Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок истории в 7 классе «Великий сын земли Поморской».

Автор:
Гончаров Александр Юрьевич

Аннотация:

Постижение истории начинается с изучения малой родины. Этот урок разработан и проведён Гончаровым Александром Юрьевичем в рамках регионального компонента в честь 300-летнего юбилея М.В.Ломоносова. Урок с использованием ИКТ развивает у учеников познавательный интерес, что в свою очередь способствует хорошему усвоению учебного материала; за счёт красочности и привлекательности слайдов повышается эмоциональный настрой, желание узнать содержимое слайдов.

Данная разработка может помочь учителям в преподавании истории, а также может быть использована коллегами во внеклассной работе

Статья:


Цели:

Ø                  Углубить знания учащихся о научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова.

Ø                  Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившему миру великого человека М.В.Ломоносова.

Ø                  Совершенствовать коммуникативные навыки путём выступления перед одноклассниками.

Тип урока: Урок новых знаний.

Форма проведения: устный журнал

Средства обучения:

1.                  Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2.                  Презентация (MicrosoftPowerPoint) для сопровождения урока (Приложение 1).

3.                  Тест (MicrosoftExcel) (Приложение 2).

Подготовительная работа:

Инициативной группе учащихся заранее раздаются задания для сообщений и четверостишия стихотворения Н.Рыжова «М.Ломоносов».

 

Ход урока

Слайд №1 (Приложение 1)

Учитель: Много славных имён оставил наш народ мировой науке. Образ М.В. Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего, по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных учёных в истории мировой науки, чьё имя связано с развитием целого ряда наук. Жизнь и творчество великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной. Сегодня на уроке мы постараемся углубить свои знания и узнать что-то новое о жизни и деятельности нашего великого земляка. А наш урок будет проходить в форме устного журнала. В конце урока вы постараетесь ответить на вопросы тестового задания.

Слайд №2 (Приложение 1)

1 ученик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство. Когда Ломоносову было девять лет, мать умерла. В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Летом 1724 года она умерла. Спустя несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

2 ученик: Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) крепок был здоровьем. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания – в Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние – до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Будучи мальчишкой смышлёным, Михайло очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался грамоте у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были \\\"Грамматика\\\" Мелентия Смотрицкого, \\\"Арифметика\\\" Леонтия Магницкого, \\\"Стихотворная Псалтырь\\\" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

Слайд №3 (Приложение 1)

3 ученик:Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. В морозную декабрьскую ночь 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Михайло был в Москве, где он не знал никого.

4 ученик: Первый день он провёл в торговом рыбном ряду. На второй день рано утром им овладело отчаяние. Он упал на колени и начал плакать и молиться, не зная, что ему делать дальше, куда и к кому податься. В этот момент явился приказчик из одного богатого дома покупать рыбу. Он оказался земляком Ломоносова. Узнав о том, что привело его в Москву, он отвёл юношу к себе и поселил вместе с господскими слугами. У приказчика был знакомый монах Заиконоспасского монастыря, в котором помещалась Славяно-греко-латинская академия. Монах согласился походатайствовать за Ломоносова. Так как крестьянских детей в учение не принимали, ему пришлось пойти на обман и назваться дворянином, и, благодаря помощи земляков, Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Через полгода его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода - из второго - в третий. Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний он не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке, а ответов на многие свои вопросы юноша не находил.

Слайд №4(Приложение 1)

1 ученик: В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе трёх лучших студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

2 ученик: Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738 году отправил в Петербургскую академию наук своё первое научное сочинение по физике; в 1739 году закончил «Физическую диссертацию…»; начал работу по изучению правил стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду «На взятие Хотина» и т.д. Не поладив с мрачным, ворчливым и властным Генкелем, Ломоносов ушёл из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В Германии встретил свою любовь – немку Елизавету Цильх, которая стала его женой. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Её потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской области, существует доныне.

3 ученик: Пять лет, проведенных им в Германии, напоминают приключенческий роман. Ломоносов, преуспев в постижении наук, влюбляется в дочь своей квартирной хозяйки, женится на ней, сражается на дуэлях, ссорится с одним из профессоров, делает долги, скрывается от кредиторов, обманом его завербовывают в прусскую армию, он спасается бегством, возвращается в Россию, следом за ним приезжает разыскивающая его жена с двухлетней дочерью. Широта натуры проявлялась у Ломоносова во всем — и в науке и в жизни.

Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд №5 (Приложение 1)

4 ученик: В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) «физического класса». А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формулирует «всеобщий закон природы», то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.

1 ученик: С особым интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет «Краткое руководство к красноречию», в 1750 году создаёт трагедию «Тамира и Селим» (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайло Ломоносова». В 1752 году появляется трагедия «Демофонт». В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла».

Слайд №6 (Приложение 1)

2 ученик: В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. В 1753 г., Ломоносову удается устроить фабрику мозаики. Из цветного стекла, он сам будет творить великолепные картины. Ещё в 1752 году закончена первая – «Мадонна», сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – «Полтавская баталия», в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

Слайд №7 (Приложение 1)

3 ученик: В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством. Но не всё так легко и гладко было на его пути: во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михайло Васильевич смерть друга. Трудно было и в Академии. Там так много учёных-иностранцев, которые чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. Всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер!

Слайд №8(Приложение 1)

4 ученик: Особенно важным в жизни Ломоносова становится 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, «…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть! Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!  

Слайд №9(Приложение 1)

1 ученик: В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии Наук. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны.

2 ученик: В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учёными людьми?». Учёные люди, - доказывает Ломоносов, - нужны «для Сибири, для горных дел фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов,  военного дела, хода севером».

Имя Ломоносова становится известным. Его первым из русских учёных избирают почётным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание.

3 ученик: Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы», произносит «Слово о происхождении света», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Рассуждение о большей точности морского пути», создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы «Пётр Великий» и так далее, так далее, так далее… Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а, сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его «Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова», собрал отзывы о своих работах и оформил их как «Свидетельства о науках советника Ломоносова».

Слайд №10 (Приложение 1)

4 ученик: Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в «большие» люди, получил чины и признание, стал крупным учёным. Но, очевидно, положил на это слишком много сил.

«Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко, – пишет современный биограф. – Отяжелевший, но всё ещё порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины».
И вот 4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Ломоносова».

Михаил Васильевич похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Слайд №11 (Приложение 1)

Учитель: Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке. И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли Великого Помора!

(на фоне 2-го концерта С.В.Рахманинова ученики поочерёдно читают стихотворение Н.Рыжова «М.Ломоносов»)

1-й чтец:    Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

2-й чтец:             Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

3-й чтец:    Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

4-й чтец:             Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

5-й чтец:    Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

6-й чтец:             В неё вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

 

Для закрепления материала можно выполнить тест (Приложение 2)

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Ломоносов М.В.» - М: Школьная библиотека, 2006 г.

2. Шапира Н. Ломоносовский турнир //Литература – Первое сентября, 2006. № 11.

3. Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Издательство Московского университета. - М.: 1986.

4. Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Архангельск: 2006.

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010