Автор:
Медведева Афлиса Людиявиковна
Цель работы: разработка и внедрение практического материала по проведению порядковых и строевых упражнений на уроках физической культуры в 5-8 классах.
Задачи:
1. Дать краткую характеристику упражнений.
2. Разработать методический материал для 5-8 классов.
Строевые и порядковые упражнения входят неотъемлемой частью в уроки гимнастики. Место строевых и порядковых упражнений на уроке определяется поставленными задачами. Эти упражнения проводятся в водной части урока с целью организовать занимающихся.
Статья:Краткая характеристика упражнений и методика их проведения
Строевые и порядковые упражнения подразделяются следующим образом.
1.Строевые упражнения: 1)действия на месте; 2) действия в движении.
2. Порядковые упражнения: 1) фигурная маршировка; 2) гимнастические построения и размыкания.
Четкая организация класса, согласованное передвижение учащихся по гимнастической площадке, целесообразное их размещение для проведения общеразвивающих упражнений, игр и других заданий требуют знания соответствующих команд и умения правильно и быстро выполнять их. Строевые и порядковые упражнения не только способствуют воспитанию внимания, дисциплины и организованности учащихся, но и приучают их к совместным действиям, позволяют вырабатывать временные и пространственные представления, развивать чувства темпа и ритма.
Постоянное требование хорошей строевой выправки положительно влияет и на формирование правильной осанки.
Строевые и порядковые упражнения на уроках гимнастики имеют, как правило, вспомогательное значение, поэтому время, отводимое на их изучение, должно быть ограничено.
Место строевых и порядковых упражнений на уроке определяется поставленными задачами. Чаще всего эти упражнения проводятся в вводной части урока с целью организовать занимающихся. Отдельные, более сложные их виды могут включаться в основную часть урока. Следует также отметить целесообразность более частого, чем это практикуется, проведения строевых и порядковых упражнений в заключительной части урока. Причем учащимся надо предлагать выполнять не однообразную ходьбу и повороты «налево» и «направо», а интересные элементы фигурной маршировки, различные действия на месте и в движении в форме игровых заданий.
Применение строевых и порядковых упражнений всегда должно быть целесообразным. На уроке следует использовать преимущественно те передвижения и перестроения, которые требуются для удобного размещения занимающихся при выполнении намеченных планом упражнений.
С первого урока необходимо добиваться четкого и правильного исполнения всех приемов и действий. В противном случае команды потеряют своё организующее и дисциплинирующее значение.
Обучение строевым и порядковым упражнениям проводятся фронтальным способом, с применением расчлененного метода обучения по разделениям при разучивании таких упражнений, как повороты в движении, перестроения, размыкания и т. д. Например, перестроение из одной шеренги в две производится по командам: «делай - раз», «делай- два», «делай-три».
Для того чтобы ученики лучше понимали свои действия, при изучении элементов фигурной маршировки, гимнастических перестроений и размыкание рекомендуется, помимо показа и образного объяснения, широко пользоваться различными схемами, рисунками, на которых виден путь движения учащихся, образуемая ими фигура. Чертежи и схемы удобно делать на небольшой классной доске, которую полезно иметь под рукой, а занимаясь на летней площадке, можно чертить схемы прямо на земле.
Успешность обучения во многом зависит от интереса детей к изучаемому упражнению. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы широко использовать игровой и соревновательный моменты. Например, выполнение различных построений или строевых приемов по сигналам: короткий свисток – построится в шеренгу, длинный свисток – в колонну и т. д. Кстати, некоторые сигналы можно сделать постоянными на весь урок или даже на серию уроков и давать не, только, в момент изучения данных построений, но и в самые неожиданные моменты, проверяя реакцию учеников, быстроту и согласованность их действий. Такие упражнения очень нравятся ребятам.
Из цепи отдельных строевых упражнений можно составить так называемые задания, помогающие решать частные задачи вводной и заключительной частей урока и способствующие развитию памяти. Например, ученики, стоящие в колонне по одному, должны сделать: приставной шаг влево - поворот налево – приставной шаг назад – поворот направо – поворот кругом. Полезно иногда требовать исполнения подобных заданий с закрытыми глазами.
Хорошо проводить соревнования между группами, звеньями, давая оценку и поощряя коллективные действия учащихся. С интересом выполняют школьники и различные построения на время, отмечаемое по секундомеру до десятых долей секунды.
Правильность движения по гимнастической площадке (залу) и выполнения различных порядковых упражнений во многом зависит от направляющего, от его знаний, поэтому правофлангового необходимо систематически менять с тем, чтобы каждый ученик побывал во главе строя. Чаще всего это бывает дежурный по классу, но и в процессе урока иногда целесообразна смена направляющих.
В 7 – 8 классах желательно давать ученикам задания в подаче команд с тем, чтобы они учились самостоятельно управлять группой.
Практический материал и методические указания
5 класс
- Основные понятия о строевых положениях:
СТРОЙ – строго определенное размещение учеников в гимнастическом зале или на площадке для их совместных действий.
ШЕРЕНГА - строй, в котором ученики стоят на одной линии один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Если одна шеренга стоит в затылок другой шеренге на расстоянии одного шага (вытянутой руки), то такой строй называется двухшереножным. При поворотах кругом номера шеренг не меняются.
РЯД – два ученика стоящие в двухшереножном строю в затылок друг другу.
КОЛОННА- строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. В противном случае уже многошереножный строй.
ИНТЕРВАЛ – расстояние между учащимися по фронту. (Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, имея правый фланг с права.)
ДИСТАНЦИЯ – расстояние между учащимися в глубину.
ФЛАНГ – правая и левая оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
НАПРАВЛЯЮЩИЙ – ученик (или несколько учеников), находящийся во главе строя.
ЗАМЫКАЮЩИЙ – ученик (ученики), находящиеся в конце походного строя. При повороте строя кругом соответственно
Меняются и направляющие и замыкающие.
КОМАНДА – распоряжение, выраженное в установленном порядке словами или условными знаками. Изменять порядок произношения слов той или другой команды нельзя. Команда делится на две части; предварительную и исполнительную; например; «Шагом – марш» Если в команде нет такого разделения, то предварительную её часть заменяет указание, к кому данная команда относится. Например « Класс – стой!» В некоторых случаях предварительная команда может отсутствовать. Между предварительной и исполнительной частями должен быть промежуток не менее двух секунд, для того чтобы учащиеся имели возможность сосредоточиться и подготовиться к правильному ее исполнению.
2.Выполнение команд: «Равняйсь», «Налево – равняйсь!», «На середину – равняйсь!», « Вольно», «Смирно!», «Отставить!», «Разойдись!».
Командой «Смирно!» во время урока злоупотреблять не следует. Она необходима в основном при отдаче рапорта, прощании с классом. В остальных случаях (при перестроениях, проведении общеразвивающих упражнений и пр.) надо приучить, занимающихся принимать требуемое положение при любой предварительной команде.
3.Расчет группы; команды;
а) «По порядку - рассчитайсь!»;
б) « На первый и второй – рассчитайсь!»;
в) «По три (четыре, пять) – рассчитайсь!»;
г) расчет может быть произведен по заданию, например: «На девять, шесть, три, на месте – рассчитайсь!» (для размыкания уступами).
4. Повороты на месте; команды :« Налево!», «Направо!», «Кру - гом!», «Пол- оборота нале-во!», «Пол-оборота напра-во!»
5. Перестроение из одной шеренги в две: «В две шеренги-стройся!» и обратно: «В одну шеренгу - стройся!»
Перестроение из колонны по одному в колонну по два: «В колонну по два - стройся!» и обратно: «В колонну по одному – стройся!»
В этих перестроениях, производимых после расчета « на первый и второй», вторые номера должны запомнить, что их места остаются всегда постоянными – сзади или справа от первых номеров. В первом случае они по команде делают шаг левой назад, правой в сторону и приставляют левую ногу. Во втором случае – шаг правой в сторону, левой вперед и приставляют правую ногу.
6. Начало и прекращение движения; команды:
а) «Шагом – марш!» В тех случаях, когда используются разновидности ходьбы (бега, прыжков) или изменяется способ передвижения, то в предварительной команде это указывается: «Строевым – марш!», «Обычным шагом - марш!», «На месте шагом (бегом) – марш!» и т.д.;
б) «Два (три и т.д.) шага вперед (назад) шагом – марш!»;
в) «Направляющий – на месте!» - команда подается в тех случаях, когда требуется сомкнуть группу на обычную дистанцию (в один шаг);
г) «Класс – стой!»
Необходимо приучить занимающихся по команде «Стой» останавливаться там, где их застала команда, так как учителю иногда требуется остановить класс в разомкнутом строю, а ученики всегда стремятся сомкнуться, подойти к впереди стоящим товарищам.
7. Движение вдоль границ зала (площадки); команда: «Налево (направо) вдоль границ зала шагом – марш!»
Движение к отдельным точкам зала; команды: «К центру – марш!», К левому нижнему углу – марш!», «К верхней середине – марш!» и т.д. По команде «Марш!» направляющий должен двигаться указанной точке кратчайшим путем и, дойдя до нее, обозначить шаг (бег) на месте в ожидании следующей команды. Необходимо предварительно напомнить ученикам наименование частей, линий и точек зала (площадки). Умение ориентироваться на гимнастической площадке требует систематической проверки.
8. Движение противоходом; команда: «Противоходом налево (направо) – марш!» Направляющий, делая захождение в указанную сторону, начинает движение вдоль колонны, сохраняя интервал в один шаг.
- 9. Движение змейкой; команда: «Противоходом налево (направо)- марш!» и затем, когда сделан виток нужного размера, подается команда: «Змейкой – марш!», витки такого же размера повторяются до следующей команды. Змейка выполняется в поперечном , продольном или косом направлениях и может быть любого размера.
10. Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два и по четыре дроблением и сведением; команды: «Налево и направо вдоль границ зала по одному – марш!», «Через центр по два – марш!» и т.д.
Обратное перестроение из колонны по четыре, а затем по два в колонну по одному разведением и слиянием; команды: «Налево и направо вдоль границ зала по два – марш!», «Через центр по два – марш!» и т.д.
При изучении этих порядковых упражнений целесообразно останавливать класс в момент их исполнения, чтобы фиксировать внимание учащихся на основных элементах изучаемых упражнений.
6 КЛАСС
- Изменение скорости движения; команды: «Шире шаг!», «Корче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Пол-шага!», «Полный шаг!».
- Повороты в движении; команды: «Напра – во!», «Нале-во!» Исполнительная команда при повороте направо дается под правую ногу, и затем на два счета выполняется сам поворот: шаг левой ногой, на левом носке поворот и с правой ноги полный шаг. Команда при повороте на лево – под левую ногу и соответственно шаг правой , поворот на правом носке и с левой ноги полный шаг. Обучение поворотам в движении сначала лучше проводить в небольших отделениях по 6 – 8 учащихся, а затем свести класс в сомкнутый строй в колонну по 4 -5. Полезен также прием индивидуального разучивания поворотов под собственную команду.
После изучения поворотов следует добиваться правильного выполнения перестроения из колонны по одному в несколько колон поворотом в движении, обращая внимание на одновременность исполнения; команды: «Налево (направо) по три (по пять и т.д.) – марш!» или «Через центр по четыре – марш!» При первых попытках нужно давать команду «Марш!» каждой четверке, а затем работать над согласованным поворотом всех отделений (кроме первого) без команды. Сделавшая поворот четверка должна двигаться укороченным шагом.
3.Движение по диагонали; команда: «По диагонали – марш!» Если учащиеся двигаются вдоль границ зала, то предварительную команду следует давать за несколько шагов до поворота.
Перестроения класса из колонны по одному в колонну по два, по четыре дроблением и сведением и обратно в колонну по одному разведением и слиянием можно проводить не только по прямым, но и по косым направлениям, т.е. по диагоналям. Команды при дроблении и разведении указаны выше (5 класс), а при сведении и слиянии, совершаемом на углах, подается команда: «По диагонали по два (по четыре) – марш!»
4. Движение по кругу; команда: «По кругу – марш!» Исполнительная команда подается на одной из средин площадки.
5. Перемена направления движения захождением; команды: «Правое (левое) плечо вперед – марш!» и, когда класс примет нужное направление, - «Прямо!»
Сначала нужно ознакомить учеников с командой и её исполнением в движении в колонне по одному, а затем увеличить число колонн. При захождении плечом в движении в колонне по четыре целесообразнее предложить ученикам взяться в шеренгах под руки или выполнять этот поворот держа в руках шесты.
6. Размыкание уступами по расчету. После предварительного расчета по заданию, например «на 6 – 4 – 2 – на месте – рассчитайсь!», подается команда: «По расчету равнение направо шагом – марш!» Каждый занимающийся выходит на соответствующее количество шагов вперед и приставляет ногу. Обратное перестроение в одну шеренгу производится по команде: «На свои места шагом – марш!» По этой команде все учащиеся, выходившие вперед, поворачиваются кругом и идут на свои прежние места, где опять поворачиваются кругом.
Это же размыкание можно производить из колонны по одному влево или вправо приставными шагами по команде: «По расчету влево (вправо) приставными шагами – разомкнись!», и смыкание: «Приставными шагами вправо (влево) – сомкнись!»
7 КЛАСС
- Построение в шеренги и в колонны; команды: а) « В две (три и т.д.) шеренги – становись!»; б) «В колонну по два (по три и т.д.)- становись!»
2. Перестроение из одной шеренги в две, когда правый фланг находится слева (например, одношереножный строй повернут кругом). По команде вторые номера делают шаг правой ногой вперед, левой в сторону и приставляют правую ногу. Обратное перестроение в одну шеренгу: шаг правой ногой в сторону, левой назад и приставить правую ногу.
Для лучшего запоминания этого перестроения полезно чередовать его с поворотом кругом. Например, перестроить класс из одной шеренги в две, когда правый фланг находится справа, затем повернуть учеников кругом и перестроить, снова в одну шеренгу или провести это в обратном порядке.
- Переход с шага на месте на ходьбу вперед в шеренге по команде: «Прямо!» Команду следует давать под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой ноги полный шаг вперед.
- Повороты кругом в движении; команда: «Кругом – марш!». Исполнительная команда дается под правую ногу, затем делается шаг левой ногой, полшага правой перед левой, поворот на обеих носках налево кругом и с левой ноги полный шаг вперед. (Движение на три счета.) Тяжесть тела передается больше на правую ногу.
Обучение поворотам кругом лучше проводить в шеренге, во время движения вперед и назад поперек зала (площадки), что позволит избежать ненужных столкновений. По мере освоения поворота его можно дать и в движении в колонне по одному, а затем и в колонне по три и более. Большой интерес у учащихся вызывает исполнение поворотов кругом в необычных построениях. Например, путем дробления учитель перестраивает класс в четыре колонны и сводит их по средним продольным и поперечным линиям к центру, а затем поворачивает все колонны направо или налево. По команде «Шагом – марш!» все шеренги двигаются в своем направлении, а по команде «Кругом – марш!» возвращаются назад и, сойдясь в центре, продолжают движение дальше до новой команды «Кругом – марш!», которая повторяется нужное число раз. Это порядковое упражнение требует сохранения каждым отделением равномерности движения и равнения.
- Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении; команда: «В колонну по два – марш!» Для перестроения требуется предварительный расчет « на первый и второй». Исполнительная команда дается под правую ногу, затем вторые номера делают шаг левой ногой, шаг правой в сторону - вперед и с левой ноги полный шаг вперед, оказываясь, справа от первых номеров. Первые же номера, сделав шаг левой, означают правой шаг на месте и с левой ноги продолжают движение вперед.
- При движении в колонне по два противоходы наружу и внутрь; команды: «Противоходом наружу – марш!», «Противоходом внутрь - марш!»
- Скрещения – прохождение встречных колонн через одну точку. Они исполняются в прямом и косом направлениях (в центре, на серединах и в углах); команды: «По диагоналям – марш!», «Налево и направо (вдоль границ зала) по одному скрещением – марш!», «Через центр по два скрещением – марш!»
Обучать выполнению скрещений надо сначала при несколько большей, чем обычно, дистанции, с тем, чтобы учащиеся при встрече колонн не сталкивались.
- Размыкание приставными шагами. Команда: «От середины (влево, вправо) приставными шагами на два (три и т.д.) шага - разомкнись!» При размыкании в одну сторону двух и более колон необходимо последовательно включаться в движение. Смыкание производится по команде « К середине (вправо, влево) приставным шагом - сомкнись!» Все колонны начинают смыкание одновременно.
8 КЛАСС
- Перестроение из одношереножного строя в колонну по четыре (по пять и т.д.) и обратно захождением отделений плечом. После соответствующего расчета по команде «Отделениями левое (правое) плечо вперед, шагом – марш!» каждая четверка (пятерка и т.д.) выполняет захождение на четверть круга и обозначает шаг на месте до следующей команды «Класс – стой!»
- Противоходы в колоннах. Исполняются при движении в колонне по два, по три и более человек. По команде «Противоходом направо (налево)в колоннах – марш!» каждая колонна выполняет противоход самостоятельно, двигаясь вдоль своего строя.
- Размыкание одного круга в два. Производится после расчета по три. По команде «В два круга – стройся!» вторые номера делают по два шага к центру, а третьи - полшага вправо.
В 8 классе повторяются также пройденные ранее строевые и порядковые упражнения, но в более разнообразных формах и сочетаниях.