей шерсти. Их охотно приобретали соседи ногайцев. На войлочные изделия шла шерсть весенней стрижки, считавшаяся второсортной, а первосортная -шерсть осенней стрижки - шла на изготовления сукна, бурок. Башлыков.

В настоящее время производство войлочных изделий кустарным способом сохранились республике Дагестан и Чеченской республике, Ставропольского края.

Мастерицы изготавливают различные предметы быта: войлочный ковер (кийиз) для домашнего использования, коврики для моления (намазлык); войлочные шляпы (кийиз боьрк),валяные чулки (уйык, шорап), сумки для хранения предметов домашнего быта.

Войлочное производства ногайцев имеет аналогии у многих народов, больше всего у тюркских, с которыми и прослеживаются древние этногенетические связи. Естественно, это обусловливается идентичностью природных условий времен кочевничество, форм хозяйствования и способов производства кустарных изделий.

У, Л.А.Филимонова мы читаем: «старые мастера в ногайских юртах валяют войлоки, просторные, как степь, празднично яркие, как черный луч в пору цветения тюльпанов. Называются «ола-кийизами», что в переводе означает «пестрая кошма»,и изготавливается веселым коллективным способом. Помимо «ала кийиз», у ногайцев сохранились «оюв кийиз», «тигис кийиз».

Процесс изготовления войлока описан Б.Б. Кочекаевым. Техника приготовления войлока «кийиз» такова.

Шерсть сортировалась по цвету, поскольку ногайские овцы были разной масти: белые, рыжие, черные и серые. После сортировки шерсть подвергали ручной чистке. Для этого расстилали на пол особую шкуру и перебирали шерсть пучками. Отделяя от нее все посторонние предметы, вокруг шкуры садились несколько женщин, которые начинали выбивать шерсть тонкими палочками «юн туьтилев». Наиболее трудным был процесс изготовление войлока, катание которого производилось несколькими женщинами. Очищенная и взбитая шерсть ровным слоем настилалась на камышовую циновку «шиптага салув» и слегка взбрызгивалась горячей водой. После этого три или четыре женщин усаживались вокруг циновки и ладонями похлопывали по всему слою шерсти, чтобы она несколько слеглась. Этим же достигалась и равномерная толщина постланного слоя, затем все, встав в ряд на колени, скатывали весь слой, шерсти вместе с циновкой в рулон, скатывание производилось от себя. Женщины дружно налегая на нее руками от конца пальцев до локтя, давили всею тяжестью корпуса «кийиз басув». Через некоторое время такой работы рулон разворачивали и, если нужно, взбрызгивали еще раз теплой водой, свертывали с другого конца также вместе с циновкой и укатывали снова. Этот процесс продолжался до тех пор, пока слой шерсти не уплотняется настолько, что при сворачивание и разворачивании циновки шерсть не расползалась. Тогда циновку отбрасывали и свертывали войлок без циновки. При дальнейшем уваливание шерсти он все больше «садился» и к концу работы уменьшался до 1/6 - 1/4 первоначальной толщины, за тем готовый войлок в течение нескольких дней сушили на воздухе. После сушки обработка войлока заканчивалась. Процесс изготовления одного куска войлока размером 4-4,5 метра длины и 1,5-2 метра ширины происходил почти в течении всего дня. Таков общий процесс производства войлока у ногайцев. Валять войлок умела почти каждая ногайская женщина. Это дело лежало, в основном, на её плечах.

 

Способ изготовления орнаментального войлока

 

Орнаментальный войлок делают следующим образом. Ногайки вкладывали на полуготовой кошме нужный узор из шерсти другого цвета и затем, обрызгав горячей водой, сворачивали в рулон и в течение нескольких часов подвергали тем же процессом, что при обработке простых кошм.

 

Способ изготовления войлочного ковра с мозаичным узором

 

Свалять уже описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлок- например, один синий, другой красный. Толщина готового пласта должна быть не больше 5 мм. Наложить один пласт на другой и, нанеся тонкой линией мелом или угольником узор, острым ножом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, вы получите узорные куски войлока. Одинаковые по размерам и конфигурации. Разложить эти куски так. Чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет с синим фоном и красным узором, другой- с красным фоном и синим узором. Части войлока сшейте крепкой ниткой, затем аккуратно пришейте к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрежьте края ковра и обшейте тесьмой. Мозаичный ковер готов. Валянием войлока в Нариманской СОШ занимаются с 8 класса по 11 класса уроке технологии, в неделю отводится один час занятий, этого не достаточно, потому что на валяние войлока уходит, 4-5 часов за один урок не успеваем, поэтому приходится валять войлок внеурочное время. Родители довольны. Готовые изделия берут с собой домой. На уроке валяния войлока обучаю детей относиться с уважением историческим традициям своего народа, прививаю чувство ответственности за национальную культуру и народное достояние. Имена на таких уроках чувствуется связь, с потомками ногайцев, которые жили и занимались народными промыслами.

Сохранить и приумножить традиционные промыслы - долг каждого, кто несет ответственность за культуру родного народа.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010