Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Экспериментальная творческая мастерская

Автор:
Кутявина Елена Веналиковна

Аннотация:

В данном материале представлен опыт проведения творческой мастерской, как одной из форм обучения в современной школе.  Целью проведения мастерской стал эксперимент по выявлению элементов сотрудничества и взаимодействия  между учениками, учителями и родителями. В материале описывается организация и сам ход проведения творческой мастерской.                                                     

Обучение, проводимое в форме творческой мастерской, имеет практическую направленность, поэтому может применяться на уроках технологии, изобразительного искусства, а также в проектной деятельности, как один из этапов проекта. 

Статья:

Тема эксперимента: Творческие задания как элемент сотрудничества, взаимодействия                                             между учеником, учителем и родителем.

 

              

Актуальность эксперимента: В связи с потребностью в обществе в людях  способных планировать и решать поставленные перед ними задачи,  умеющих творчески мыслить,  адаптироваться к различным условиям в быстро меняющемся мире, возникает необходимость в подготовке современного выпускника обладающего набором общезначимых компетентностей и, как следствие, подготовленность образовательного учреждения к новым формам организации учебного процесса, выходящего за рамки классно-поурочной системы. Одной из таких форм обучения, может стать творческая мастерская, проводимая совместно с родителями, учителями и учениками. Вследствие этого, школа должна быть готова к сотрудничеству  с родителями, социальными партнерами, инвесторами и т.д., которые могут принимать участие в образовательном  процессе школы, тем самым, расширяя образовательную среду школьника.

 

Цель: Выявление, элементов сотрудничества и взаимодействия  между учеником, учителем и родителем в процессе обучения проводимого в форме мастерской, способствующих развитию творческих способностей учащихся, формированию потребностей к саморазвитию, самопознанию.

 

Объект исследования: творческий процесс.

Предмет исследования: творческие задания.

 

Гипотеза: Элементы сотрудничества и взаимодействия между учеником, учителем и родителями существуют и будут эффективными, если:

  • Организовать творческую деятельность, ориентированную на познание, на преобразование, на создание нового объекта (с элементами неопределенности)
  • Ориентировать каждого участника на то, что конечный результат деятельности зависит от совместной коллективной работы.

Могут быть затруднения у родителей, так как они менее информированы и подготовлены к выполнению творческих заданий.

 

Организация и процесс проведения мастерской

 

Оснащение: ПК, мультимедийный проектор, презентация, экран, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки разделочных досок, заготовки рамок для фотографий, заготовки стаканчиков, гуашь, кисточки, иглы для ручного шитья, блестки, тесьма, пуговицы, бусы, бахрома, нитки, лоскутки ткани, линейки, карандаши.

 

§         Формирование групп:

              1группа - учителя                                                       2 группа – ученики

                     

         

              3 группа - родители

  

 

§         Первое задание: выполнение эскизов и технологических карт будущего изделия.

 

Заготовки эскизов выполнены из ватмана и приклеены на цветную бумагу.

Группа выбирает заготовки эскизов  изделия методом жеребьевки.

Каждый участник группы выполняет эскиз будущего изделия с помощью фломастеров или карандашей, затем   составляет технологическую карту, где последовательно описывает процесс изготовления изделия.

 

         Группа учителей выполняет эскизы для оформления  рамок для фотографии

                            

                                                                        Готовые  эскизы рамок

 

 

Группа учеников выполняет эскизы для оформления стаканчиков для пикника

                     

                                                                                              Готовые эскизы стаканчиков

 

 

Группа родителей выполняет эскизы для оформления разделочных досок

                          

                                                                                           Готовые эскизы разделочных досок

 

 

 

§         Второе задание: создание изделия по эскизам и технологическим картам

 

Группа выбирает заготовки изделий методом жеребьевки.

Каждый участник группы получает эскиз и технологическую карту для создания изделия.

 

 Группа учителей украшает самоклеющейся цветной бумагой стаканчики для пикника   по эскизам,  созданными   учениками.  

               

    

 

                            

                                                         Готовые стаканчики

 

 Группа учеников расписывает гуашью  разделочные доски по эскизам, созданными родителями.

      

 

                              

                                           Готовые разделочные доски

 

 

Группа родителей украшает рамки для фотографии по эскизам, созданными учителями.

      

                         

                                                            Готовые рамки

 

 

§         Заключительный этап: рефлексия

Каждая  группа представляет свои изделия: тема оформления изделия, трудности в творческом процессе, что удалось и что не получилось.

 

 

 

Результат эксперимента: Все участники справились с творческими заданиями. Созданные изделия выполнены по эскизам, но каждый участник привнес свою идею в оформление изделия, проявив индивидуальные творческие способности.

  Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута.  Процесс обучения, проведенный в форме мастерской, в ходе, которого выполняются творческие задания, способствует сотрудничеству, сотворчеству, взаимодействию и взаимообогащению между учениками, учителями и родителями.

  Гипотеза о том, что у родителей будут затруднения, не подтвердилась. Творческие идеи родителей и созданные ими изделия, оказались лучшими.

  Творческий процесс и творческие задания являются средствами достижения целей обучения.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010