Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе

Автор:
Жогло Татьяна Борисовна

Аннотация:

Статья посвящена проблемам самореализации учащихся на уроках, содержанию деятельности учителя на уроке по развитию ключевых компетенций учеников. Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. На уроке для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Целью работы является раскрытия механизмов создания ситуации успешной деятельности ученика на уроках, что  особенно актуально в свете реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта, делающего акцент на саморазвитии и личностном самоопределении обучающихся.

Статья:

     Задача школы – выполнение требований общества. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

       Новый Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования  делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».[1]В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учеников. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: владение основами научного метода познания окружающего мира, мотивирование на творчество и современную инновационную деятельность, готовность к учебному сотрудничеству, осознание себя социально активной личностью. В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учетом создания условий для самореализации ученика на уроке.

      Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А. Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека – идеальным потребностям.

     Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. На уроке для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.

     Учебная деятельность школьников на уроках неодинакова по эффективности, она зависит от образованности и личностных качеств учащегося. Процесс выработки умений и навыков представляет собой процедуру освоения учащимися тех или иных знаний. Он протекает с различной скоростью. Скорость усвоения материала по любой теме выражается через познавательную активность ученика, его отношения к процессу познания и результату.                   Основные формы и методы организационной работы учителя должны быть ориентированы на  активизацию личности, то есть необходимо создать условия, когда каждый может развиваться в индивидуальном ритме и темпе.

     Основными задачами учителя при организации учебной деятельности учащихся являются:

·        развитие ключевых компетенций, коммуникативных качеств учеников;

·        формирование навыков самообучения, самоконтроля, самопроверки, самооценки, рефлексии;

·         формирование умения ставить перед собой цель и намечать пути её достижения; формулировать проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и проверять их достоверность;

·        увеличение творческого потенциала учащихся, развитие критического мышления.

     Реализация этих задач связана с деятельностным подходом в изучении истории и обществознания в школе. Под таким подходом понимается « планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников».[2]

     Деятельностный подход создает условия для самореализации ученика на уроке, т.к. в его основе лежит не управление учебной деятельностью, а сопровождение учебной деятельности школьника. Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка, подростка.

     Учитель, основываясь на деятельностном подходе, выбирает формы, методы и приемы организации учебной деятельности школьников, которые способствуют самореализации учащихся.

 

1). Создание на уроке ситуации успешной деятельности ученика.

 

     Когда  у ученика возникает желание что-то сделать на уроке? Тогда, когда он понимает, что с заданием он может справиться, то есть учитель строит работу учащихся на уроке таким образом, чтобы каждый мог добиться определенных успехов на уроке и не испытывать страх перед заданием. С этой целью  используется система разноуровневых заданий – тестов:

1 уровень – тесты специальных способностей и достижений( проверка знания дат и событий, проверка знания места действия, знание персоналий, знание исторических фактов)

2 уровень – альтернативные задания( оценка истинные или ложные утверждения, знание первоисточников, прочитанных самостоятельно, задания на восстановление

соответствия);

3 уровень – тесты интеллекта ( группировка исторической информации, аналогии, определение последовательности)

Каждый уровень соответствует определенной оценке знаний, ученики сами выбирают уровень тестов, таким образом, каждый ученик выполняет тот объем заданий, который ему по силам. Учитель может определить исходный уровень знаний и умений школьников, устранить пробелы и иметь основания для объективной оценки достижений и класса в целом и каждого ученика в отдельности.

 

 Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке»

 

     Успех или неуспех деятельности ученика на уроке выражается в оценке. Различные виды деятельности ученика на уроке оцениваются баллами, которые потом переводятся в оценку, если нет возможности оценить деятельность ученика сразу. Тот вид деятельности, который наиболее доступен ученику, позволяет ему на протяжении нескольких уроков заработать положительную оценку. Для учета баллов учитель ведет специальную карту:

Карта «Накопительная оценка деятельности ученика на уроке»

1. Краткий ответ, дополнение к ответу одноклассника – 1балл

2. Работа по новой теме – 2-5 баллов

3. Формулирование проблемного вопроса по новой теме -2-5 баллов

Перевод баллов в оценку:

Количество баллов соответствует оценке ( 4балла – «4» и т.д.)

 

Ф.И.О.

Дата

23.02

25.02

27.02

 

 

 

 

 

Балл

Иванов Иван

1+2

1

1, оценка -5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Такой подход к оценке деятельности ученика  создает психологически комфортную обстановку, что способствует самореализации учащегося на уроке

 

Метод «работа в парах»

 

     Этот метод используется  при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности, как правило, всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью и взаимной ответственностью учеников. Знания ученика – консультанта активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Разновидность данного метода – работа в малых группах(до 5 человек). Организация самостоятельной работы учащихся на основе группового метода способствует развитию социально-адаптивной, коммуникативной компетенций.

Памятка для работы в группах.

1. Работа в группе не исключает самостоятельной работы!

2. Внимательно прочитай вопросы по теме, которую надо изучить.

3. Тщательно изучи материал параграфа.

4. Постарайся ответить на вопросы по новому материалу самостоятельно.

5. Проконсультируйся по наиболее трудным для тебя вопросам у товарища в группе, если вопрос вызывает трудность в усвоении, попроси помощи у учителя.

6. Проведите взаимоконтроль в группе

 

2) Раскрытие содержание темы через различные виды творческой деятельности.

 

     На уроке создаются условия для формирования структурных элементов творческих способностей, позволяющих максимально благополучно социализироваться в обществе.

Примеры творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время:

  • Моделирование исторической ситуации( письмо из прошлого, макеты, создание образа исторического деятеля)
  • Литературная обработка исторической темы (сказки, стихи, рассказы)
  • Театрализованные сюжеты, ролевые игры
  • Заочные экскурсии
  • Научно-исследовательская деятельность

 

3) Моделирование учебного задания по теме.

 

     Учебный материал урока – база для самореализации. Ученики самостоятельно готовят задания по изученному материалу, затем , во время опроса , меняются заданиями с соседом по парте и осуществляют взаимоконтроль по теме.

Виды заданий:

  • Тесты
  • Проблемные вопросы
  • Текст с ошибками
  • Кроссворд
  • Заполнение таблицы и др.

 

4) Опережающие задания.

 

     Учитель организует изучение нового материала накануне или за два-три урока до планового изучения темы.

Данные задания помогают самореализации наиболее сильных учеников.

Виды опережающего задания:

  • Самостоятельное изучение темы, выступление на уроке в качестве помощника учителя
  • Подготовка дополнительного материала к уроку
  • Подготовить вопросы учителю по разделам  новой темы, которые вызвали особое затруднение при изучении

 

5) Проектная деятельность.

 

     Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проекта способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче самореализации ученика.

Виды проектов:

  • Исследовательские проекты

      ( биография исторического деятеля,  генеалогическое древо)

  • Информационный проект(выставка реликвий)
  • Творческий проект (интервью у…)[3]

 

6) Проблемное изложение материала

 

     Суть проблемного изложения в том, что учитель ставит проблему, а затем предлагает перечень фактов, в которых нет прямого ответа на логическое задание, но есть скрытый путь его решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого движения, следят за его логикой, чтобы затем заново вернуться к поставленной в начале  урока познавательной задаче. Здесь важно понять смысл стимуляции мыслительной активности учащихся. В основе этого процесса – «скрытая» позиция учителя, заостряющего конфликт между познавательной задачей и системой фактов. К моменту завершения  учительского монолога, учащиеся уже готовы вернуться к началу, чтобы дать ответ на логическое задание.

     Чтобы проблемная ситуация органически вошла в учебный процесс, она должна принять форму познавательной задачи. Познавательная историческая задача имеет собственную инвариантную структуру. Собственно содержание задачи с заложенной проблемной ситуацией и логическое задание, показывающее направление ее развития[4]

 

Структура проблемного изложения:

 

 

 

 


Пример познавательного задания:

 

     На реформы Петра I существует несколько точек зрения:

1. «Петр… был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества» (Н.И.Павленко, современный историк)

2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н.Толстой, писатель)

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.[5]

 

7) Метод «незаконченная тема»

 

     При изучении новой темы учитель не излагает тему полностью, а предлагает учащимся смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким  образом

Пример:

      Тема: «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов». 8 класс

Учитель начинает изучение новой темы с изложения причин восстания декабристов, знакомит учащихся с планом восстания, характеризует ситуацию накануне восстания. Учащиеся должны продолжить рассказ учителя, моделируя свой вариант развития событий. Затем учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстом параграфа, выяснить, насколько они были близки к действительному развитию событий, и объяснить, почему события развивались именно таким образом.

 

8) Изучение темы по проблемным вопросам и маршрутным листам.

 

     Учитель организует самостоятельную работу учеников по новому материалу . Для этого учитель готовит проблемные вопросы по тексту параграфа или составляет маршрутный лист изучения новой темы, который направляет работу ученика по новой теме, помогает акцентировать внимание ученика на наиболее важных вопросах темы, содержит разные формы и методы самостоятельной работы, что способствует развитию когнитивной, социально-адаптивной, коммуникативной компетенций учащихся.

 

Варианты самостоятельной работы учащихся:

 

 Тема: «Традиционные общества Востока» (п.28, учебник «История Нового времени 1500-1800», авт. А.Я.Юдовская, М. Просвещение, 2009г.) 7 класс

 

  Вопросы для самостоятельной работы с текстом параграфа:

1. Почему в Индии с 1526 г. правила династия монголов?

2. В Индии было 2 религии: религия завоевателей и национальная религия. Назовите эти религии. Какая религия была главной?

3. В период правления Акбара (1556-1601гг) установился «мир для всех». Кого и как примирил Акбар, ведь в Индии были различные слои населения – землевладельцы, крестьяне, торговцы, занимающие неравное положение в обществе?

4. В 1600 англичане основали Ост-Индскую компанию. Почему это стало возможным?

5. В 1757 г. император Китая объявил свою страну закрытой. От кого «закрыл» Китай император. Были ли в «закрытом»государстве «открытые» места?

6. В Китае – император. В Японии - ?

7. Какая религия в Японии в 17в. стала государственной?

8. Что такое  кабуки?

8. Когда, почему и от кого «закрыли» Японию?

 

Маршрутный лист по теме: «Иван III - государь всея Руси». (10 класс)

 

Задание: Самостоятельная работа с материалом параграфа 17, учебник А.Н.Сахарова «История России с древнейших времен до конца 16 века», изучение новой темы по маршруту: (7 пунктов)

 

1. Предпосылки образования единого русского государства.

 

Предпосылки(причины)

Содержание

Экономические

 

Политические:

А) внутриполитические

Б) внешнеполитические

 

Религиозные

 

 

 

2. Объединение и централизация русских земель.

 

Объединение:

Дата

Земли, подчиненные Москве

 

 

Когда можно говорить о централизации русских земель?

 

 

3. Свержение ига.

 

Усиление престижа московской власти.- В чем прослеживалось?

Распад Орды.

«Великое стояние» на р. Угре – 1480г.

 

4. Централизация  власти:

 

Герб

Россия

Придворный этикет

 
                                  Великий князь – государь всея Руси (1485г)

                                                  

 

                                           Боярская    Дума – совет при князе

                                     (вопросы внутренней и внешней политики) 

                      Казна                                      Приказ                           Дворец

Местная власть: уезды – кормленщики



 


                             Волости – волостели

Кормление - ?

 

Блок-схема: перфолента: Юрьев
день5. Судебник 1497 г.

 

1) Какую систему управления страной утвердил Судебник?

2) Какой суд провозглашался по Судебнику?

3) Какие преступления считались наиболее тяжкими, какие были наказания ?

4) Какие слои населения защищали новые законы?

5) Какие ограничения для крестьян вводились по Судебнику? Почему это называют началом оформления крепостного права?

 

6. Внешняя политика.

 

Перечислите основные события внешней политики на следующих направлениях:

1. Западноевропейское

2. Северо-западное

3. Восточное

 

7. XV век – процесс складывания великорусской народности.

 

 Какие явления в развитии страны этому способствовали? Продолжите предложения:

1. Москва стала_____________________________________________

2. На общей территории развивается единый______________________________

3. Народ объединяла ______________________________ с Ордой.

 

Рефлексия.

 

1. Каковы были основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства? Укажите на менее двух. Назовите не менее трех территорий, присоединенных к Московскому княжеству в XV – первой четверти XVI в.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чолхан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита. Укажите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев (не менее двух причин). Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси? Назовите не менее двух последствий.[6]

 

    Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности, развивает способности школьников ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

 

Литература:


 Статьи из журналов и сборников:

Л.Н.Алексашкина - Деятельностный подход в изучении истории

в школе //Преподавание истории и обществознания в школе. -  2005. - № 9.  -  С. – 10.

О.В.Владимирова -  История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «История России с древности до начала XVII века». -  2008 – С. – 135.

Самое полное издание вариантов ЕГЭ 2011. История. -  АСТ Астрель. Москва. ФИПИ -  2010 – С. - 130

И.С.Сергеев - Как реализовать компетентностный подход в

обучении //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. – 31.

В.В.Шоган – За строкой учебника методики (новые методы обучения) //За строкой учебника истории. – 1995. – С. – 135.

                                                                                                
 Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru

 

 



[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

 

[2] Л.Н.Алексашкина «Деятельностный подход в изучении истории в школе», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, №9, 2005г.

 

[3] И.С.Сергеев «Как реализовать компетентностный подход в обучении», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2004 г.

[4] За строкой учебника истории. Ростов-на-Дону, 1995г.

 

[5] Самое полное издание вариантов ЕГЭ 2011. История. АСТ Астрель. Москва. ФИПИ 2010

 

[6] О.В.Владимирова. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «История России с древности до начала XVII века». АСТ.Астрель. Москва. 2008г.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010