Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Влияние совместного активного отдыха на природе детей с родителями и педагога на их физическое и психическое здоровье

Автор:
Антуфьева Светлана Леонидовна

Аннотация:

Влияние совместного активного отдыха на природе детей с родителями и  педагога на их физическое и психическое здоровье

 

Автор: С. Л. Антуфьева. Учитель русского языка и литературы, село Красноярка, Омский район, Омская область

 

Тип статьи: учебно-методическая

 

Аннотация статьи. Вырастет ребёнок здоровым или слабым, в значительной мере зависит от семейного физического воспитания. Личный пример родителей – надёжное средство увлечь детей физкультурными занятиями. Проводимые совместно с родителями экскурсии и прогулки носят не только оздоровительное, но и воспитательное, образовательное, нравственное и эстетическое значение. Активный отдых на природе обязательно должен основываться на физкультурно-спортивном досуге. Красота немыслима без здоровья – духовного и физического.

 

 

                  Учитель русского языка и литературы Антуфьева С.Л.

                  Омская область, Омский район, село Красноярка

 

 

Статья:

Влияние совместного активного отдыха на природе детей с родителями и педагога на их физическое и психическое здоровье

                    Можно ли найти человека, который не желает всегда быть здоровым? Конечно, нет. Но многие ли задумываются над тем, от чего зависит здоровье, и осознанно сохраняют этот драгоценный дар природы? Увы, далеко не все.

                     Человечество с давних пор интересуется тайнами долголетия, стараясь найти ключи к здоровью. Так, ещё Гиппократ, Гален, Авиценна видели причину многих недугов в неправильном образе жизни, нерациональном питании и нарушении элементарных гигиенических правил.

                      Оздоровительное значение физической культуры, как и её эстетическая сторона, были оценены ещё в глубокой древности. Уже тогда обнаружили целебную силу естественных факторов – солнца, воздуха, воды, растений. Было замечено, что движение благоприятно влияет на человека, он становится не только сильнее, но и красивее.

                      Овладение физкультурными навыками – это не только признак общей культуры человека, но и необходимость для поддержания здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса.

                      Социальный и технический прогресс избавил человека от многих невзгод. Но стал ли человек от этого здоровее, выносливее? Отнюдь нет. Причём на нашего современника обрушились ранее неизвестные болезни – гипертония, инфаркт, инсульт. И всё из-за того, что новый образ жизни привёл его к конфликту с собственной биологической природой.

                      Надо стараться жить, работать, отдыхать так, чтобы не тратить понапрасну силы, а с помощью рационального режима и физических упражнений распределять их эффективно. И решать эту задачу только школа не может. Здесь огромные возможности у семьи. Здоровый образ жизни, принципы оптимальных физических нагрузок, эстетическое воспитание человек усваивает с самого раннего детского возраста, что называется, впитывает с молоком матери. Основы физической культуры закладываются прежде всего дома, всем образом жизни родителей.                             

                     Без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и приём пищи. Родители обязаны заботиться о двигательной сфере ребёнка. Тревожное напоминание врача может оказаться запоздалым из-за болезненных изменений, которые уже произошли в детском организме.

                      В семье начинается решение важнейшей общегосударственной задачи воспитания молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. В раннем детском возрасте закладываются основы будущего характера и физические особенности организма. Вырастет ребёнок здоровым или слабым, в значительной мере зависит от семейного физического воспитания, которое должно осуществляться систематически, постоянно с момента рождения ребёнка.

                      Общеизвестно, что любая деятельность может быть успешной при условии глубокой убеждённости в её необходимости и ясном понимании конечной цели. К сожалению, ещё много родителей, которые сами не приобщились к физической культуре и не проявляют должной активности в воспитании у своих детей соответствующих навыков. Вот почему приходится убеждать прежде всего взрослых в необходимости осознать ту огромную роль, которую играет физическая культура в жизни человека. Причём не только убеждать, но и просвещать, вооружать конкретными знаниями и умениями, чтобы взрослые могли активно и грамотно заниматься физическим совершенствованием себя и детей.

                        Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Родителям следует лишь считаться с этим и не ограничивать двигательную деятельность ребят.

                         Личный пример родителей – надёжное средство увлечь детей физкультурными занятиями. У родителей, увлекающихся спортом, дети, как правило, рано приобщаются к культуре здорового тела. Только приказом и нравоучениями здесь ничего не решить. Общее педагогическое наблюдение за детскими занятиями всегда необходимо. Но не менее важно побуждать ребят к самостоятельности, умению обходиться без непосредственной опеки взрослых.

                         Разнообразие движения, особенно на свежем воздухе, необходимы для роста и жизнедеятельности ребёнка. Неоценимую услугу здоровью оказывают даже кратковременные занятия физическими упражнениями. Это лучше, чем полная бездеятельность. Однако наибольшую пользу приносят упражнения, выполняемые в системе, в определённое время дня, в разных формах, в сочетании с закаливанием организма.

                         Возможности и условия для физического воспитания у школы и семьи различны. По-разному решаются и задачи. Обучает школьников двигательным действиям преимущественно школа. Для закаливания организма, формирования правильной осанки, развития двигательных и других качеств у школы и семьи возможности примерно одинаковы. Для выработки у детей навыков культурного проведения досуга и формирования гигиенических навыков семья располагает лучшими условиями, чем школа.

                         Итак, от родителей во многом зависит, будут ли дети радоваться жизни либо впадут в вялое существование с постепенно убывающим здоровьем. От взрослых требуется лишь желание приложить некоторые усилия и запастись терпением. Даже если организм ребёнка ослаблен, он вполне способен к восстановлению при правильном физическом воспитании.

                         Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать о педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, для класса, в лучшем случае – предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении и жизни классного коллектива. Родителей нужно привлекать к проведению разовых классных мероприятий. Родители успешно могут участвовать в работе внеклассных мероприятий, быть участниками различных конкурсов.

                        Глубоко заблуждаются те, кто считает, что, подрастая, ребёнок нуждается уже в меньших заботах. Воспитание детей старшего возраста требует от родителей не меньшего, чем в ранний период жизни детей, внимания и ещё больше знаний. По-прежнему огромное значение имеет физическое воспитание. Оно содействует не только укреплению здоровья, физических сил, но и формированию положительных моральных качеств.

                        Вместе с ускорением темпов социального прогресса создаются новые возможности для интенсивного развития физической культуры в семье. Опыт многих семей показывает, сколь благотворны могут быть результаты этой стороны воспитания. Наряду с ежедневной утренней гимнастикой и другими традиционными элементами физической культуры в быту, распространение в семье могут получить оздоровительный бег, пешеходные, вело- и лыжные прогулки, путешествия в выходные дни и каникулы, планомерная подготовка и участие в соревнованиях и конкурсах «Спортивная семья», «Физкультурная семья» и т. д.

                        Большую пользу и радость подросткам приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и прогулки. Не только оздоровительное, но воспитательное и образовательное значение таких семейных путешествий немалое, если проводить их с определёнными установками, например, связать с занятиями по туризму, показать подросткам способы ориентирования, преодоления в пути различных препятствий.

                        Летом лучше всего выходить в поход утром, с тем, чтобы в самое жаркое время дня остановиться на привал в тени. Подростки должны научиться ходить размашистым, пружинящим шагом со свободной работой рук, передвигаясь с равномерной скоростью. Во время походов можно устраивать специальные «учебные» переходы «походным» шагом. Взрослым нужно наблюдать за осанкой подростков, постараться отучать их от привычки смотреть при ходьбе себе под ноги.

                          Ребята могут упражняться в видах ходьбы. Это полезно и вместе с тем вносит разнообразие в пешие походы. Например, пройти за низкими кустами, нагнувшись так, чтобы не было заметно идущего; пойти 20 -30 метров, сделав возможно меньшее число шагов; пройти за взрослыми по рыхлому грунту «след в вслед»; пройти с закрытыми глазами босиком по тропинке, не сходя с неё.

                          По пути можно поупражняться в самых различных прыжках. Не следует отговаривать подростков от намерения перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т. д. Следить надо только за тем, чтобы всё это было в меру, а сами упражнения не представляли бы опасности. В лесу у дерева можно проделать немало полезных упражнений, развивающих ловкость и силу. Вот одно из них: достать в прыжке с разбега вверх рукой или головой высоко рассоложенную ветку дерева, отталкиваясь одной или двумя ногами.

                          Можно провести разнообразные простейшие упражнения в метании: попасть еловой шишкой в дерево, бросить шишку дальше вдоль тропинки, перекинуть палку через дерево, суметь бросить плоский камешек по поверхности воды так, чтобы он несколько раз подпрыгнул. Эти и подобные им незатейливые упражнения развивают ловкость, координацию движений, глазомер, сноровку.

                          Юные физкультурники могут упражняться в лазании на откосы различной крутизны и по разным направлениям, на ветвистые деревья, чтобы не выдавать себя качанием веток. Лазание развивает физическую силу, решительность, смелость и самообладание. В пути можно без труда пройти высохшее русло ручья, но лучше переправиться через него по бревну. Переход по бревну – удобный случай для упражнений в равновесии. Следует показать подросткам, какими способами лучше передвигаться по узкой доске, как расходиться при встрече на бревне, сохраняя устойчивость, выгоднее переносить различную поклажу.

                           Физические упражнения в форме игры увлекают детей, вызывают положительные эмоции. Но очень важно, чтобы они, соответствовали возрасту и развитию ребёнка.

                           Следует подчеркнуть, что  важное значение имеет правильная дозировка упражнений, так как дети младшего возраста быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинать надо с минимальной дозировки упражнений и всегда следить за тем, чтобы ребёнок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся.

                           Активный отдых на природе обязательно должен основываться на физкультурном досуге составленном в основном из знакомых детям подвижных игр и физических упражнений, обновляемых путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.

                          При разработке программы физкультурного досуга учитель советуется с родителями с целью выяснения особенностей физического развития детей, доработки сюрпризных моментов, подборки оборудования и атрибутов для игр.

                          Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый взрослый должен проявить свою инициативу и творчество – это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учётом программ для последующих физкультурных досугов.

                          Следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов – это умелое руководство учителя и родителей, их творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.

                          Большое место в жизни детей занимают игры. Удовлетворяя сильно выраженной естественной потребности детей в движениях, подвижные игры и спортивные развлечения имеют большое гигиеническое и воспитательное значение. Они оказывают благотворное влияние на развитие и укрепление всего растущего организма. Они являются прекрасным средством тренировки в ходьбе, беге, прыжках. Они развивают ловкость, быстроту, силу и выносливость. Они содействуют воспитанию у учащихся таких ценных качеств, как смелость, дисциплинированность, воля и настойчивость.

                          Игра для детей имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Подвижные и спортивные игры на воздухе летом не только интересны и увлекательны, но и очень полезны для укрепления здоровья. Эти игры необходимы для того, чтобы дети росли сильными, крепкими, умеющими хорошо ходить, бегать, прыгать.

                          На летние прогулки и экскурсии лучше всего надевать детям лёгкие повседневные костюмы и обязательно головные уборы. Одно из основных требований к спортивной одежде и обуви – соответствие их времени года, она должна быть достаточно проницаемой для воздуха и водяных паров, быть лёгкой, удобной и чистой. Одежда должна быть свободного покроя, не ограничивать движения подростка. Она не должна стеснять движений, сдавливать грудную клетку, живот, конечности, препятствовать свободному дыханию и кровообращению. Помните, что от тяжёлой и чрезмерно тёплой одежды ребёнок может устать больше, чем от движений и окружающих впечатлений.

                         При выборе спортивной одежды на летний период необходимо учитывать не только температуру воздуха, но и солнечное облучение. Как известно, светлые ткани отражают солнечные лучи, а тёмные их задерживают. Поэтому при высокой температуре окружающего воздуха и ярком солнце лучше заниматься в спортивной одежде из тканей светлых тонов. Ткани спортивной одежды должны соответствовать следующим гигиеническим требованиям: малая теплопроводность, значительная пористость, хорошая воздухопроницаемость, небольшая гигроскопичность, высокая эластичность, прочность, малая усадка при высыхании. Одежда позволяет нам более или менее легко приспосабливаться к различным климатическим условиям.

                          Основное гигиеническое требование к обуви заключается в её соответствии индивидуальным особенностям стопы, удобства при ходьбе и беге, прочности, эластичности, защите стопы и голеностопного сустава от повреждений. Обувь, как и одежда, требует повседневного ухода.

                          Обувь необходимо подбирать соответственно размерам стопы, а размер, фасон и жёсткость подошвы не должны препятствовать анатомическому развитию стопы. Тесная  или свободная обувь мешает нормальному росту ноги, затрудняет передвижение. Время пребывания в спортивной резиновой обуви (кеды, полукеды) должно быть ограничено продолжительностью спортивных занятий.

                          На пешеходной прогулке детей обязательно будет сопровождать эффект закаливания. Это будет закаливание воздухом, воздушно-солнечные ванны и элементы закаливания водой (умывание лица, шеи, верхней части груди и рук до локтей, полоскание горла, обливание стоп), хождение босиком. Закаливание помогает постепенному повышению сопротивляемости организма различным внешним воздействиям и, прежде всего, таким, как холод, жара. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закалённые люди, как правило, не простужаются.

                          Нужно следить за тем, чтобы все игры и конкурсы были в меру, а сами упражнения не представляли бы опасности получить травму. На всякий случай захватите с собой бинт или пластырь, йод. Каждый взрослый должен хорошо знать содержимое аптечки и правила пользования её, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь. Любые травмы требуют немедленной помощи. В условиях, где не всегда возможно получить быстро медицинскую помощь, учитель и родители до прибытия медицинских работников должны уметь оказать пострадавшим школьникам правильную и своевременную первую помощь. Простейшими приёмами оказания себе и товарищам первой помощи должны владеть и учащиеся.

                           Не надо досадовать на царапину или синяк. Эти маленькие неприятности с избытком окупятся той пользой, которую принесут упражнения, развивающие уверенность в своих силах, отвагу, ловкость, решительность, смелость.

                           Правильное питание во время отдыха на природе не менее важно, чем в бытовых условиях. Надо точно соблюдать режим питания. Полезно для здоровья есть овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты.

                           Рациональное питание является важным средством восстановления работоспособности при занятиях физкультурой и спортом, оно возмещает расход энергии. Рацион должен содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Пища должна быть разнообразной и состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения. Одновременно пища должна включать легкоусвояемые и высококалорийные продукты небольшого объёма и веса. Пища должна обеспечивать чувство сытности, обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом.

                            Для быстрейшего восстановления сил и работоспособности весьма важна насыщенность организма солями, так как вместе с потом организм теряет и минеральные соли.

                            Правильный питьевой режим юного физкультурника, особенно в жаркую погоду, - залог высокой работоспособности. Излишнее и беспорядочное питьё не только плохо утоляет жажду, но и развивает привычку много пить и, оказывая неблагоприятное действие на организм, ведёт к снижению работоспособности. Поэтому нужно строго придерживаться «водной дисциплины». Воду следует пить часто, но небольшими порциями. При этом необходимо дольше удерживать её во рту. Опытные физкультурники при появлении жажды ограничиваются лишь полосканием рта.

                            Хорошо утоляют жажду и такие напитки, как хлебный квас, чёрный и зелёный чай, минеральная вода, томатный сок, настой шиповника, вишнёвый и другие фруктовые и овощные отвары. А вот сладкую газированную воду лучше совсем исключить из ассортимента напитков не только в походе, но и в повседневной жизни.

                            Пешеходные прогулки и отдых на природе доставляют удовольствие  не только ребятам, но и взрослым. Во время прогулок и активного отдыха укрепляется организм, развивается любознательность, повышается интерес к окружающей природе, к явлениям, происходящим вокруг. Нужно в этих условиях попытаться развить природные детские способности у всех ребят: фантазию, воображение, память, внимание, контактность и это обязательно принесёт определённую пользу. Чем больше разовьётся впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе. Человек поймёт тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретёт его разум.

В качестве примера, привожу один из вариантов организации физкультурного досуга в выходной день, учащихся класса с родителями и классным руководителем с использованием элементов туризма и применением подвижных и спортивных игр.

                           Целью этого мероприятия на природе является привлечение родителей к спортивным формам семейного досуга, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда физической культуры и спорта в семье, а также пропаганда семейных «маршрутов здоровья».

                           О времени проведения и программе предстоящего выхода на природу и дети и родители извещаются заранее. План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похода классный руководитель проводит беседу с детьми, приглашает родителей принять участие в походе.

                          Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах у детей демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, и особенно детям, так как это создаёт хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. А также способствует повышению активность родителей, формированию у них вкуса к педагогической работе со своими детьми.

                           Какую радость приносят детям прогулки и экскурсии, проводимые совместно с  вами, родители!

                            Не только оздоровительное, но и воспитательное значение таких семейных « путешествий» может быть немалым, если связать экскурсию с практическими занятиями по туризму, показать детям способы ориентирования на местности, а заодно ознакомить ребят с окружающими достопримечательностями.

                            Семейные прогулки желательно проводить в течение круглого года, с наступлением устойчивой благоприятной погоды. Летом хорошо выходить в поход утром, с таким расчётом, чтобы в самое жаркое время дня остановиться на привал в тени.

                            Следуя за взрослыми, дети, особенно подростки, иногда переоценивают свои силы и не замечают, как наступает переутомление. Не страшно, если они почувствуют лёгкую, приятную усталость – она быстро проходит и не приносит ничего, кроме хорошего аппетита.

                            Очень важно заблаговременно выбрать место для проведения мероприятия. Лучше всего, если вы заранее ознакомитесь с маршрутом и местом, куда поведёте детей, возьмёте с собой карту и компас.

                            Для пешеходной прогулки выбирайте такие места, которые помогли бы проводить с детьми по дороге разнообразные полезные упражнения и неутомительные игры.

                            Заранее намечайте упражнения и игры, учитывая характер местности, количество времени, запросы и силы ребят. На всём пути распределяйте эти занятия так, чтобы их трудность возрастала постепенно.

                            Пеший поход проводиться в два перехода: 40-50 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы, загорание т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями т. п., а в конце конечно же возращение обратно домой. Нужно стараться максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор, парк, берег реки, озера и т. п.).

                            «Что ты видел в пути?». Эта игра-соревнование проводится во время движения к месту большого привала. По сторонам маршрута должно быть достаточное количество разнообразных предметов (одиноко стоящие деревья, отдельные постройки, тропки, мостики, указатели, пни и т. д.). Запоминать надо не только встречающиеся предметы, но и отдельные их признаки (очертание, цвет и т. д.). В некоторых случаях, если, например, местных предметов много, по пути следования необходимо заранее подготовить «памятку», т. е. список всех встречающихся предметов.

                          Перед началом движения руководитель напоминает о том, чтобы все внимательно смотрели по обеим сторонам дороги и запоминали все местные предметы и их характерные особенности.

                          В конечной точке маршрута руководитель просит написать каждого, что он видел в пути. Получив ответы, руководитель делает краткий разбор, дополняя сообщения результатами своего наблюдения или данными из «памятки», указывая на упущения. По окончании разбора он даёт оценку каждому наблюдателю.

                          Возвращаясь домой по пройденному маршруту, надо обратить внимание взрослых и детей на упущенные предметы, на характерные детали и т. д.

                          Более длительный отдых организуется в конечном пункте прогулки. Здесь можно не только посидеть, но и полежать, съесть взятый с собой завтрак.

                           Места стоянки для отдыха хорошо выбирать около леса или рощи, недалеко от реки, озера, пригодных для купания. Место привала должно быть чистым. Покройте его подстилкой и сложите рядом вещи. Разведите огонь и приготовьте пищу. Дети могут собирать хворост, приносить воду, помогать раскладывать вещи. Всё это доставляет юным туристам большое удовольствие и в тоже время приучает к труду. Особенно любят дети разжигать костёр. Поддерживайте это стремление. Показывайте, как надо разжигать костёр (после его надо обязательно загасить, тщательно засыпать сырой землёй), кипятить на костре чай, варить картофель или кашу.

                           Очень важно научить ребят самостоятельно устраивать бивак. Построить навес или шалаш для ночёвки, поставить палатку, соорудить из сучьев вешалку для одежды и обуви, сделать из консервной банки курильницу на страх комарам и мошкам – со всем этим и многими подобными делами надо практически знакомить детей. Такие навыки пригодятся в жизни.

                           После обеда не мешает минут 20-30 отдохнуть – посидеть, даже полежать так, чтобы ноги были выше туловища. Отдохнув, они могут заняться играми, собирать растения, наблюдать животных, делать зарисовки и записи.

                           «Запомни ориентиры». Руководитель подыскивает для игры место, с которого открывается наиболее характерная панорама. До начала игры он рассказывает, какие местные предметы могут служить ориентирами. Во время  объяснения взрослые и дети стоят спиной к выбранному для обозрения участку. Затем руководитель подаёт команду: «Кругом!» Ребята и родители рассматривают расположенную перед ними местность в течение 15-20 сек. Затем снова даётся команда: «Кругом!». На отдельных листочках участники игры записывают увиденные ориентиры и отдают свои записи руководителю, после чего он выслушивает сообщения каждого о панораме местности.

                           В первую очередь участники игры должны назвать местные предметы, которые своим внешним видом отличаются от других подобных предметов (например, высота дерева, наличие сухих сучьев, цвет травы, форма крон, скошена ли трава на лугу, ведётся ли работа на полях, есть ли предметы на реке, есть ли деревья на берегу). За каждый наиболее полный ответ даётся определённое количество очков.

                            «Переправа через болото по гати». Цель – отработка навыка в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности. Два варианта: форсирование болота по четырём жердям или по трём.

                            Задача – как можно быстрее пройти заболоченный участок. Две жерди длинной около 2 м и толщиной 5-8 см направляющие в командах получают на старте. Они укладывают их на болото параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходят по ним вперёд. Все остальные участники, продвигаясь по уже уложенным жердям, передают в руки первым ещё две (одну) жерди. Вторую пару жердей направляющие укладывают дальше и продвигаются по ним, а остальные участники следуют за направляющими, каждый раз передавая и жерди. Замыкающие цепочку команды собирают освободившиеся две (одну) жерди и передают их вперёд. Пройдя всё болото, участники складывают жерди на берегу, и судья заносит в карточку команды штрафные баллы.

                           Штрафные баллы начисляют, если участники ставят ноги мимо жерди.

                           «Чемпион по глазомеру». Участники игры делятся на группы по три человека. У каждой группы должно быть по три флажка и метровая палка с сантиметровыми отметками. Игра может проходить на лугу или в редком лесу. Участники распределяют между собой обязанности следующим образом: один определяет расстояние на глаз, второй является подвижным ориентиром, третий руководит их работой, контролирует игру и записывает результаты.

                           По команде контролёра «Марш!» или по особому сигналу второй участник – подвижный ориентир – бежит вперёд, захватив с собой флажки. По следующей команде контролёра «Стой!» бегущий останавливается и втыкает рядом с собой флажок. Первый участник определяет на глаз расстояние до флажка, а контролёр записывает результат. Снова звучит команда, подвижный ориентир бежит дальше, останавливается, втыкает новый флажок. Первый участник определяет расстояние, контролёр записывает. И так три раза.

                            Результаты, сообщённые контролёру, проверяются, в каждом случае фиксируются ошибки. Затем участники меняются обязанностями и снова начинают игру. Из победителей каждой группы комплектуют новые тройки. Игра проходит по олимпийской системе (на выбывание) до тех пор, пока не выявиться чемпион по глазомеру.

                            «Подъём по склону по перилам». Цель: отработка навыка прохождения слона по верёвке. Длина подъёма не более 20 м, крутизна склона не более 40 градусов. Склон должен быть очищен от камней. Перила устанавливаются заранее, а также огораживаются зоны начала и конца подъёма. Участники по одному друг за другом поднимаются вверх по склону, держась за верёвку.

                             Особые условия: на верёвке работает только один человек, остальные находятся за зоной начала подъёма.

                             Штрафные баллы начисляются за падение на склоне, за касание земли коленом, локтем, плечом.

                             «Спуск по склону по перилам». Игра-соревнование по параметрам, организации, оборудованию и задачам прохождения полностью соответствует игре-соревнованию «Подъём по склону по перилам».

                             «Пройди по бревну». По поваленному дереву, лежащему на грунте и не имеющему острых торчащих сучьев, можно потренироваться на нём в равновесии. Для этого во время привала устраиваются игры с перелезанием через ствол (если он достаточно толст) и с прохождением вдоль по стволу без груза, с рюкзаком за плечами, с котелком или кружкой, наполненными водой. Можно ввести дополнительные задания: в конце бревна развернуться на 180 градусов и пройти в обратную сторону; в середине пути присесть, сесть верхом на ствол, снова встать, не касаясь земли, и др.

                             Участники выполняют задание по очереди, а руководитель вместе с другими даёт каждому оценку в баллах за качество прохождения (скорость прохождения бревна не учитывается).

                             Вариант: во время переправы по бревну, перекинутому с одного берега мелкой речки на другой, участникам разрешается пользоваться дополнительной опорой (палкой), а также оказывать помощь друг другу, передавая рюкзаки.

                             «Водоносы». Игра проводиться на берегу ручья, реки или озера, где имеется достаточно высокий и крутой откос. Участвуют несколько команд по 3-7 человек, в зависимости от условий местности и наличия снаряжения.

                              На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые вёдра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренги у своих вёдер, в руках у каждого кружка или котелок. Суммарный объём посуды должен быть одинаков для всех команд.

                              По сигналу «Марш!» все быстро спускаются, черпают кружками воду из реки и поднимаются наверх, чтобы вылить её в свои вёдра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает команда, быстрее других наполнившая своё ведро до установленной отметки. За наполнением вёдер следит судья.

                              Не разрешается передавать кружки с водой по цепочке – каждый должен свою кружку донести до ведра сам. Не разрешается загораживать проход, толкать соперника, выбивать у него из рук кружку с водой.

                              «Следопыты». Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия.

                              Участники делятся на две команды по 5-10 человек. В каждой команде выбирается капитан. Заранее нарезаются бумажные квадратики двух цветов (кроме зелёного) и разбрасываются по двум разным маршрутам – от старта до финиша. Каждый маршрут обозначен одним цветом. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, длина маршрута 500 м и он маркируется в середине через каждые 5 м, то соответственно должно быть заготовлено по 100 бумажек каждого цвета. Кроме того, надо приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту, конус).

                             Перед началом игры руководитель с помощником маркирует первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь с овражки, перелезая через поваленные деревья, и через равное количество шагов кладут на землю или вешают на сучья деревьев бумажки. Однако прятать маркировку так, чтобы её совсем не было видно (в мох, под корни, в дупла, под стволы поваленных деревьев, в кучи хвороста) не следует, так как это приведёт к большой затяжке игры.

                             Затем помощник остаётся на финише, оборудует его – вывешивает флажок на сучке дерева на высоте 2-3 м, а потом маскируется поблизости от финиша. А руководитель возвращается к месту старта, но уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая маркировку другого цвета для второй команды. Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны. А ближе к финишу шли параллельно.

                             Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – первой добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета. Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью (шеренгой), чтобы быстрее обнаруживать бумажки; можно высылать вперёд патрулей, которые не будут собирать бумажки, а постараются скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

                             Заранее следует оговорить цену в баллах каждой маркировки. А «стоимость» финишного флажка должна равняться половине суммы баллов за всю маркировку одного цвета. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

                            «Метко в цель». Команда устанавливает палатку, после чего в неё необходимо забросить с расстояния 5-7 метров 10-15 предметов (шишки, палочки, гальку, камешки).

                            Особое внимание обращается на технику безопасности: как зрители, так и члены команд стоят в отдалении от места метания.

                            Побеждает команда выполнившая задание быстрее.

                            «Заготовка дров». Сначала папа (дедушка) с сыном или дочкой (внуком или внучкой) отпиливают один чурбак (полено), затем взрослые отпиливают ещё один чурбак. После этого папа или дедушка раскалывают два полена на четыре части каждое, а мама или бабушка с ребёнком связывают наколотые дрова верёвкой. Место команды определяется по наименьшему времени выполнения задания.

                            «С одной спички». Умение разжечь костёр – один из важнейших походных навыков. На первый взгляд, это кажется несложным делом: собрал кучу хвороста и поднёс к нему зажжённую спичку. Однако человек, который разжигает костёр, не имея необходимой для этого сноровки, часто постигает неудача: он истратит десяток спичек, а костра всё-таки не разожжёт – загорятся две-три сухие веточки, подымят, потрещат и потухнут.

                             Опытный турист знает правила разжигания костра, умеет выбирать горючий материал для растопки, находя его тут же в лесу и вне зависимости от погоды. Знает, как выложить растопку, чтобы она сразу занялась устойчивым пламенем, как поддерживать пока ещё слабый огонь, постепенно его усиливая. Для этого ему понадобиться не более одной спички.

                             На большой лужайке в лесу, а ещё лучше на дне сухого оврага поручите ребятам расчистить место для большого костра. Разводить большой костёр мы не будем, а устроим на расчищенном месте несколько маленьких, ровно столько, сколько ребят принимает участие в состязании.

                           Приготовив достаточно обширное кострище, метра полтора в диаметре (место, расчищенное для костра, называется кострищем), и окружив его неглубокой канавкой, играющие отправляются за топливом для костра. Хворост, сухие сучья, бересту и т. п. Собранное горючее выкладывается вокруг кострища отдельными кучками, а возле них становятся играющие. Костёр из заготовленного топлива складывают типа «шалаш», «колодец», «звёздный».

                           Дайте играющим по одной спичке и пустую спичечную коробку – одну на всех. Укажите каждому место на кострище, где он должен выложить для своего костра растопку, пользуясь только своим топливом. Предупредите, что по второй спичке никто не получит. Не разрешается также пользоваться огнём соседних костров.

                           Так как состязание проводится не на скорость, а на умение разжигать костёр, то торопиться никому не следует.

                           Победителем в состязании будут те, чьи растопки, один раз подожжённые, не угаснут, чьи маленькие костры загорятся дружным пламенем.

                           Перед уходом надо обязательно ликвидировать остатки костров, залив горячи угли и золу водой или забросав кострище землёй.

                           «Дымовые сигналы». Покажите участникам, как устраивать сигнальный костёр. Предназначается он для подачи дымовых и световых сигналов на дальнее расстояние. Дымовой сигнал выполняется следующим образом. Раскладывается обычный костёр, и когда он достаточно хорошо разгорится, на него набрасывают слой свежих листьев, травы, сырого, подопревшего сена или мха и т. п. Тотчас же подымается столб густого дыма, который виден издалека. Играющие делятся на пары.

                           Двух человек выделяют для наблюдения за дымовыми сигналами со стороны. Ведь только издали можно определить, какой сигнал окажется наиболее заметным как по высоте, так и по плотности дыма. Побеждает та пара, чей дымовой сигнал окажется наиболее заметным, достигающим наибольшей высоты.

                           «Редкие цветы». В поле, в лесу, на лугу – всюду встречаются цветы. Их много, и все они такие разные, что часто и названий их не знаешь. Иные попадаются на глаза редко – то ли потому, что не всюду растут, то ли просто их не замечаешь в траве.

                           Вот они-то, эти незаметные полевые цветы, и станут главными героями ботанической игры. Дополнение: необходимо   убедиться, что в этой местности нет растений занесённых в Красную книгу. Если же такие имеются, то категорически запрещается их рвать. А лучший вариант, когда с ребёнком букет будет собирать взрослый, который наверняка может определить ценное растение и спасти его от уничтожения.

                           Каждый участник игры получает задание: собрать по одному экземпляру всех видов полевых цветов, которые растут в том месте, где проводится игра. На это можно отвести минут 10-15. А потом по вашему сигналу все должны собраться. Каждый вернётся с небольшим букетиком собранных им цветов.

                           Пусть все усядутся в кружок и положат возле себя  букеты. Попросите кого-нибудь вынуть один цветок из своего букета и показать его всем: есть у вас такие? Каждый посмотрит свою коллекцию и, если найдётся у него объявленный цветок, вынет его из букета и тоже покажет всем.

                           Заберите эти цветы у ребят – они им больше не понадобятся. Цветок, который найдётся хотя бы в двух букетах, по условиям игры уже не редкий цветок.

                           Когда все букеты будут таким образом разобраны, посмотрите, сколько редких цветов осталось на руках. У кого их окажется больше всех, тот и победитель в игре.

                         Собранные редкие цветы полезно сохранить для гербария, узнать их название.

                        «Определение скорости течения реки». Цель: географическое применение географических знаний, совершенствование навыков исследовательской работы. Направление и скорость движения воды определяют с помощью секундомера и сухой щепки (шишки, сучка), опускаемой в воду. Поскольку расстояние определяется приблизительно, учащиеся производят 3-5 замеров, затем берут близкие по значению и вычисляют средний показатель.

                        «Лесные голоса». Каждый из участников этой игры должен научиться подражать голосу какого-либо животного или птицы. Желающие могут смастерить себе даже специально предназначенные для этой цели свистульки или манки, которыми часто пользуются охотники – птицеловы и звероловы. Кто считает себя совершенно бесталанным в таком деле, может не без успеха применять простейшие виды звукоподражания: куковать, каркать, мяукать, крякать и т. п.

                        Разделите участников игры на пары. В каждой паре играющие договариваются, голосами каких животных или птиц они будут перекликаться друг с другом. Нужно, чтобы сигналы у всех были разные. В каждой паре один из играющих считается первым номером, другой – вторым.

                        Первые номера всех пар уходят в глубь отведённого для игры лесного участка. Там игроки располагаются на расстоянии примерно 70-80 м друг от друга. Все должны попрятаться: кто в кустах, кто на дереве, кто в густой траве, замаскировавшись ветками. Все лежат или сидят тихо, с места не сходят.

                        По сигналу вторые номера отправляются на поиски своих напарников. Однако они сделают это не раньше, чем услышат знакомые им «голоса», сигналы первых номеров. Вот откуда-то доносится слабое мяуканье, а из другого места слышится кряканье утки…

                        Откликаясь на вызовы первых номеров своими, заранее обусловленными сигналами, вторые номера разойдутся каждый в своём направлении, определяемом на слух. Проверяя взятое направление, второй номер не раз за время своего пути прокаркает, полает или поквакает, требуя подачи ответного сигнала от своего напарника. Здесь, однако, необходимо установить ограничения. Вторые номера могут сколько угодно сигналить, но первым номерам разрешается свой сигнал подать только три раза, распределяя эту «норму» как им угодно. После этого они должны молча дожидаться, не вылезая из укрытий, пока напарники их не разыщут.

                        В этой игре победителем можно считать всех, кроме пары, которая явится к вам последней, а также кроме той (и может быть, не единственной) пары, один из игроков которой нарушит правила игры.

                        «Укладка рюкзака». Перед началом игры каждый участник аккуратно раскладывает перед собой пустой рюкзак и вещи, которые необходимо в него уложить (одеяло, туристический костюм, предметы туалета, миску, кружку, ложку, записную книжку или тетрадь и т. д.). По команде участники начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников закончив укладку рюкзака, говорит «Готов!». Первый, кто справился с заданием, получает количество очков, равное числу участников, второй на одно меньше и т. д. Однако скорость – это ещё не всё. Важно правильно уложить рюкзак. За ошибки начисляются штрафные очки.

                         Когда покидаете место отдыха, всегда оставляйте его чистым! Воспитывайте бережное отношение к природе и культурным ценностям! Не оставляйте товарища в беде, всегда приходите ему на выручку; помогайте слабому!

                         Конечно,  каждый из активно отдыхающих на природе просто физически не сможет, даже если захочет, поучаствовать во всех играх, соревнованиях и аттракционах. Поэтому взрослые и дети самостоятельно выбирают самое интересное, увлекательное, захватывающее для себя действие.

                         Желательно, чтобы такая прогулка была как можно более содержательной и познавательной. Нужно сделать так, чтобы она оставила след в памяти детей и взрослых, принесла пользу, расширила их кругозор, положительно повлияла на становление характера подростка. Чтобы после очередной прогулки, экскурсии или похода дети обязательно задали вопрос: «А куда мы пойдём в следующий выходной?».

                         О наличии у родителей интереса к такой работе по физическому и психическому воспитанию детей говорит факт, что всё большее количество мам и пап старается участвовать в туристических походах, спортивных праздниках и мероприятиях.

                         В туристическом походе дети лучше, чем дома и в школе. И объясняется это исключительностью обстановки туристических походов, приподнятым настроением его участников, особыми отношениями между ними. Туристические походы концентрируют у детей импульсы к самосовершенствованию. Ибо воспитывать добрые качества можно только упражняясь в добре.

                         Туризм дарит опыт побед над своей ленью, пассивностью, робостью, недогадливостью, над своей глупостью в конце концов. Поход сразу представляет юным туристам арену для целесообразных проб ума, характера, воли. Достоинство такой арены и в том, что она лишена казённого духа. Система ценностей, формируемая походом, характеризуется высокой нравственной насыщенностью.

                        Взрослые должны отказаться от мелочной опеки детей. Дети сами быстро поймут, что от них требуется, свои права и обязанности, надо им лишь тактично, ненавязчиво помочь, показать собственным примером, научить. Побольше показывать и рассказывать, вместе участвовать в сборе гербария, коллекций, произведении записей.

                        Семья это не просто «группа живущих вместе родственников». Семья это коллектив, объединённый общими духовными и материальными интересами.

                        Важно с самого раннего периода – с колыбели – начинать физическое воспитание человека. Полезные навыки, выработанные с детства, остаются на всю жизнь.

                        Высокий, благородный долг родителей заключается в том, чтобы воспитать детей достойными членами общества, в котором им предстоит жить. Для этого следует физическое воспитание теснейшим образом сочетать с заботой об умственном, духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании. Стремление к физическому совершенству у молодёжи естественно, но никогда оно не вызывало такого глубокого отклика в душе, как сейчас, когда молодых людей окружают столько разных заманчивых соблазнов, которые подразумевают одни лишь развлечения и наслаждения и ни каких волевых усилий над собой.

                        Когда мы говорим о красоте и изяществе человека, то имеем в виду не только красивые черты лица, красивую фигуру, умение со вкусом одеваться, но прежде всего – здоровье. Красота немыслима без здоровья – духовного и физического. Красивый человек прекрасен прежде всего своими мыслями, поступками. Гармоническое сочетание духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства – вот что характеризует истинно красивого человека.

                       Физическое совершенствование – это не только красота телосложения, а прежде всего крепкое здоровье, сохранение высокой работоспособности на долгие годы, красоты и молодости.

                       Молодость неотделима от спорта. Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Неполна жизнь человека, который не знает радостного ощущения сильного, здорового тела, не испытал сладкой тяжести в усталых мышцах, не мчался, разрывая морозный воздух, не дышал горьковатым дымом туристического костра. Даже прелесть общения с природой меньше, беднее, если она не соединяется с движением, с преодолением трудностей. Сколько чудесных впечатлений дают походы, плавание, гребля, как объединяют они людей, укрепляют семью и дружбу в ней, украшают любовь!

                         Очень важно, чтобы дома ребёнка окружала атмосфера дружбы и взаимопонимания. Тогда он, без сомнения, будет вести себя дружески по отношению к своим товарищам, будет вежлив и предупредителен со старшими. Грубость же, ссоры в семье отрицательно сказываются на характере ребёнка, на его нервной системе и в конечном итоге на его здоровье.

                         В семье дети приучаются соблюдать режим дня, правила личной и общественной гигиены, усваивают правила закаливания.

                          Очевидна также связь физического воспитания с нравственным воспитанием. Известно, например, что дети испытывают симпатии к местам, где играют, к предметам своих забав, к товарищам по игре. Это способствует развитию сознательного отношения к семье, к школьному коллективу, формирует чувство ответственности за своё поведение.

                          Процесс физического воспитания таит в себе замечательные возможности для эстетического воспитания детей. Развивайте у них способность видеть, чувствовать и оценивать красивое в занятиях физическим трудом, в бытовых движениях, в самых различных занятиях по физической культуре и спорту.

                          Когда вы совершаете прогулку с детьми, учите их видеть красивое в картинах родной природы, в памятниках архитектуры и т. д.

                          Самая благоприятная обстановка создаётся в тех семьях, где есть спортивные традиции, где родители сами являются (или в прошлом были) спортсменами.

                          В наше время уже нельзя рассматривать спорт как забаву. Научно доказано глубокое, разностороннее влияние систематических занятий спортом на организм, особенно в период его развития и роста. Спорт не только самая активная, увлекательная форма физического воспитания и оздоровления. Это – школа мужества, настойчивости, воли. Это – один из важных признаков общей культуры современного человека, семьи, коллектива.

                          Любая семья испытывает гордость, если в её составе есть передовики производства, врачи, педагоги, инженеры, изобретатели, работники искусств. Не менее почётно, если в вашей семье выросли хорошие спортсмены и спортсменки – разрядники, чемпионы, мастера. Не упускайте же возможности воспитания их с самых ранних лет. Берегите не только трудовую, но и спортивную честь своей семьи!

                           Движение для ребёнка не только жизненная необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального обмена веществ, нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма. А ведь дети сейчас двигаются значительно меньше, чем их бабушки, дедушки, мамы и папы. И во многом виноваты мы, взрослые.

                           Выполнению грандиозных планов по совершенствованию государственного хозяйства подчинена и реформа современной школы. Главная её задача, если сказать кратко, - коренное, качественное улучшение образования и обучения, их интенсификация, чтобы за тот же или меньший отрезок времени дать учащимся не просто больше знаний, а больше действительно полезных и необходимых им  и обществу знаний, навыков, умений.

                          Целью внеклассной физкультурно-оздоровительной работы со школьниками является укрепление здоровья, закаливание содействие разностороннему развитию ребёнка. Чрезвычайно важно воспитать с детских лет любовь и привычку к занятиям физкультурой и спортом. Формы внеклассной физкультурно-массовой оздоровительной работы зависят во многом от инициативы учителей физкультуры и классных руководителей, а также самих школьников. И очень хорошо, когда довольно часто руководителями школьных спортивных кружков и секций становятся родители учеников.

                           Правильно организованные занятия физкультурой и спортом позволяют прежде всего закалить организм, повысить его сопротивляемость к различным болезням, стать жизнерадостным, гармонически развитым и дисциплинированным молодым человеком, способным хорошо учиться, плодотворно работать, стойко защищать свою Родину. Красота, сила, здоровье – дары природы, которые надо развивать, совершенствовать и сохранять. Даже слабый от рождения человек становится сильным, крепким, закалённым благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями. Лучше всего начинать эти занятия с детства.

                            

                              

                       

 

 

                       

                     

 

 

 

 

 

                             

                              

                                           

                          

 

                           

 

                                   

                                                       

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010