Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Автор:
Храмцова Людмила Васильевна

Аннотация:

Аннотация

к работе «Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности»

 

    Автор: Храмцова Людмила Васильевна, учитель истории и

                   обществознания

      

    Коренные изменения, сопутствующие становлению гражданского общества и правового государства, вызвали в жизни необходимость формирования правовой культуры и общественной позиции молодого гражданина.

    Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок, так или иначе, обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми.

    Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.

    Непосредственной целью гражданско-правового образования обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

    Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой – одна из важнейших граней моей педагогической деятельности. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интереснейших урочных и внеурочных видов деятельности.

    Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Наша задача сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у молодого поколения.

 

 

 

 

 

                                                                           Храмцова Л. В.

 

 

 

 

 

Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ

п. Пятидорожное Храмцовой Людмилы Васильевны)

 

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

                                               М. Монтень

 

 

Коренные изменения, сопутствующие становлению гражданского общества и правового государства, вызвали к жизни необходимость формирования правовой культуры и общественной позиции молодого гражданина.

Формирование правовой культуры молодежи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный образованный человек должен знать ее основы», – сказал Президент РФ Д.А. Медведев. И это совершенно очевидно.

Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок,  так или иначе,  обусловлен правом  и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми.

Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. 

Непосредственной целью гражданско-правового образования обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

В «Концепции модернизации российского образования на период до две тысячи десятого года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от двадцать девятого декабря две тысячи первого года, № 1756-р, специально подчеркивается: «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой, – одна из важнейших граней педагогической деятельности коллектива нашей школы. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интереснейших урочных, внеурочных видов деятельности.

В своей работе я использую современные образовательные технологии, проектно-исследовательскую деятельность, что позволяет организовать обучение с увлечением, поиском, созданием ситуаций успеха. А это позволяет решать вопросы формирования гражданско-правовой культуры обучающихся и создать современную систему гражданско-правового образования и воспитания, в рамках которой возможно решение целого комплекса проблем.

Гражданско-правовые компетенции, формируемые в процессе обучения, представляют собой не только комплекс знаний, умений и навыков, ценностных установок, индивидуальных способов поведения, но и освоение, применение, анализ чужого и собственного социального опыта, так необходимые каждому гражданину в повседневной жизни.

Правовое образование и воспитание в школе реализуется по направлениям:

 

 

 

 

 

В урочной деятельности использую элементы правового образования и воспитания на уроках по обществознанию. С этого учебного года введен курс «Основы российского права» в 10 классе.

Во внеурочной деятельности:

1. организовано изучение курсов:

«Подросток и закон». Курс способствует подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения  прав человека и законов нашей страны. Направлен на углубление правовых знаний обучающихся.

«Мир моих прав», формирующий правовую культуру на основе изучения правовых документов по правам человека, расширяющий правовые знания, оказывающий помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации.

«Мы и Конституция». Способствует осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны и что она согласуется с международными нормами в области прав человека.

2. Проведение месячников правового образования и воспитания.

3. Участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

При изучении права использую различные методики, приемы и средства, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, а также традиционные методы обучения, оптимально и результативно сочетаемые с инновационными технологиями.

В своей работе стараюсь руководствоваться одним из высказываний философа Г.С. Батищева: «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, – но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность исключительно через механизм этой собственной деятельности».

На этом базируется система урочной и внеурочной деятельности.

Особое место в изучении права занимает применение полученных знаний на практике, и здесь важен результат. Таковым можно считать результативное участие обучающихся в региональных и муниципальных конкурсах по правовому образованию.

Так в две тысячи восьмом году наши учащиеся 11 класса Артемчик Елена, Иваненкова Анастасия получили грамоты за участие в конкурсе на лучшее эссе «Если бы я был депутатом» , а Ильин Михаил был награжден диплом за участие в региональном конкурсе «Избирательное право». И особенно отрадно, что Ильин Михаил поступил в РГУ им. Канта на юридический факультет.

Конечно, процесс формирования правовой культуры длителен, а в нашем обществе с вековыми традициями правового нигилизма и достаточно сложный. Мы пока не можем сказать, что большинство наших школьников обладают достаточной правовой грамотностью. Правовая безграмотность учащихся – вот бич всех вольных или невольных нарушений как в школе, так и вне ее. Конечно для преодоления правовой безграмотности необходим целый комплекс мероприятий воспитательного характера. Мы же делаем лишь  некоторые шаги в этом направлении.

И сегодня мне хотелось бы поделиться небольшим своим опытом, в частности проведения месячника правового образования и воспитания.

Уже более пяти лет мы проводим месячники правового образования и воспитания, которые по традиции начинаем 20 ноября в день Прав ребенка и заканчиваем большим общешкольным мероприятием 10 декабря в День прав человека. К участию в месячнике стараемся привлечь весь коллектив школы – и учащихся и учителей.

В этом году мы провели большой конкурс «Мир твоих прав», посвященный 60-летию принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. В конкурсе участвовали обучающиеся всех классов – с 1 по 11.

Для учащихся начальных классов старшеклассники подготовили презентации бесед «Из истории создания Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенция прав ребенка»,  с которыми и выступили перед ними.

Я провела в ходе декады интеллектуальные, образовательные игры «Глас Фемиды», «Юный правовед», «Конкурс знатоков права», «Гражданином быть обязан», «Но вечный выше вас закон» для учащихся 7 – 11 классов. Для этого были использованы новые педагогические технологии, которые обеспечили проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта в результате проигрывания  различных социальных ролей в процессе обучения. Сегодня наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав.

Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, – важно уметь грамотно ее использовать. Только тогда право защищает человека.

В процессе конкурса старшеклассники готовили инсценировки из сюжетов сказок, мультфильмов, где нарушаются права, а команды – соперницы и зрители должны были угадать и назвать какие статьи прав человека нарушаются.

Учителем русского языка Иваницкой Людмилой Александровной с учащимися 8 класса  была подготовлена и показана ролевая игра «К нам едет ревизор».

Большой интерес вызвал у учащихся конкурс плакатов «Правовой вернисаж», в котором приняли участие классные коллективы 2 – 11 классов. Содержание плакатов сводилось к краткому изречению, лозунгу в защиту детских интересов, права на свободу мысли, слова и т.п. Вот где дети показали свои творческие способности!

Вот несколько фрагментов из сочинений:

– ученик 11 класса Ильин Михаил:

…Ребенок имеет право на выражение своего мнения, где бы он ни находился. Ведь он – полноправный гражданин своей страны, с правом на свободу слова и мысли.

…Несмотря на постоянные споры с учителями, часто основанными на отстаивании ребенком своих свобод, истина часто оказывается на стороне детей, но здесь имеет место тот факт, что педагог всегда желает детям лишь самого лучшего и намного объективнее разбирается в том, что хорошо, а что плохо.

– Копина Виолетта, 8 класс:

… Все люди  на земле разные, у всех разные вкусы, мнения. У каждого есть что-то свое, но есть и общее, что нас объединяет. Это права человека.

Мы имеем право свободно выражать свое мнение, поэтому взрослые и учителя должны прислушиваться к мнению детей.

– Устинович Евгения, 11 класс:

… С появлением Декларации прав, Конвенции о правах ребенка, ребенок получил права, которые защищают его. Он вправе обратиться в суд, в отдел опеки, в милицию, если его права нарушаются…

– Попова Анна, 8 класс:

… Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно возникли и вопросы: «Что можно делать и что нельзя?», «Что они обязаны делать? На что имеют право?»

И люди взялись за решение этих вопросов. Так появилась Всеобщая Декларация прав человека. Как указано в документе «ребенок – это полноправный гражданин общества, у него есть права и обязанности». Конвенция была принята для того, чтобы более полно обеспечить права детей…

– Иваненкова Анастасия, 11 класс:

… Каждый человек рождается свободным, поэтому обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей.

Много можно рассуждать на эту тему, но я считаю, что каждый ребенок, подросток должен учиться защищать свои права. А чтобы  их защищать, надо о них знать. И большая роль в этом отводится школе и учителям.

Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Первая строчка – это одно слово, или тема синквейна, как правило, существительное. Вторая строчка – два прилагательных, раскрывающих тему. Третья – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвертая строчка – фраза, предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Это может быть «крылатое» выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить собственное отношение.

Синквейны оформлялись художественно на листах. Вот некоторые из них.

Лама

Мудрая, честная

Хранит, вершит, оберегает

Хранительница человека

Богиня

 

Юстиция

Справедливая, добросовестная

Решает, судит, оправдывает

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой

Богиня

 

Право

Гарантируемое, охраняемое

Закрепляет, определяет, регламентирует

Система общеобязательных норм

Закон

 

Конституция

Справедливая, суровая

Устанавливает, защищает, призывает

Она самая главная в государстве

Закон

В заключении конкурса были подведены итоги. Победители награждались грамотами и сладкими подарками.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень правовой культуры.

Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Наша задача сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у молодого поколения. Именно такие мероприятия способствуют этому воспитанию.

 

 

 

Общешкольное мероприятие

 

Декада правового образования и воспитания

20 ноября – 10 декабря 2010 год

(приурочен к 20-летию вступления в силу Конвенции ООН о правах ребенка)

 

    Цели и задачи:

    – привлечение внимания учащихся, их родителей и общественности к изучению и соблюдению такого важного международного документа, как Конвенции ООН о правах ребенка;

    – углубление знаний по отдельным статьям Конституции РФ, Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка;

    – содействовать становлению человека, как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества;

    – воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека;

    – овладение умениями, необходимыми для самостоятельного приобретения и применения правовых знаний;

    – развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

    Задачи:

    – повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

    – активизировать гражданскую позицию;

    – включить учащихся в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;

    – формировать способность и готовность к самостоятельному принятию правовых решений;

    – способствовать приобретению умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работе в группе;

    – развивать взаимодействие между учащимися школы.

    В процессе обучения и воспитания учащиеся должны приобрести следующие умения:

    – анализировать правовые документы;

    – формировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию;

    – предоставлять результаты выступлений, эссе, творческих работ;

    – проводить самооценку собственных знаний и умений;

    – приобретать навыки организации труда.

 

    Координатор: Храмцова Л. В. учитель истории и обществознания

    Место проведения: МОУСОШ п. Пятидорожное

    Участники: учащиеся 1-11 классов

    Оборудование: рисунки и плакаты учащихся, дидактические материалы, выставка книг «Правовой путеводитель», стенд «Правовой вернисаж».

План проведения Декады правового образования и воспитания

 

Мероприятия

Дата

Класс

Место проведения

Организаторы, ответственные

Информационные, тематические классные часы

1.

Открытие Декады правовых знаний (Ученическое собрание)

20. 11.

1-11

Спортивный зал

Храмцова Л. В. учитель истории,

Чубукина И. В. завуч по ВР

2.

Конвенция о правах ребенка (Устный журнал)

Во время декады

1-9

Классные кабинеты

Храмцова Л. В. группа учащихся 10-11 классов

3.

Декларация прав человека (Устный журнал)

Во время декады

1-9

Классные кабинеты

Храмцова Л. В. группа учащихся 10-11 классов

4.

«Права детей» (Игра-путешествие)

6. 12.

6-9

Классные кабинеты

Храмцова Л. В. группа учащихся 10-11 классов

5.

«О государственных символах» (Часы общения)

22.11

1-11

Классные кабинеты

Классные руководители

6.

«Возрожденный праздник нашей Родины. День Народного Единства» (историко-литературная композиция)

29.11

8-9

Кабинет истории

Храмцова Л. В. учащиеся 9 класса

Уроки обществознания

1.

«Мы – будущие избиратели» (ролевая игра)

25.11

10-11

Кабинет истории

Храмцова Л. В.

2.

«Права ребенка» (урок-игра)

26.11

8-9

Кабинет истории

Храмцова Л. В.

3.

«Немного о праве (игра-соревнование)

29. 11.

10-11

Кабинет истории

Храмцова Л. В.

4.

«Четырнадцатилетние граждане России: права, обязанности, ответственность. Документы, удостоверяющие личность гражданина» (урок-практикум)

26.11

8

Кабинет истории

Храмцова Л. В. Лебедева Т. Ф. работник паспортного стола

5.

«Толерантность: мы разные, но мы вместе» (заседание круглого стола)

7.12.

10-11

Кабинет истории

Храмцова Л. В.

Акция «Уроки граждановедения»

1.

«Я – гражданин»

29. 11.

1-е классы

Кабинет начальных классов

Храмцова Л. В. учащиеся 11 класса

2.

«9-ый принцип Декларации прав ребенка»

29. 11.

2-3

Кабинет начальных классов

Храмцова Л. В. учащиеся 11 класса

3.

«Ваши права»

29.11.

4-5

Кабинет начальных классов

Храмцова Л. В. учащиеся 10 класса

 

 

 

Благотворительная акция «От сердца к сердцу»

 

Сбор игрушек, одежды, книг, подготовка концерта для детей школы-интерната №5 города Багратионовска

Во время декады

 

 

Ученический Совет

Творческие конкурсы для учащихся

1.

«Мы – граждане великой России»

Во время декады

6-11

 

Классные коллективы, классные руководители, родители

2.

Конкурс на лучшую иллюстрацию к статьям Конвенции о правах ребенка

Во время декады

1-5

 

Классные руководители, классные коллективы

3.

Конкурс рисунков «Права ребенка в картинках»

Во время декады

1-7

 

Индивидуальное участие

Встречи с правоохранительными органами

1.

Профилактика правонарушений среди подростков

Во время декады

8-11

Спортивный зал

Администрация школы

2.

Беседы по ПДД

 

1-11

Классные кабинеты

Администрация школы

Работа с учителями

1.

Консультации по проведению классных часов

Во время декады

 

 

Храмцова Л. В.

2.

«Школа – территория закона» (информирование об основных документах, регламентирующих права ребенка)

Во время декады

 

 

Храмцова Л. В.

Подведение итогов Декады

1.

Викторина «Я и мои права»

10.12.

8-11

Спортивный зал

Храмцова Л. В. Ученический Совет

2.

Оформление выставки творческих работ учащихся «Правовой вернисаж».

 

  Оформление книги «Права ребенка в картинках».

   

    Награждение победителей

10. 12.

1-11

 

Храмцова Л. В. Ученический Совет

 

 

Положение о проведении школьного конкурса

«Мы – граждане великой России»

 

 

    Учащиеся, совместно с классными руководителями, родителями собирают информацию по теме в портфолио,  которое содержит сведения о гражданах России, территории, численности населения, великих или известных людях, кулинарных блюдах, культуре и т. д. К портфолио прилагаются рисунки, поделки.

    Портфолио предоставляется жюри и защищается устной презентацией, где учащиеся демонстрируют знание материала, умение красочно и интересно его представить.

    Устная презентация – это выступление членов команды, которые представляют свою работу и отвечают на вопросы жюри.

    Время на презентацию – не более 6 минут.

    Критерии оценки работ: содержательность, красочность, правдивость информации, оригинальность.

    Состав жюри: члены ученического совета 3 человека, учителя 2 человека, родители 2 человека.

    Сроки проведения: 20 ноября – 6 декабря.

    Награждение: все участники награждаются грамотами и дипломами.

 

Положение о проведении конкурса

На лучшую иллюстрацию к статье Конституции РФ, Декларации прав ребенка, Конвенции прав ребенка

1-5 классы.

 

 

    Цели:

    - стимулирование творчества у детей;

    - развитие интереса к изучению своих прав и обязанностей;

    - знакомство школьников со статьями документов;

    - приобщение к общечеловеческим ценностям;

 

    Участники: учащиеся 1-5 классов.

    Критерии работ:

    - отражение в рисунке окружающего мира и проблем нашего общества;

    - соответствие теме;

    - неординарность мышления;

    - сложность и качество выполнения.

    Сроки проведения: 20 ноября-6 декабря.

 

Положение

о проведении школьной акции

«Уроки граждановедения»

 

 

    Проводится в рамках проведения Декады правовых знаний и направлена на формирование у обучающихся понимания, что значит быть гражданином. Облегчает усвоение нравственных и правовых понятий, норм человеческого общения.

 

    Цели:

    - формирование представлений и углубление знаний о статьях Конституции, Конвенции прав ребенка, Декларации прав ребенка, понятии «гражданин»;

    - развитие взаимодействия между учащимися;

    - формирование гражданской позиции и социализация учащихся;

    - развитие у учащихся самоорганизации, творческого подхода, коммуникабельности.

 

    Консультанты: учащиеся 10-11 классов.

    Координатор: учитель истории и обществознания.

    Содержание акции.

 

    Консультанты распределяются по количеству классов в начальном и среднем звене. С помощью координатора осуществляют подбор материала и определяют наиболее оптимальный по данной теме вариант проведения урока, с которым пойдут к ученикам начальной и средней школы. Урок обязательно оформляется рисунками, плакатами.

 

    Темы уроков:

1.     «Я гражданин» – для 1 классов.

2.     «9-ый принцип Декларации прав ребенка» – для учащихся 2-3 классов.

3.     Урок-практикум «Ваши права» – для учащихся 4-5 классов.

 

По итогам уроков в начальной школе классными руководителями проводится конкурс рисунков.

 

 Оценка работы консультантов.

Работу каждого оценивает учитель, находящийся в классе. Итоговую оценку выставляет координатор в журнал по предмету «Обществознание».

Критерии оценки: качество изложенного материала, активность в работе, творческий подход, впечатление.

 

Сроки проведения: проведение единых уроков – 29 ноября.

Награждение: Участники будут награждены грамотами.

Положение

О проведении школьной благотворительной акции

«Поделимся радостью»

 

 

    Участники: учащиеся 1-11 классов, учителя, родители.

    Ответственные за проведение акции: ученический совет, старшеклассники.

    Содержание акции.

 

    Ученический совет совместно со старшеклассниками организует сбор подарков для детей школы-интерната №5 города Багратионовска. Кроме этого готовят концерт художественной самодеятельности, с которым выступят в день вручения подарков.

 

    Сроки проведения: период подготовки – 23 ноября – 6 декабря; вручение подарков – 11 декабря.

 

Положение о конкурсе рисунков

«Права ребенка в картинках»

 

 

Участники: учащиеся 1-7 классов

 

Сроки проведения: с 20 ноября по 1 декабря

 

Условия участия: работа выполняется на альбомном листе, в любой технике, должна раскрывать содержание одной из статей Конвенции о правах ребенка.

 

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря на ученической линейке. Победителям вручаются грамоты, участникам – дипломы.

 

 

 

 

 

Положение о конкурсе сочинений

«Если бы я был Президентом…»

 

Участники: учащиеся 8-11 классов

 

Сроки проведения: с 20 ноября по 1 декабря

 

Условия участия: работы сдаются в распечатанном виде. В работе раскрывается собственное видение проблемы, новизна, объективность. Работа обязательно должна быть подписана.

 

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря. Победители и участники награждаются дипломами и грамотами.

 

 

Положение о конкурсе плакатов, призывающих граждан прийти на выборы.

 

Участники: учащиеся 8-11 классов.

 

Сроки проведения: с 1 по 8 декабря.

 

Условия участия: работа выполняется в формате А4 в любой технике    (коллаж, аппликация, рисунок и пр.), должна раскрывать тему.

 

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря. Победители награждаются грамотами. В школе оформляется выставка творческих работ учащихся «Правовой вернисаж».

 

Положение о проведении Устного журнала

«Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая Декларация прав ребенка»

1-7 классы

    Цели:

    - формирование представлений и углубление знаний о статьях Конвенции прав ребенка и Всеобщей Декларации прав ребенка;

    - формирование правовой культуры, гражданственности, уважения к правам и свободам другого человека;

    - развитие взаимодействия между учащимися.

 

    Координатор: Храмцова Л. В. учитель истории и обществознания.

    Консультанты: группа учащихся 10-11 классов

 

    Содержание: Консультанты с помощью координатора осуществляют подбор материала, определяют вопросы для закрепления темы, с которыми пойдут к ученикам начальной и средней школы.

    Консультанты распределяются по количеству классов в начальном и среднем звене.

    По итогам уроков в начальной школе классными руководителями проводится конкурс рисунков на заданную тему.

 

Тема:          Я – гражданин

 

Участники: учитель, старшеклассники, проводящие урок, первоклассники.

 

Оборудование: плакат с 6-м принципом; воздушные шары; иллюстрации к сказкам; права и обязанности учащихся младших классов; буквы, составляющие надпись «Права ребенка».

 

 

                                 Ход урока

 

    Старшеклассники: Здравствуйте, ребята. Вы учитесь в первом классе? (Ответы детей.)

А знаете ли вы буквы? (Ответы детей).

Какая это буква? (Ответы детей. Буквы поочередно произносятся и складываются на доске в словосочетание «Права ребенка»).

А читать вы умеете? (Ответы детей). Прочитайте, что у нас получилось.

    Молодцы. «Права ребенка» – это правила, по которым мы с вами, и взрослые и дети, живем.

 

    Старшеклассники: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с севера и юга, кто-то с запада и с востока. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтоб никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    Старшеклассники: Поэтому они все вместе написали Закон, в котором привели список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

    Россия тоже подписала этот документ, который называется Конвенция о правах ребенка. И в этом году отмечается 20 лет как Россия приняла этот документ. Этому событию и посвящается наш урок.

    Старшеклассник: А чтобы вы лучше узнали о правах мы хотим подарить вам «Права и обязанности учащихся младших классов», которые составили учащиеся вместе со своим учителем в школе штата Вашингтон в США. Мы, старшеклассники, пользуемся ими и хотим, чтобы вы тоже о них знали.

(на доску вывешивают права и обязанности и зачитывают их).

    Старшеклассник: Прав и обязанностей у нас много – сколько воздушных шариков мы принесли. Все они записаны в Декларации прав ребенка, где в форме 10 принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка. В 6-м принципе сказано, что ты имеешь право на любовь и понимание, предпочтительно со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь.

Давайте сегодня более внимательно рассмотрим этот принцип. Разберем, что он означает. (плакат с принципом вывешивают на доску).

    Старшеклассник: Посмотрите внимательно на фотографии, лежащие у вас на парте, и выберите ту, на которой отражена любовь и забота о ребенке.

    (выбранные фотографии помещают на доску).

    Почему вы выбрали именно эти фотографии? (ответы детей).

Ребята, как вы думаете: кто вас больше всего любит? Кто с вами ласково обращается? (ответы детей).

Ваши родители, бабушки и дедушки, сестры и братья – это ваша семья. Именно они вас больше всего любят. С ними у вас связаны радостные воспоминания. Вспомните, какие семейные праздники вы отмечаете? И на какие праздники собираетесь всей семьей? (ответы детей: дни рождения, Новый год, Рождество и др.)

    О вас заботится семья, где вас любят и понимают. А кто заботится о всех членах семьи, кто готовит  праздники, кто всегда рядом, кто учил вас ходить, кто привел вас в школу? (ответы детей).

Правильно, это мамы. Их жизнь пронизана заботой о семье. Опишите, пожалуйста, один день ваших мам. (ответы детей).

Подумайте, чем вы можете помочь маме для облегчения ее труда? (ответы детей).

    Обращая внимание на принцип: Итак, правильно ли записано в 6-м принципе Декларации (читает принцип).

    А теперь домашнее задание: нарисуйте свою семью, а может кого-то из вашей семьи, кто вас любит и ласково с вами обращается.

    Ваши рисунки украсят стены нашей школы. А мы с вами прощаемся и желаем успехов в учебе.

 

Тема:                 9-ый принцип прав ребенка.

 

Участники: учитель, старшеклассники, проводящие урок, учащиеся младших классов.

 

Оборудование: плакат с 9-м принципом; рисунки персонажей; законы дружбы и добра; воздушные шарики; права и обязанности учащихся младших классов.

 

                                      

 

 

Ход урока

 

    Старшеклассник: В нашей школе стало традицией в канун Всемирного дня прав ребенка, который отмечается 20 ноября, проводить Декаду правовых знаний. В прошлом году мы вам рассказывали об основном документе, где записаны наши права – Декларации прав ребенка. В Декларации в форме 10 принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка без всяких исключений и без какого-либо различия. В 9-ом принципе сказано, что они имеют право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, в том числе они не обязаны выполнять работу, которая затрудняет твое физическое и умственное развитие. Давайте сегодня более внимательно рассмотрим этот принцип. Разберем, что он означает.

 

    Актуализация вопроса. Детям раздаются рисунки со сказочными, литературными, мультяшными персонажами, олицетворяющими добро и зло.

 

    Ребята, посмотрите внимательно на рисунки, предложенные вам, и определите, какие герои на них изображены – добрые или злые?

    Почему вы решили, что эти герои злые? (ответы детей). Молодцы! Но кроме злых, есть еще и жестокие люди. Давайте вспомним сказку «Золушка»:

    «Отец девочки прожил недолго и вскоре умер. Мачеха сразу же показала свой злой нрав. Ее раздражала доброта падчерецы – рядом с этой милой девочкой ее дочери, капризные и избалованные, казались еще противнее. Мачеха свалила на девочку всю самую грязную работу в доме: она и посуду чистила, и полы натирала, и лестницу мыла, и камин топила… Золушка трудилась с утра до вечера. Иногда она напевала за работой, и тогда жестокие сестры заставляли ее выполнять еще какую-нибудь работу.

    - Золушка, не забудь укоротить мое голубое платье! – приказывала старшая.

    - И пришить кружева на мое розовое! – требовала младшая.

    - Ну вот, – вздыхая, говорила Золушка куклам, – сегодня погулять нам опять не удастся.

    У Золушкиных сестер спальня была с паркетными полами, с зеркалами и пуховыми одеялами. Перед сном они говорили: «Ах, как мы устали за день! То прогулка, то обед, то поездка за покупками!». Золушка спала на чердаке на тоненькой подстилке. Старенькое платьице не согревало ее в стылой убогой комнатушке. Ее единственными друзьями были куклы, и она ласково разговаривала с ними перед тем как лечь».

    Итак, какого человека мы можем назвать злым и жестоким? (ответы детей, затем на доску вывешивается образ злого человека).

    А какого человека мы можем назвать добрым, человечным?

(ответы детей, затем вывешивается образ доброго человека).

 

    Такие добрые люди работают в организациях, которые призваны защищать детей от жестокого с ними обращения. Это:

    - уполномоченный по защите прав ребенка –

    - работники службы доверия –

    - работники службы спасения –

    - пожарные – 01

    - милиция – 02

    - скорая помощь – 03

 

    Телефоны и названия вывешиваются заранее на доске.

 

    Старшеклассник: Ребята, а у вас в классе бывают случаи жестокости и нетерпимости по отношению друг к другу? (ответы детей). Но ведь всегда из конфликта можно выйти мирным путем. Как бы вы помирились? (ответы детей). А кто из ваших одноклассников самый добрый, самый внимательный, самый миролюбивый? (ответы детей). Чтобы в вашем классе всегда был мир, мы предлагаем вам «Законы дружбы и добра», звучат они так:

1.    В нашем классе все проявляют друг к другу уважение, терпимость, доброжелательность, заботливость, предупредительность.

2.    В нашем классе все дружат и помогают друг другу.

3.    В нашем классе никогда никто не будет жестоким, не будет никого обижать, не будет несправедливо относиться к другому.

4.    В нашем классе все радуются успехам друг друга в учебе, в спорте, в играх.

 

Согласны вы с этими законами? Тогда давайте каждый поставит под ними свою подпись, и затем вы повесите их на самом видном месте в классе, чтобы никто их случайно не забыл.

 

Сбор подписей.

 

    Надеемся, что наша с вами беседа сегодня поможет совершать вам только добрые поступки и дела и стать истинными товарищами.          

    Надеемся, что теперь в случаях проявления жестокости,

недоброжелательности по отношению к вам, вы знаете, куда и к кому вы можете обратиться за помощью и защитой.  А более полно о своих правах и обязанностях вы узнаете в старших классах на уроках обществознания.

    Желаем вам удачи!

 

 

 

 

 

Урок-практикум

Тема: Ваши права

 

Цели:

- знакомство с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека, Конвенцией прав ребенка;

- формирование правовой культуры;

- развитие навыков участия в дискуссии, умение излагать свою собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других4

- самоорганизация, творческий подход, коммуникабельность.

 

 

    Оборудование: Выдержки из текста Конвенции о правах ребенка, Конституции, декларации прав человека; иллюстрации из сказок.

 

                                       Ход урока

 

I.               Вступление.

    Старшеклассник: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок. В 1990 году Россия тоже приняла этот закон. В соответствии с этим документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

 

II.            Практическая работа

    Старшеклассник: Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание:

    - назовите, что надо ребенку, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни? (ответы детей).

    - теперь назовите потребности ребенка, которому 11-12 лет. (ответы детей).

    Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

(ответы детей).

Да, они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.

    Старшеклассник: Обратите внимание на перечень прав ребенка, которые дает нам Конвенция.

    У вас, как вы заметили, получилось много совпадений.

 

III.         Работа с иллюстрациями к сказкам.

    - К какой сказке относится эта иллюстрация? («Гадкий утенок»).

    - Все ли герои сказки относятся друг к другу по-братски?

    - Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

    - Должны ли все персонажи сказки иметь равные права, независимо от своего происхождения?

    - Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

    А). он был самым умным

    Б). он был не похож на других

    В). Он был самым красивым

    - Могли бы ребята твоего класса поступить как обитатели птичьего двора (ответы детей).

 

Задание 2.

    Рассматриваем иллюстрацию к сказке «Серая шейка»

    - Чья жизнь в опасности?

    - Кто посягает на жизнь?

    - Назовите героев этой сказки.

 

Задание 3. Показывая рисунок 7

    - Каким правом воспользовалась лягушка?

А). право на свободное перемещение

Б). право на образование

В). Право на труд

    - Кто помог лягушке воспользоваться этим правом?

    - Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?

А). в пределах болота

Б). в пределах страны

В). Без ограничений.

 

    Молодцы! Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми правами. Более полно о своих правах вы будете знакомиться в старших классах на уроках обществознание. Мы говорили только о правах и не говорили об обязанностях, а они тоже есть и их очень много, например: любить маму, хорошо учиться, помогать взрослым, уважать старших… Надеемся, что этот урок был интересным и полезным для вас, и желаем удачи.

   

Классный час

 

Тема: Толерантность: мы разные, но мы вместе.

                             (8-11 классы)

Годовщине Нюрнбергского процесса

над фашистскими преступниками посвящается

 

 

Цель: способствовать формированию толерантного мышления, активной жизненной позиции, повышению правосознания, уважительного отношения к представителям другой национальности.

 

Форма проведения: заседание круглого стола

 

Цитата на классную доску: «Я не люблю слово «толерантность», но не знаю слова лучше этого»  (Махатма Ганди)

 

    В рамках круглого стола принимают участие:

    1. Группа правозащитников

    2. Эксперты Международного гуманитарного права

    3. Эксперты международного военного трибунала в Нюрнберге

    4. Группа свидетелей – жертв нацизма и неонацизма

    5. Социологический центр

 

                                         Ход мероприятия

 

 

Ведущий: На заседании круглого стола будут рассмотрены следующие вопросы:

    - Что такое толерантность? Декларация принципов толерантности.

    - Правовая база международного гуманитарного права.

    - Нюрнбергский процесс как важная веха в развитии международного права.

    - Неонацизм не пройдет.

    - Подведение итогов. Социологический опрос.

    Тема «Толерантность: мы разные, но мы вместе» выбрана не случайно. Мы живем в многонациональной стране, где бок о бок находятся представители различных наций и народностей. Каждая из них имеет свой язык, религию, свою культуру, обычаи и традиции. И только уважение друг к другу, соблюдение прав и свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы друг к другу, то есть толерантны.

    Что такое толерантность? Обратимся к экспертам Международного гуманитарного права.

    1-ый эксперт: Толерантность (лат. «толерантум») – терпимость к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.

    16 ноября 2010 года мир в 15 раз отметил Международный день толерантности. Принято считать , что толерантность является одним из основных демократических принципов, неразрывно связанных с концепцией плюрализма, социальной свободой и прав человека. В 1995 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В Декларации дословно говорилось, что толерантность – человеческая добродетель, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

    2-ой эксперт: Толерантность – искусство жить в мире разных людей и идей, это способность иметь права и свободы, при этом не нарушая права и свободы других людей. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

    Толерантность – политика диалога и открытости. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона «толерантность» трактует коротко: терпимость и веротерпимость.

    3-ий эксперт: Толерантности надо учиться. Сегодня, в условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности: это идея к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам; это идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов.

    Однако мы знали и примеры игнорирования принципов Декларации толерантности. В прибалтийских государствах отсутствует толерантное отношение к русскоязычному населению. В этих государствах нет никакого диалога и политики открытости. Чего стоит тот факт, что эстонским правительством в первом чтении был принят законопроект «О сносе запрещенных сооружений», который позволит демонтировать памятники павшим советским воинам, освободившим Эстонию от фашистов. Как недолговечна память об их злодеяниях! Где же та самая толерантность, о которой так много говорят на Западе?

    Ведущий: Заседание продолжается. К нашей беседе присоединяются правозащитники.

    1-ый правозащитник: Мы выяснили, что толерантность – это способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. Принцип защиты прав и свобод человека – основной принцип Международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право – система юридических норм и принципов. Его правовую базу составляют Всеобщая Декларация прав человека, принятая Ассамблеей ООН в 1948 году, Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, а также Международные пакты о правах человека, запрещающие дискриминацию человека.

    2-ой правозащитник: Правовую базу Международного гуманитарного права составляет Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 году. Рассмотрим ее некоторые статьи.

    Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

    Статья 2. Каждый человек должен обладать правами и свободами, без каких либо различий, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений.

    Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

    Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

    Таким образом, рассмотренные нами статьи утверждают права и свободы каждого человека независимо от его национальности, языка, религии. В том и заключается принцип защиты прав и свобод человека.

    3-ий правозащитник:  Рассуждая о правах человека, нельзя не обратиться к Декларации прав ребенка, которая была принята в 1959 году. Вот некоторые ее принципы.

    Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, Языка, религии, политических или иных убеждений.

    Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами мира и всеобщего братства.

    Таким образом, принципы Декларации толерантности, Всеобщей Декларации прав человека, Декларации прав ребенка тождественны и взаимосвязаны, так как утверждают терпимость, взаимопонимание, права и свободы каждого.

    Ведущий: Переходим к вопросу «Нюрнбергский процесс как важная веха в развитии Международного гуманитарного права». Итак, слово предоставляется экспертам Нюрнбергского процесса.

    1-ый эксперт: История человечества знает много примеров нарушения прав человека, но самый вопиющий пример – это Вторая мировая война, когда от рук немецких нацистов, фашистских преступников, погибли миллионы людей. Впервые само человечество осудило военных преступников в ходе судебного процесса в Нюрнберге. В ходе процесса были расследованы и установлены злодеяния немецко-фашистских захватчиков против человечества. Как идеология фашизма, был осужден нацизм, основанный на идеях расового и национального превосходства немцев как арийской расы, нетерпимости к представителям других народов, так называемых «неарийских», которые лишились права на существование и подверглись тотальному уничтожению. Главная цель фашизма – расширение жизненного пространства и создание новой Великой Германии – Великого Рейха за счет уничтожения «низших», «неполноценных народов».

    Предлагаю выслушать свидетеля.

    1-ый свидетель: На оккупированной гитлеровцами территории создавалась система массового уничтожения населения. Здесь были зондеркоманды, которые проводили специальные фильтрации, «экзекуции», «ликвидации», организовывали лагеря уничтожения, сооружали и применяли «крематории», «газовые автомобили» и другие орудия уничтожения людей. У каждого немецкого солдата была так называемая «Памятка», где излагалась программа к действию. Вот выдержки из нее.

  

 

 «Помни и выполняй.

1.     Нет нервов, нет сердца, нет жалости – ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для Великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний…

2.     У тебя нет нервов, нет сердца, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай! Этим самым ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься навек.

3.     Мы поставим на колени весь мир. Германия – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки.

4.     Ты – германец: как подобает германцу, уничтожай все живое, думай о фюрере и ты победишь. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

2-ой эксперт: Нацисты творили чудовищные невиданные злодеяния. По заранее разработанным планам истязали, убивали мужчин и женщин, детей и стариков, здоровых и больных. Всюду, где побывали нацистские орды, оставались руины сел и городов, страшные могилы с трупами убитых и замученных мирных жителей и военнопленных, пепел сожженных людей. Гитлеровцы угоняли в рабство миллионы людей, грабили население, уничтожали школы и больницы, расхищали исторические и культурные ценности.

    Прошу вызвать свидетеля.

    2-ой Свидетель: Для массового уничтожения граждан применялись «газвагены» – большие закрытые автомашины, которые среди населения назывались «душегубками». Людей загоняли в «газвагены» и убивали путем пуска специального газа (окиси углерода). Потом трупы убитых баграми вытаскивали из машин в ямы, где их поджигали.

    Нацисты применяли массовые расстрелы: людей укладывали в заранее вырытые глубокие ямы и расстреливали. На них укладывалась новая партия людей, которых тоже расстреливали, пока рвы не заполнялись. Тела обливали бензином и сжигали. Чтобы заглушить крики при расстрелах, фашисты устанавливали мощные репродукторы, через которые передавали бравурную музыку.

    Ведущий: Из материалов Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-румынских захватчиков в городе Одессе.

    «Захватив Одессу, фашисты приступили к массовому истреблению советских людей. Мужчин, женщин и детей сгоняли в складские помещения (десятки тысяч человек). К складам начали подкатывать бочки с горючим. Через шланги фашисты поливали горючим стенки зданий, а потом их поджигали. Поднялся страшный крик. Женщины, старики и дети, объятые пламенем, кричали: «Спасите нас, не убивайте, не сжигайте – мы хотим жить!» Склады горели несколько дней, затем убийцы стащили обгоревшие трупы в вырытые ямы и закопали их».

     Прошу вызвать еще одного свидетеля.

    3-ий свидетель: «Фабрикой смерти» называли концентрационные лагеря. Убийство людей было поставлено на поток. Страшную славу снискали себе концентрационные лагеря Бухенвальда, Освенцима, Дахау, Майданека, Треблинка и другие. Только в Майданеке было истреблено 1,5 млн. человек; в Освенциме – 4 млн. человек. Для уничтожения людей применяли газовые камеры, крематории, проводили опыты – так называемые медицинские исследования: заражали раком, выкачивали кровь, замораживали людей, изготавливали из человеческого жира хозяйственное мыло, из человеческой кожи – сумки, кошельки, абажуры.

    Из допроса Зигмудта Мазура.

    «Профессор Шпапер дал мне рецепт изготовления хозяйственного мыла из человеческого жира. Брали 5 кг человеческого жира (уточню, что с 40 трупов можно собрать 70-80 кг человеческого жира). Варили в 10 литрах воды 2-3 часа, добавляли каустической соды, затем давали остыть. Мыло неприятно пахло, и для того, чтобы уничтожить этот запах, добавляли бензальдегид. Сам я лично использовал это мыло для своих потребностей: для стирки и туалета.»

Ведущий: Сейчас мы посмотрим некоторые фрагменты фильма об Освенциме. (Демонстрируется кинофильм «Освенцим»)

    Эксперт МВТ: Злодеяниям фашистских преступников нет предела, и о них забывать нельзя. Этим преступлениям нет ни срока давности, ни забвения.

    Процесс в Нюрнберге явился ответом на небывалые злодеяния фашистов, стал вехой в развитии Международного гуманитарного права.

    Из материалов Нюрнбергского процесса (отрывки из кинофильма «Нюрнбергский процесс»)

    Главный обвинитель от СССР Руденко говорил: «На полях битв человечество уже вынесло свой приговор германскому фашизму. В огне величайших боев были не только разгромлены гитлеровские орды, но и утверждены высокие принципы международного сотрудничества, человеческой морали. Обвинение выполнило свой долг перед Высоким Судом, перед совестью народов, своей совестью.

    Да свершиться Суд над фашистскими палачами, Суд народов, Суд справедливый и суровый!»

    Впервые к ответственности были привлечены официальные люди: военные и государственные деятели фашистской Германии. 12 человек были приговорены к смертной казни, а 7 человек – к пожизненному заключению.

    Из сообщения четырехдержавной комиссии по обвинению главных военных преступников: «Приговоры к смертной казни, вынесенные Международным военным трибуналом 1 октября 1946 года, были приведены в исполнение в нашем присутствии в 1 час 11 минут и закончилось в 2 часа 46 минут».

    Приговор Международного трибунала в Нюрнберге – это символ неотвратимого возмездия виновникам преступного заговора против мира и человечности, напоминание новым претендентам на мировое господство, нацистам и расистам нового толка, что неонацизм не пройдет!

    Ведущий: «Неонацизм не пройдет!» – следующий вопрос.

    Необъяснимо, но факт, что именно у нас, в России, где в годы Великой Отечественной войны погибло свыше 20 миллионов человек, где каждая пядь земли полита кровью защитников Родины, существуют неонацистские группировки, которые заманивают к себе молодежь, пропагандируя профашистские лозунги «Россия для русских!», «Инородцы, вон!». Настольной книгой этих организаций является книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Фашиствующие молодчики нападают на представителей других национальностей и расправляются с ними.

    Вызываем свидетеля.

    4-ый свидетель: За последние годы за городом Санкт-Петербургом закрепилась слава нацистского города. Начиная с 2003 года, там орудовала группировка «Бешеная толпа» – воинствующие националисты. В эту группировку входили подростки от 14 до 17 лет. Они регулярно занимались спортом, накачивали мышцы, не употребляли ни алкоголь, ни наркотики, вели здоровый образ жизни. Но у них была нездоровая идея: «Россия для русских». Они считали, что мир делится на своих и чужих, на белых и цветных, преследовали инородцев и расправлялись с ними.

    Так была убита на платформе пригородного вокзала цыганская девочка; смертельно ранена таджикская девочка Юсупова Султанат; избиты китайские студенты. Убит вьетнамский студент, на его теле были обнаружены 19 колото-резанных ран.

    Все преступления были квалифицированы по признаку межнациональной вражды.

    Ведущий: Что происходит с нами? Где соблюдение прав и свобод каждого независимо от национальности, цвета кожи, религии, языка, политических убеждений? Почему еще слышатся отголоски Нюрнбергского процесса, который вынес приговор нацизму, осудил эту систему, его идеологию? Уроки Нюрнберга забыть и похоронить нельзя! Будем бдительны и скажем: «Неонацизм не пройдет!», «Да здравствует толерантность! Мы разные, но как хорошо, что мы вместе!»

    Специалистами социологического центра был проведен опрос на тему «Толерантность: мы разные, но мы вместе».

    Предоставляем слово специалисту социологического центра.

    Ведущий специалист социологического центра: Цель нашего опроса была следующая – определить наличие толерантного мышления у обучающихся, их позицию в отношении возможных вариантов прекращения насилия на национальной почве; определить степень участия обучающихся в заседании круглого стола.

    Анкеты были розданы учащимся 6-11 классов. Всего участвовало –      человек. Результаты опроса свидетельствуют о том, большинство анкетируемых, а именно  _______     %, имеют друзей другой национальности и относятся к ним хорошо;  ________     % опрошенных считают, что у нас существует проблема межнациональных отношений. Значительная часть респондентов полагает, что остановить насилие можно, если воспитывать толерантность в школе, изучать традиции народов других национальностей, развивать культуру национального общения, ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.

    Ведущий: Мы приглашаем присутствующих, высказать свое мнение по теме заседания круглого стола и его проведению. Кто хочет высказаться?

    Завершая заседание круглого стола, можно сказать, что тема толерантности злободневна, вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, ее толерантное мышление.

    Заседание подошло к концу. Спасибо за внимание!

 

Социологический опрос на тему

«Толерантность: мы разные, но мы вместе».

 

1.     Есть ли у тебя друзья другой национальности?

    А) да;    б) нет

 

    2. Как ты относишься к людям другой национальности?

    А) хорошо

    Б) безразлично

    В) ненавижу

 

 

   3.В твоем поселке существуют проблемы межнациональных отношений?

    А) да;     б)  нет;

 

4.Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?

А) развивать культуру межнационального общения

Б) воспитывать толерантность в школе

В) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности

Г) ужесточить наказание за разжигание национальной вражды

   

   

Урок-игра           «Немного о праве»

(10-11 классы)

 

    Цели: создавать условия для активизации познавательной активности обучающихся к изучению темы, посвященной правовым основам общества; пополнить их знания в области теории государства и права; формировать умения анализа, обобщения общественных явлений; воспитание правовой культуры, чувств ответственности, принадлежности к коллективу.

 

    Форма проведения: игра – соревнование

 

    Условия проведения: В игре участвует 2 команды. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

 

    Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями конкурса; выставка правовых материалов; карточки с заданиями; тест; вопросы к викторин; кроссворд.

 

 

Ход мероприятия

 

    Учитель: Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против свободы».

    Итальянский историк и поэт Карло Бота утверждал: «Общественная свобода есть ни что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех».

    С каким из приведенных высказываний вы согласны? А, может, у вас есть собственная версия о роли права в жизни общества? Но не спешите сразу делать выводы. Прежде поучаствуйте в состязаниях-конкурсах. Итак, мы открываем игру «Немного о праве».

    Пояснение правил игры, представление жюри.

 

    Конкурс «Как бы я продолжил высказывание?»

   Участникам предлагаются карточки с незавершенными высказываниями о праве. Также они высвечиваются на экране. В течение минуты учащиеся должны закончить цитату или предложить свою версию и обосновать ее. Правильный ответ – 2 балла.

 

    На экране появляются законченные высказывания.

 

    Тест.

    Командам выдаются тесты. Кто быстрее ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 8.

 

     На экране появляются правильные ответы.

 

    Конкурс «Кроссворд»

    Каждой команде выдается кроссворд. Время его решения – 5 минут. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

 

    Викторина

    Команды получают карточки с вопросами викторины. По заданию конкурса необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

    На экране высвечивается портрет Сократа и ответ: «Что же мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?»

    На экране – текст статьи Конституции – Презумпция невиновности.

   На экране изображение богини Фемиды.

На экране столб с законами Хаммурапи и высказывание – принцип возмездия «Око за око, зуб за зуб».

 

    Конкурс «Зашифрованная фраза»

 

    Задание носило опережающий характер, было выдано накануне игры. Предлагалось расшифровать фразу. Ключом к разгадке является Конституция РФ. Участники должны были расшифровать и оформить фразу в виде плаката. Количество баллов – 3.

    Задание: В таблице 1 зашифрована фраза из 3 слов. Чтобы ее расшифровать, необходимо познакомиться с выдержками из статей Конституции РФ. Определить, из какой статьи Конституции она взята. Потом с помощью таблицы 2 определить, какой букве соответствует номер статьи и эту букву вписать в таблицу 1.

 

«Как бы я продолжил высказывание»

 

 

    - Цицерон, римский оратор: «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать…»

 

    - Тацит, римский историк: «Хорошие законы порождены дурными…»

 

    - Г. Гессе, писатель: «Лучше терпеть зло, чем причинять…»

 

    - В. Соловьев, русский философ: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в …»

Тест

 

1.    Каким является право Древней Греции и Древнего Рима?

 

А. Несовершенным

Б. Классовым

В. Классическим

 

2.    Физическое лицо – это:

А. гражданин, обладающий дееспособностью и правоспособностью

Б. физически крепкий человек

В. Человек, имеющий высшее образование в области физики

 

3.    При оценке деяний, запрещенных уголовным правом, учитывается вменяемость лица, т.е.:

А. его способность точно воспроизводить формулировки статей Уголовного Кодекса

Б. его способность предвидеть последствия своих действий

В. Его способность квалифицированно защищать себя в суде

 

4.    От какого слова происходит название Уголовного Кодекса?

А. от слова «угол» – почетное место в избе

Б. от слова «голова» – заглавная отрасль права

В. От слова «головьник» – убийца по-древнерусски

 

5.    Как с латинского переводится слово «constitutio», давшее название Конституции?

А. исполнение          б. установление            в. Запрещение

 

6.    К каким правам относятся права на жизнь, свободу, равенство?

А. к правам человека   б. правам гражданина   в. К всеобщим правам

 

7.    В 1948 году ООН приняла международный документ о правах человека. Как он называется?

А. Конвенция прав человека

Б. Всеобщая Декларация прав человека

В. Международный пакт о правах человека

 

8.    В какой главе Конституции РФ содержатся права человека?

А. второй   б. пятой    в. Десятой

 

Кроссворд

Вопросы:

1.     разновидность политического режима

2.     Сборник законов, регулирующих однородные общественные отношения

3.     «Элементарная частичка» права, образец поведения в определенной ситуации

4.     Высший нормативный акт государственной власти

5.     Система общеобязательных правил поведения, закрепленная в нормативных актах государственной власти, иногда выступает как синоним слова «закон».

6.     Структурный элемент правовой нормы, который описывает условия, при которых действует правовая норма.

 

ВИКТОРИНА

 

1.     Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и оскорблению действием, говоря проще, оппоненты его иногда поколачивали. После того как однажды философ получил пинок, его спутник высказал удивление, почему он не жалуется? Что ответил Сократ?

2.     В статье 49 Конституции РФ сформулирован принцип: «Каждый человек, подозреваемый в совершении преступления, считается не виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана …» Как этот принцип сформулирован в юриспруденции?

3.     Понятие «брак» как добровольный союз между мужчиной и женщиной произошло от древнерусского слова «братичи». Что означает слово «братичи»?

4.     Как зовут древнегреческую богиню правосудия? Что она держит в руках?

5.     В Вавилоне на площади перед царским дворцом возвышался каменный столб. На нем клинописью были написаны законы. Один из них: «Если раб скажет своему хозяину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его, как своего раба, а затем его хозяин может отрезать ему ухо». Как зовут царя, издавшего эти законы?

6.     Объяснить, в чем сущность принципа талиона? Принцип возмездия.

7.     Главным древнерусским источником светского права является «Русская правда». В этом сборнике законов предусматривались высшие меры наказания. Они назначались за убийство, разбой, поджег, казнокрадство. Что это были за меры наказания? Пояснить их сущность.

8.     В чем заключается депутатская неприкосновенность, закрепленная в Конституции РФ?

 

Выдержки из статей Конституции РФ

1.     «Достоинство личности охраняется государством».

2.     «Единственным источником власти является многонациональный народ».

3.     «Россия есть демократическое …государство …»

4.     «В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг».

5.     «Россия есть …правовое государство …»

6.     «Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ,…»

7.     «Право на жизнь».

8.     «Гражданство в РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом»

9.     «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина»

10. «В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная или иные формы собственности».

11. «Россия есть федеративное …государство».

12. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

13. «Россия есть …государство с республиканской формой правления».

14. «В РФ признается идеологическое многообразие».

15. «Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства …»

16. «РФ состоит из республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения».

17. «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности».

18. «Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти».

 

Таблица 1. Зашифрованная фраза.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

 

14

15

16

17

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Соответствие номера статьи Конституции РФ определенной букве.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

 

Ответы на задания

1.     Как бы я продолжил высказывание:

- «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать …(свободными)»

- «Хорошие законы порождены дурными …(нравами)»

- «Лучше терпеть зло, чем причинять …(зло)»

- «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий воле мир обратился в царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в …(ад).

 

2.     Ключ к тесту:

1В, 2А, 3Б, 4В, 5Б, 6А, 7Б, 8А.

 

3.     Кроссворд: 1-демократия, 2-кодекс, 3-норма, 4-закон, 5-право, 6-гипотеза.

 

4.     Викторина

 

1.     Сократ ответил: «Что же мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?»

2.     Презумпция невиновности

3.     Слово «братичи» означает отбирать, выбирать лучшее.

4.     Фемида, весы и меч.

5.     Хаммурапи.

6.     Принцип возмездия, «око за око, «зуб за зуб».

7.     Разграбление и поток, т.е. конфискация имущества и выдача преступника вместе с семьей в рабство.

8.     Недопустимость ареста, задержания, обыска, личного досмотра.

 

5.     «Зашифрованная фраза».

Уважайте  права  людей.

 

Урок-игра    «ПРАВА РЕБЕНКА»       

(8-9 классы)

 

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребенка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

 

Условия игры.  В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с заданиями.

Игра состоит из трех частей. Первая часть – разминка. Вторая часть – конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребенка. Затем решение проблемных ситуаций. Третья часть – блиц-турнир.

 

                              Ход игры

 

    Разминка

    Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определение всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

 

    Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности что-либо делать. Они носят естественный и неотчужденный характер. Все права делятся на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

    Декларация – документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер).

    Конвенция – международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

    Свобода мысли и совести – означает свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему ценностей. Право свободно выбирать вероисповедание.

    Дискриминация – ущемление или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.

    Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.

    1959 год –Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка.

    1989 год – Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

   

    Конкурс «Правовой статус ребенка»

    Каждая команда получает карточки с заданием, которое состоит из двух частей: 1) основные возрастные вехи в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 5 минут должны соотнести два набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10 баллов.

 

    Конкурс «Правовой выбор»

    Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1.     Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

        Каковы ваши дальнейшие действия?

 

2.     Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятия в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

         Как вы поступите в данной ситуации?

 

    Конкурс «Блиц»

 

    Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

- Конвенция прав ребенка принята в 1959 году? (нет)

- Декларация прав ребенка провозглашена в 1989 году? (нет)

- Россия подписала Конвенцию о правах ребенка? (да)

- Согласно Конвенции, ребенком признается лицо, достигшее 16 лет? (нет)

- брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)

- Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

- Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет?(да)

- Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

- Может ли несовершеннолетний быть арестован в случае совершения преступления? (да)

 

Дайте определение понятиям и назовите событие, которое стоит за датой.

 

Права человека –

 

Декларация –

 

Конвенция –

 

Свобода мысли и совести –

 

Дискриминация –

 

Геноцид –

 

1959 год

 

1989 год

 

Основные возрастные вехи в жизни ребенка: а) с рождения; б) 6 лет;

В) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет; ж) 17 лет; з) 18 лет.

 

Приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.

 

1.     Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

2.     Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.

3.     Несет уголовную ответственность за любые преступления.

4.     Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке.

5.     Имеет самостоятельное право заключения трудового договора.

6.     Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

7.     Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.

8.     Может быть членом кооператива, акционерного общества.

9.     Может быть объявлен в установленном порядке полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.

10. Имеет право на получение паспорта.

11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

12. Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.

13. Может быть исключен из школы за нарушения.

14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления.

16. Может вступать в молодежные общественные объединения.

17. Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.

18.  Допускается поступление на работу с согласия одного из родителей.

19. Может вносить вклады в банки и распоряжаться ими.

20.  Может осуществлять права автора, охраняемого результата своей интеллектуальной деятельности.

21. Вправе распоряжаться своим заработком.

22. Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

23.  Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

24. Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.

26. Может вступать в детские общественные объединения.

27. вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28.  Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

29.  Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

30.  Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

31.  Дает согласие на изменение имени или фамилии.

32.  Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

33.  Вправе посещать школу.

34.  Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

35.  Имеет право на имя, отчество и фамилию.

36.  Приобретает право на гражданство.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная игра по избирательному праву

 

«Мы – будущие избиратели!»

(В рамках Единого информационного дня по избирательному праву)

 

    Цель:

    - повышение правовой, электоральной культуры молодежи;

    - формирование у молодых людей гражданской ответственности, увеличение интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами;

    - раскрыть главную цель выборов в современной России, основные принципы проведения выборов;

    - развивать умения учащихся сравнивать, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам, анализировать документы;

    - способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.

 

    Методы работы: репродуктивные, исследовательские, творческие, интерактивные.

 

    Тип урока: образовательный урок-практикум.

 

    Оборудование урока: На доске записан эпиграф: «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством».

                                                            Аристотель.

 

    Предварительная подготовка:

  -  Команды готовят плакат «Мы – будущие избиратели!».

  - Предвыборная программа кандидата на должность Президента школы;

  - Выступление доверенного лица;

  -  Изучают материал по избирательному праву.

 

    На урок в качестве «наблюдателей» приглашаются: члены участковой избирательной комиссии, депутаты местного совета и районного совета.

 

    План урока: 1. Вступительная часть. Роль выборов в современном мире и задачи молодого поколения в выборах.

    2. Организационная часть. Конкурсы, викторины, ситуативные задачи, ролевая игра, составление синквейна.

    3. Подведение итогов. Заполнение оценочного листа.

 

 

Тесты и задания по теме:

«Избирательное право. Избирательный процесс»

 

    Задания предполагают: выбор одного правильного ответа; заполнение пробела в высказывании; дополнение перечня; объяснение ситуаций.

 

1.     Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 30 лет   б) 35 лет   в) 40 лет

    2. Кандидат в Президенты должен постоянно проживать в РФ не менее:

         а) 5 лет   б) 7 лет   в) 10 лет

    3. Если кандидат в Президенты РФ сам выдвинул свою кандидатуру, то на бланке бюллетеня напротив его фамилии пишется слово __________________.

    4. Президент РФ избирается гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при _______________.

    5. Группа избирателей вправе поддерживать самовыдвижение на пост Президента РФ

   а) только одного кандидата  б) двух кандидатов  в) любого количества

    6. Могут ли члены избирательной комиссии участвовать в предвыборной агитации?

   а) да             б) нет                 в) по желанию

    7. Содержит ли избирательный бюллетень разъяснение о порядке его заполнения?

    а) да                  б) нет

    8. Голосование на выборах в органы государственной власти проводится:

   А) с8-оо до 20-оо часов по московскому времени

   Б) с 8-оо до 20-оо часов по местному времени

   В) с 8-оо до 24-оо часов по московскому времени

    9. Вправе ли член избирательной комиссии выдавать новый бюллетень взамен испорченного?

    а) да                б) нет            в) с согласия председателя комиссии

    10. Вы узнали, что вам необходимо надолго выехать в соседний город, поэтому проголосовать в день выборов Президента РФ на своем избирательном участке вы не можете. Какими будут ваши действия? __________________________________________________________.

 

    11. Считаются _________________ подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукотворным способом или карандашом.

    12. Доверенные лица имеются:

    А) у кандидатов в Президенты

    Б) у кандидатов в члены Государственной Думы

    В) у кандидатов во все органы власти

    13. Если человек по уважительной причине не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то _______________________.

 

Опросно-оценочный лист

 

1.     Интересовались ли вы ранее политическими событиями, и в частности выборами?

 

2.     Поможет ли вам это занятие в вашем первом голосовании?

 

3.     Хотели бы вы получать знания по избирательному праву в будущем?

 

4.     Что вам понравилось на занятии? Чему научились?

 

5.     Что важного поняли для себя?

 

6.     Какие задания вам показались наиболее увлекательными?

 

7.     Испытывали ли вы трудности при выполнении тестов?

 

8. Как вы оцениваете свое участие в уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010