Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«О взаимоотношениях игрока, тренера и судьи во время соревнований по бадминтону ».

Автор:
Кириллов Валерий Александрович

Аннотация:

«О взаимоотношениях игрока, тренера и судьи во время соревнований по бадминтону ».

 

Аннотация.

 

В связи с введением третьего урока физкультуры, увеличивается количество соревнований, особенно внутришкольных и районных. Это позволяет тщательнее их  организовывать.

На трибунах больших стадионов всё реже можно увидеть подростков, ибо из-за беспорядков, сквернословия, царящих там, нормальным людям становится  жутко - они опасаются за своих детей. Поэтому уже на школьных соревнованиях надо приучать учащихся к вежливому обращению к судьям, соперникам, тренерам, и  уважительному поведению на зрительских трибунах.

 В.Кириллов, мастер спорта СССР

 

Статья:

О взаимоотношениях игрока, тренера и судьи во время соревнований по бадминтону.

 

            Любой болельщик приходит на соревнования как на спектакль, только спортивный. Он вправе желать запоминающегося своей неповторимостью зрелища, жаждет насладиться борьбой характеров и покинуть трибуны в прекрасном настроении, которое создают спортсмены, судья, тренер. А зритель получает к тому же и воспитательный заряд. По поступкам участников поединка легче всего судить о богатстве внутреннего мира, культуре каждого. Мало спортсмену хорошо владеть ракеткой, тренеру разбираться в технике и тактике, а судье в правилах, надо чтобы всем им были присущи лучшие черты «настоящего человека» настойчивость,  упорство, самообладание – с одной стороны, и вежливость, уважение сопернику с другой. Для воспитания этих качеств надо найти время в учебно-тренировочной работе.

            Каждое учебное занятие – подготовка к соревнованию, об этой основной формуле не следует забывать. Поэтому всё, о чем пойдёт ниже речь, относится в равной степени не только к соревнованию, но и к тренировочному занятию.

 

Игрок.

 

            Не секрет, что все мальчишки и девчонки имеют своих «кумиров» в любимых видах спорта. Перенимают они не только технические приёмы, но и внешний вид: причёску, походку и главное – манеру поведения в общественных местах. Каждый спортсмен обязан понравиться зрителю. Для этого в первую очередь необходимо научиться скрывать свои чувства: отказаться от громких возгласов из-за досадных промахов, не хлопать себя по бёдрам, не бросать ракетку из-за досадной ошибки. Не закатывать к потолку глаза, не хвататься за голову и не звать на помощь «маму», «чёрта», «блины». С трибуны неприятно смотреть на подобное поведение.

           Началась встреча, игрок выполняет свой тактический план, но кроме площадки, противника и волана, часто приходится иметь дело с судьёй, так как от его решения зависит очень многое, а иногда и результат встречи.

Необходимо подчиниться решению судьи, даже если вам кажется, что оно ошибочное. Иногда спрашивают: «Можно ли пользоваться ошибками судьи», – по-моему – да. Правильнее подчиниться решению судьи, чем просить переиграть волан, или подарить очко противнику. «Акт вежливости» по отношению к противнику был бы актом невежливости в отношении к судье. Необходимо взять за правило: если судья сказал, что мяч неверен, значит он действительно был таким. Но если вы видите, что судья не в состоянии справиться со своей миссией, то настаивайте на его замене другим.

Если судья не видел, где упал волан, надо честно в этом признаться и переиграть его.

Если вы проиграли розыгрыш, и волан упал на вашей стороне, то верните его сопернику в руки короткой подачей: не швыряйте его по полу, не забивайте со злостью, так как этим вы показываете невоспитанность, неуважение к сопернику и вызываете негативное отношение к себе со стороны окружающих.

Относитесь к пожатию руки судье, после окончания встречи, не как к формальному акту, обязательно скажите «спасибо» за судейство, не забудьте поблагодарить и боковых судей. Воспользуйтесь случаем первым поздравить своего противника с победой, а он в свою очередь пожелает вам успехов в дальнейших соревнованиях.

И последний совет: никогда не играйте для зрителей, так как это:

·       причина ослабления вашей игры,

·       такая игра указывает на характер, предпочитающий аплодисменты настоящему спорту.

·       такая игра рассеивает, так как тот, кто следует за реакцией публики, не может следить за воланом.

 

Судья.

 

Судья – основной диспетчер встречи. Что от него требуется в первую очередь? Естественно, отличное знание правил, умение быстро применять их на практике, быть внимательным, сосредоточенным во время розыгрыша, но самое главное – не мешать спортивной борьбе на площадке.

Последующий тезис звучит, казалось бы, странно: но можно вспомнить много поединков на соревнованиях самого высокого ранга, в которых не спортсмен, а судья был в главной роли. Казалось бы - ничего особенного, где-то потиранил, сделал замечание, где от него можно было воздержаться, может, не разрешил взять полотенце, заколоть волосы, поправить футболку, протереть очки – вот и накопились слагаемые срывов, болезненной реакции со стороны игрока на судейские действия.

Второе: форма общения на площадке должна быть официальная, корректная, доброжелательная. Нельзя отдавать предпочтение кому-либо из игроков, обращаться к ним в ласкательно-уменьшительной форме, например: Толик, Вован, Аллочка и так далее. Судья должен обращаться к игрокам по фамилии.

Третье: познакомить игроков перед встречей – долг судьи. Именно познакомить, сказать: «познакомьтесь, пожалуйста», но вначале должен сам судья с каждым познакомиться. Делая это не формально, вы получите признательность и доверие игроков. Проводите встречи спокойно, и уверенно, неторопливо. Давайте возможность спортсменам приводить себя в  порядок, не торопите, не подгоняйте их. Зрителю приятно видеть опрятных игроков, а не взъерошенных, конечно, если вы чувствуете, что игрок умышленно затягивает игру, сбивает темп с целью отдохнуть, то надо сделать игроку замечание и потребовать продолжить встречу.

 

Тренер.

 

Поведение тренеров во время поединка питомцев тоже влияет как на исход встречи, так и на общее впечатление о матче. Мне кажется, что в короткие моменты секундирования, тренер должен быть внешне особенно уравновешен. В лаконичные замечания по тактике надо вложить глубокий смысл дальнейшей схемы игры. Надо избегать слов: «не можешь», «не делаешь», «ошибаешься» и т.д.- они снижают мышечный тонус спортсмена, заставляют акцентировать внимание на своих слабостях, а это мешает играть. Больше положительных замечаний: «Молодец!», «Здорово!», «А слева сегодня хорошо!»; или конкретно: «Подавай короткую подачу!»; «Вместо смеша, укорачивай!»; «Свечу подавай глубже!» и т.п. После подобных фраз появляется желание выполнить указания. Советов не должно быть много, не больше трёх: по тактике подач, ударов сверху, снизу, одно общее замечание – «Быстрее!», «Не спеши!» – и всё.

            Очень важно, где руки у тренера во время наставлений. Не надо класть их на игрока, или усиленно жестикулировать перед его лицом, ставить руки в боки (лучше их держать за спиной, соединив кисти, не поднимая их). Найдите для рук положение, подчёркивающее вашу уверенность и сдержанность.

После окончания поединка не бросайтесь к своему ученику, этим вы становитесь похожим на человека потерявшего рассудок, да и некрасиво так поступать по отношению к противнику. Очень приятно, если победитель сам благодарит тренера и не скрывает, что в успехе большая доля их совместного труда.

 

Мои замечания не исчерпывающий ответ, а попытка обратить внимание на этическую сторону соревнований по бадминтону.

Многое из сказанного можно увидеть в работе ведущих тренеров, но пока это не стало достоянием всех, надо, чтобы по этим вопросам высказали своё мнение и тренеры и судьи. Хорошо, чтобы это было и темой разговора на совещании представителей перед началом соревнований или турниров.

 

 

                                                                                  В.А. Кириллов – мастер спорта СССР

                                                                                  Судья Республиканской категории.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010