Автор:
Тимофеева Галина Арсентьевна
Ключевые слова: канзаши,эстетический вкус, психологическая и практическая подготовка к труду, к выбору профессии, креативные способности
Канзаши в творческом развитии школьников
В статье описан опыт разработки программы кружкового занятия и пути реализации творческого развития школьников на примере канзаши.
Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей школьников на основе внеклассной работы, рекомендую использовать технику канзаши.
Канзаши способствует гармоничному развитию школьников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьники становятся участниками увлекательного процесса, создание полезных и красивых изделий. Это способствует формированию эстетического вкуса, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Канзаши как изучение и анализ художественной обработки ткани позволяет разнообразить практические задания, использовать свойства шелковых тканей в получении новых видов изделий в условиях внеклассной работы с целью развития креативных способностей у учащихся.
Автор Тимофеева Галина Арсентьевна _______________
Статья:
Канзаши в творческом развитии школьников
С распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творение рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. В то же время этот богатейший потенциал еще не достаточно используется в общеобразовательных учреждениях.
Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей школьников на основе внеклассной работы мною разработана программа кружковых занятий «Волшебный мир ткани» <Приложение № 1> с применением информационных технологий. Основным разделом программы является «Работа с тканью». Занятия направлены на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Помимо всего прочего, занятие лентами развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает терпение.
Япония подарила нам немало прекрасного, в частности поделки из ткани – канзаши - искусство творения из обычной атласной ленты незабываемых цветочных шедевров. В настоящее время интерес к этому виду рукоделия возрождается вновь. Изделиями из лент можно украшать различные заколки, ободки, прически девушек <Рисунок 1>, изготовить картины для украшения интерьера <Рисунок 2> и многое другое <Рисунок 3>, <Рисунок 4>.
Внеклассная работа следует в основном те же цели и задачи, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала в более серьезной форме, с опорой на актуальный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Она объединяет детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Необходимо убедить детей во время занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Методы учебно-воспитательной работы должны возбуждать у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Внеклассная работа по декоративно – прикладному искусству позволяет успешно решать задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, формированию нравственно – эстетической отзывчивости, пониманию особенностей декоративно – прикладного искусства, осмыслению места декоративного искусства в жизни общества, формированию художественно – творческой активности. Дети учатся выражать свое мнение, свое личное понимание знаний декоративно – прикладного искусства в жизни людей, проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления домашнего интерьера, различных видов украшений, так как в процессе изготовления различных изделий перед учениками постоянно возникает технологические трудности, требующие принятие трудовых решений.
Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы рекомендую учитывать количества членов кружка, количество часов, тематику занятий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Занятия в кружке в основном носят практический характер. Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Соблюдение правил безопасности позволит учащимся в интересном труде освоить технологию полюбившихся видов декоративно–прикладного искусства и дальнейшей самостоятельной работе получать глубокое удовлетворение от результатов своей творческой деятельности.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в кружке, отбираются на городские и республиканские выставки.
В настоящее время информационные технологии в образовании являются одним из более популярных педагогических технологий. Они позволяют создавать коллекции изображений, текстов и данных, что позволяет облегчить преподавание и изучение материалов. Они могут сделать многие занятия интересными и занимательными.
Техника канзаши способствует гармоничному развитию школьников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьники становятся участниками увлекательного процесса, создание полезных и красивых изделий. Декоративно – прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся навыками, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Коллективный труд, совместная работа учащихся над созданием коллективного панно, а затем их использование во внеклассной работе способствует развитию у них чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищеской выручке, ответственности за качество изделия.
В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по другим предметам, преподаваемых в школе.
Таким образом, техника канзаши как изучение и анализ художественной обработки ткани позволяет разнообразить практические задания, использовать свойства шелковых тканей в получении новых видов изделий в условиях внеклассной работы с целью развития творческих способностей у учащихся.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3. Рисунок 4.