Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Закрепление и совершенствование изученного на уроках гимнастики с использованием игр и игровых заданий на фоне положительного эмоционального состояния

Автор:
Антуфьев Дмитрий Анатольевич

Аннотация:

Гимнастика, несомненно один из очень важных разделов физической культуры, но менее других окрашенный эмоционально. Чтобы повысить интерес к физической культуре, а в частности гимнастики, необходимо учитывать психологические особенности школьников и уроки строить на фоне положительных эмоций, чтобы затем активно влиять на отношение обучающихся к занятиям и их физическое совершенствование. Совершенствование даёт возможность мобилизации волевых усилий, способности к действию в различных условиях, в том числе в условиях помех, риска. С применением игр и игровых заданий достигаем яркости, эмоциональности учебного материала, создания эмоционального тонуса, побуждения интереса к изучаемому предмету, обогащения двигательного опыта детей.

Статья:

                 В начале хочется откровенно и честно признаться, что раздел «Гимнастика» в учебной программе для меня лично был  мало востребован и не достаточно  актуален. Я не ценил, не предавал особого значения гимнастике, она была просто скучна для меня. Хотя я наверняка знал и понимал её значение в системе физического воспитания, но…

                Почти десять лет мне понадобилось, чтобы полюбить гимнастику, увидеть её красоту, научиться преподавать её с интересом для себя и учеников, дополнить новыми красками, суметь добавить новизны и азарта. И так, а  теперь…

                Гимнастика -  это  система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и т. д.

                Особенно велико значение гимнастики в физическом формировании детей и подростков. С помощью многообразных средств и методов гимнастики наиболее успешно решаются задачи начального физического воспитания, у детей и подростков создаётся основа для развития физических и двигательных способностей, значительно расширяются их функциональные и адаптационные возможности.

                Гимнастикой могут заниматься все: дети и взрослые, пожилые и молодые, хорошо подготовленные и начинающие, здоровые и даже больные. То есть гимнастика является универсальным, одним из наиболее массовых и испытанным действенным средством физического воспитания людей.

                На занятиях гимнастикой приобретаются и совершенствуются жизненно необходимые навыки и умения. Велико  образовательное и педагогическое значение гимнастики, а также она является эффективным средством эстетического воспитания человека. Наконец, гимнастика – яркий пример соединения умственного образования и физического воспитания.

                 Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; прикладные упражнения; вольные упражнения; упражнения художественной гимнастики; акробатические упражнения; прыжки; упражнения на снарядах. Многие упражнения были заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей (ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесие, метания, преодоление препятствий, переноска груза и т. п.).

                  Гимнастике присущ метод строго регламентирования упражнений и чёткий организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

                   Гимнастика – один из основных разделов учебной программы физического воспитания в школе и ей всегда в практике учителя отводилось почётное место, поскольку в её арсенале существует бесчисленное множество самых различных по двигательной структуре, способам выполнения и энергообеспечения упражнений. Нет, пожалуй, ни одного вида спорта, где бы не применялись гимнастические упражнения, - или в качестве средства общей (специальной) физической подготовки, или в виде упражнений, помогающих освоить технику основных движений избранного вида спорта. К тому же гимнастика содействует воспитанию организованности и дисциплины. Строгий порядок, точная регламентация деятельности занимающихся, выполнение упражнений согласованно, по команде – всё это прививает каждому учащемуся весьма полезные качества. Однако не всем легко и необременительно заниматься в рамках строгих требований, когда нужно правильно выполнить изучаемые упражнения, добиться чёткости линий и движений.

                    Нам, учителям, необходимо самим поднять престиж своего предмета. Главными причинами снижения удовлетворённости уроками физической культуры у школьников являются отсутствие эмоциональности урока, интереса к выполняемым упражнениям, повышенная сложность предлагаемых заданий  для одних учеников и чрезмерная их простота – для других.

                     Гимнастика, несомненно один из очень важных разделов физической культуры, но менее других окрашенный эмоционально.

                     Перестройка уроков гимнастики необходима в плане их оживления, насыщения более динамичным содержанием. Детям неинтересны уроки стандартные, серые, похожие один на другой. Они не хотят на уроках отбывать лишь физическую повинность, как это, к сожалению, нередко встречается. Дети хотят получать от уроков радость, жить на них и активно мыслить, покидать после уроков зал и ли школьную площадку с удовлетворением и улыбкой.

                     Здоровая психологическая обстановка вместе с использованием разнообразных и по форме и по направленности в развитии физических качеств средств вызывают приподнятое эмоциональное состояние, при котором и центральная нервная система не утомляется, и повышенные физические нагрузки усваиваются продуктивно, развивая детей физически.

                      Как известно, уроки бывают игровые, где игры заполняют основную часть и решает задачу урока; смешанные, в которых наряду с игрой включают и другие физические упражнения, а также уроки, в которых игры отсутствуют. Это в основном гимнастические и легкоатлетические уроки. Однако и их можно разнообразить, сдобрить интересными игровыми упражнениями и заданиями: кто быстрее, кто сильнее, кто точнее, кто лучше их выполнит. Во время таких уроков, оставляя основную часть важно выделить несколько минут для игр на внимание и сообразительность с включением изучаемых элементов. Использование движения близкого изучаемым по технике выполнения, встречавшиеся ранее в двигательном опыте детей, способствующие созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии. Например, игра в снежки помогает освоить технику метания мяча на дальность и в цель, а русская народная игра лапта позволяет совершенствоваться в беге и метаниях. Многие подвижные игры содержат элементы спортивных игр и являются хорошей подготовкой к ним. Для детей это хороший десерт, а для учителя – уверенность в том, что и на следующий урок ребята придут с желанием, а не по необходимости.   

                     Чтобы повысить интерес к физической культуре, а в частности гимнастике, необходимо учитывать психологические особенности школьников и уроки физической культуры строить на фоне положительных эмоций, чтобы затем активно влиять на отношение  обучающихся к занятиям физической культурой и их физическое совершенствование. А совершенствование в отличие от обучения поможет осуществить переход от деталей движений к движению и образу движения в целом, если так можно выразиться, от техники к тактике её применения. Совершенствование даёт возможность мобилизации волевых усилий, способности к действию в различных условиях, в том числе в условиях помех, риска, особой значимости, в вынужденных условиях. Такой подход отвечает более активной роли ученика в своём совершенствовании, в поисках особых, индивидуальных путей к успеху.

                      При разработке замысла урока большая часть раздумий сосредоточена на выборе оптимальных сочетаний методов, средств и форм обучения, умении для каждого конкретного урока выбрать наиболее рациональные варианты. Каждый урок должен давать учащимся что-то новое, будет интересен им, будет повышать им активность, стимулировать к самостоятельному познанию необходимых теоретических сведений и освоению жизненно важных навыков, педагог сможет добиться много. Хорошо и творчески поработав, достигает он и главного – высокой двигательной подготовленности учащихся базирующейся на их стремлении неуклонно улучшить своё развитие.

                     Методически грамотный педагог, умело использует богатейший арсенал методов обучения и методических приёмов (игровой, соревновательный, имитационные упражнения и т. д.) может превратить выполнение самых скучных упражнений в увлекательнейшее занятие, но ни в коем случае в развлекательное шоу, а именно урок имеющий образовательную направленность.

                     В условиях школьного урока физической культуры усилить мотивацию занимающихся к выполнению двигательного действия возможно на основе использования практического метода выполнения упражнения с введением игровых и соревновательных начал, тем более, что подвижные игры – универсальное и незаменимое средство физического воспитания детей. А в младшем школьном возрасте они занимают основное место среди физических упражнений. Применение игровых и соревновательных методов организации двигательной активности повышает положительную мотивацию занимающихся к решению поставленных двигательных задач. Играя, ребёнок в той или иной степени совершенствует свои двигательные навыки и умения в акробатике, опорных прыжках, прыжках, беге и т. п.

                     С применением подвижных игр достигаем яркости, эмоциональности учебного материала, создания эмоционального тонуса, пробуждения интереса к изучаемому предмету, когда ученики вовлекаются в процесс обучения ненавязчиво, без напряжения. Достигаем разнообразия учебного труда и органической связи (комплексов упражнений с использованными играми) нового материала с усвоенным ранее.

                     Обязательно необходимо уделять внимание совершенствованию организации учебной деятельности учеников на уроке. Это позволяет учителю активизировать двигательную и мыслительную деятельность всех детей.  Ведущее место здесь занимает внедрение творческих (продуктивных) методов обучения. Но делать это нужно не навязчиво, оказывая содействие и в то же время не мешая самостоятельному овладению движениями.

                     Нужно дать возможность определения учащимися собственных умений и неумений. Одно из самых важных при обучении, занимающийся должен уметь определить, что он по отношению к разучиванию двигательного действия умеет делать, а чему ему ещё необходимо научиться. Чтобы, приступая к разучиванию двигательного действия, дети могли определить по отношению к нему свои собственные умения и неумения, их нужно научить: оценивать слаженность незнакомых двигательных действий; выявлять требования к подготовленности обучающегося, необходимые для выполнения данного двигательного действия; оценивать, проверять свою подготовленность; сравнивать свою подготовленность с требуемой для освоения разучиваемого двигательного действия.

                     Для формирования устойчивого интереса к занятиям и активного формирования двигательных умений и навыков, для пробуждения интереса к себе (своим ощущениям, особенностям, индивидуальности); для воспитания у детей самостоятельности, раскованности, творчества; для развития двигательного аппарата; для формирования умения самостоятельно учиться двигательным действиям, желательно использовать минимальное необходимое число упражнений и занятий для получения максимально возможной образовательной отдачи.

                     Здесь поможет разнообразие уроков, которое должно вызвать желание снова и снова испытывать радость движения. Это чувство зависит не от удовольствия лёгкодоступности тех или иных физических упражнений, а от радости преодоления, радости победы над собой. Всё это приносит каждому школьнику те положительные эмоции, без которых не может быть и речи о формировании интереса к дальнейшему физическому самосовершенствованию.

                      Занятия физической культурой можно и нужно с успехом использовать для развития эмоциональной сферы личности, если в ходе уроков умело создавать игровые ситуации, подчёркивать красоту движений. К тому же игры создают наиболее благоприятные условия не только для саморегуляции нагрузок, но и для самоусовершенствования тех способностей ребёнка, на развитие которых направлена игра.

                      Игры применяют для повышения интереса детей к изучаемому действию, для обогащения их двигательного опыта (упражнения без предметов, парные, с мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами и др.). Неоспорима эффективность использования на данном этапе подвижных игр и заданий, содержащих выполнение совершенствуемого действия в сочетании с другим, где это действие служит составной частью более сложных движений и применение двигательного умения в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения.

                       Подробнее коснёмся, рассматривая это, как пример, таких средств гимнастики объединённых в группы общеразвивающих упражнений (в частности упражнения с предметами) и прикладных упражнений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

    Игры и игровые задания с использованием общеразвивающих упражнений для комплекса 1

                «Запомни движение». Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

                 Движение 1. Присесть - встать – поднять руки – опустить руки.

                 Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик») - повернуть ладони вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.

                 Движение 3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.

                 Движение 4. Присесть – встать – повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.

                 Перепутавший движения делает пять приседаний на месте.

                 «Чехарда потоком». Участники делятся на равные команды и строятся за общей линией старта в колонну по одному. В конце площадки напротив каждой колонны ставят стойки. В 2 м от стартовой линии направляющий каждой колонны становится в положение согнувшись с опорой руками о колено и наклонив голову. По сигналу первый игрок у стартовой линии выполняет прыжок через направляющего и, сделав выпад, тоже принимает положение, характерное для чехарды. В это же время стартует очередной игрок и, преодолев двух своих партнёров, тоже принимает аналогичное положение. И так, пока все игроки не достигнут поворотной стойки и не вернутся в исходное положение. Побеждает команда, все игроки которой раньше пересекут стартовую линию и примут исходное положение.

                   «Скамейка над головой». Две или три команды строятся в колонны. Справа от команд (у ног играющих) находится гимнастическая скамейка. По общему сигналу игроки  каждой наклоняются к скамейке и, взяв её обратным хватом, поднимают вверх, переводят влево и ставят на пол. После этого игроки перепрыгивают через скамейку влево и снова наклоняются к ней, чтобы опять так же её переставить.

                    Игра заканчивается, когда все игроки команды переместятся с одной стороны площадки на другую. При этом (по условию игры) скамейка должна побывать над головой играющих не менее 5 раз (условно).

                    Побеждает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

                    Вариант. Построение играющих такое же, но игра проводится с двумя скамейками в каждой команде. Игроки становятся ногами на одну скамейку, а вторую ставят параллельно первой. Переставив скамейку описанным способом на пол, игроки переходят на эту же скамейку, а ту, на которой стояли, переправляют над головой в ту же сторону.

                    «Салки с приседанием». Водящий выбирается с помощью считалки. После последних слов считалки все разбегаются. Водящий догоняет кого-нибудь и осаливает. Играющие могут «спастись» от водящего, если присядут и пальцами будут касаться своих пяток – «укроются в домике». Долго в «домике» находиться нельзя.

                    «Осьминог». Водящий – «осьминог», стоит по одну сторону черты, остальные дети – по другую. Каждый игрок, которого поймает осьминог, автоматически превращается в моллюска, падает на колени и разводит руки в стороны.

                    «Каракатица». Команды построены в колонны по одному. Направляющие в исходном положении – упор присев с согнутыми ногами. По сигналу они приподнимают таз и быстро передвигаются в упоре на руках до противоположной черты, расположенной на расстоянии 5-7 м от стартовой линии. Как только ноги пересекают финишную черту, игроки встают и бегом возвращаются назад, вставая в конец колонны, а движение начинают вторые участники. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

                     «Мостик и кошка». Игроки двух команд располагаются по одному у линии старта. Перед ними в 5-10 м верёвкой обозначают два круга диаметром 1 м. По сигналу первые номера выбегают вперёди, добежав до первого круга, выполняют мост. Затем вперёд устремляются вторые номера, пролезают под мостом и бегут к дальнему, где принимают положение упора стоя согнувшись (выгнув спину, как кошка). Теперь уже первый номер бежит к дальнему кругу и пролезает под игроком, занявшим положение упора согнувшись. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперёд выбегают по очереди новые игроки, а прибежавшие встают в конец колонны. Победу одерживает команда, закончившая игру первой.

                    «Карлики и великаны». Играющие становятся в круг. Руководитель договаривается с детьми, что если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если он скажет «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперёд. Кто ошибается, получает штрафное очко.

                     Игры и игровые задания с использованием скакалки для комплекса 2

                     «Зеркало». В игре принимает участие 3-7 человек. Выбирают водящего. Остальные участники становятся так, чтобы хорошо его видеть (удобнее всего образовать круг радиусом больше длины скакалок). Водящий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыгания. Дети должны, не останавливаясь, повторить его движения с максимальной точностью (как в зеркале). Водящий подбирает обычно упражнения повышенной сложности, например: прыгать, скрестив ноги; прыгать, высоко поднимая колени; прыгать, приседая при приземлении; прыгать, скрещивая и снова разводя руки; прыгать так высоко или крутить скакалку так быстро, чтобы она успела сделать два оборота за один прыжок.

                      В зависимости о договорённости перед игрой требуется повторять все действия водящего или только его операции непосредственно со скакалкой.

                      Заранее уславливаться о том, на сколько движений (1-2 или больше) можно отставать о водящего.

                     «Неуловимая скакалка». Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута скакалка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них три полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть к себе скакалку. Кто схватит скакалку быстрее, тот и выигрывает. Бежать следует в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

                     «Всей командой». Участник команды, хорошо прыгающий через скакалку, становиться в центре и по сигналу выполняет прыжки на месте через скакалку (произвольно). По своему усмотрению к нему присоединяется ещё один участник, и они прыгают вместе, затем (на ходу) – третий участник, ставая спереди или сзади, т. д. Каждая команда имеет по три попытки, которые продолжаются до тех пор, пока скакалка не заденет кого-нибудь из играющих.

                      Выигрывает команда, в которой окажется в трёх попытках больше прыгающих.

                     «Скакалка под ногами». Команды встают в колонны по одному, у первых игроков – скакалки. По сигналу первые игроки передают один конец скакалки стоящим позади вторым игрокам, и оба проводят её под ногами всей колонны. Первый игрок становится в конец колонны, второй бежит вперёд, передаёт свободный конец скакалки третьему игроку, и скакалка опять проводиться под ногами стоящих в колонне. И т. д. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и меньше число раз задевшая скакалку.

                     «Эстафета со скакалкой». Проводится, как линейная эстафета. Играющие передвигаются, вращая скакалку; б) в парах. Играющие передвигаются, держась близкими к друг другу руками, а свободными руками вращают скакалку.

                      Игры и игровые задания с использованием обруча для комплекса 3

                     «Пролезь через обруч бегом». Эстафета проводится в парах. Первую половину дистанции до поворота один игрок бежит и катит впереди обруч, другой должен на ходу перескочить сквозь него условленное число раз (4-5). Добежав до отметки, они меняются ролями.

                     «За обручем». За общей линией старта четыре команды строятся в колонны. В 20-25 м от линии отмечается финиш. У первых двух участников каждой команды в руках гимнастические обручи. По сигналу направляющий каждой колонны бросает обруч так, чтобы он покатился по дорожке. Когда он достигает 10-метровой черты, игрок бежит за ним, чтобы схватить его и быстрее финишировать. Когда это удастся сделать, получает для своей команды выигрышное очко. Затем стартует очередная четвёрка, а первые игроки в это время передают обручи очередным участникам.

                     Выигрывает команда, набравшая больше очков.

                     «Сквозь обруч». Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придерживает вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны проскочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

                     «Бег с обручем». Все члены команды по очереди бегут до точки поворота и обратно, крутя на поясе обруч. Побеждают самые гибкие и быстрые. Усложнением эстафеты могут послужить такие задания: крутить обруч на шее; крутить обруч на руке; крутить сразу два обруча на обеих руках.

                     «Игольное ушко». Вдоль линии эстафеты на земле лежат два или три обруча. Стартуя, первый участник должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя (как нитка проходит через игольное ушко). Затем, добежав до следующего обруча, проделать с ним то же упражнение. И так со всеми обручами туда и обратно. Побеждает та команда, все участники которой быстрее проденут «нитку», т.е. проделают все операции с обручами.

                      «Обруч-юла». Каждый участник держит гимнастический обруч вертикально на полу. По сигналу игроки энергично вращают обручи.

                      Побеждает тот, чей обруч будет вращаться дольше.

                     Игры и игровые задания с использованием гимнастических палок для комплекса 4

                     «Поймай палку». Игроки стоят по кругу а 3-4 шагах о водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально палку (накрыв её сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает назад. Вызванный игрок должен схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать, то идёт на место водящего, а тот занимает его место в кругу. Если он успеет схватить палку, то водящий не меняется. Игроки могут располагаться, спиной или боком к центру круга. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

                    «Не урони палку». Все игроки располагаются в затылок кругу. Каждый сбоку от себя (все или с внешней стороны круга или с внутренней) держит гимнастическую палку, стоящую на полу, накрыв её ладонью. По сигналу игроки оставляют свою палку на месте, а сами выполнив рывок не дают упасть палке впереди стоящего. Можно менять направление перемещения и расстояние между игроками. Побеждает тот кто меньше других не ловил гимнастическую палку.

                    «Эстафета с передачей гимнастической палки». Игроки каждой команды строятся в колонну по одному за общей линией старта. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По сигналу игрок переступает через палку, не отпускает её, и передаёт её сзади стоящему партнёру. Тот принимает палку и таким же способом передаёт её следующему. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в это время игроки в колонне делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передают её по колонне назад.

                    Не разрешается отпускать один конец палки или ронять её.

                    Выигрывает команда, игроки которой закончат эстафету не только быстрее, но и с меньшим числом ошибок.

                    «Перенести ногу через палку». Поставив гимнастическую палку на пол перед собой и придерживая её верхний конец рукой, надо перенести ногу через палку, не уронив её. В момент переноса ноги игрок отпускает руку.

                     Победителем считается тот, кто за 30 секунд сумеет большее число раз выполнить задание, не уронив палку.

                    «Эстафета с палками». Класс делится на равные по числу команды. Команды стоятся в колонны по одному перед линией старта, расстояние между колоннами 7 м. В 10 м перед каждой колонной обозначают кружки диаметром 30 см. У направляющих колонн – по гимнастической палке.

                    По сигналу учителя направляющий каждой колонны бежит к своему кружку и ставит палку в кружок вертикально. Придерживая её рукой сверху, он обегает кружок, затем берёт палку и подбегает слева к следующему игроку своей команды. Взявшись за концы палки, они проносят её под ногами игроков, которые перепрыгивают через палку. Направляющий остаётся в конце колонны, а второй игрок продолжает эстафету: повторяет действия первого, возвращается к третьему номеру, чтобы вместе с ним пронести палку под ногами игроков. Так задание выполняют все игроки.

                     Эстафета заканчивается, когда направляющие снова окажутся впереди колонн. Они поднимают палки вверх. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончит эстафету.

                     «Перепрыгнуть через палку». Участник держит гимнастическую палку горизонтально, руки на ширине плеч. Его задача – перепрыгнуть через палку, не выпуская её из рук.

                     Победителем считается тот, кто за 30 секунд сумеет выполнить задание большее число раз.

                     Вариант. То же самое, но выполнять прыжки вперёд и назад.

                    «Гимнастическую палку – за спину». Участник держит гимнастическую палку перед собой. Движением рук вверх-вниз он должен перевести её за спину и обратно.

                     Побеждает тот, кто выполнит задание при наименьшем расстоянии между кистями рук на палке.

                   Игры и игровые задания с использованием набивного мяча для комплекса 5

                      «Поточные передачи по кругу». Игроки каждой команды размещаются по кругу на расстоянии вытянутых рук лицом к центру. У каждого участника в руках мяч. Руководитель подаёт сигналы через каждые 1-2 секунды. Игроки по каждому сигналу одновременно выполняют передачу мяча против хода часовой стрелки.

                       Если игрок уронил мяч на пол, поднимать его нельзя – игра продолжается без этого мяча. Занимающиеся не имеют права сходить с места, сужать круг. Согласно договорённости игра продолжается 2-3 минуты.

                       Выигрывает команда, у которой по истечении времени окажется больше мячей в игре.

                       «Гонка мячей по кругу». Играют 10-12 человек. Они становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды: одна с четными, другая с нечётными номерами.

                        Руководитель даёт мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из этой пары, вернувшись на своё место, немедленно бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на своё место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д.

                        Побеждает та команда, в которой вес игроки пробегут с мячом по кругу раньше.

                        «Мяч по кругу». Все игроки располагаются в затылок по кругу. Один из них подбрасывает мяч вертикально над собой и бежит вперед по кругу. Его место занимает следующий. Он принимает мяч и снова подбрасывает его вертикально над собой; этого игрока сменяет находящийся за ним  т. д. Таким образом, играющие всё время бегут по кругу, а мяч поднимается и опускается на одном и том же месте.

                        «Блуждающий мяч».  Дети становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом к центру, рассчитываются на первые и вторые номера. В каждой группе играющие выбирают водящих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу водящие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к водящему. Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении.

                         Начинать игру водящим нужно одновременно по сигналу. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.

                         «Мяч соседу». Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснётся мяча, становится водящим. Можно образовать два- три круга и назначить соответственно столько же водящих. Выигрывают ученики, которые не были водящими.

                         «Перехват мяч». Ученики разбиваются на группы по четыре-пять игроков. В каждой группе – один водящий, он стремится перехватить набивной мяч, который игроки передают друг другу. Как только ему удаётся перехватить мяч или коснуться его рукой, место водящего занимает игрок, владевший мячом.

                         «Мяч сквозь обруч». В игре участвуют 2 команды мальчиков и 2 команды девочек. Девочки выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 5-7 м. Сбоку, лицом к этим шеренгам, попарно выстраиваются команды мальчиков.

                          Каждая пара девочек в вытянутых в стороны руках держит по обручу, образуя как бы цепочку. Первая пара мальчиков из каждой команды, взяв мяч, проходит вдоль шеренги девочек (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь каждый обруч. Дойдя до конца шеренги, они возвращаются обратно, выполняя то же задание. Затем мяч передаётся следующей паре мальчиков и т. д. Если мяч не будет пойман или пролетит мимо обруча, бросок повторяется. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.

                          Игры и игровые задания с использованием элементов упражнений в лазании и перелезании

                          «Ловля обезьян». Учитель распределяет учеников на две команды: «обезьян» и «ловцов обезьян». Обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где имеются средства для лазанья (например, гимнастические стенки). На противоположной стороне находятся ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их.

                           Ловцы договариваются, какие движения они будут  делать. Затем они на середине площадки показывают движения и уходят в конец площадки. Обезьяны слазят с деревьев, приближаются к тому месту, где были ловцы и подражают их движениям. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Пойманные обезьяны на время из игры выбывают, садятся на скамейку.

                           После 4-5 повторений дети меняются ролями. Надо следить, чтобы дети не спрыгивали со стены, а спускались вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми.                                                                                 

                           «Медведи и пчёлы». Играющие делятся на две команды: «медведи» и «пчёлы». На расстоянии 3-5 м от гимнастической стенки очерчивается лес, а на расстоянии 8-9 м на противоположной стороне находиться луг. Пчёлы помещаются на гимнастической стенке (улей), медведи располагаются в берлоге, которая находится за гимнастической скамейкой стоящей на полу. По сигналу учителя пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. Как только все пчёлы улетели, в улей забираются медведи. По сигналу «Медведи!» пчёлы возвращаются в улей и жалят медведей не успевших спрятаться в берлоге. Ужаленный медведь не выходит за мёдом, а остаётся в берлоге.

                          После 4-5 повторений дети меняются ролями. Учитель следит, чтобы дети не спрыгивали, слезали с гимнастической стенки; если нужно оказывается помощь.

                          «Альпинисты». Вдоль границ площадки расставлены препятствия, которые альпинисты, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают: влезают на гимнастическую стенку, лезут до отметки на шесте или канате, перелазают через бревно или подлезают под него, переходят по камушкам (кружочкам, нарисованным на полу), через горный ручей (по рейке гимнастической скамейки) и  т. д.

                          «Пожарные на учении». Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролётов). На каждом пролёте гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивается колокольчик. По сигналу учителя все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят в колокольчик. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Учитель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми

                          Учитель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

                          «Перелёт птиц». Птицы (дети), расправив крылья, летают по всей площадке. По сигналу «Буря!» они скрываются на деревьях (влезают на гимнастическую стенку). Когда учитель скажет: «Буря прекратилась», - птицы слетают с ветвей  (спускаются со стенки) и продолжают летать.

                          «Молодые бычки». Участники команда передвигаясь ползком по гимнастическим матам и головой впереди себя толкают  набивной мяч. Если мяч скатился с гимнастического мата его можно вернуть руками на место и продолжить движение.

                          Игры и игровые задания с использованием  строевых упражнений

                          «У ребят порядок строгий». Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.

                          По команде учителя «убежали!» все разбегаются в разные стороны.

                          По второй команде «быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим.

                          Выбывает из игры тот, кто занял место последним.

                          Если играют две колонны, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.

                          «Быстро по местам». Играющие разбиваются по командам и располагаются в общей шеренге, или в отделениях, в общем или отдельном круге, либо в отдельных колоннах в виде квадрата. По сигналу игроки команд разбегаются по площадке в разные стороны, а по второму сигналу должны построиться в указанном месте. Команда, сумевшая быстрее занять своё место, получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

                          «Плетень». Играющие разбиваются на команды и строятся в две шеренги одна против другой на расстоянии 10-15 м. Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого надо, скрестить руки перед собой, соединить свою правую руку с левой рукой соседа, а левую руку – с правой рукой соседа справа. Когда ребята это усвоят, руководитель подаёт сигнал. Ребята разбегаются, образуя один общий круг на середине площадки, и весело пляшут. По второму сигналу они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень. Выигрывает та команда, которая сумеет это сделать быстрее.

                        «К своим флажкам». Все играющие делятся на 4-5 групп и становятся в кружки, взявшись за руки. В центре каждого кружка находится игрок с  цветным флажком. По сигналу все, кроме игроков с флажками, разбегаются по залу (площадке), приседают и закрывают глаза. Игроки с флажками по указанию учителя тихо переходят на другие места. Учитель произносит: «Все к своим флажкам», играющие открывают глаза и устремляются к своим флажкам, образуют круг. Победительницей объявляется группа, построившаяся в круг первой.

                         «Перемена мест». Игроки двух команд строятся в шеренги друг против друга на расстоянии 15-20 м. По команде учителя дети меняются местами: первые – с первыми, вторые – со вторыми и  т. д. Побеждает команда, первой построившаяся в шеренгу на противоположной стороне площадки.

                         «Кто быстрее построится». Играющие построены в разомкнутую колонну по 4 и по команде выполняют упражнения. Учитель объясняет, что после выполнения каждого упражнения по команде «Стой!», нужно немедленно поменяться местами первой колонне со второй, а третьей с четвёртой.

                         Побеждает та колонна, участники которой быстрее и организованнее построятся и примут основную стойку.

                        «Салки маршем». Две равные по числу команды стоятся в шеренги на противоположных стонах площадки, за линиями. Одна команда идёт маршем (шеренгой) в направлении другой. Когда марширующие находятся на расстоянии 3-5 м от линии соперника, внезапно подаётся звуковой сигнал, по которому наступавшие убегают за свою линию, а игроки другой команды салят их, касаясь рукой, прежде чем они оказались за линией. Осаленные останавливаются на том месте, где их осалили. Ведущий подсчитывает число, после чего команда меняются ролями. Игра повторяется 5-8 раз. Побеждает команда, осалившая в сумме большее число соперников.

                         Вариант. Осаленные игроки переходят в команду соперников, а значит побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше человек.

                         Игры и игровые задания с использованием упражнений в равновесии

                        «Переправа на гимнастических скамейках». Участники каждой команды строятся как для встречной эстафеты. За линией старта у одной из колонн стоят рядом параллельно две гимнастические скамейки. На одной из них стоят игроки этой колонны. По сигналу они наклоняются и совместными усилиями передвигают скамейку вперёд по ходу движения к противоположной колонне. Сделав это, они всей группой перебираются на переднюю скамейку и таким же образом подтягивают сзади стоящую. Как только обе скамейки окажутся за линией финиша, место на одной из скамеек занимают игроки противоположной колонны, которые, так же как их товарищ по команде, передвигаются вперёд.

                         Выигрывает команда, игроки которой раньше выполнят задание.

                         Если игрок во время передвижения скамеек оступился и коснулся пола, он выбывает из игры, и команда продолжает продвижение вперёд без него.

                         При проведении этой игры в зале следует использовать скамейки с войлочными подкладками на ножках. Такие скамейки лучше скользят и не царапают пол.

                         «Двойной баланс». Перед каждой командой стоит гимнастическая скамейка, а в руках у направляющих гимнастическая палка. По сигналу первые номера устанавливают палку на ладони или на пальцах и, сохраняя баланс, проходят быстрым шагом по скамейке. Сойдя с противоположного конца её, подхватывают палку рукой и, перебежав к месту старта, передают её следующему участнику и  т. д. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок выполнившая задание.

                         «Верёвочка-змейка». Эта игра учит не только сохранять равновесие, но и быстро двигаться. Дети становятся за круг, начерченный на полу. Они выполняют произвольные движения. Неожиданно водящий бросает на середину круга верёвку-змейку. Все бегут, стараясь как можно быстрее встать на неё и удержать равновесие.

                         «Встреча на бревне».  Участвуют две команды, игроки которых строятся в колонну по одному с разных сторон от бревна. Игроки по одному поднимаются на бревно и на середине его стараются с помощью ударов по руке и обманных движений заставить соперника спрыгнуть с бревна. Игрок, сумевший устоять на бревне, приносит своей команде выигрышное очко.

                         Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

                         Вариант. Игрок, сумевший устоять на бревне, встречается с очередными игроками противоположной команды и продолжает борьбу до тех пор, пока его не собьют. В итоге выигрывает команда, чей игрок в конечном итоге останется на бревне.

                         «Сохрани равновесие». Класс делится на команды по 8-10 человек, которые строятся в колонне по одному. Впереди каждый ставится по одной гимнастической скамейке, на которой на одинаковом расстоянии разложены три набивных мяча.

                         По сигналу направляющие игроки каждой команды устремляются вперёд, проходят по скамейке, переступая через мячи, добегает до поворотной стойки, которая стоит в 8-10 м от скамейки, и возвращаются назад к своим игрокам. Очередной игрок выбегает, когда вернувшийся коснётся его рукой. Выполнивший задание становится в конец колонны.

                         Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончит эстафету.

                         Если кто-то из игроков во время движения по рейке оступится, он должен начать передвижение по скамейке сначала.

                         «Петушки». Играющие встают друг против друга на одной ноге, вторую ногу держит согнутой, руки складывают на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу – тогда бой выигран.

                          Игра должна проходить в пределах небольшой площадки, за границы которой выходить нельзя.

                          Для закрепления и совершенствования изученного на гимнастических снарядах можно использовать различные эстафеты на полосе препятствий, эстафеты с преодолением препятствий исходя из имеющегося гимнастического инвентаря и оборудования.

                          Примерные варианты заданий:

                          1. Два-три переката боком в группировку на мате – прыжок боком, наступая через коня поперёк – на низкой перекладине прыжком упор; переворот вперёд в вис лёжа, прогибаясь встать.

                          2. Кувырок вперёд в группировке на мате – на низкой перекладине подъём переворотом и махом назад соскок – с разбегу прыжок через козла ноги врозь.

                          3. С 2-3 шагов разбега полёт-кувырок через планку на поролоновые маты – на параллельных брусьях прыжком сед ноги врозь; кувырок вперёд в сед ноги врозь; перемах внутрь и махом назад соскок прогнувшись вправо (влево) – подтягивание в висе 3-5 раз.

                          4. 3-5 прыжков через обруч, вращая его двумя руками вперёд – на параллельных брусьях прыжком упор на руках; махом вперёд темповый сед ноги врозь; перемах внутрь; махом назад соскок прогнувшись вправо (влево) – из седа ноги врозь подняться по канату на одних руках, сохраняя «угол», до отметки на высоте 2,5-3,0 м – отжимание о гимнастической скамейки 5-8 раз.

                          5. Влезание на коня, пробегание по нему и соскок на мат – скольжение по гимнастической скамейке лёжа на животе (подтягиваясь на руках) – 2-3 переката боком в группировке на матах.

                          В эстафетах соревнуются команды перед которыми установлен комплекс гимнастических снарядов. Выигрывает команда, первой и без ошибок выполнившая серию заданий. За невыполнение участником упражнения команде начисляются штрафные очки.

                          «Комбинированная эстафета». Каждый участник выполняет своё задание. Первые участники бегут и гонят перед собой гимнастический обруч. Они передают эстафету партнёру, стоящему возле брусьев. Второй участник хватается за жердь брусьев руками и ногами, проталкивая себя руками, скользит по жерди до конца. Третий участник на гимнастической скамейке выполняет одно отжимание с последующим хлопком руками, а затем – продвижение вдоль скамейки (ноги на полу). Четвёртый участник, получив эстафету, в висе на гимнастической стенке 10 раз поднимает прямые ноги. Пятый участник на перекладине выполняет 5 подтягиваний. Шестой участник на гимнастической дорожке выполняет перекаты боком (или кувырки вперёд). Седьмой участник осуществляет передвижение в положении «мост». Восьмой участник выполняет перевороты боком.

                            «Переправа над пропастью». Устанавливают двое параллельных брусьев, под ними кладут гимнастические маты. Задача каждого участника – как можно быстрее пойти брусья в висе на руках или по одной жерди на руках, а по другой на подколенках.

                            Освоенность техники понимается как стабильность выполнения технических приёмов в стандартных условиях (на уроке, тренировке) и их устойчивость в усложнённых условиях (условия соревнования и ли игры, несколько другие инвентарь и оборудование).

                            Повышение эмоционального фона на уроках физической культуры имеет немаловажное значение. Высокий эмоциональный фон способствует повышению активности учащихся, вызывает чувство удовлетворения, снимает усталость. В связи с этим большое внимание нужно уделить выполнению упражнений в игровой и соревновательной форме. Не секрет, например, что многие упражнения, технически сложные, когда учащиеся ещё не владеют ими и в достаточной степени, не вызывают интереса и не  выполняются всегда охотно. А проведение этих же упражнений в игровой форме проходит при большой активности занимающихся.

                            Подбирать игры и игровые задания надо такие, которые отвечали бы задачам урока. При отборе содержания урока надо стремиться не просто увеличить число упражнений, а попытаться избрать из них те, которые кратчайшим путём приведут к формированию соответствующих умений и навыков.

                             Хорошее настроение помогает в работе и жизни, положительные эмоции обладают целебной силой, а отрицательные – доказано – способствуют заболеванию. Радость помогает плодотворной деятельности мозга, а хорошие мысли позволяют почувствовать радость творчества, в том числе на уроке. Радостные чувства пробуждают воображение, а образы, в свою очередь, рождают или усиливают чувства. У радостно настроенного занимающегося глаза излучают доброту, движения точные и выразительные.    

                             Однако радость на уроке – это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения, успеха, удовлетворённости. Урок физической культуры становится радостным, когда школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, ощущают результаты своего труда и хотят достичь большего. Положительное отношение к урокам физической культуры бывает тогда, когда радостные переживания возникают у школьников многократно. У хорошего учителя источником позитивных эмоций на уроке становится сам процесс учения, преодоления трудностей, приобретения новых знаний, умений и навыков, развития личности. А комфортное эмоциональное настроение можно создать только грамотно составленными комплексами упражнений и заданий.

                           Гимнастика – это уникальное, ничем не заменимое средство развития двигательной подготовленности человека. Гимнастические упражнения невозможно заменить ничем другим, совершенно невозможно исключить из учебной программы раздел «Гимнастика». И поэтому гимнастика как основное средство физического воспитания должна всегда занимать достойное место в системе школьного физического воспитания.                                                                                                                          

                          

       

                          

                           

        

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010