Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Социализирующий потенциал занятий спортивным ориентированием: cоревновательный аспект

Автор:
Волошин Юрий Иванович

Аннотация:

В данной статье содержится характеристика социализирующего потенциала занятий спортивным ориентированием (СО). Целью работы является обоснование факторов, необходимых для полноценного развития личности юных спортсменов в процессе подготовки и участия в соревнованиях по СО. Задачи:

- раскрыть социализирующий потенциал СО;

- отразить специфику подготовки к соревнованиям спортсмена – ориентировщика.

В статье дано определение социализации, выделены социализирующие функции СО, представлен Белгородский опыт реализации социализирующего потенциала СО и участия белгородских спортсменов в соревнованиях.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования данного материала тренерами различных видов спорта при подготовке юных спортсменов к соревнованиям.

Статья:

В недавних встречах президента России Д.Медведева и премьер-министра В.Путина с физкультурной общественностью страны неоднократно поднимался вопрос о подготовке сборных команд и развитии юношеского спорта. Молодое поколение является важнейшим стратегическим ресурсом развития здорового потенциала общества и основой для создания сборных команд. В Белгородской области в рамках государственной региональной молодежной политики огромное значение уделяется физической культуре и спорту, воспитанию подрастающего поколения и вопросам их социализации, декларируется идея развития «природных» видов спорта, что является весьма перспективным для подрастающего поколения.

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно-одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе…, учится совместно и эффективно взаимодействовать с другими людьми [1; с. 396]. Образование как социальный институт является одним из важнейших в социализации личности. Спортивные школы и станции юных туристов, как его структурные элементы, также осуществляют указанную функцию: стремятся объединить молодых людей, приобщают к здоровому образу жизни, содействуют социальной интеграции молодых людей, формируют социально значимые ценности, знания, умения.

Различные виды спорта оказывают неодинаковое воздействие на личность. Позитивно влияют на молодых людей занятия спортивным ориентированием (СО) - вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны отыскать или пройти необходимое количество контрольных пунктов, расположенных на местности в наиболее короткое время. СО практически не имеет возрастных границ (благодаря чему на старт выходят одновременно ориентировщики от 10 до 70 лет и старше, что несёт в себе важное воспитательное значение) и выступает в самых разных формах - ориентирование бегом, на лыжах, ориентирование на велосипедах.

Сравнительно новым направлением в СО, увеличивающим его социальную значимость, является О-Трейл ориентирование (ориентирование по тропам). Оно позволяет спортсменам-инвалидам и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата найти применение и развитие своих способностей, и далее - самореализации в обществе, что является одним из проявлений гуманистической сущности данного вида спорта[2]. А сурдориентирование (среди спортсменов с нарушением слуха) в скором времени может появиться на Паралимпийских играх.

Позитивное социализирующее воздействие в процессе занятий СО осуществляется посредством совместной (тренера и воспитанников) организации и проведения тренировок и соревнований, участия в походах и многодневных соревнованиях, где воспитанники овладевают навыками решения многих бытовых вопросов (распорядок дня, гигиена и др.). А также юные спортсмены овладевают рядом социальных навыков и коммуникативных компетенций - коллективного взаимодействия, взаимопомощи и взаимной ответственности, разрешения конфликтов, решение коллективных задач и пр. Усиливают эффект коллективизма командные виды соревнований (командный зачет, эстафеты), в которых взаимозависимость участников многократно возрастает.

В процессе тренировок и соревнований идет направленная работа на формирование коллектива, который является важнейшим фактором становления и развития ребёнка, а затем и молодого человека как личности с активной жизненной позицией и творческой инициативой.

СО, как природный вид спорта, предоставляет широкие возможности экологического воспитания подрастающего поколения. Этому в данном виде спорта традиционно отводится значительное место (изучение природы родного края, экологические субботники, оберегаемые и охраняемые участки местности во время соревнований и тренировок и др.).

В рамках этого спорта затрагиваются и военно-патриотические аспекты воспитания (что связанно с изначальным выходом спортивного ориентирования из военно-прикладных дисциплин, а так же введение спортивного ориентирования в число обязательных дисциплин в специальных подразделениях «Альфа», «Вымпел» и других).

Правильно организованный тренировочный процесс содействует не только укреплению здоровья занимающегося, но и формированию культуры ЗОЖ., а природа, походы становятся частью жизни воспитанников данных секций.

И естественно, необходимость принимать быстрые решения в сложных ситуациях содействует развитию интеллектуальных способностей. Развитие интеллекта, как основной формы познания человеком действительности, обобщает все познавательные процессы: внимание, ощущения и восприятие, память, мышление.

В Белгородской области накоплен большой опыт по реализации социализирующего потенциала спортивного ориентирования. В частности, на нашей земле воспитаны два заслуженных мастера спорта, двукратные Чемпионы Мира, Чемпион Европы, множество победителей и призёров Российских и международных соревнований по СО. И это стало достижимо благодаря широкой сети клубов, станций туризма и спортивных школ, поддержке отделов по делам молодёжи, действующих в Белгородской области.

В процессе занятий спортивным ориентированием юные спортсмены принимают участие в различных спортивных соревнованиях, по сути, аналогичные всем тем видам деятельности, которые протекают в условиях, определяемых как сложные, трудные, стрессовые, экстремальные и т.д. При всём разнообразии все они характеризуют сходные условия деятельности, главной особенностью которых являются повышенные требования к функциональным возможностям человека, к его психике и социальной адаптации в обществе. В таких условиях юные спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их соревновательную деятельность. Поэтому, как показывают наблюдения, беседы с высококвалифицированными тренерами и спортсменами, для сохранения высоких результатов на соревнованиях спортсмены нуждаются в новых знаниях, умении управлять своим эмоциональным и физическим состоянием и анализе своих действий в предполагаемых ситуациях совместно с тренером.

Эффективное выступление юных спортсменов на соревнованиях и высокий результат определяются рядом важных обстоятельств, в том числе устойчивой психикой спортсменов, более высокой, как правило, квалификацией тренера, его опытом руководства в сложных условиях, умением планировать подготовку спортсменов. Тренировки без тщательно подуманной программы - рецепт неудач, так как это может провести к таким проблемам, как например, перетренированность, травмы или невозможность достичь своего истинного потенциала. В решении задач хорошего выступления на соревнованиях комплексно изучаются вопросы, связанные с психологией личности юного спортсмена, особенностями соревновательной деятельности, аспектами взаимодействия между спортсменами, партнёрами по команде и др.

Воспитание и обучение спортсменов в сложных условиях соревнований является универсальной моделью для рассмотрения социологических и психологических аспектов поведения юных спортсменов в различных ситуациях учебной и общественной деятельности. Поэтому примеры из практики спорта могут быть в дальнейшем применены в дальнейшей жизни спортсменов, даже после активных выступлений в спорте или в продолжение учёбы. Нужно планировать свои тренировки вокруг учебы, а не наоборот. И если известно, например, что скоро экзамены, то провести тренировку заранее, чтобы обеспечить максимальную энергию для сдачи экзаменов.

Анализ экстремальных условий соревновательной деятельности позволяет видеть вероятность развития у спортсменов различных неблагоприятных состояний, таких, как стресс, тревога, напряженность. Несоответствие требований соревнований и готовности ориентировщиков создаёт чувство тревоги. Наиболее острыми эмоциональными реакциями сопровождаются, в частности, возможные конфликты с членами команды, свои предшествующие неудачи, а так же успехи соперников, неточности в спортивной карте и др.

С ростом мастерства спортсменов вероятность возникновения острых эмоциональных реакций увеличивается из-за повышения значимости состязаний, сложности соревновательной борьбы и стремления к первенству. Достижение высоких спортивных результатов является нормой для квалифицированного спортсмена, соответствующих его рангу, престижу. От него уже ждут, и сам он от себя ждет обязательных побед, путь к которым становится все труднее. Здесь необходимо тщательно продумать, какие у него сильные стороны и расширять их.

Развитие состояния эмоционального напряжения и тревоги ведет к появлению эмоционально-сенсорных, эмоционально-моторных и эмоционально-ассоциативных нарушений, которые можно наблюдать в единстве их физиологических и психологических отклонений. Это даёт основание прогнозировать возможность активного воздействия на всю динамику сложного состояния спортсмена в период соревновательного стресса и позволяет управлять этим состоянием, применяя аутогенные тренировки по внушению и самовнушению. А также определить, какие методы восстановления наилучшие для юных спортсменов. Помнить, что не каждый сеанс восстановления должен предусматривать физическую нагрузку, такую как легкий бег, плавание, велосипед.

Воздействие осуществляется в виде двух процессов: саморегуляции спортсмена и умении реализовать свои возможности с помощью тренера. Если самоуправление достигает высокого уровня, то и работа с воспитанниками поднимается на качественно новую ступень. В то же время повышение уровня подготовленности предполагает появление у спортсменов новых знаний, умений в плане саморегуляции, самоконтроля, принятия самостоятельных решений. Хорошо сбалансированная программа тренировок должна позволить ориентировщику справиться и с внешними, и с внутренними факторами соревновательного выступления и должна включать физический, технический и психологический компоненты. СО содержит когнитивный элемент (принятие решения и интерпретация визуальной информации и карты, и ландшафта), поэтому логично развивать эти технические навыки параллельно с физической тренировкой. Психологические навыки и стратегии могут использоваться для оптимизации и увеличения физической и технической подготовки.

Важно, чтобы информация о достоинствах и недостатках спортсмена, развитии у него тех или иных качеств, с позитивной мотивацией, необходимых для успеха на соревнованиях, оценивалась индивидуально и в соответствии с вполне определенными критериями. Особенно необходим индивидуальный подбор упражнений и планирование нагрузок. Важно рассмотреть психологическую подготовку параллельно с физической и технической подготовкой, которые должны осуществляться регулярно.

Между тренером и спортсменом в ходе учебно-тренировочного процесса можно выделить восемь категорий информации прямой связи: мотивирующая, мобилизующая, ориентирующая, обучающая, организующая, психорегулирующая, оценивающая, релевантная. Но обучающая категория информации может принести даже вред участникам соревнований, если она направлена на переделку сформированных навыков (это приводит к нарушению координации движений и ухудшению эмоционального состояния), а также не будет полезна иррелевантная информация без учета ситуации, не связанная с решением конкретных задач.

Все остальные категории информации эффективны только тогда, когда их применение основывается на данных исходной информации и информации обратной связи (спортсмен-тренер), позволяющей видеть результаты управления своевременно вносить необходимые коррективы.

Успешность выступления юных спортсменов на соревнованиях и показ высоких результатов достигается многократной отработкой ситуаций, которые возникают в ходе борьбы на дистанции. В процессе соревнований тренер учит оценивать обстановку спокойным взглядом, тщательно анализировать ситуацию и принимать решение, проанализировав все «за» и «против». Юные спортсмены совместно с тренером учатся вырабатывать алгоритм действий до старта и на дистанции, во время постоянно меняющейся ситуации, абстрагироваться и обратиться к прошлому опыту своих выступлений на соревнованиях и выступлений знаменитых спортсменов. Отрабатываемые умения и навыки на тренировках, идеомоторные тренировки действий спортсмена, позволяют давать нужные, нередко решающие указания по технике и тактике, мобилизовать спортсмена на новые усилия, соответствующей мотивацией помочь ему найти в себе дополнительные резервы. Воздействия тренера могут быть особенно эффективны еще и потому, что в условиях соревновательного напряжения спортсмен становится повышенно внушаемым и, если он полностью доверяет тренеру, то команды и советы тренера становятся высокоэффективными.

Изучаемый юными спортсменами материал на тренировках и соревнованиях требует от них не только сознательности, но и активности. Однако настоящая активность юных спортсменов проявляется только тогда, когда они систематически получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки совершенствуются от тренировки к тренировке и от соревнований к соревнованиям.

В заключение отметим, что в основе проявления и развития творческой активности спортсменов-ориентировщиков чаще всего лежит интерес не столько к самой двигательной деятельности, сколько к ее результатам. Важно уметь сделать очевидным для ребят, занимающихся спортом, рост их результатов, непосредственно зависящий от систематических и упорных тренировок, формированию у них психологической уверенности в себе, в способности их полной и успешной реализации и выработать у них «психологию победителя». Успешность выступления на соревнованиях даёт широкие возможности для полноценной реализации личности спортсменов и успешности личности в жизни в целом.

 

 

Литература:

1. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.

2. См. например: Бреггинс А. Ориентирование по тропам. Новые возможности [Электронный ресурс]//Режим доступа к изд. http://www.paralymp.ru/orient - Система требования: IBM PC, Internet Explorer.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010