Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Модульно - кейсовая технология активизации самостоятельной деятельности учащихся. Разработка учебного элемента и кейс - задания по теме: "История развития донского казачьего костюма"

Автор:
Стадникова Людмила Анатольевна

Аннотация:

Модульно - кейсовая технология активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Разработка учебного элемента и кейс – задания  по теме:

 «История развития донского казачьего костюма»

Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. 

Одной из новых форм эффективных педагогических технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

На Открытый педагогический форум "Новая школа»

 2012 – 2013

 

 

 

 

 

Модульно - кейсовая технология активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Разработка учебного элемента и кейс – задания  по теме:

 «История развития донского казачьего костюма»

 

 

                                                                  Автор разработки:

                                учитель технологии

                                                         Стадникова Людмила Анатольевна

МКОУ Березовская КСОШ – интернат

Даниловского муниципального района

  Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

История развития донского казачьего костюма

 

ЦЕЛИ: Изучив данный учебный элемент, Вы сможете:

  1. Получить знания по истории развития  донского казачьего костюма в различные исторические периоды.
  2. Пополнить свои знания по истории Отечества.

3. Развивать  познавательные интересы и логическое мышление.

4. Воспитывать эстетический вкус.

 

Оборудование: книги по истории казачества, репродукции картин, старинные фотографии,  рисунки костюмов, отрывки из литературных произведений, очерков по истории казачества, отрывки из старинных казачьих песен, компьютер, интернет.

 

Знание прошлого делает нас более справедливым в оценке настоящего.

Донское казачество, возникнув на рубеже XV – XVI столетий, прошло сложный путь развития, превратившись в военное сословие Российской империи. Основу казачества составляли русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в костюме слились черты, характерные для многих народностей.

Женский казачий костюм

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если  деталями. Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.  В средневековье костюм  был открытой книгой.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому, что в основе своей был тюрским.  Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек.

Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда пришли на Дон. Они попадали сюда в качестве ясырок (пленниц): татарки, черкешенки, турчанки, другие – из русских селений.

Поэтому среди казачек бытовало несколько комплексов  одежды: с кубельком, с поневой, с сарафаном, с сукманом.

На нижнем и среднем Дону наибольшее распространение в XVIII – XVIII вв. получил комплекс женского костюма с кубельком, в котором особенно чувствовалось влияние Востока (рис.1, 2).

 

Рис. 1 Жена старшины в праздничном наряде.

XVII – XVIII века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Казачка – вдова и девушка, на ее груди – казачье украшение – «жерьёлок».

XVII – XVIII века

Кубелек напоминал по форме и названию татарское платье – камзол (рис.3).

                                        

Рис. 3  Костюм девушки-казачки

XVIII век.

Шилось такое платье из дорогих  тканей – парчи, шелка. Эти ткани привозили из военных походов или закупали в Москве. Кубелек до пояса застегивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Полы кубелька заходили одна за другую, не застегиваясь. Под низ надевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шелка, ворот, рукава,  и подол которой выглядывали из – под кубелька. Ворот рубах (ожерелок) украшался золотым шитьем. Выше талии, поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом (рис. 4).

 

Рис. 4  Кубелек

Штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки - дудочки.

 
   


В комплексе с шароварами носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин  или  чапан (рис. 5).

 

Рис. 5 Верхнедонская казачка в XVII веке

Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами». Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками» (рис. 6).

 

Рис. 6 Казачка в повседневной одежде с «завеской» - фартуком и «зануздалкой»

XIX – XX века

В летнее время женщины, выходя из дома, надевали каврак — халат из шелка или парчи, зимой – донскую шубу.  Шубы у казачек бытовали длинные, азиатского покроя, в виде широкого, запахивающегося халата. С шубой носили шали, а по праздникам богатые надевали поверх платков собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными поднизями (украшение в виде сетки). Одежда жен казачьей старшины отличалась восточной пышностью и богатством (рис. 7).

 

Рис.  7 наряд богатой казачки.

XVIII век.

На ноги надевали ичиги – узорчатые сапоги из кожи или сафьяновые туфли (рис. 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8 Нижнедонская казачка в повседневном костюме с  фартуком– «завеской»

XVII век

Головной убор девушки – челоуч – не закрывал затылка. Это была широкая лента из красного  бархата, унизанная жемчугом и украшенная по крям нашивкой из  золотых цепочек или из мелких монет.

Казачки очень любили украшения:

  • чикилики – широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом. Лента обвязывалась вокруг головы, жемчужная сетка свисала из – под головного убора, прикрывая щеки;
  • перла – жемчужные украшения от плеч до пояса (капчак, коробчак);
  • браслеты из гнутой серебряной или золотой пластинки (безелики).

                

 

Рис. 9 Традиционные женские казачьи серьги «чикилики», жерьелок, и женские пояса

Помимо комплекса с кубельком казачки также носили и яркий ситцевый сарафан – кумашник (рис. 10).

 

Рис. 10 Комплекс с сарафаном

 Он с высоким нагрудником, без спинки, так что сзади – это юбка со сборками. Сарафан украшали бранными узорами или цветными лентами. Ниже талии повязывали пояс. На сарафан надевали запон (фартук) с небольшой грудкой.

Одной  из разновидностью сарафана являлся сукман – нагрудная одежда (часто синяя или черная) из четырех полотнищ ткани, с узкими и короткими рукавами (рис. 11).

                                              

Рис. 11 Комплекс с сукманом    

Разрез шеи обшивали широкой шелковой лентой. Подол украшали лентой и тесьмой. Подпоясывали сукман плетеным  красным или синим кушаком.

Под сукман и сарафан надевалась домотканая белая рубаха с невысоким стоячим воротом и разрезами спереди.

После превращения казачества в сословие, а еще точнее после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который завоевал казачьи края. В XIX в. одежда казачек  все более и более становится «городской».

В  начале XX в. яркий красочный старинный женский костюм совсем ушел из быта и преобладающим стал костюм, состоящий из юбки и кофты — парочка (ставший обычным и в других областях страны).

Длинные и очень широкие юбки шили летом из холста, а зимой из шерсти. Праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сзади сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, тесьма, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью.

Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Их шили из ситца или зона (коленкор) и называли зоновыми, зоновками. Зоновка шилась из шести — двенадцати прямых полотнищ белого мадаполама и собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Основная часть сборок приходилась на заднюю часть зоновки. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Закреплялась на талии при помощи несколько раз оборачивающихся вокруг тела концов обшивки, которые затем завязывались сбоку. Зоновка шилась длиннее верхней юбки, для того чтобы снаружи были видны кружева.

Верхние юбки, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан — брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками (тесьмой). Они не давали низу подола изнашиваться.

Богатые казачки имели по 15 – 20 разных юбок.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 – 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Покрой был довольно сложный. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

В начале XX в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса» (рис.12).

 

Рис. 12 Кираса

Ходили и в разлетайках – это широкие кофточки, украшенные вышивкой (рис.13).

 

Рис. 13 Костюм девушки – казачки

XIX – начало XX века.

Шубам добавились плюшевые ватные пальто. Их называли плисками. Нарядным был и бурнус – пальто с расшивками. Носили холодайки – короткие теплые кофт. Были также жупейки это пальто на вате, с воротником.

Обувь – гусарики, гетры, полуботинки (баретки) – носили по праздникам. В будние дни по – прежнему обвались в самодельные поршни, валенки, сапоги.

В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские казачки (рис. 14).

 

Рис. 14 Замужняя кзачка в праздничной одежде.

Волосы стянуты в узел и прикрыты «колпаком»

 Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. Сшитая из дорогой яркой ткани, украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Она была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

 

 

Рис. 15 Костюм конца XIX - начала  XX веков.

Слева направо: девушка в кубельке с завеской; донская казачка в «парочке» - юбке и кофте; замужняя казачка в шали с «фойшонкой» на голове; казачка – старообрядка в сарафане, в шитом золотом поясе.

 

 

                                   

Рис. 16 Фотографии начала XX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужской казачий костюм

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности.

Казачья старинная одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам, без которых невозможна жизнь кочевника - конника. За столетия покрой их не изменился - это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать (рис. 17).

 

Рис. 17 Разрезной кафтан и  шаровары – одежда степняков

Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в  XIX  веках.

Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, а бешмет носили навыпуск (рис. 18).

                  

Рис. 18  Украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, «спидницей», в котором «показаться на людях неприлично» (слева);

Бешмет - разрезная рубаха навыпуск, с застежкой на крючки встык (справа)

 Шили их из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не жила. Сверху – сукно, а на теле шелк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы севера носят кухлянку.

В конце XVII — к началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались "походами за зипунами".

                        

Рис. 19 Войсковой атаман  и старшина Войска Донского

Также из  верхней одежды казаки  издавна предпочитали архалук (тюрк. арк – спина, тюрк. лык – греть) – «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном (рис. 20).

 

Рис. 20 Старик в архалуке

 Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валенный из овечьей или верблюжьей  шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал  как  самостоятельный головной  убор – башлык (рис.21).

                   

Рис. 21 Донской казак в зимней дорожной одежде. Казачка в донской шубе (слева);

Один из споосбов ношения башлыка: «казак гуляет» (справа).

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особенной любовью пользовались мягкие сапоги без  каблуков – ичиги и «чирики» - туфли – галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» - кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась он из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок) (рис.22).

                                 

                 

Рис. 22  Ичиги и хромовые сапоги (верхний ряд);

Ичиги и башмаки из телячьей кожи (нижний ряд)

Казаки,  более всего ценили одежду не за ее стоимость,  и даже не за не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот  внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

По верованиям древних, одежда – вторая кожа, коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чужие покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою.  Наиболее ценилась одежда шитая матерью или женой.

Особое значение  имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые атаманом Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше – скифов. Так что при  Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменую принадлежность их хозяина к вольному воинству.

 Всю мужскую казачью одежду XVIII – XIX веков можно разделить на служебную, военную и домашнюю. Служебная состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками, застегивающегося на крючки, и шаровар, также синего сукна с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели (рис.23).

 

Домашняя одежда напоминала военную, но она однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шаровары без лампас, белые холстовые  рубахи, а также портки (рис. 24).

 

Рис. 24 Порты

 Фуражка в быту носилась военная. Из обуви первоначально в общем употреблении были поршни, которые делались из цельного куска кожи овальной формы, с одной стороны которого (где должен проходить носок) вырезывался тупой угол. Кругом всего куска по краю пробивались дыры, в которые продевался ремешок, выходивший концами со стороны пятки. Края тупого угла сшивались, образуя нос поршня, а края кожи стягивались вокруг ноги ремешком.

Быстрый процесс экономического развития Дона в 80–90-х годах XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствовал исчезновению особенностей быта, поэтому и менялся стиль в одежде.

Поскольку казак в первую очередь воин, то мужская одежда в большей степени определялась военной формой. Донашивали ее и дома во время хозяйственных работ.

В течение всего XIX века форма постоянно претерпевала изменения, постепенно упрощаясь (рис. 25).

                                   

Рис. 25 Слева направо: Донской казак в обычной форме (1793 г.);

унтер-офицер и рядовой Донской казачьей команды (1776 – 1796 гг.);

обер-офицер Донского войска в парадной форме (1856 г.).

 

Рис. 26 Донская казачка, казаки лейб – гвардии казачьего и Атаманского полков, линеец (XIX  век).

 В конце XIX века она была заменена новой, просуществовавшей с некоторыми изменениями до революции (рис.27).

 

Рис. 27  Донской казак в военной форме.

1914 – 1917 годы.

 

 

 

Рис. 28  Казачья форма 1941 – 1945 гг.

 

 

 

Рис. 28 Современная казачья форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕЙС - ЗАДАНИЕ

для элективного курса по технологии

ТЕМА: История казачьего костюма

Вариант 1

Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают. Так уж сложилось, что мы с вами живем в казачьем крае.

Сотрудниками этнографической экспедиции была записана старинная казачья песня. В ней  можно услышать такое повествование:

На стружках, сидят гребцы, удалые молодцы,

Удалые молодцы,  все донские казаки.

На них шапочки собольи, верхи бархатные,

Еще смурые кафтаны кумачом подложены,

Астраханские  кушаки полушелковые,

Пестрядинные рубашки с золотым галуном.

Что зелень сафьян -  сапожки, кривые каблуки,

И с зачесами чулочки, да все гарусные.

Задание.

 Определите, каким веком можно датировать эту песню? 

Актуализация задания:

  • Укажите признаки, по которым Вы определили,  в каком веке носили казаки такую одежду?
  • Чем вызвано  такое разнообразие в одежде казаков?
  • Как Вы думаете,  в песне описывается одежда верховых или низовых донских  казаков? Почему?

Контекст задания:

  • Исследуйте особенности донского казачьего костюма различных  исторических периодов.
  • Найдите определения понятий, упомянутых в тексте песни (шапочка, смурый кафтан, кумач, бархат, кушак полушелковый, пестрядинные рубашки, галуны, сафьян – сапожки, гарусные чулочки с зачесами).
  • На основе описания в тексте одежды  казаков сделайте возможные варианты эскизов  казачьего костюма того времени.

 

Приложения

Кафтан – (татарск.) верхнее, долгополое мужское платье разного покроя. Обычно кафтан шьется не из домотканины, а из  сукна синего, черного, серого цветов.

Смурый - темносерый, темнобурый, мрачный.

Отсюда и смурый кафтан – кафтан из ткани темного, мрачного цвета.

Чуга — разновидность кафтана для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумач (тюрк.) -  хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный (пунцовый) цвет.

«Подложен кумачом» – значит подкладка выполнена  из ткани красного цвета.

Кушак  [тур. kuşak]. Пояс из широкого длинного куска материи, шнура или ремня. Обычно им подпоясывали верхнюю одежду. Использовался как в женском, так и в мужском костюме. «Схватил в охапку кушак и шапку».

 

Сафья́н (от перс. сахтийан), кожа козы  для верха обуви, книжных переплётов и т. п., выделываемая из шкур овец, коз, окрашенная в яркие цвета. Родина сафьяна - Малая Азия.

 

Например,  татарские сафьяновые сапоги (ичиги), которые так любили носить казаки,  действительно имели кривой каблук.

Галун – (от франц. позумент, газ); золотая, серебряная или мишурная тесьма. Мастера или торговцы такой мишурной тесьмой раньше так и назывались галунщиками. Впоследствии,  золотая и серебряная тесьма использовалась для изготовления эполет и погонов.

  Бархат - [от нем. Barchent] - – шелковая ткань на различной основе « с лица ворсистая, а с изнанки безворсая». Главное отличие бархата от прочих тканей – в так называемой « третьей» ( ворсовой) нити. Она длиннее нитей основы и утка, поэтому ее можно вытянуть на поверхность и подстричь. Родиной бархата считается Китай, там его традиционно изготавливали из шелка. Жителям поднебесной принадлежит так же и изобретение панбархата – бархат на основе шифона.

В Европе бархат известен с 11 века. Тончайшее шелковое волокно (часто с золотой нитью), дорогие красители, безмерно трудоемкое изготовление сделали его достоянием высшего клира. Только в 1247 году венецианские ткачи получили разрешение учредить собственную « бархатную» гильдию и наладить промышленное производство. Шелковый бархат, впрочем, так и оставался малодоступным по цене – в отличие от бархата шерстяного, который был придуман примерно тогда же и использовался для парадной одежды чиновников и декоративной отделки покоев.

Пика популярности на Западе бархат достиг при Наполеоне. Император приказывал шить из него парадную военную форму, а так же мантии для судей, префектов и мэров. Сам он на официальном портрете изображен в красном бархатном костюме на фоне зеленой бархатной драпировки. А в середине 19 века появился общедоступный « бархат для бедных» - вельвет, и интерес ко всему типу трехнитяных тканей несколько понизился.

Турецкие ткачи с конца 15 века выпускали бархат с х/б основой.

С XVII века ( в некоторых источниках с середины 16 века) стали выпускать хлопчатобумажный бархат - полубархат и плис ( „plys" – швед.) с такими разновидностями, как вельвентин и вельверет (вельвет „velvet"- англ.). Шерстяной бархат называли плюшем („Plusch" – нем., „plush" – англ., „peluche» - фран.

 

Гарус - (польск . harus)

  1. Крученая мягкая шерстяная или хлопчатобумажная  пряжа для вышивания, вязания и изготовления грубых тканей, вязаных изделий.
    1. Грубая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с двухсторонней набивкой.

 

Нижегородская пестрядинная рубаха

Такая рубаха шилась  вручную из домотканой двухсторонней пестряди в мелкую цветную клетку.

 

Пестрядь - цветная ткань из остатков пряжи разного рода (шерсть, лен, хлопок), пестрой окраски, состоящая из крашеной основы и белого утка или, наоборот, из белой основы и крашеного утка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Астапенко Г. Д. «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII – XX вв.». / Астапенко Г. Д. – Ростов  н / Д.:»Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006. – 256 с.
  2. «История российского казачества (краткий курс): учебное пособие» / Рецензенты: В.Ф. Ершов, Попов В.П. – Волгоград: редакционно-издательский отдел ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», 209 . – 292 с.
  3. «Казаки» серия «Иллюстрированная история Отечества». Под редакцией Алмазова Б. А. Санкт – Петербург «Золотой век», «Диамант», 1999 . – 86 с.
  4. В. Шалыгин., автор – составитель «Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть – Медведицкого округа Войска Донского. – 3 – е изд. –Волоград: Станица – 2, 2007. – 368 с.

                        

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010