Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Нестандартный урок по физической культуре "Путешествие по озеру Байкал"

Автор:
Колмакова Людмила Евгеньевна

Аннотация:

 Урок физической культуры проведён в 4 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Тема урока «Путешествие по озеру «Байкал». Учитель: Колмакова Людмила Евгеньевна. Разработанный урок способствует развитию потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. Данный урок служит для обучения приёмам и технике национальных игр. Целью данного урока является формирование физических, нравственных и эстетических качеств учащихся на уроке физической культуры.

 

Статья:

Тема урока: «Путешествие по озеру «Байкал»

Класс: 4

Учитель: Колмакова Людмила Евгеньевна

Цель: Формирование физических, нравственных и эстетических качеств учащихся на уроке физической культуры.

Задачи:

  1. Обучать приемам и технике национальных игр.
  2. Корригировать двигательную сферу на основе операций с общей и мелкой мускулатурой.
  3. Содействовать развитию физических качеств и координационных способностей.
  4. Воспитывать доброжелательность и создать условия для реализации способности детей выражать свои чувства в игре.
  5. Повышать мотивацию здорового образа жизни, закладывать стремление к физическому развитию организма, занятиям спортом.

Форма проведения: урок-игра.

Методы и приёмы проведения: групповой, игровой, взаимодействия в группе, ролевая игра.

Инвентарь: гимнастические скамейки, шведская стенка, стойки, гимнастические маты, палочка, магнитофон.

 

Подготовительная часть

Построение класса в одну шеренгу. Сдача рапорта.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проведём необычный урок. Мы отправимся в путешествие по озеру Байкал и познакомимся с национальными играми бурятских и русских детей. По дороге нас с вами ждут не лёгкие испытания, но я думаю, мы с ними справимся. Но прежде чем отправится в дальнюю дорогу, нам нужно хорошенько размяться.

Ходьба по залу с заданием:

- на носках, руки вверх;

- на пятках, руки за спину;

- перекат с пятки на носок, руки на пояс;

- в полуприседе.

Учитель: А вот и первое испытание на нашем пути. Нужно перебраться через горящий лес.

Задание: Бег змейкой между стоек; бег с высоким подниманием бедра: с захлёстыванием голени.

Учитель: Молодцы! Все удачно прошли сквозь горящий лес, а теперь на пути – болото. Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку.

Задание: Прыжки на правой и левой ноге, по кочкам.

Второе испытание.

Учитель: А теперь можно отдохнуть и пройтись немного шагом, и тут на нашем пути – горы.

Задание: Лазание по шведской стенке (по одной лезут вверх, по другой спускаются).

Учитель: Горы одолели. А сейчас вам предстоит путешествие по озеру Байкал (класс делится на две команды). Пройдите на корабли и займите место гребцов (команды садятся на две скамейки). От того, как энергично вы будете грести, зависит скорость корабля.

Задание: Общеразвивающие упражнения на гимнастических скамейках.

1. «Поднять паруса!».

И.п. – стоя ноги вместе на скамейке продольно, руки внизу, взявшись за руки;

1-2 – руки вверх, прогнуться, вдох;

3-4 – и.п., выдох.

То же, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки.

2. «Качка на корабле».

И.п. – сидя поперёк, держась за пояс сидящего впереди;

1 – наклон вправо;

2 – и.п.

3-4 – то же влево.

3. «Парусник качается на больших волнах».

И.п. – стоя поперёк, скамейка между ногами, руки на плечи друг другу;

1-2 – сесть верхом на скамейку;

3-4 – и.п.

4. «Гребля».

И.п. – сидя поперёк, ноги вытянуты вперёд, держась за пояс сидящего впереди;

1-2 – наклон вперёд;

3-4 – наклон назад.

5. «По мачтам и реям».

И.п. – стоя ноги вместе лицом к скамейке, руки на плечи друг другу;

1 – согнуть правую ногу вперёд на скамейку;

2 – разгибая правую, толчком левой  встать на скамейку;

3 – шагом правой назад согнуть левую вперёд на скамейку;

4 – приставить левую в и.п.

Выполнять в течение 1-3 минут, увеличивая или замедляя темп, в зависимости от возраста и подготовленности детей.

6. «Ветер надувает паруса».

И.п. – стоя ноги вместе на скамейке продольно, руки вверх, взявшись за руки;

1 – обычный вдох;

2-4 – продолжительный выдох через рот со звуком «ф-ф» (ветер надувает паруса).

Основная часть

Учитель: Вот мы и причалили к берегу. Посмотрите, ребята, кто это нас встречает?

Ученик (одетый в национальную одежду бурят): Самбайнэ (здравствуйте). Я живу на малом море, на утёсе Саган – Заба. Мои предки очень любили животных и рисовали их на скалах. А ещё они любили играть в игры. Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая называется «Волк и ягнята».

Описание игры. Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за ней друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» - «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!». С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

Ученик (переодетый в бурята): Ребята, вам понравилась игра? А сейчас я хочу вам рассказать одну легенду.

Около одного из утёсов, на берегу Байкала находится пещера. По преданию в пещере жили древние люди, которые спрятали там золото. Однажды китайцы решили перевести это золото из Бурятии в Китай, но не смогли переплыть Байкал. Саган – Заба и его жена Буга – Саган спасли золото бурятов и в их честь утёс назвали Саган - Заба. 

А сейчас я хочу поиграть с вами еще в одну бурятскую игру: «Ищем палочку».

Описание игры. Участники игры становятся по обе стороны бревна (гимнастической скамейки), закрывают глаза. Ведущий берёт короткую палочку и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к скамейке и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку, тому игроку, который догнал. Игра продолжается 3-5 минут.

В зал входит ученик, одетый в русскую национальную одежду.

Ученик: А что это вы здесь делаете? Играете в бурятские игры? Я тоже хочу поиграть с вами, но не в бурятскую, а в русскую народную игру «Пятнашки».

Описание игры. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится «пятнашкой», а другой – «убегающим». Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон. По сигналу учителя «пятнашка» устремляется вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, встает в круг между игроками в любое место. В тот же момент его сосед, оказавшийся справа, становится новым убегающим, а «пятнашка» начинает его преследовать. Если «пятнашке» удается коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

Правила игры. Заменить «пятнашку» может только игрок, стоящий с правой стороны. Игра продолжается 3-5 минут.

Ученик (одетый в русскую национальную одежду): Ребята, вам понравилась моя игра?

Учитель: А теперь, ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и споем песню о дружбе (звучит музыка, дети поют песню).

Заключительная часть

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы побывали в гостях у бурятов, где познакомились  и поиграли в бурятские и русские народные игры. Ребята, я вам желаю всегда оставаться такими же сильными, ловкими, дружными и здоровыми.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010